Культура и образование: культурологический подход 5 страница

 

АРИСТОКРАТИЯ (др.-греч. букв. — власть лучших) — в совр. словоу­потреблении может означать: 1) людей, принадлежащих к правящей элите общества; 2) потомков традиционно вошед­ших в историю родов А., даже независи­мо от их отношения к власти; 3) людей, исповедующих высокие моральные принципы и кодекс поведения А. («ари­стократы духа»).

Древнегреческая политическая теория выделяла три возможные формы правления: мо­нархию (единоличную власть), демо­кратию (правление народа) и А. (власть лучших и избранных). В теории А. мыс­лилась как господство людей, превос­ходящих других по своим физическим, умственным и нравственным качествам. Дополнительным компонен­том считалось знатное происхождение, реально ставшее главным критерием принадлежности к А. Греческие политиеские мыс­лители (Платон, Аристотель) отличали А. от олигархии, обозначающей власть наиболее богатых или наиболее влия­тельных и политически активных лю­дей. На практике грань между А. и олигархией часто стиралась. Постепен­но основным смыслом слова «А.» стало обо­значение не формы правления, а правя­щей элиты общества. Как социальный слой А. играла большую роль в обществах Древнего Востока и античности, практически гос­подствовала в средневековой Европе, была весьма значима в Русском государстве. Принад­лежность к А. определялась происхож­дением или социальным положением. А. вырабатывает определенную этику и кодекс поведения. Как правило, А. со­ставляет элиту военной организации общества. Крушение господства А. начинается во время буржуазных революций.

В Западной Европе к А. относились гер­цоги, графы, бароны, виконты и др. В русской истории можно выделить бояр­скую и дворянскую А. В истории России роль А. была су­щественно ограничена: сначала — вла­стью самодержавия (террор Ивана Гроз­ного в 16 в.), затем — быстрым развити­ем значительного бюрократического слоя и государства, служилым значением дворянства, до­ступ в которое был достаточно открытым для выходцев из низших слоев, согласно их социальным заслугам. Все это вело к историческому ослаблению русской А., преобла­данию бюрократических элементов в управ­лении государством, церковью, обществом, от­чуждению народных масс от верховной власти и, наконец, к росту народнического демокра­тизма (с присушим ему культом прямо­линейного социального равенства) в сознании интеллигенции. Тем не менее вплоть до Февральской революци российская государственность ориентировалась в основном на дворянство, хотя после 1861 оно не могло уже быть реальной социальной опорой верховной власти. В этом обстоятельстве заключалась одна из причин политической неустойчивости и стре­мительного падения русской монархии [Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Т.1. С.110].

АРТЕФАКТ (лат. arte ─ искусственно и factus ─ сделанный) ─ культур­ный — любой объект (вещь, орудие, поведенческий акт, обряд, ритуал, элемент социальниой структуры и т. д.), в котором воплощены ценно­сти культуры, ценностные смыслы [Теория культуры: Учеб. пособ. / Под ред. С.Н.Иконниковой, В.П. Большакова. –СПБ.: Питер, 2008. С.571].

 

* * *

В обычном понимании А. - любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из архе­ологии, где использовалось для различия естественных и ис­кусственных объектов.

В эстетике термин используется этимологически, т.е. непосредственно для обозначения предметов, со­зданных специально для функционирования в системе искусства. В трактовке институциональной школы в эс­тетике в качестве А. в соответствующем окружении мо­жет выступать любой реальный объект (в частности, так считает Д. Дики в работе «Искусство и эстетика: введе­ние в институциональный анализ», 1974). В этом случае под А. понимается любой предмет, являющийся художественным произведением. В современной эстетике обычно проводится различие между А. и художественным произведением. А., как правило, имеет материальное воплощение и является носителем определенных художественных смыслов. Структуралисты помимо этого различают А. и эстетический объект. Здесь А. выс­тупает своего рода «внешним символом» (Мукаржовский) эстетического объекта.

В последнее время, в связи с повышенным интересом к проблеме разделяемых представлений как культурных объектов, понятие А. стало разрабатываться более ак­тивно. Некоторые культурологи понимают под А. любоеискусственное образование, как физическое, так и идеационное, созданное для функционирования в специализированных сферах культур и системах. А. выделяют как эле­ментарную единицу искусственного мира, что тем более акту­ально, т.к. до сих пор не существует «теории искусственного объекта». В этом случае А. позволяет увидеть с единой точки зрения различные объекты культуры как «сделанные» целостно­сти (например, инсталяции); проследить их порождение, существование и разрушение, их объединение в опреде­ленные функциональные и символические паттерны и фор­мы, целостные культурные контексты, семантические поля.

А. имеет три основных составляющих его элемента: психоаналитический (устанавливает связь между А. и антропологическим побуждением), структурный (выявляет коммуникатив­но-функциональную доминанту) и герменевтический (определяет горизонты понимания и интерпретации).

А. функционирует в среде культурно-семантического поля (например, литературы), которое конституирует А. и определяет его материальный носитель. А. полисемантичен и по­этому представляет собой абстрактный носитель куль­турной семантики, проявляющейся по-разному в различных контекстах использования (например, транскультурный об­раз Дон Кихота).

К основным модальностям существования А. можно отне­сти: материальную (форма объективации искусственно­го объекта), функциональную (сумма модификаций при его использовании); семантическую (его значения, смыслы, ценность в контекстах социокультурной ком­муникации) [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1. С.33-34].

 

АРТЕФАКТ КУЛЬТУРНЫЙ -интерпретативное воплощение какой-либо культурнойформы в конкретном матери­альном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информационном сообщении или оценочном сужде­нии. Всякая культурная форма как образец решения за­дачи по удовлетворению какой-либо групповой или индивиду­альной потребности (интереса) людей может быть реа­лизована во множестве А. к., представляющих собой практические акции и их материализованные результаты (продукты), в том числе интеллектуальные, образные и т.п. по удовлетворению соответствующей потребности.

Поскольку А. к. создается в условиях или при обсто­ятельствах, практически никогда не бывающих иден­тичными тем, при которых порождалась исходная форма, то и всякий А. к. никогда не бывает абсолютно тожде­ствен воплощаемой им культурной форме, а воспроиз­водит ее более или менее вариативно настолько, на­сколько условия его реализации отличаются от условий генезиса этой формы. Это тем более очевидно, когда речь идет не о материальном воспроизводстве, а об описании и интерпретативной оценке подобной фор­мы. При этом А. к. обрядов, ритуалов и иных церемони­альных, этикетных и прочих высоконормативных и процедурных форм поведения, как правило, преследу­ет цель максимально точного репродуцирования свое­го нормативного образца, что реализуется с известной мерой условности. Тем не менее, корпус А.к. в культур­ных архаичных и традиционных типах в целом отличается сравни­тельно меньшей вариативностью по отношению к ис­ходным формам, нежели в культурах индустриального и постиндустриального типа. Воплощение культурной формы в А. к. может продолжаться на протяжении длительного времени (столетиями в доиндустриальную эпоху и даже тысячелетиями в архаическую), и со временем А. к. все сильнее отличается своими чертами и символикой от исходной формы. Классический пример: трансформация смыслового содержания слова за века его употребления.

Существует особый тип культурных форм, называе­мых авторскими произведениями (художественного, философского, на­учного и иного творческого характера), которые не предназна­чены для непосредственного вариативного воспроиз­водства, по крайней мере, в материальных аналогах. В таком случае А. к. подобной формы является само это произведение в его уникальном единственном экземп­ляре или тираж его тождественного оригиналу технического репродуцирования. В определенном смысле к категории А. к. произ­ведения могут быть отнесены цитаты, плагиат и иные виды сюжетного и смыслового заимствования, ремейки, инсценировки и экранизации литературных текстов (в принципе любое постановочное действие является А. к. его литературной ос­новы), исполнение музыкальных и иных произведений, иллюстра­ции к литературным, религиозным, историческим и иным сюжетам и т.п.

Наиболее специфичной характеристикой А. к. является то, что он представляет собой прежде всего продукт ин­дивидуального восприятия исходной культурной фор­мы, а отсюда уже — частный случай ее субъективной интерпретации. В наиболее чистом виде подобные А. к. воплощаются в исследованиях, философских, критических, информационных и иных текстах генерализующего плана, создаваемых специалистами, или же в личных суждениях о данном культурном феномене частных лиц. Символико-смысловая изменчивость подобных А. к. отличается наиболь­шей динамикой (изменение общественных вкусов, моды и т.п.). Но и в случае непосредственного материального воспроизводства культурной формы (за исключением механического тиражирования) в каждом таком случае речь идет о ее субъективной реинтерпретации в данном А. к. В конечном счете интерпретативный А. к. и есть основная форма существования культурных феноменов. Срок жизни всякой культурной формы, т.е. период сохранения ее социальной  актуальности, исчисляется длительностью ее продолжающихся интерпретаций в процессе воспроизводства, восприятия, описания, оценки и т.п. в качестве А. к. [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1. С.34-35].

АРХАИКА (греч. archaikos - древний - в искусствознании ранний период древнегреческого искусства, развившегося в VII-VI в.в. до н.э. на территории Греции; в более общем значении - это искусство ранних периодов художественного развития, отличающееся массивностью, монументальностью форм, наивностью художественных образов [Культурология: учебно-методический комплекс. С.35].

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ – основанные на устойчивых связях культурных признаков (типы поселений, жилищ, керамики, погребальных памятников, орудий и др.)общности археологических памятников, относящихся к одному времени, определенной территории и отличающихся местными особенностями. Несколько А.к., сформировавшихся в одно время на определенной территории, выделяют в культурно-исторические общности. Изучение А.к., возникновение, распространение и исчезновение которых происходило в соответствии с закономерностями развития человеческого общества, позволяет реконструировать историю племен и народов в эпохи, предшествующие появлению письменных источников. Наиболее дискуссионной является проблема соотнесения А.к. с этническими общностями прошлого. Более определенные связи установлены между А.к. и хозяйственно-культурными типами [Башкирская энциклопедия. Т.1. С.198].

 

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ – вещественные источники (изготовленные человеком древние предметы, сооружения, погребения, сохранившиеся на земной поверхности, под землей или под водой), позволяющие реконструировать прошлое человеческого общества. А.п. являются объектом археологического исследования (см. Археология). К числу А.п. относятся орудия труда, поселения и жилища, погребальные памятники; наскальные изображения, украшения и др. [Башкирская энциклопедия. Т.1. С.198].

 

АРХЕОЛОГИЯ (греч. archaiologia – рассказ о старине) – наука, изучающая и реконструирующая прошлое на основе материальных остатков деятельности человека. Изучает обширную эпоху историко-культурного развития от появления человека на земле до нового времени. По археологической периодизации внутри эпохи выделяется каменный век, бронзовый век, железный век. Объектом изучения А. являются археологические памятники. [Башкирская энциклопедия. Т.1. С.199].

 

АРХЕТИП (греч. агсhe — начало и tуроs — образ) — 1) прообраз, первоначальный образ, идея. В философии Платона — объективно существующий идеальный образец, эйдос. 2) В аналитической психологии К.Г.Юнгаархетипы — структуры «коллективного бессознательного», присущие от рождения всем людям. Это —закодированная в структуре головного мозга некая возможность представлений, «дремлюшие мысле-формы». Архетипы являются человеку через сны, образы, мифы, выступают регулирующими принципами творчества, составляют основу общечеловеческой символики. Важнейшие архетипы: Анима, Анимус, Мать-земля, Отец, Старый мудрец, Тень, Персона, Самость. Архетипы не могут быть схвачены разумом, они — тайна [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.13].

 

АРХИВ — 1) учреждение или часть учреждения, осуще­ствляющее собирание, хранение, учет документальных материалов, составление к ним справочного аппарата и организацию ис­пользования документов; 2) документальные материалы, отложившиеся в результате деятель­ности какого-либо учреждения, отдельного лица, семьи, рода. В России А. возникли с появлением письменности — пример­но в 1-й пол. 10 в. в Киевской Руси. При дворе князей собирались и хранились договоры, грамоты, записи судебных реше­ний, духовные, владельческие и иные гра­моты и документы разнообразного характера и назначения. Наряду с этим склады­вались церковные и монастырские А.: в соборе Св. Софии и Десятинной церк­ви в Киеве, в соборе Св. Софии в Новгороде, в Киево-Печерском и Михайловском Выдубецком монастырях. В 11-13 вв. возникли и частные А. (купцов, ремесленников, помещиков). Во 2-й пол. 16 в. образовался «Цар­ский А.», в 16-17 вв. — А. при орга­нах управления отдельными отраслями государства — приказах: Посольском, Разрядном и Поместном. В 17 в. сфор­мировались крупные частные А. родо­витых семейств: Строгановых, Безобразовых, Морозовых. В 18 в. при Пет­ре I впервые понятие «А.» возникло в русском законодательстве: юридически закреплен статус при новых государственных уч­реждениях — Сенате и коллегиях. В 1724 организован Генеральный А. старых государственных дел, позднее переименованный в Московский главный А. Коллегии иностранных дел. В 1780 создан Государственный С.-Петерб. А. старых дел, а в 1782 — аналогичный А. в Москове. В 18 в. возникли хранилища не только делопроизвенных документов государственных учреждений, но и более широкого характера — А. Петерб. АН, рукописное отделение библиотеки Эрмитажа и др. В 1834 образован Гос. А. Российской империи, каждое министерство также формировало свой А. До 20 в. личные А. практически не собирались в государственных архивных учреждениях. Исключение составляли в небольшой сте­пени лишь Отделение рукописей Императорской Публичной библиотеки, образованое в 1814, и Ру-мянцевского музея в Москве, созданный в 1862. Отсутствовало и единое общегосударственное управление архивным делом. Несмотря на отдельные попытки упорядоче­ния всех элементов организации А., подлинная централизация его оформилась лишь по декрету 1918, в соответствии с которым образован Единый архивный феонд Российской республики, преобразованный впоследствии в общегоственный архивный фонд. Управление А. осуществлял Главархив (1918-22), затем Центр-архив (1922-29). В дальнейшем А. переданы в ведение НКВД, МВД, с 1958 — Главного архивного управления СССР (с 1991 — Главного архивного управ­ления РФ). С нач. 1920-х гг. установ­лены многочисленные ограничения на до­пуск исследователей к архивным документам, значительные комплексы документовтов за­крыты для исследований. В кон. 1980-х — нач. 1990-х гг. предприня­ты попытки для снятия ограничений на пользование архивными документами [Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Т.1. С.119].

АРХИТЕКТОНИКА (от греч. architektonike – строительное искусство) – художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном строе форм, делающем наглядными статические усилия конструкции. Отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведений и т.п. В более широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1.  С.54].

 

АСКЕТИЗМ - ограничение или полное подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физических тягот и лишений, одиночества ради достижения спасения, постижения высшего смысла, выхода в определенные психологические и духовные состояния [Культурология: учебно-методический комплекс. С.35].

 

АССИМИЛЯЦИЯ — в этнографии — вид объединительных этнических процессов.При А. уже достаточно сформировавшиеся этносы или отделившиеся от них небольшие группы, оказавшись в тесном контакте с другим народом — более многочисленным или более развитым в социально-экономическом и культурном отношении (и особенно находясь в среде этого народа), воспринимают его язык и культуру. Постепенно они, обычно в последующих поколениях, сливаются с ним, причисляют себя к этому народу. Процессы А. могут охватывать как группы этнических меньшинств той же страны (например, уэльсцев в Англии, бретонцев — во Франции, карел — в России и т. п.), так и иммигрантов, осевших на постоянное жительство (например, итальянцев, переселившихся во Францию, в США и др. страны). Различаются естественная и насильственная А. Естественная А. возникает при непосредственном контакте этнически разнородных групп и обусловлена потребностями общей социальной, хозяйственной и культурной жизни, распространением этнически смешанных браков и т. п. Насильственная А., характерная для стран, где национальности неравноправны, представляет собой систему мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и других сферах общественной жизни, направленных на искусственное ускорение А. путем подавления или стеснения языка и культуры этнических меньшинств, давления на их самосознание и т. п.; в этом отношении политика А. противоположна политике сегрегации. Важным этапом этнической А. являются культурная А., или аккультурация, и языковая А., т. е. полный переход на другой язык, который становится родным [Российская социологическая энциклопедия. С.38].

 

Ассоциативная теория обучения — теория, провозглашающая, что всякое учение опирается на чувствен­ное познание: наглядные образы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обоб­щениям; основной метод — упражнение [Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс,2008. С.396].

 

АСТРОЛОГИЯ - учение о связи между расположением небесных светил и историческими событиями, а также судьбой человека [Культурология: учебно-методический комплекс. С.35].

 

АТЕИЗМ (греч. atheos - безбожный) — система убеждений, отрицающая реальность бога, отвергающая религию. В Древней Греции атеистами называли людей, отрицавших бо­гов народных верований. В древности обви­нение в А. по существу означалопризнание человека глубоко бездуховным, безнрав­ственным. Согласно представлениям антич­ных греков, равнокак и средневековых христиан, вера в существование бога освящает нрав­ственный закон, следовательно, распущен­ность нравов означает то же самое, что неве­рие, т. е. А. В периоды кризисов безнрав­ственность и неверие часто шли рука об руку. Ослабление веры и неверие проявлялись, по мнению некоторых современников, в Греции во времена Перикла, у римлян во времена Августа, в средние века в эпоху упадка нравов сре­ди духовенства и светских людей, накануне и во время Французской революции. Древние греки об­виняли в А. Анаксагора и Сократа, отвер­гавших не существование бога, но многобо­жие, признаваемое народом. Точно так же в христианской церкви в связи с установлением догма­та Троицы обвинялись в А. и наказывались все отвергавшие догмат о триипостасном Бо­жестве и о божественности Иисуса Христа. В новейшее время, исходя из христинско-теистического представления о боге как о личности, существующей вне мира, обвиняли в А. иде­алистов и пантеистов (Спинозу, Фихте, Шел­линга и Гегеля), хотя они не отрицали самого существования бога, а только не допускали его существования независимо от вселенной. Зарождение А. современного типа во многом связано с пантеизмом, т. е. учением, отождествля­ющим бога с природой или растворяющем его в природе. Критика мыслителями Возрожде­ния (Джордано Бруно) и Нового времени (Спиноза, Шеллинг, Гегель) христианских идей лич­ного Бога, творения мира, трансцендентности Бога приводила их к пантеизму, деизму (Ф.Бэ­кон, Т.Гоббс, И.Ньютон), скептическому рационализму в вопросах религии (Монтень, П.Бейль, Вольтер). Атеизм 19 в. Усматривал свою опору в достижениях естествознания. Русские революционные демократы Белинский, Добролюбов, Герцен, Чернышевский связы­вали атеизм с задачами антикрепостнической борьбы. В советское время, особенно в пери­од 20-30-х гг., воинствующий А. стал частью обязательной государственной идеологии марксизма-лени­низма. В соответствии с ее лозунгами разрушались храмы, осквернялись православные и наци­ональные святыни, подвергалась гонениям церковь. Относительно «мягкий», неагрессив­ный А. свойствен ряду концепций западной фило­софии (Хайдеггер, Сартр, Камю и др.). Разли­чают скептический А. (отрицание возмож­ности доказать бытие бога на основании разума), догматический А. (утверждение, что небытие бога может быть подтверждено известными доказательствами), теоретичес­кий А. (отвергается только объективная ре­альность существования бога, но признается нравственный закон, который должен руково­дить людьми в жизни) и практический А. (не­признание нравственного закона, основанно­го на вере в бога, естественной потребностью, вытекающей из самой сущности нашего разу­ма, но признание его лишь случайным пред­ставлением, вытекающим из получаемого нами воспитания). В одни исторические эпохи атеистов преследовали, изгоняли из страны, сжигали на кострах, в другие чествовали и продвига­ли по службе. В СССР и других коммунистичес­ких странах, где А. являлся официальной идеологией, принадлежность к нему вменя­лась в обязанность граждан. В Древней Греции и в средневековой Европе быть атеистом счита­лось опасным для жизни. В одних случаях атеистами называли людей помимо их воли и желания, в других этим гордились и даже бравировали, как, например, это происходило в 30-е в Советской России с воинствующими атеистами, преследовавшими служителей церкви и разрушавшими монастыри. За 70 лет своего существования марксистский А., не­смотря на все свои старания, не смог достичь тотального господства, религия не была ликвидирована полностью. В Европе и России агентами распространения А. выступали пред­ставители образованных слоев, которые несли свои идеи в народные массы. Из истории русской культуры известно, что распространение А. в интеллигенции шло неравномерно в разных ее группах, и сознательный, идейный А. одних представителей этого слоя вполне мог соче­таться с сознательной и глубокой религиоз­ностью других. Более того, в нач. 20 в., оче­видно, «пик» влияния А. (еще далеко не до­стигнутый обществом в целом) в интеллигенции, из среды которой он распространялся на все слои, был уже позади. Похожая ситуация наблюдалась в кон. 20 в., с переходом к рынку и демократии. Начиная с 1991 г. слово «верующий» становится все более «нормальным», «респектабельным», «приличным», аслово «атеист» — неприличным. Из атеистов люди «уходят», процент «верующих» растет, но реальное мировоззрение, отношение кмируне меняется (или меняется медленно) В результате А. «очищается» от тех, кто оп­ределял себя атеистом скорее из конформи­стских соображений. Атеистом не обязатель­но является любой неверующий в бога. А. как сознательная мировоззренческая установка отличается от простого неверия, при котором человек сомневается, есть ли бог, но не пере­ходит на осмысленные, рациональные пози­ции отрицания бога, согласившись с научными аргументами против его существования [Культура и культурология: Словарь. С.114-115].

 

АТРИБУТ – существенный признак предмета или явления; в изобразительном искусстве: отличительный признак героя, божества, аллегорической или символической фигуры [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.65].

Аттестация образовательного учреждения — уста­новление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стан­дартов [Бухарова Г.Д., Арефьев О.Н., Старикова Л.Д. Системы образовыания. С.454].

 

АФОРИЗМ (греч. aphorismоs) — изречение, выражающее в лаконичной, художествен­но заострённой форме обобщённую, законченную мысль («Человек предполагает, а Бог располагает») [Популярный энциклопедический словарь. С.103].

 

Б

 

База знаний ─ множество именованных единиц (знаний), обладающих внутренней структурой и связанных между собой системой различных отношений, а также набором средств для доступа к ним, записи новых знаний и проведения специальных операции над ними в целях сохранения целостности и непротиворечивости Б. з. и обобщения знаний, организации процедур дедуктивного и правдоподобного выводов новых знаний из уже имеющихся в Б з. Б. з. является дальнейшим развитием базы данных. В отличие от данных, обладающих фиксированной внутренней структурой, знания имеют гибкую внутреннюю структуру, позволяющую представлять факты, описания явлений и процессов, законов и соотношений, совокупности сведений, относящихся к некоторому фиксированному событию. Б. з. имеет в своем составе систему управления, в которой содержится набор моделей трех уровней, позволяющих пользователям получать ответы па запросы в удобной для них форме и иметь относительно самостоятельную аппаратную реализацию Б. з. В Б. з. выделяют две части: интенсиональную и экстенсиональную Б. з. В первой хранятся знания о предметной области и способах работы в ней в виде общих для данной проблемной области законов, утверждений, соотношений н процедур. Во второй хранятся конкретные факты, отражающие текущее описание предметной области. Эти факты используются для означивания выражений, имеющихся в интенсиональной Б. з. Существующие Б. з. по способу описания знаний на уровне системы управления Б. з. делятся на логические, сетевые и фреймовые. В логических Б. з. все знания описаны в виде формул некоторого исчисления. Все операции, связанные с поиском знаний в логических Б. з. и их преобразованием, ставятся как задачи логического вывода в этом исчислении. В сетевых Б. з. знания представляются н виде семантических сетей, в которых вершины соответствуют отдельным понятиям. фактам, событиям и т. п., а дуги отношениям между ними. Все операции, связанные с поиском знаний и преобразованием их, в этом случае ставятся как задачи преобразования фрагментов семантической сети и поиска пути при различных дополнительных условиях на сети. Во фреймовых Б. з. знания представляются в виде специально организованных структур — фреймов, для которых характерно рекурсивное вложение по типу «матрешек». Фреймовые структуры позволяют легко описывать отношения, связанные с иерархиями знаний. Все операции во фреймовых Б. з выполняются с помощью базовой операции ─ поиск по образцу и операций над фреймами и их частями, близких по своей интерпретации к теоретико-множественным операциям. Предполагается, что Б. з. позволяют представить в естественном для них виде любые знания, с которыми может столкнуться в своей работе специалист [Научно-технический прогресс: Словарь. С.34-25].

 

БАЗИЛИКА (греч. basilike – царский дом) - прямоугольное в плане здание, разделенное продольными рядами опор (колонн, столбов) на несколько проходов – нефов: средний неф, более высокий и широкий, освещается через окна над крышами боковых нефов [Культурология: учебно-методический комплекс. С.35].

БАЗОВАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — со­вокупность устойчивых личностных черт, присущих большинству носителей определен­ной культуры. Идею Б.с.л. (basic регsоnаlity structure), т. е. набора самых характерных для данного народа черт личности, приобретен­ных при адаптации к культурной среде, выдвинул в кон. 30-х гг. на проходивших в Колумбийс­ком университете семинарах по психоанализу А. Кардинер. Согласно его подходу, культурные нормы разделяются на две категории: первичные и вторичные. Первичные нормы включают в себя родство, заботу о детях, сексуальность, средства к существованию. Вторичные — ре­лигию, ритуалы, фольклор. Адаптируясь к первичным нормам, индивид развивает свою личность. Поскольку первичные модели во всех отношениях просты, многие характер­ные черты личности являются общими для всех. Эти общие черты и составляют в обществе базовую структуру личности [Культура и культурология: Словарь. С.129].

 

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -система знаний и умений, составляющих основу, базис для их дальнейшего приобретения и приращения. Базовое образование рассматривается, с одной стороны, как образование, направленное на овладение знаниями и умениями, крайне необходимыми для жизни в обществе, которое получает будущий рабочий, специалист до начала своего трудового пути, а с другой - как фундамент для продолжения учебы в дальнейшем. Определение конкретного содержания базового профессионального образования должно осуществляться с учетом преемственности в контексте непрерывного образования и в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, а также потребностями граждан в дополнительном образовании [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 16].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: