АМУЛЕТ (лат. а muletum – привеска, ладанка) – предмет, который, по суеверным представлениям, способен приносить удачу, счастье владельцу или охранять от злых сил (оберег). А. пришивали на одежду, завернув в ткань или вложив в кожаные футляры, носили на теле, вплетали в косу и т.д. Вера в магическую силу А., восходящая к первобытным верованиям, у многих народов сохранилась и после принятия монотеистических религий [Башкирская энциклопедия. Т.1. С.148].
АНАЛИЗ (греч. analysis — разложение, расчленение), процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения); процедурой, обратной А., является синтез, с которым А. часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Процедуры А. входят органичной составной частью во всякое научное исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчлёнённого описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств, признаков. Как познавательный процесс А. изучается психологией, а также теорией познания и методологией науки. А. присутствует уже на чувственной ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия; в своих более простых формах он присущ животным. Однако аналитико-синтетическая деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внешние действия. У человека к чувственно-наглядным формам А. присоединяется высшая форма А.— мыслительный, или абстрактно-логический, А., который возник вместе с навыками материально-практического расчленения предметов в процессе труда; постепенно человек овладел способностью предварять материально-практический А. мыслительным [Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов. –М.: Сов. Энциклопедия, 1983. С.23].
|
|
Анализ историко-генетический научного исследования — один из наиболее объективных методов исследования историко-педагогических процессов, позволяющих выявить истоки, противоречия, приведшие к возникновению исследуемой проблемы, установить причинно-следственные связи исследуемых процессов: социокультурной ситуации, уровня развития педагогической теории и образовательной практики. В основе данного метода лежит рефлексивная установка на осознание механизмов исследуемых процессов и явлений, выявления соотношения субъективности и объективности, рациональности и комплексности (анализ как система аспектов исследования: онтологический, гносеологический, праксиологический, аксиологический). Историко-генетический анализ позволяет обосновать принципы исследования: принцип объективности, принцип взаимосвязи и взаимодействия, принцип развития, принцип детерминизма, позволяющие в свою очередь выделить определенные этапы исследования: этап предварительного ознакомления с предметом анализа, этап описания предмета диализа, этап обобщения [Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). С.70].
|
|
АНАЛОГИЯ (греч. analogia – соответствие, сходство) – установление сходства в некоторых сторонах, свойства и отношениях между нетождественными объектами; познание путем сравнения. На основании сходства делается соответствующий вывод – умозаключение по аналогии. Его общая схема такова: объект В обладает признаками a, b, c, d; объект С обладает признаками b, c, d, следовательно, объект С возможно обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятностное знание. Вероятность выводов по аналогии может быть повышена, если при выявлении сходства предметов акцент будет сделан на внутренние, существенные признаки, а их число будет максимально широким [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.12].
АНАХРОНИЗМ (греч. ana - обратно, против и chronos - время), 1) ошибка против хронологии, отнесение какого-либо события, явления к другому времени; внесение в изображение какой-либо эпохи несвойственных ей черт. 2) Пережиток старины [Популярный энциклопедический словарь. С.59].
АНДЕГРАУНД (андерграунд; англ. u derground ─ подполье) ─ художественные направления в западноевропейском и русском искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), оппозиционные официальному искусству. Вначале А. обозначался неофициальный пласт в рок-культуре, позже он стал собирательным термином для многих направлений авангардного искусства. Для А. характерны разрыв с господствующей идеологией (в СССР — с социалистическим реализмом), отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. А. появляется во 2-й пол. 20 в., как правило, в странах, где искусство подчинено идеологии. Основным выразителем А. является молодежь, поэтому сам А. можно рассматривать как форму контркультуры, особый способ творческого существования и самовыражения. К институциональным проявлениям А. относят самиздат, неофициальные выставки живописи, нелегальные концерты и фестивали [Культура и культурология: Словарь. С.74].
АНЕКДОТ ( греч. anekdotos ─ неизданный) — 1) краткий устный рассказ с остроумной концовкой. А. могут иметь сатирическую или шутливую окраску; 2) жанр городского фольклора, злободневный комический рассказ-миниатюра с неожиданной концовкой, своеобразная юмористическая притча. Впервые А. как термин был применен в Византии к Тайной истории Прокопия (6 в.). Одно время к А. относили короткие устные рассказы: фаблио и фацеции — в Италии, бытовые народные сказки — в России. В печати появляются на Руси в 17-18 вв. («Смехотворные повести»). До 17 в. такие рассказы обозначались греческим словом «апофтегмата», а после вместо него французы начали употреблять термин «l¢anecdote». Благодаря им во всех европейских языках утвердилось слово, ставшее ныне международным. Старая «анекдотическая форма» (игра слов, каламбур, излюбленная ситуация) с легкостью приспосабливается к любому злободневному содержанию. Отсюда множество вариантов А., широко бытующих в фольклоре. Специалисты выделяют региональные формы А., напр., болгарский А., берлинский А., армянский А., одесский А. и т. п. Непременные атрибуты А.— остроумная игра со скрытым смыслом, неожиданный конец, наличие «изюминки» и узнаваемых исторических персонажей, выставленных в шутливом виде. В художественной литературе А. иногда вкрапливают в повествование, в речь персонажа. А., как бы новелла в миниатюре, может быть развернут в новеллу (Дж.Боккаччо, А.Чехов). В литературе 20 в. мастерами А. могут быть названы Б.Брехт, Ф.Вайскопф [Культура и культурология: Словарь. С.76].
|
|
АНЕКДОТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ─ (фр. anecdote ─ рассказик, забавная история) ─ краткий смешной рассказ о какой-либо политической ситуации, поведении и чертах характера лидера,и т.д. Обычно среди групп со значительным разрывом в уровне образования, культуры, а также среди групп, занимающих различные (тем более противоположные) позиции в политической жизни, стихийно складываются или укореняются типы анекдотов, отличающихся заметным разбросом (и даже конфронтацией) политических оценок. Для их формулирования используются общеизвестные персонажи. Анекдот может быть острым средством политической борьбы: дискредитация противников, формирование симпатий к сторонникам, особенно к собственным политическим лидерам. В этом качестве ряд анекдотов имеет конкретных авторов или ведомства, в недрах которых они были разработаны и откуда получили распространение. Другая часть анекдотов ─ плод коллективного творчества, городского, сельского и иного фольклора, в том числе и интеллигенции. Анекдот политический отличается намеренной гипертрофией черт и ситуаций (вплоть до абсурдизации), способствующей выразительному запоминанию и выявлению каких-то сторон политической жизни[Политология: Энциклопедический словарь. С.22.].
АНИМАТИЗМ (лат. animatus – одушевленный) – форма первобытного верования, суть которой состоит в одушевлении явлений природы [Культурология: учебно-методический комплекс. С.35].
Анимация социальная (лат. animatio – оживление) – (социокультурная анимация) – особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения [Педагогика досуга: терминологический словарь. С.6].
|
|
АНИМИЗМ (лат. anima – душа) – форма первобытного верования в душу и духов [Культурология: учебно-методический комплекс. С.35].
АНДРАГОГИКА – направление педагогической науки, охватывающее теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых. Наряду с термином А. в специальной литературе используются термины «педагогика взрослых», «теория образования взрослых» [Непрерывное экономическое образование: Словарь базовых понятий. С.13].
АНОМИЯ (франц. Anomie – буквально, беззаконие, отсутствие норм, от греч. а – отрицательная частица и nomos - закон ) – 1) такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно; 2) состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Понятие «А.» ввел в научный оборот француз Э.Дюркгейм, а превратил в хорошо разработанную научную теорию американец Р.Мертон. Первый был убежден, что А. порождена переходным характером современной эпохи в целом, временным упадком моральных норм, призванных регулировать отношения в обществе. У Дюркгейма А.— следствие неполноты перехода общества от одного состояния к другому, а именно от механической солидарности к органической, когда старые институты и нормы уже разрушены, а новые еще не созданы. Социальные и экономические нововведения, которых становится сейчас все больше — как результат прогрессирующего разделения труда,— появляются на свет, не получив морального оправдания и моральной опоры в коллективном сознании. Люди не успевают привыкнуть к одному, как на свет рождается другое. В традиционном, довольно простом по своему устройству обществе социальный порядок обеспечивался так же просто, темп изменения социальных институтов был невелик; потребности людей были неразвитыми, а механизмом их удовлетворения являлось примитивное удержание на низком уровне. Жесткое иерархическое общество — а так было и в античности, и в средневековье — было очень стабильным и малоподвижным. В нем отсутствовали понятия личности и индивидуальности, а уж тем более личных прав и свобод. Люди ощущали свою жизнь осмысленной внутри узкого, замкнутого слоя, вертикальная мобильность была небольшой. По мере развития современного общества расширяются индивидуальные свободы, сужается круг коллективного контроля, а вместе с ними расширяется область отклоняющегося поведения. Люди не выдерживают натиска открывшихся им свобод: при отсутствии твердых норм поведения исчезают и твердые жизненные принципы, моральные границы дозволенного расширяются, а область подконтрольного сужается. В индустриальном, высокоурбанизированном обществе разрушены старые нравственные устои, индивиды атомизировались, авторитет старших равно как и святость традиций, подорван. Это дезориентирует людей, лишает их коллективной помощи и солидарности в ответственные минуты выбора, особенно когда этот выбор труден. Капитализм, особенно эпохи первоначального накопления, называемый еще «диким», «нецивилизованным», придал особый размах индивидуальному расчету и конкуренции, мошенничеству и корысти, преступности и продажности. Это и есть переходная эпоха, когда новые ценности цивилизованного рынка еще не окрепли либо не сформировались, когда на смену неразвитому индивидуализму еще не пришел индивидуализм, адекватный современной эпохе. В подобных условия и формируется питательная среда для А. Если для Дюркгейма А. являла состояние безнормности, то для Мертона она служила результатом конфликта норм в культуре или, выражаясь более точно, конфликта официально провозглашенных целей и доступных законных средств их достижения. А. возникает тогда, когда люди не могут достичь законным путем целей, провозглашенных обществом в качестве нравственного закона. При социализме официально провозглашались принципы равенства и моральной заинтересованности в труде, при капитализме — цели индивидуальной наживы и материального успеха. Но если в том и в другом случае большинству населения легитимные, т. е. законные способы достижения этих целей недоступны, то на его долю остаются только незаконные. У Мертона их пять: 1) конформизм (принятие целей и средств); 2) инновация, реформизм (принятие целей, устранение средств); 3) ритуализм (неприятие целей, принятие средств); 4) ретритизм, уход (непринятие ни целей, ни средств); 5) мятеж (отказ от целей и средств с заменой их новыми целями и средствами). Так люди приспосабливаются к А. В большинстве случаев это отклоняющееся поведение. Теория Мертона сыграла большую роль в социологии преступности и изучении девиантного поведения [Культура и культурология: Словарь. С.80-81].
антагонизм (греч. antagonisma ─ борьба) форма общественных противоречий, отличающаяся непримиримостью противоположных интересов участвующих в А. сил и тенденций. А. противостоит антогонизм – форма противоречия, где противостоящие стороны способны достичь компромисса интересов и разрешения самого противоречия. А. составляет основу одного из видов политических и др. конфликтов ─ антагонистических, непримиримых, в отличиеот агонистических, примиримых [Политология: Энциклопедический словарь. С.22.].
АНТИ... (греч. anti ─ против, вместо) ─ приставка, означающая: противоположность, враждебность чему-либо, направленность против чего-нибудь (напр., антифашистский) [Популярный энциклопедический словарь. С.68].
АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ ─ выражение внутренней сложности культуры, представляющей собой многоаспектный феномен. Антиномия как единство двух противоречащих друг другу, но одинаково обоснованных суждений находит свое выражение в культуре.
Так, в культуре рождается и утверждается некий идеал (исторический, национальный и т.д.), на который культура в своем развитии ориентируется. Приобщение к культуре способствует социализации личности, но и создает благоприятные условия для ее индивидуализации, способствует выявлению индивидом своих возможностей и способностей. Субъективно культура способствует раскрытию и утверждению личностью своей уникальности. Культура создается индивидом-творцом, она порождает уникальные объекты для воспринимающего их индивида; таким образом, в определенной степени культура не зависит от общества, но и не существует вне общества, создается только в обществе, во многом благодаря обществу и без общественной поддержки не могла бы существовать вообще. Культура облагораживает человека, оказывает благотворное влияние на общество в целом, но может воздействовать и отрицательно, подчиняя человека разного рода мощным духовным воздействиям, а в своем «массовом варианте» способствует опрощению общества и даже деградации общественных нравов. Культура существует как процесс, сохраняющий верность традициям, устоявшимся обычаям, нормам, представлениям, но и непрерывно нарушает нормы и традиции, сохраняя свою жизненную силу благодаря бесконечно рождающимся в ней новациям.
А.к. — одно из главных препятствий на пути выработки содержательного — единого и непротиворечивого — определения культуры [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1. С.27].
АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА ─ эстетическая мысль, развивавшаяся в Древней Греции и Риме в период с VII—VI вв. до н. э. по V- VI вв. Имея своим истоком мифологические представления, сложившиеся при первобытнообщинном строе, А. э. зарождается, переживает время расцвета и приходит в упадок в рамках рабовладельческой формации, являясь одним из наиболее ярких выражений, культуры того времени. Для эстетических представлений, как и для всего мироощущения античности, характерен подчеркнутый космологизм. Космос, с точки зрения древних, хотя и пространственно ограниченный, но отличающийся гармоничностью, соразмерностью и правильностью происходящего в нем движения, структурно и ритмически оформленный, поражающий возвышенным величием, выступал как воплощение наивысшей красоты. Все остальное наделялось красотой лишь в той степени, в какой оно приближалось к этой абсолютной гармонии, а созданная человеком вещь рассматривалась как подражание природе. Подобные представления о чувственно-материальном, видимом, слышимом, осязаемом космосе особенно присущи раннему, натурфилософскому периоду античной мысли, пытавшейся сконструировать его из таких физических элементов, как огонь, эфир, земля, вода, воздух. Искусство в период древнегреческой классики во многом еще не отделилось от ремесла с присущей ему системой технических правил и не выступало в качестве самоцельного эстетического объекта. Для древнего грека искусство — это производственно-техническая деятельность; слово techne означало тогда и «ремесло» и «искусство». Отсюда нерасторжимое единство практического, утилитарного и чисто эстетического отношения к предметам и явлениям. Так, щит Ахилла у Гомера — максимально удобная в утилитарном отношении вещь и вместе с тем совершенное художественное произведение. Поэзия, скульптура, архитектура, музыка, риторика ставились весьма высоко, но не просто как виды искусства, а как виды деятельности, самым непосредственным образом связанные с жизнью человека, выражающие жизненно важное для него отношение к окружающей действительности. В V в. до н. э. на смену чувственно-наглядному, интуитивному представлению натурфилософов о космосе приходит интерес к самому познающему его человеку (софисты, Сократ). У Сократа это приняло форму учения о необходимости устанавливать общие понятия (в том числе и эстетические ─ прекрасное, мера, гармония), не ограничиваясь лишь отдельными, внешними наблюдаемыми фактами, а сопоставляя н индуктивно возводя их в общее. Он стал рассматривать прекрасное как общее понятие, отличая его от отдельных прекрасных вещей. Прекрасное, по мнению Сократа, всегда полезно. Но для этого оно должно быть именно прекрасным, другими словами, должен существовать тот прекрасный предмет, о полезности которого мы говорим. Поставив вопрос о важности эстетических идей, понятий, принципов, Сократ открыл дорогу для систематической разработки эстетики в учениях Платона и Аристотеля. Причем, если у Сократа идея красоты рассматривается как непосредственно присущая сознанию человека, то у Платона она (как и другие, аналогичные ей идеи) выводится за его пределы. Это не субъективно-человеческая, а объективная, безличная, существующая реально и вечно идея, выступающая как своего рода принцип, образец, модель, порождающая прекрасные вещи. Прекраснее и совершеннее всего космос в своем предельном, идеальном выражении. Завершение классическая А. э. получает у Аристотеля. В его учении нашла своеобразное выражение и эстетика космоса, увиденного человеческими глазами (при этом Аристотель большое внимание уделяет анализу красоты самого человека, равно как и др. его добродетелей), и разработка различных эстетических понятий, категорий, что характерно для зрелой классики. В послеклассический (эллинистический) период космос как основной объект античной мысли трактуется уже в свете субъективных человеческих переживаний. Мера, ритм, гармония и другие категории эстетики из отвлеченных и абстрактно-всеобщих схем космического бытия все больше превращаются в способы самоизучения и внутреннего устроения человека (стоики, эпикурейцы, скептики). На закате эллинизма в неоплатонизме с его учением о божественном едином как духовном первоначале, порождающем все существующее, эти категории приобретают ярко выраженный мифологический и спекулятивный характер. (Прошедшая длинную и сложную историю, А. э. оказала большое влияние на последующую эстетическую мысль [Эстетика: Словарь. С.15-16].
АНТИЧНОСТЬ (лат. antiqus - древний) - термин, отражающий уровень и специфику развития культуры Древней Греции и Древнего Рима [Культурология: учебно-методический комплекс. С.35].
АНТРОПОЛОГИЯ (греч. апthropos - человек, logos - учение) - 1) Наука о формах и факторах изменчивости человека. В антропологическом понимании изучает возрастные, половые, конституциональные, экстерриториальные, профессиональные и другие особенности жизни человека. 2) Область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. В современной науке встречаются различные варианты систематизации антропологических дисциплин. Так, к антропологии относят археологию, этнографию, этнологию, фольклор, лингвистику, физическую и социальную антропологию. Набор антропологических дисциплин постепенно расширяется, в пего включают медицинскую антропологию (психологию человека, генетику человека), экологию человека и др. [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 14].
АНТРОПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ интегративная дисциплина, синтезирующая знания о человеке, имеющие непосредственное отношение к его развитию и воспитанию. Ядро педагогической антропологии ─ психофизиологические знания. Педагогическая антропология возникла как направление в философии образования и теоретической педагогике в конце 1960-х начале 70-х гг. Это направление наиболее широко развивается в европейских странах, в философской культуре которых существовали и существуют достаточно мощные антропологические традиции ─ традиции философской антропологии, антропологического подхода к межличностным коммуникациям, к психологическим и социально-психологическим аспектам человеческого бытия. Педагогическую антропологию в целом можно охарактеризовать как способ антропологического обоснования образования. Сегодня она делает акцент на духовной детерминанте в деятельности человека. Среди различных направлений в рамках этой дисциплины особого внимания с социальной точки зрения заслуживает мультикультурный, или поликультурный, подход (X.Ортега-и-Гассет) [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 14-15].
АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. antropos - человек, morphe ' - форма) - уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов, явлений и животных [Культурология: учебно-методический комплекс. С.35].
антропоценоз (греч. апthropos - человек, koinos – общий) ─ определенный район массового обитания человека, в котором он осуществляет свою социально-производственную деятельность; представляет собой локально ограниченную систему, поддерживаемую общественным производством и включающую преобразованную естественную среду. Для А. характерны следующие свойства: изменчивость, вызываемая революционными научно-техническими преобразованиями в орудиях и средствах производства; мобильность, характеризуемая ускорением перехода всех отраслей хозяйства к более эффективным методам преобразования природной среды, и распространяемость, связанная с расширением городов и освоением новых земельных ресурсов. Имеются следующие основные типы А.: городские (урбанистические), индустриальные и аграрные, а также смешанные — индустриально-урбанистические и аграрно-индустриальные. А. различаются по широте распространения (локальные, региональные и глобальные), по направленности воздействия на среду (прогрессивные и регрессивные). Воздействия А. на биосферу определяются современной НТР, предполагающей широкую урбанизацию и высокие темпы индустриального развития. К прогрессивным воздействиям относятся те, которые позволяют оптимизировать отношения общества и окружающей среды, существенно повысив накопление вещества и энергии в природном окружении. Регрессивные воздействия проявляются в увеличении загрязнений среды отходами человеческой деятельности, непрерывном падении продуктивности биоценозов, усилением противоречий между обществом и природой [Научно-технический прогресс: Словарь. С.18-19].
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (греч. – человек и центр) – направленность; ориентация философии и культуры на восприятие человека как уникального явления мироздания, венца эволюции форм жизни и высшего ее проявления. Наиболее полным выражением этой познавательной установки является гуманизм – представление о человеке как высшей ценности общества и цели общественного прогресса, его важнейшего критерия. Антропоцентризм выступает как длительная и содержательная традиция в европейской философии и культуре. Получив свое начало в античной (см. Античность) философии (Сократ и др.), антропоцентризм широко распространился в эпоху Возрождения, в различных формах ее духовной культуры, в мировоззрении этого исторического времени. Выделение человека в качестве основного объекта художественной культуры намечается в античности, прежде всего в ее скульптуре (Мирон, Поликлет и др.), которая в наглядной форме выражала гармонию, непревзойденную красоту человеческого тела. Антропоцентризм эпохи Возрождения – культ человеческой красоты, гимн человеку, несущему в себе божественное совершенство – нашел воплощение в живописи, скульптуре и поэзии. Обращенность к человеку как уникальному явлению бытия имеет место и в истории русской художественной культуры – в живописи и музыке XIX в., в произведениях поэтов «серебряного века» и т. д. Антропоцентризм в истории философии и культуры являет собой т. н. «антропологический поворот», т. е. вовлечение в сферу познания живого человека как специфического и уникального объекта [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.42].
АНХ (егип. – жизнь, процветание; тот, который живет) – символ вечной жизни, эмблема возрождения. Изображался в виде креста с верхним лучом в форме петли и удлиненным нижним лучом. Понимался как ключ, открывающий путь к божественному знанию. Замкнутая петля являлась знаком вечности. Т-образная нижняя часть – символ мудрости [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.43].
АПОКРИФ [греч. apokryphos — тайный] — древнее произведение на библейский сюжет, отвергнутое или не канонизированное (не утвержденное) церковью как содержащее отступление от принятого вероучения [Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. –М.: ЭКСМО-Пресс,2000. С.33].
АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ (лат. а роsteriori — из последующего и а рriori — из предшествующего) — философские понятия, служащие для обозначения знания, полученного из опыта, на основе опыта, и знания, которое предшествует опыту и независимо от него. Например, знание о том, что данная жидкость есть кислота, можно получить только с помощью опыта, погрузив в эту жидкость лакмусовый индикатор или капнув ею на металл и т. п. Такое знание называется апостериорным. Однако знание о том, что, скажем, сумма углов треугольника равна двум прямым, невозможно получить из опыта: при измерениях углов каких-либо конкретных треугольников мы каждый раз будем получать различные величины, которые будут колебаться около 180°. Такое знание называется априорным: обращаясь к конкретным треугольникам, мы уже заранее знаем, что сумма их углов должна быть равна 180°. Трудности в понимании природы априорного знания привели некоторых философов (Декарта, Лейбница, Канта) к убеждению в том, что оно является врожденным, что каждый человек рождается с некоторым запасом готовых истин о мире. В настоящее время понятие априорного знания используется для обозначения исходных принципов научных теорий или просто предпосылок некоторого рассуждения, которые в данном рассуждении не обосновываются и считаются несомненными. Конечно, всякое знание так или иначе связано с опытом, с практикой, и в этом смысле нет принципиального различия между апостериорным и априорным знанием. Однако в конкретных областях науки и практики, в каждом конкретном рассуждении, исследовании, эксперименте имеется разграничение между тем знанием, которое мы непосредственно получаем или проверяем, и тем знанием, которое в данном случае считается несомненным и образует теоретическую основу наших рассуждений и практических действий. Это разграничение и отображается в понятиях А. и А. [Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. С.17].
АПОФЕОЗ (греч. apotheosis -обожествление) - высшая степень прославления и возвеличивания кого-либо или что-либо [Культурология: учебно-методический комплекс. С.35].
АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭСТЕТИКА — совокупность эстетических идей, разрабатывавшихся в эпоху средневековья мыслителями народов Востока, принявших ислам и пользовавшихся арабским как основным литературным языком. Эстетика мусульманского средневековья развивалась в русле естественнонаучных, философских, теологических, филологических, литературно-критических и искусствоведческих теорий и отражала культуру, характеризовавшуюся значительным удельным весом светских элементов. Прекрасное определялось в ней как качество, вызывающее к себе влечение, очищенное от утилитарных соображений, а также как проявление соответствия предмета своему идеальному, совершенному образу. Наслаждение красотой видимых форм и звуков объяснялось их особой близостью «человеческой природе»; специально рассматривались ассоциативные механизмы тяготения людей к определенному кругу объектов эстетического созерцания (теолог и литератор Ибн Хазм, 994 ─ 1064). психофизиологические основы восприятия видимых форм (ученый Ибн аль-Хайсам, 965 ─ 1039). Философы и поэты писали о красоте мироздания (Фараби, Ибн Сина, Омар Хайям, ок. 1048 ─ ок. 1123; Ибн Рушд, 1126 — 98), которая иногда толковалась в пифагорейском духе и усматривалась в гармонии космоса, пластических форм, цветов и звуков (авторы энциклопедических трактатов.«Чистых братьев»). Бог, отождествляемый с бытием, становился предметом эстетической оценки в качестве средоточия всего прекрасного и возвышенного у мыслителей и поэтов мистико-пантеистического направления (Ибн аль-Араби, 1165 — 1240; Руми, 1207 — 1273; и др.), в трудах которых, однако, по точной характеристике Гегеля, часто «имманентность божественного предметам поднимает само мирское, природное и человеческое существованис до уровня самостоятельного величия». В человеке выделялась внешняя, физическая красота и внутренняя, интеллектуально-нравственная, которой неизменно отдавалось предпочтение. Разрабатывалось учение об «адабе» — требованиях, предъявлявшихся всесторонне развитой личности. Отсутствие утилитарного интереса служило критерием и при выделении среди всевозможных «искусств» (ремесел) тех, что связаны с художественным творчеством. Следуя античной традиции, философы утверждали, что в основе художественного творчества лежит подражание, которое вместе с сохранением и произвольным сочетанием воспринятых образов считалось функцией воображения. Спецификой поэзии поэтому объявлялась «ложь», т. е. художественный вымысел, имитирующий, но не воспроизводящий в точности реальную действительность. В поэтике выделились два направления: одно, следуя «Поэтике» Аристотеля, рассматривало поэтическую речь как вызывающую эмоциональную реакцию (положительную или отрицательную) безотносительно к ее истинности или ложности (Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд); другое акцентировало внимание на разработке и классификации поэтических троп и фигур. В литературоведении большое место занимали вопросы соотношения формы и содержания («слова» и «идеи») стихов, традиции и новаторства, субъективности и объективности эстетических оценок, проблемы поэтического творчества, изменения художественных вкусов и норм. Музыкальная эстетика развивалась путем обобщения музыкальной практики в свете музыковедческих теорий античных ученых — Аристотеля, Аристоксена, Птолемея, пифагорейцев. Характерное для средневековья деление музыки на небесную и земную было принято только в трактатах «Чистых братьев» и подверглось критике Фараби и Ибн Синой. Специфика эстетического воздействия музыки усматривалась в том, что она трогает душу непосредственно, не будут запечатлена в вещественном субстрате, и в том, что присущая ей гармония раскрывается во временной последовательности. Разрабатывались также вопросы происхождения музыки, классификации наук о ней и ее влияния на настроения, нравы и физическое состояние людей. Ограничения, наложенные в исламе на изобразительное искусство, были одной из причин недостаточной теоретической разработанности проблем данной области художественного творчества (они рассматривались главным образом попутно при анализе творчества знаменитых художников и каллиграфов). Высшим критерием оценки произведения художника было его правдоподобие. К достоинствам технического исполнения относили чистоту и яркость красок, утонченность, гармонию, легкость, изысканность, законченность и твердость рисунка. Полагали, что изящные рисунки, изображающие влюбленных, сады, цветы, подобно музыке, способны вызвать приподнятое настроение, разогнать тоску, укрепить духовные и физические силы. Высоко ценилось искусство каллиграфии, что нашло отражение в концепции двух одновременно созданных богом калемов ─ тростникового пера каллиграфа и кисти живописца. Эстетические идеи мусульманского средневековья оказали значительное влияние на эстетику европейского средневековья и Возрождения [Эстетика: Словарь. С.16-17].