Культура и образование: культурологический подход 2 страница

Авангард (фр. a vantgarde ─ передовой отряд)– 1) Часть войск (флота), находящаяся впереди главных сил при движении в сторону противника.2) Передовая, ведущая часть общества; люди, возглавляющие какое-либо общественное движение. 3) То же, что Авангардизм. Художественное течение XX в., характеризующееся стремлением к коренному разрыву с традициями и принципами классического реализма, поиском новых, необычных выразительных средств [Словарь-справочник по культуре речи для школьников / Отв. ред А.А.Евтюгина. –Екатеринбург: У-Фактория, 2005. С.194].

 

АВАНГАРДИЗМ (фр. a vantgarde ─ передовой отряд)– термин, обозначающий течения в искусстве XX в., которые, порывая с реалистической традицией, усматривают в ломке установившихся эстетических принципов, способов построения художественной формы основной путь к достижению искусством своего назначения. Будучи крайним выражением более широкого направления модернизма, А. видит в абсолютизации традиционных принципов искусства тенденцию к выделению его в особую самодовлеющую эстетическую сферу. Отсюда атаки авангардистов на эстетизм традиционного искусства, поиски различных, часто внеэстетических, способов прямого воздействия на реципиента (читателя, слушателя, зрителя). Среди этих способов: подчеркнутая эмоциональность, обращение к непосредственном чувству (экспрессионизм), культ машины, противопоставленной несовершенству человека, представление о «самоцельности» слова (футуризм),разрушение всякого смысла (дадаизм), «психический автоматизм», воздействие на подсознательные импульсы (сюрреализм)и т. п. Авангардисты отказываются от таких элементов реализмав искусстве, как сюжет, характер,рассматривая их как проявление ложного «идеологического» подхода к действительности. Творческая природа А., как считают некоторые искусствоведы, во многом связана с динамикой научно-технического прогресса, решительно изменившего облик и ритмы современного мира, с развитием отвлеченного мышления, обусловившего тяготение к искусству ассоциативных структур (перенос акцента с внешнего на внутреннее, с лицезрения эстетических объектов на их переживание). С этим связана элитарная тенденция в А., стремление создать почти физически ощутимую напряженность между непроницаемой структурой произведения и воспринимающим сознанием («новый роман», содержащий безличные реестры вещей, «конкретная поэзия», в которой налицо лишь формальная структура, драма абсурда, демонстрирующая алогизм привычной на вид действительности, и т. п.). В общем плане разрушение в А. установившихся канонов и формообразующих элементов как помех к непосредственному и наиболее адекватному, с точки зрения его приверженцев, восприятию действительности осуществляется в виде либо интуитивного ее освоения (в т. ч. и нерасчлененно-мифологизированного), либо наглядной констатации принципиальной невозможности такого освоения из-за тотального отчуждения от реальности. А. начал бурно развиваться в 10—20-х гг. XX в., когда с особой силой обнаружился крах буржуазной идеологии. Как явление художественной культуры А. был крайне неоднороден и с точки зрения социальных позиций его приверженцев, и в плане стилистики их художественного творчества. К русскому А. в изобразительном искусстве относят, например, таких весьма разных, самобытных, талантливых художников, как Д.А. Шагал, П.Н. Филонов, К.С. Малевич, В.В. Кандинский. Принципиальная же антиидеологическая направленность многих представителей А. на Западе привела их в 60-х гг. к смыканию с позицией «нового левого радикализма», выразившейся в отрицании культуры под предлогом ее «идеологичности» и в утверждении противостоящей ей контркультуры. Различные формы А. развиваются и в современном искусстве [Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. –М.: Политиздат, 1989. С.6-7].

 

АВГИЕВЫ КОНЮШНИ ─ в греческой мифологии огромные и сильно загрязнённые конюш­ни царя Элиды Авгия, очищенные от не­чистот в один день Гераклом, направив­шим в них воды реки (один из его 12 подвигов) [Популярный энциклопедический словарь. С.12].

АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ (авто... и kephale ─ голова) ─ в православии адми­нистративно самостоятельная (поместная) цер­ковь. В нач. 1990-х гг. было 15 А.ц., которые согласно русскому диптиху чести и древности расположены таким образом: Константи­нопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузин­ская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албан­ская, Польская, Чехословацкая, Амери­канская. Под юрисдикцией Иерусалим­ской церкви находится Синайская автоке­фальная церковь, Константинопольской ─ Финляндская автокефальная церковь, Рус­ской ─ Японская автокефальная церковь (с 1970) [Популярный энциклопедический словарь. С.17].

АВТОНОМИЯ В ОБРАЗОВАНИИ (греч. autonomia ─ независимый) ─ один из основных принципов государственной политики в области образования, предусматривающий самостоятельность образовательных учреждений в подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и их уставами, утвержденными в установленном законодательством порядке [Дополнительное профессионально-техническое образование по охране труда и промышленной безопасности: Учебный терминологический словарь / Авторы-составители В.А.Корытов, Ю.В.Давыдова, М.В.Давыдов, А.В. Семенихина. –Уфа: Изд-во НОУ «Межотраслевой институт», 2007. С.6]

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ─педагогическая концепция, согласно которой воспитательные отношения строятся на беспрекословном авторитете воспитателя и подчинении воспитанника его воле. Подавляя инициативу и самостоятельность детей, А. в. препятствует развитию их активности, индивидуальности, ведёт к конфронтации между воспитателями и воспитанниками. В результате человек вырастает пассивным, безответственным, склонным к конформизму. А. в. противостоят концепции естественного воспитания и свободного воспитания.[Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. –М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С.10].

АВТОРИТАРНОСТЬ ─ (лат. auctoritas – власть, влияние) ─ доминирование власти одного лица в государстве или в коллективе; сопровождается, как правило, деформированием для этой цели ранее сложившихся законов и норм [Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И.Аверьянов. –М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. С.16.]

 

Авторитет (лат. auctoritas – власть, влияние) – влияние какого-либо лица, группы или организации, основанное на знаниях, достоинствах, жизненном опыте. Выражается в способности носителей авторитета направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства и поступки других людей, а также в признании за носителем авторитета права на руководство, в готовности следовать его указаниям и советам. Значение авторитета в воспитании определяется ролью личности воспитателя в этом процессе. От того, насколько в глазах детей авторитетны конкретные педагоги и весь педагогический коллектив, зависит успех создания воспитывающей ситуации [Педагогика досуга: терминологический словарь / Сост. О.Н.Хахлова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. С.5].

 

АВТОРИТЕТ ПЕДАГОГА (лат. auctoritas ─ власть, влияние) ─ необходимое условие положительного влияния преподавателя на эффективность обучения и воспитания, основанного на их знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. В основе А.п. лежит доверие слушателей к нему, убежденность в его правоте, их внутренняя готовность разделить с педагогом ответственность за принимаемые им решения [Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я.Батышева. –М., АПО, 1998. Т. 1. С. 13].

 

Авторитет воспитателя — завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на де­тей, важнейшее средство и решающее условие эффек­тивности педагогической деятельности [Бухарова Г.Д., Арефьев О.Н., Старикова Л.Д. Системы образовыания. –Ростов н/Д: Феникс, 2008. С.452].

АГЕНТЫ КУЛЬТУРЫ — 1) индивиды и группы, оказывающие личное, непосредственное воздействие на формирование культурного потенциала личности, создающих, оценивающих или распространяющих культурную продукцию; 2) также учреждения, способствующие созданию, развитию, сохранению и передаче культурных ценностей и продуктов. Тех и других, т. е. индивидов и уч­реждения, именуют субъектами культуры.Нередко учреждения культуры выделяют в самостоятельную категорию и называют ин­ститутами культуры. Поскольку термино­логия в данном случае еще не устоялась, оба наименования следует считать в равной мере употребимыми. К А.к. относят: а) большие социальные группы, прежде всего этносы (племя, на­родность, нация), представляющие собой ус­тойчивые межпоколенные общности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями и культурой, особенностями быта, единством территории и языка; 2) профессиональные группы создателей, исследо­вателей, хранителей и исполнителей художественных произведений, в частности, музыковедов, краеведов, искусствоведов, историков, этног­рафов, филологов, философов и физиков, критиков, цензоров, архитекторов, строите­лей, реставраторов; 3) непрофессиональные группы, в той или иной форме приобщенные к культуре, например, зрители, читатели, поклонники; 4) аудитории — читательскую, зрительскую, массовую, специализирован­ную, газетно-журнальную, научную, популяр­ную, молодежную, пожилую, женскую и т. д.; б) малые социальные группы, в частности, доб­ровольные профессиональные ассоциации, объединяющие творцов культуры, способ­ствующие их профессиональному росту, за­щищающие их права и способствующие распространению культурных ценностей. К ним в первую очередь относятся творческие объе­динения типа союзов художников, писателей и композиторов; 2) специализированные объе­динения и кружки, например, кружок петрашев­цев; 3) круг поклонников отдельных видов искусства, музыкальной группы, приверженцы определенного течения в искусстве, поклонники конкретного вида моды, приверженцы определенной религии (например, буддисты), религиозной секты и др.; 4) культурные среды, представляющие собой размытое (неопределенное) множество людей, принадлежащих к интеллигенции и осуществляющих духовную поддержку либо культуре в целом, либо ее отдельным видам и направлениям; 5) семья, в которой происходит первичная социализация и инкультурация че­ловека; в) особую категорию субъектов куль­туры составляют вкладчики. Вкладчики — люди, которые способствуют позитивным изме­нениям в культуре. Эта категория распадает­ся на несколько групп: 1) создатели художественных произведений — поэты, писатели, компози­торы, художники; 2) меценаты, спонсоры, т. е. инвесторы культуры; 3) распространите­ли культурных ценностей — издатели, конфе­рансье, лекторы, дикторы; 4) потребители культурных ценностей — публика, аудиторияч; 5) цензоры — литературные редакторы, главные редакторы, литературные цензоры, следящие за соблюдением пра­вил; 6) организаторы. К А.к. или институтам куль­туры следует относить учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распро­страняющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие население культурным ценностям, в частности, академии наук, школы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, стадионы, учебно-воспи­тательные комплексы, театры, и др. Таково первое, но не единственное понимание культурного института. Второе его значение выводит нас на ус­тоявшиеся социальные практики. К примеру, цензура не всегда представлена, подобно музею или библиотеке, многоэтажным зданием или разветвленной организацией. Цензуру может осуще­ствлять один-единственный чиновник, уполно­моченный государством отслеживать идеологичес­кое направление литературы. В качестве цензора могут выступать главный редактор, научный редактор и даже сам автор. Как социальная практика цензура уходит своими корнями в глубокую древность. На протяжении истории она неоднократно ме­няла свои формы, оставляя неизменной главную функцию — идеологический (иногда мораль­ный) контроль. Цензуру следует именовать социальной или культурной практикой, а не учреждением. Литературные критики и обозреватели, жюри, присуждаю­щие призы и премии, а также публичные биб­лиотеки, школы и университеты также называются культурными институтами, способствующими продвиже­нию литературы на рынок и распространению сре­ди читателей. Культурными институтами выступают такие группы населения и явления, которые на первый взгляд трудно причислить к ним. Например, в чис­ле культурных институтов называют английских дворецких, промышленных инструкторов, институты опекун­ства, частного образования, гувернерства [Культура и культурология: Словарь. С.31-32].

АГНОСТИЦИ3М (греч. agnostos — непознаваемый, неизвестный) — философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Его нельзя представлять как концепцию, отрицающую сам факт существования познания, ибо этот факт агностицизм не отвергает. Он ведет речь не о познании, а о выяснении его возможностей и о том, что оно собой представляет в отношении к реальной действительности. Элементы агностицизма можно обнаружить в самых различных, в том числе противоположных, философских системах. Поэтому неверно отождествлять всякий идеализм с агностицизмом. Представители агностицизма уловили некоторые реальные трудности процесса познания: невозможность «полного постижения» вечно изменяющегося бытия, его субъективное «преломление» в органах чувств и мышлении человека — ограниченных по своим возможностям и т.п. Между тем самое решительное опровержение агностицизма содержится в чувственно-предметной деятельности людей. Если они, познавая те или иные явления, преднамеренно их воспроизводят, то «непознаваемой вещи в себе» не остается места. Со второй половины ХХ в. те6рмин «агностицизм» употребляется в литературе чаще всего при характеристике тех или иных учений, встречающихся в истории философии [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.11].

 

АГОН (греч. agon – состязание) – отличительная черта греческого быта – неудержимое стремление к любым состязаниям почти во всех сферах общественной жизни [Культурология: учебно-методический комплекс / сост. В.Л.Бенин, Д.С.Василина. –Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. С.35].

 

АДАПТАЦИЯ (лат. adaptation ─приспособление) ─ способность организма или системы, изменяясь, приспосабливаться к различным условиям внешней среды. В педагогике ─ оптимальная А. к условиям обучения и воспитания. В андрагогическом контексте активная А. не простое приспособление, а успешное выполнение уже иных профессиональных и должностных функций на основе вновь приобретенных знаний, умение интерпретировать имеющийся трудовой опыт и способность самостоятельно добывать недостающую информацию, с тем чтобы воспользоваться ею на практике. Функция А. складывается в основном из двух переменных: первая ─ тенденция к самореализации, к достижению успеха и удовлетворению потребностей в противодействие средовым факторам, ограничивающим самореализацию личности; вторая ─ тенденция к повышенному самоконтролю с отказом от достижения сиюминутных потребностей ради сохранения конгруэнтных отношений с окружением. Что же касается фактора психологической адаптации, то он связан с нервно-психической, эмоциональной устойчивостью (стабильностью) личности, которая не может рассматриваться в отрыве от: (1) познавательной (когнитивной) активности; (2) продуктивности мышления; (3) коммуникативной компетентности; (4) организаторских способностей. «А.» чаще всего рассматривается как процесс, а «адаптивность» ─ как черта личности, но в том и другом случае мы обращаемся и к мотивационной сфере специалиста в целях диагностики: 1) доминирования социально значимых мотивов, побуждений; 2) потребности в достижении успеха на работе; 3) стремления к самоутверждению; 4) установки на завоевание профессионального престижа, авторитета и уважения коллег (бригады) [Дополнительное профессионально-техническое образование по охране труда и промышленной безопасности: Учебный терминологический словарь. C. 7-8].

 

АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ – приспособление че­ловеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидумов к меняющимся природно-географическим и историческим (со­циальным) условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира, способов жизнеобес­печения, направлений и технологий деятельности, а также номенклатуры ее продуктов, механизмов коммуницирования и трансляции социального опыта и т.п. А. к. — один из основных факторов культурогенезав целом, исторической изменчивости культуры, порождения инноваций и иных процессов социокультурной трансформации сообва, а также изменения черт сознания и поведения отдельных личностей.

В работах эволюционистов 19 в. (Спенсера, Л. Мор­гана и др.) А.к. постулируется как доминантный фак­тор, определяющий культурное многообразие человече­ства, темпы, направленность и специфику социокуль­турной эволюции сообществ. Корифеи культурологии 20 в. (неоэволюционисты, структурные функционалисты и др.), признавая А.к. одним из важнейших механизмов культурной изменчивости, тем не менее не абсолюти­зировали ее, полагая столь же значимыми факторами развития интерес людей к познанию нового, их стрем­ление к рационализации своей деятельности, экономии времени и затрат труда, внутреннюю логику развития техно­логий в специализированных областях деятельности и т.п.

В целом эволюция способов адаптивных реакций может быть рассмотрена как одна из базовых характе­ристик эволюции форм жизни на Земле. При этом про­слеживается путь от адаптации посредством изменения морфологических видовых признаков у растений, через адаптацию, сочетающую изменчивость биологических признаков с переменами в поведенческих стереотипах у животных (в зависимости от фундаментальности, радикальности и длительности изменений в условиях среды), к чисто человеческой А.к. посредством перемен форм жизнедеятельно­сти (поведения) и образов сознания у людей. С этой точки зрения, сама динамика генезиса человека и его культуры представляет собой постепенное вытеснение процесса биологической эволюции гоминидов (антропогенеза) процессом эволюции форм деятельности (социо- и культурогенезом), т.е. А.к. становится основным средством человеческого при­способления к среде. Более того, в отличие от живот­ных, чья адаптация (даже поведенческая) — преимуще­ственно пассивное приспособление к изменившимся условиям среды при минимальном ответном воздей­ствии на нее, А.к. людей постепенно во все большей степени превращается в активное адаптирование среды к собственным потребностям и построение искусственной предметно-пространственной, социально-деятельностной и информационной (символически маркированной) среды своего обитания.

Если на первобытном и архаическом этапах исторического разви­тия сообществ основным адаптируемым фактором являлся преж­де всего комплекс природных условий существования (экологическая ниша, вмещающий ландшафт), когда в процессе разработки технологий устойчивого самообеспе­чения продуктами питания формировались этнографические культурно-хозяйственные черты социальной практики сель­ского населения, то на этапе раннеклассовых доиндустриальных цивилизаций (рабовладение, феодализм) возрастает значение А.к. сообществ к историческим условиям их бытия (т.е. к социальному окружению в лице иных сообществ) в формах обмена продуктами, ресурсами, иде­ями и пр., и борьбы за территории, ресурсы, политическое и религиозное доминирование и т.п., а порой за выживание и возможность социального и культурного воспроизвод­ства. На этом этапе формируются главным образом черты соци­ально стратифицированной политико-конфессиональ­ной городской культуры сословного типа. На индустри­альной и постиндустриальной стадиях социокультурной эволюции приоритетной постепенно становится А.к. к потребностям устойчивого воспроизводства экономики сообществ и ее постоянного ресурсного обеспечения, к особенностям все более технически насыщаемой ис­кусственной среды обитания людей. Процесс непрерывного потребления продукции, производимой экономикой, ускорения циклов использования вещей ради скорей­шего приобретения новых, интенсификации техноло­гий социализации личности и ее вовлечения в соци­альную практику, стандартизации содержания массового сознания, потребительского спроса, форм социальной престижности и тому подобному порождают новый тип культуры — национальный с его специфическими методами А.к.

На индивидуальном уровне (помимо участия инди­вида в коллективной адаптации социальной группы) А.к. связана прежде всего с попаданием индивида в но­вую для него социальную или национальную среду (миграция, смена профессии или социального статуса, служба в армии, тюремное заключение, утрата или обретение материальных средств существования и т.п.) или ради­кальной сменой социально-политических условий его жизни (революция, война, оккупация, радикальные реформы в стране и пр.). При этом А.к. индивида, как правило, начинается с этапа аккультурации, т.е. совмещения прежних стереотипов сознания и поведения с процес­сом освоения новых, а затем может привести и к асси­миляции,т.е. утрате прежних культурных паттернов (ценностей, образцов, норм) и полному переходу на новые [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1. –СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. С.12].

 

АДАПТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ — приспособление, привыкание человека к требованиям профессии,усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций. А.п. связывают обычно с начальным этапом профессионально-трудовой деятельности человека. Однако фактически она начинается еще во время обучения профессии, когда не только усваиваются знания, навыки, правила, нормы поведения, но складывается характерный для работников данной профессии образ жизни. Общая длительность периода А.п. зависит как от особенностей конкретной профессии, так и от индивидуальных способностей человека, его склонностей и интересов. Степень А.п. может быть измерена социологическими и психологическими методами. В социологическом анализе используются показатели, характеризующие количественные и качественные результаты труда, отношение работника к характеру, содержанию и условиям трудовой деятельности, его включенность в трудовой коллектив, ориентацию на сохранение или перемену места работы, профессии, должности, повышение квалификации и др. Результаты социологических исследований А.п. используются в планировании социального развития трудовых коллективов, подготовки, подбора и расстановки кадров, в организаторской и воспитательной работе с молодежью [Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В.Осипова. –М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998. С.2].

 

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — 1) активное приспособление человека к изменяющимся условиям социальной среды и результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер процесса А. с., ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения; 2) процесс и результат освоения индивидом новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого индивида и его социального окружения [Непрерывное экономическое образование: Словарь базовых понятий / Авт.сост. С.В.Голицына, С.И.Голицын, Г.С.Голошумова, М.В.Логинова, С.А.Новоселов. –Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-т, 2004. С.5-6].

 

АДАПТАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ — процесс освоения традиций, норм, обычаев, ценностей; вхождение в другую культуру, принятие ее основополагающих принципов [Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. –М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. С.372].

 

Адекватность образования — соответствие получен­ного образования объективным потребностям развития человека и личности [Бухарова Г.Д., Арефьев О.Н., Старикова Л.Д. Системы образовыания. С.452].

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ -1. Управление, заведование, умение практически организовать исполнительно-распорядительную и производственную деятельность. 2. Бюрократический стиль управления, характеризующийся односторонней ориентацией на методы принуждения, чрезмерным увлечением мерами наказания как якобы единственно эффективными стимулами должного поведения членов трудовых организаций; неоптимальное решение вопросов без вхождения в существо дела, но в пределах формальных требований [Российская социологическая энциклопедия. С.4].

 

АДЪЮНКТ (лат. adjunctus - присоеди­нённый) - лицо, проходящее научную стажи­ровку. В России звания и должности А. предусматривались в Академии наук, ряде государственных вузов (до нач. 20 в.) и университетах (до 1863). С 1938 А. - офицер, обучающийся в адъюнктуре (аналогична аспирантуре) при вузах Вооруженных Сил [Популярный энциклопедический словарь. С.25].

 

АЗИАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ - 1) традиционные куль­туры стран и коренных народов в географическом пространстве Азии; каждая из таких А.к. трактуется как относитель­но самодостаточная, но связанная с другими формаль­ной общностью; 2) признание А. к. как комбинации не­скольких больших культурных общностей, включаю­щих разные страны и народы Азии, тесно связанные друг с другом единой культурной историей и традици­ями большой культуры. Традиционные культуры стран и наро­дов Азии, входящих в эти большие культурные общно­сти, обладают общими для них системами мировоззре­ния, ценностей, представлений и стереотипов поведе­ния. Рамки этих общностей очерчиваются или очень широко — включенностью в культурно-исторические сферы великих азиатских цивилизаций — арабо-персидской (исламской), индийской (индуистско-буддийской) и китайской (конфуцианской), что фактически приводит к полному тождеству понятия А. к. с понятием «восточ­ные культуры», или локально ограничиваются района­ми Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, что позволяет более точно и четко определить специфику А.к. в их общно­сти и особости. Немецкий востоковед О. Веггель (Гамбург. Институт культурных исследований) признает принятые при таком подходе географические и культурные грани­цы наиболее точно соответствующими понятию А. к. Хотя «Азия» (в работе немецкого исследователя — это районы Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии; районы же Ближне­го и Среднего Востока, Средней, Центральной и Северной Азии не включают­ся в понятие Азии, как и культуры народов этих реги­онов в понятие А. к.) — это, скорее, географическое, чем культурологическое понятие. В употреблении термина А. к. есть большой смысл, поскольку в него включаются общие характерные для разных стран, народов и культур Азии черты, позволяющие говорить об их культурной иден­тичности: имеющая исторически более глубокие корни и территориально более обширная, чем в других частях света, государственность; преобладание в культурах азиатских народов исторически более древних, чем в других куль­турах, автохтонных (по преимуществу) религий. И все же Азия воспринимается населяющими ее народами как единое культурное целое. По мнению Веггеля, в си­стемах ценностей А. к., в образе мышления азиатских наро­дов присутствуют общие для них ориентации на цело­стное восприятие мира и его явлений, резко отличаю­щееся от европейско-американского стремления к дифференциации и размежеванию.

За многие годы сравнительного изучения западных и азиатских культур в науке сложились стереотипы, в которых динамизму первых противостоит статичность вторых, «молодости» первых — «старость» вторых, ориентации на свободу — ориентация на деспотизм, понятийной культуре — эмо­циональная, историческим и посюсторонним доминантам мышления — неисторические и потусторонние, материалис­тичности — духовность. Эти оппозиции столь же спор­ны, сколь и недостоверны, поскольку многое из припи­сываемого западной культуре в не меньшей мере характерно (или, по крайней мере, было характерно) для азиатских. Основное же различие состоит в том, что А. к. стремятся к целостному, недифференцированному восприятию мира, к гар­монии, а западные придерживаются противоположных ориентации. Истоки этой черты А. к. — в их аграрной природе. Аграрная доминанта сохраняет в них свою силу и по сей день. Ее суть определяется признанием гармонии трех начал — Неба, Земли и Человека. Любая фальшивая нота в этой гармонии рождает дисгармо­нию, что само по себе очень опасно. В созданной на этой основе картине мира нет места случайному, нич­то не может возникнуть из ничего или исчезнуть бес­следно (показательно в этом отношении индуистско-буддистское учение о карме). Все, что происходит в од­ной из трех сфер, имеет свои параллели или аналогии в других: так, например, и сегодня в азиатских странах нередко считают, что природным катастрофам сопутствуют по­литические беспорядки. Параллелизм трех сфер — небесной, земной и человеческой — существовал в прошлом и продолжает существовать и сегодня во всех А. к. В кон­фуцианстве, индуизме и даосизме мысль об аналогиях трех сфер прослеживается отчетливо. В мире, построен­ном на принципах аналогий, признается господство общих и одинаковых для этих сфер законов и порядков. Целостное мировосприятие и порожденное им стрем­ление к гармонии определили и характер отношения азиатских народов к природе, экономической деятельности и власт­ным структурам. Вместо типичного для западного человека стремления господствовать над природой, эксплуатиро­вать ее, для мировосприятия и поведения азиатских наро­дов характерны стремления к жизни в гармонии с естественным миром, с природой, к созданию единства между человеком и средой его обитания, к целостности мик­ро- и макрокосма. Религиозное сознание азиатских народов го­раздо менее дифференцировано, чем европейских: для китайца или японца, например, так же сложно ответить на вопрос, какую религию исповедует он — буддизм, син­тоизм или даосизм, как европейцу ответить на вопрос, какая у него группа крови. Для азиатов, за исключени­ем азиатов-мусульман, характерна веротерпимость. Восточная религиозная мысль никогда не становилась источником для появления новых, отличных от религиозной, обла­стей знания и нетеологических концепций, как это имело место в западном христианстве. Более того, азиатские религии никогда не подвергались искусу рационализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: