АРИСТОКРАТИЯ (др.-греч. букв. — власть лучших) — в совр. словоупотреблении может означать: 1) людей, принадлежащих к правящей элите общества; 2) потомков традиционно вошедших в историю родов А., даже независимо от их отношения к власти; 3) людей, исповедующих высокие моральные принципы и кодекс поведения А. («аристократы духа»).
Древнегреческая политическая теория выделяла три возможные формы правления: монархию (единоличную власть), демократию (правление народа) и А. (власть лучших и избранных). В теории А. мыслилась как господство людей, превосходящих других по своим физическим, умственным и нравственным качествам. Дополнительным компонентом считалось знатное происхождение, реально ставшее главным критерием принадлежности к А. Греческие политиеские мыслители (Платон, Аристотель) отличали А. от олигархии, обозначающей власть наиболее богатых или наиболее влиятельных и политически активных людей. На практике грань между А. и олигархией часто стиралась. Постепенно основным смыслом слова «А.» стало обозначение не формы правления, а правящей элиты общества. Как социальный слой А. играла большую роль в обществах Древнего Востока и античности, практически господствовала в средневековой Европе, была весьма значима в Русском государстве. Принадлежность к А. определялась происхождением или социальным положением. А. вырабатывает определенную этику и кодекс поведения. Как правило, А. составляет элиту военной организации общества. Крушение господства А. начинается во время буржуазных революций.
В Западной Европе к А. относились герцоги, графы, бароны, виконты и др. В русской истории можно выделить боярскую и дворянскую А. В истории России роль А. была существенно ограничена: сначала — властью самодержавия (террор Ивана Грозного в 16 в.), затем — быстрым развитием значительного бюрократического слоя и государства, служилым значением дворянства, доступ в которое был достаточно открытым для выходцев из низших слоев, согласно их социальным заслугам. Все это вело к историческому ослаблению русской А., преобладанию бюрократических элементов в управлении государством, церковью, обществом, отчуждению народных масс от верховной власти и, наконец, к росту народнического демократизма (с присушим ему культом прямолинейного социального равенства) в сознании интеллигенции. Тем не менее вплоть до Февральской революци российская государственность ориентировалась в основном на дворянство, хотя после 1861 оно не могло уже быть реальной социальной опорой верховной власти. В этом обстоятельстве заключалась одна из причин политической неустойчивости и стремительного падения русской монархии [Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Т.1. С.110].
АРТЕФАКТ (лат. arte ─ искусственно и factus ─ сделанный) ─ культурный — любой объект (вещь, орудие, поведенческий акт, обряд, ритуал, элемент социальниой структуры и т. д.), в котором воплощены ценности культуры, ценностные смыслы [Теория культуры: Учеб. пособ. / Под ред. С.Н.Иконниковой, В.П. Большакова. –СПБ.: Питер, 2008. С.571].
* * *
В обычном понимании А. - любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естественных и искусственных объектов.
В эстетике термин используется этимологически, т.е. непосредственно для обозначения предметов, созданных специально для функционирования в системе искусства. В трактовке институциональной школы в эстетике в качестве А. в соответствующем окружении может выступать любой реальный объект (в частности, так считает Д. Дики в работе «Искусство и эстетика: введение в институциональный анализ», 1974). В этом случае под А. понимается любой предмет, являющийся художественным произведением. В современной эстетике обычно проводится различие между А. и художественным произведением. А., как правило, имеет материальное воплощение и является носителем определенных художественных смыслов. Структуралисты помимо этого различают А. и эстетический объект. Здесь А. выступает своего рода «внешним символом» (Мукаржовский) эстетического объекта.
В последнее время, в связи с повышенным интересом к проблеме разделяемых представлений как культурных объектов, понятие А. стало разрабатываться более активно. Некоторые культурологи понимают под А. любоеискусственное образование, как физическое, так и идеационное, созданное для функционирования в специализированных сферах культур и системах. А. выделяют как элементарную единицу искусственного мира, что тем более актуально, т.к. до сих пор не существует «теории искусственного объекта». В этом случае А. позволяет увидеть с единой точки зрения различные объекты культуры как «сделанные» целостности (например, инсталяции); проследить их порождение, существование и разрушение, их объединение в определенные функциональные и символические паттерны и формы, целостные культурные контексты, семантические поля.
А. имеет три основных составляющих его элемента: психоаналитический (устанавливает связь между А. и антропологическим побуждением), структурный (выявляет коммуникативно-функциональную доминанту) и герменевтический (определяет горизонты понимания и интерпретации).
А. функционирует в среде культурно-семантического поля (например, литературы), которое конституирует А. и определяет его материальный носитель. А. полисемантичен и поэтому представляет собой абстрактный носитель культурной семантики, проявляющейся по-разному в различных контекстах использования (например, транскультурный образ Дон Кихота).
К основным модальностям существования А. можно отнести: материальную (форма объективации искусственного объекта), функциональную (сумма модификаций при его использовании); семантическую (его значения, смыслы, ценность в контекстах социокультурной коммуникации) [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1. С.33-34].
АРТЕФАКТ КУЛЬТУРНЫЙ -интерпретативное воплощение какой-либо культурнойформы в конкретном материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информационном сообщении или оценочном суждении. Всякая культурная форма как образец решения задачи по удовлетворению какой-либо групповой или индивидуальной потребности (интереса) людей может быть реализована во множестве А. к., представляющих собой практические акции и их материализованные результаты (продукты), в том числе интеллектуальные, образные и т.п. по удовлетворению соответствующей потребности.
Поскольку А. к. создается в условиях или при обстоятельствах, практически никогда не бывающих идентичными тем, при которых порождалась исходная форма, то и всякий А. к. никогда не бывает абсолютно тождествен воплощаемой им культурной форме, а воспроизводит ее более или менее вариативно настолько, насколько условия его реализации отличаются от условий генезиса этой формы. Это тем более очевидно, когда речь идет не о материальном воспроизводстве, а об описании и интерпретативной оценке подобной формы. При этом А. к. обрядов, ритуалов и иных церемониальных, этикетных и прочих высоконормативных и процедурных форм поведения, как правило, преследует цель максимально точного репродуцирования своего нормативного образца, что реализуется с известной мерой условности. Тем не менее, корпус А.к. в культурных архаичных и традиционных типах в целом отличается сравнительно меньшей вариативностью по отношению к исходным формам, нежели в культурах индустриального и постиндустриального типа. Воплощение культурной формы в А. к. может продолжаться на протяжении длительного времени (столетиями в доиндустриальную эпоху и даже тысячелетиями в архаическую), и со временем А. к. все сильнее отличается своими чертами и символикой от исходной формы. Классический пример: трансформация смыслового содержания слова за века его употребления.
Существует особый тип культурных форм, называемых авторскими произведениями (художественного, философского, научного и иного творческого характера), которые не предназначены для непосредственного вариативного воспроизводства, по крайней мере, в материальных аналогах. В таком случае А. к. подобной формы является само это произведение в его уникальном единственном экземпляре или тираж его тождественного оригиналу технического репродуцирования. В определенном смысле к категории А. к. произведения могут быть отнесены цитаты, плагиат и иные виды сюжетного и смыслового заимствования, ремейки, инсценировки и экранизации литературных текстов (в принципе любое постановочное действие является А. к. его литературной основы), исполнение музыкальных и иных произведений, иллюстрации к литературным, религиозным, историческим и иным сюжетам и т.п.
Наиболее специфичной характеристикой А. к. является то, что он представляет собой прежде всего продукт индивидуального восприятия исходной культурной формы, а отсюда уже — частный случай ее субъективной интерпретации. В наиболее чистом виде подобные А. к. воплощаются в исследованиях, философских, критических, информационных и иных текстах генерализующего плана, создаваемых специалистами, или же в личных суждениях о данном культурном феномене частных лиц. Символико-смысловая изменчивость подобных А. к. отличается наибольшей динамикой (изменение общественных вкусов, моды и т.п.). Но и в случае непосредственного материального воспроизводства культурной формы (за исключением механического тиражирования) в каждом таком случае речь идет о ее субъективной реинтерпретации в данном А. к. В конечном счете интерпретативный А. к. и есть основная форма существования культурных феноменов. Срок жизни всякой культурной формы, т.е. период сохранения ее социальной актуальности, исчисляется длительностью ее продолжающихся интерпретаций в процессе воспроизводства, восприятия, описания, оценки и т.п. в качестве А. к. [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1. С.34-35].
АРХАИКА (греч. archaikos - древний - в искусствознании ранний период древнегреческого искусства, развившегося в VII-VI в.в. до н.э. на территории Греции; в более общем значении - это искусство ранних периодов художественного развития, отличающееся массивностью, монументальностью форм, наивностью художественных образов [Культурология: учебно-методический комплекс. С.35].
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ – основанные на устойчивых связях культурных признаков (типы поселений, жилищ, керамики, погребальных памятников, орудий и др.)общности археологических памятников, относящихся к одному времени, определенной территории и отличающихся местными особенностями. Несколько А.к., сформировавшихся в одно время на определенной территории, выделяют в культурно-исторические общности. Изучение А.к., возникновение, распространение и исчезновение которых происходило в соответствии с закономерностями развития человеческого общества, позволяет реконструировать историю племен и народов в эпохи, предшествующие появлению письменных источников. Наиболее дискуссионной является проблема соотнесения А.к. с этническими общностями прошлого. Более определенные связи установлены между А.к. и хозяйственно-культурными типами [Башкирская энциклопедия. Т.1. С.198].
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ – вещественные источники (изготовленные человеком древние предметы, сооружения, погребения, сохранившиеся на земной поверхности, под землей или под водой), позволяющие реконструировать прошлое человеческого общества. А.п. являются объектом археологического исследования (см. Археология). К числу А.п. относятся орудия труда, поселения и жилища, погребальные памятники; наскальные изображения, украшения и др. [Башкирская энциклопедия. Т.1. С.198].
АРХЕОЛОГИЯ (греч. archaiologia – рассказ о старине) – наука, изучающая и реконструирующая прошлое на основе материальных остатков деятельности человека. Изучает обширную эпоху историко-культурного развития от появления человека на земле до нового времени. По археологической периодизации внутри эпохи выделяется каменный век, бронзовый век, железный век. Объектом изучения А. являются археологические памятники. [Башкирская энциклопедия. Т.1. С.199].
АРХЕТИП (греч. агсhe — начало и tуроs — образ) — 1) прообраз, первоначальный образ, идея. В философии Платона — объективно существующий идеальный образец, эйдос. 2) В аналитической психологии К.Г.Юнгаархетипы — структуры «коллективного бессознательного», присущие от рождения всем людям. Это —закодированная в структуре головного мозга некая возможность представлений, «дремлюшие мысле-формы». Архетипы являются человеку через сны, образы, мифы, выступают регулирующими принципами творчества, составляют основу общечеловеческой символики. Важнейшие архетипы: Анима, Анимус, Мать-земля, Отец, Старый мудрец, Тень, Персона, Самость. Архетипы не могут быть схвачены разумом, они — тайна [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.13].
АРХИВ — 1) учреждение или часть учреждения, осуществляющее собирание, хранение, учет документальных материалов, составление к ним справочного аппарата и организацию использования документов; 2) документальные материалы, отложившиеся в результате деятельности какого-либо учреждения, отдельного лица, семьи, рода. В России А. возникли с появлением письменности — примерно в 1-й пол. 10 в. в Киевской Руси. При дворе князей собирались и хранились договоры, грамоты, записи судебных решений, духовные, владельческие и иные грамоты и документы разнообразного характера и назначения. Наряду с этим складывались церковные и монастырские А.: в соборе Св. Софии и Десятинной церкви в Киеве, в соборе Св. Софии в Новгороде, в Киево-Печерском и Михайловском Выдубецком монастырях. В 11-13 вв. возникли и частные А. (купцов, ремесленников, помещиков). Во 2-й пол. 16 в. образовался «Царский А.», в 16-17 вв. — А. при органах управления отдельными отраслями государства — приказах: Посольском, Разрядном и Поместном. В 17 в. сформировались крупные частные А. родовитых семейств: Строгановых, Безобразовых, Морозовых. В 18 в. при Петре I впервые понятие «А.» возникло в русском законодательстве: юридически закреплен статус при новых государственных учреждениях — Сенате и коллегиях. В 1724 организован Генеральный А. старых государственных дел, позднее переименованный в Московский главный А. Коллегии иностранных дел. В 1780 создан Государственный С.-Петерб. А. старых дел, а в 1782 — аналогичный А. в Москове. В 18 в. возникли хранилища не только делопроизвенных документов государственных учреждений, но и более широкого характера — А. Петерб. АН, рукописное отделение библиотеки Эрмитажа и др. В 1834 образован Гос. А. Российской империи, каждое министерство также формировало свой А. До 20 в. личные А. практически не собирались в государственных архивных учреждениях. Исключение составляли в небольшой степени лишь Отделение рукописей Императорской Публичной библиотеки, образованое в 1814, и Ру-мянцевского музея в Москве, созданный в 1862. Отсутствовало и единое общегосударственное управление архивным делом. Несмотря на отдельные попытки упорядочения всех элементов организации А., подлинная централизация его оформилась лишь по декрету 1918, в соответствии с которым образован Единый архивный феонд Российской республики, преобразованный впоследствии в общегоственный архивный фонд. Управление А. осуществлял Главархив (1918-22), затем Центр-архив (1922-29). В дальнейшем А. переданы в ведение НКВД, МВД, с 1958 — Главного архивного управления СССР (с 1991 — Главного архивного управления РФ). С нач. 1920-х гг. установлены многочисленные ограничения на допуск исследователей к архивным документам, значительные комплексы документовтов закрыты для исследований. В кон. 1980-х — нач. 1990-х гг. предприняты попытки для снятия ограничений на пользование архивными документами [Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Т.1. С.119].
АРХИТЕКТОНИКА (от греч. architektonike – строительное искусство) – художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном строе форм, делающем наглядными статические усилия конструкции. Отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведений и т.п. В более широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.54].
АСКЕТИЗМ - ограничение или полное подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физических тягот и лишений, одиночества ради достижения спасения, постижения высшего смысла, выхода в определенные психологические и духовные состояния [Культурология: учебно-методический комплекс. С.35].
АССИМИЛЯЦИЯ — в этнографии — вид объединительных этнических процессов.При А. уже достаточно сформировавшиеся этносы или отделившиеся от них небольшие группы, оказавшись в тесном контакте с другим народом — более многочисленным или более развитым в социально-экономическом и культурном отношении (и особенно находясь в среде этого народа), воспринимают его язык и культуру. Постепенно они, обычно в последующих поколениях, сливаются с ним, причисляют себя к этому народу. Процессы А. могут охватывать как группы этнических меньшинств той же страны (например, уэльсцев в Англии, бретонцев — во Франции, карел — в России и т. п.), так и иммигрантов, осевших на постоянное жительство (например, итальянцев, переселившихся во Францию, в США и др. страны). Различаются естественная и насильственная А. Естественная А. возникает при непосредственном контакте этнически разнородных групп и обусловлена потребностями общей социальной, хозяйственной и культурной жизни, распространением этнически смешанных браков и т. п. Насильственная А., характерная для стран, где национальности неравноправны, представляет собой систему мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и других сферах общественной жизни, направленных на искусственное ускорение А. путем подавления или стеснения языка и культуры этнических меньшинств, давления на их самосознание и т. п.; в этом отношении политика А. противоположна политике сегрегации. Важным этапом этнической А. являются культурная А., или аккультурация, и языковая А., т. е. полный переход на другой язык, который становится родным [Российская социологическая энциклопедия. С.38].
Ассоциативная теория обучения — теория, провозглашающая, что всякое учение опирается на чувственное познание: наглядные образы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям; основной метод — упражнение [Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс,2008. С.396].
АСТРОЛОГИЯ - учение о связи между расположением небесных светил и историческими событиями, а также судьбой человека [Культурология: учебно-методический комплекс. С.35].
АТЕИЗМ (греч. atheos - безбожный) — система убеждений, отрицающая реальность бога, отвергающая религию. В Древней Греции атеистами называли людей, отрицавших богов народных верований. В древности обвинение в А. по существу означалопризнание человека глубоко бездуховным, безнравственным. Согласно представлениям античных греков, равнокак и средневековых христиан, вера в существование бога освящает нравственный закон, следовательно, распущенность нравов означает то же самое, что неверие, т. е. А. В периоды кризисов безнравственность и неверие часто шли рука об руку. Ослабление веры и неверие проявлялись, по мнению некоторых современников, в Греции во времена Перикла, у римлян во времена Августа, в средние века в эпоху упадка нравов среди духовенства и светских людей, накануне и во время Французской революции. Древние греки обвиняли в А. Анаксагора и Сократа, отвергавших не существование бога, но многобожие, признаваемое народом. Точно так же в христианской церкви в связи с установлением догмата Троицы обвинялись в А. и наказывались все отвергавшие догмат о триипостасном Божестве и о божественности Иисуса Христа. В новейшее время, исходя из христинско-теистического представления о боге как о личности, существующей вне мира, обвиняли в А. идеалистов и пантеистов (Спинозу, Фихте, Шеллинга и Гегеля), хотя они не отрицали самого существования бога, а только не допускали его существования независимо от вселенной. Зарождение А. современного типа во многом связано с пантеизмом, т. е. учением, отождествляющим бога с природой или растворяющем его в природе. Критика мыслителями Возрождения (Джордано Бруно) и Нового времени (Спиноза, Шеллинг, Гегель) христианских идей личного Бога, творения мира, трансцендентности Бога приводила их к пантеизму, деизму (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, И.Ньютон), скептическому рационализму в вопросах религии (Монтень, П.Бейль, Вольтер). Атеизм 19 в. Усматривал свою опору в достижениях естествознания. Русские революционные демократы Белинский, Добролюбов, Герцен, Чернышевский связывали атеизм с задачами антикрепостнической борьбы. В советское время, особенно в период 20-30-х гг., воинствующий А. стал частью обязательной государственной идеологии марксизма-ленинизма. В соответствии с ее лозунгами разрушались храмы, осквернялись православные и национальные святыни, подвергалась гонениям церковь. Относительно «мягкий», неагрессивный А. свойствен ряду концепций западной философии (Хайдеггер, Сартр, Камю и др.). Различают скептический А. (отрицание возможности доказать бытие бога на основании разума), догматический А. (утверждение, что небытие бога может быть подтверждено известными доказательствами), теоретический А. (отвергается только объективная реальность существования бога, но признается нравственный закон, который должен руководить людьми в жизни) и практический А. (непризнание нравственного закона, основанного на вере в бога, естественной потребностью, вытекающей из самой сущности нашего разума, но признание его лишь случайным представлением, вытекающим из получаемого нами воспитания). В одни исторические эпохи атеистов преследовали, изгоняли из страны, сжигали на кострах, в другие чествовали и продвигали по службе. В СССР и других коммунистических странах, где А. являлся официальной идеологией, принадлежность к нему вменялась в обязанность граждан. В Древней Греции и в средневековой Европе быть атеистом считалось опасным для жизни. В одних случаях атеистами называли людей помимо их воли и желания, в других этим гордились и даже бравировали, как, например, это происходило в 30-е в Советской России с воинствующими атеистами, преследовавшими служителей церкви и разрушавшими монастыри. За 70 лет своего существования марксистский А., несмотря на все свои старания, не смог достичь тотального господства, религия не была ликвидирована полностью. В Европе и России агентами распространения А. выступали представители образованных слоев, которые несли свои идеи в народные массы. Из истории русской культуры известно, что распространение А. в интеллигенции шло неравномерно в разных ее группах, и сознательный, идейный А. одних представителей этого слоя вполне мог сочетаться с сознательной и глубокой религиозностью других. Более того, в нач. 20 в., очевидно, «пик» влияния А. (еще далеко не достигнутый обществом в целом) в интеллигенции, из среды которой он распространялся на все слои, был уже позади. Похожая ситуация наблюдалась в кон. 20 в., с переходом к рынку и демократии. Начиная с 1991 г. слово «верующий» становится все более «нормальным», «респектабельным», «приличным», аслово «атеист» — неприличным. Из атеистов люди «уходят», процент «верующих» растет, но реальное мировоззрение, отношение кмируне меняется (или меняется медленно) В результате А. «очищается» от тех, кто определял себя атеистом скорее из конформистских соображений. Атеистом не обязательно является любой неверующий в бога. А. как сознательная мировоззренческая установка отличается от простого неверия, при котором человек сомневается, есть ли бог, но не переходит на осмысленные, рациональные позиции отрицания бога, согласившись с научными аргументами против его существования [Культура и культурология: Словарь. С.114-115].
АТРИБУТ – существенный признак предмета или явления; в изобразительном искусстве: отличительный признак героя, божества, аллегорической или символической фигуры [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.65].
Аттестация образовательного учреждения — установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов [Бухарова Г.Д., Арефьев О.Н., Старикова Л.Д. Системы образовыания. С.454].
АФОРИЗМ (греч. aphorismоs) — изречение, выражающее в лаконичной, художественно заострённой форме обобщённую, законченную мысль («Человек предполагает, а Бог располагает») [Популярный энциклопедический словарь. С.103].
Б
База знаний ─ множество именованных единиц (знаний), обладающих внутренней структурой и связанных между собой системой различных отношений, а также набором средств для доступа к ним, записи новых знаний и проведения специальных операции над ними в целях сохранения целостности и непротиворечивости Б. з. и обобщения знаний, организации процедур дедуктивного и правдоподобного выводов новых знаний из уже имеющихся в Б з. Б. з. является дальнейшим развитием базы данных. В отличие от данных, обладающих фиксированной внутренней структурой, знания имеют гибкую внутреннюю структуру, позволяющую представлять факты, описания явлений и процессов, законов и соотношений, совокупности сведений, относящихся к некоторому фиксированному событию. Б. з. имеет в своем составе систему управления, в которой содержится набор моделей трех уровней, позволяющих пользователям получать ответы па запросы в удобной для них форме и иметь относительно самостоятельную аппаратную реализацию Б. з. В Б. з. выделяют две части: интенсиональную и экстенсиональную Б. з. В первой хранятся знания о предметной области и способах работы в ней в виде общих для данной проблемной области законов, утверждений, соотношений н процедур. Во второй хранятся конкретные факты, отражающие текущее описание предметной области. Эти факты используются для означивания выражений, имеющихся в интенсиональной Б. з. Существующие Б. з. по способу описания знаний на уровне системы управления Б. з. делятся на логические, сетевые и фреймовые. В логических Б. з. все знания описаны в виде формул некоторого исчисления. Все операции, связанные с поиском знаний в логических Б. з. и их преобразованием, ставятся как задачи логического вывода в этом исчислении. В сетевых Б. з. знания представляются н виде семантических сетей, в которых вершины соответствуют отдельным понятиям. фактам, событиям и т. п., а дуги отношениям между ними. Все операции, связанные с поиском знаний и преобразованием их, в этом случае ставятся как задачи преобразования фрагментов семантической сети и поиска пути при различных дополнительных условиях на сети. Во фреймовых Б. з. знания представляются в виде специально организованных структур — фреймов, для которых характерно рекурсивное вложение по типу «матрешек». Фреймовые структуры позволяют легко описывать отношения, связанные с иерархиями знаний. Все операции во фреймовых Б. з выполняются с помощью базовой операции ─ поиск по образцу и операций над фреймами и их частями, близких по своей интерпретации к теоретико-множественным операциям. Предполагается, что Б. з. позволяют представить в естественном для них виде любые знания, с которыми может столкнуться в своей работе специалист [Научно-технический прогресс: Словарь. С.34-25].
БАЗИЛИКА (греч. basilike – царский дом) - прямоугольное в плане здание, разделенное продольными рядами опор (колонн, столбов) на несколько проходов – нефов: средний неф, более высокий и широкий, освещается через окна над крышами боковых нефов [Культурология: учебно-методический комплекс. С.35].
БАЗОВАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — совокупность устойчивых личностных черт, присущих большинству носителей определенной культуры. Идею Б.с.л. (basic регsоnаlity structure), т. е. набора самых характерных для данного народа черт личности, приобретенных при адаптации к культурной среде, выдвинул в кон. 30-х гг. на проходивших в Колумбийском университете семинарах по психоанализу А. Кардинер. Согласно его подходу, культурные нормы разделяются на две категории: первичные и вторичные. Первичные нормы включают в себя родство, заботу о детях, сексуальность, средства к существованию. Вторичные — религию, ритуалы, фольклор. Адаптируясь к первичным нормам, индивид развивает свою личность. Поскольку первичные модели во всех отношениях просты, многие характерные черты личности являются общими для всех. Эти общие черты и составляют в обществе базовую структуру личности [Культура и культурология: Словарь. С.129].
БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -система знаний и умений, составляющих основу, базис для их дальнейшего приобретения и приращения. Базовое образование рассматривается, с одной стороны, как образование, направленное на овладение знаниями и умениями, крайне необходимыми для жизни в обществе, которое получает будущий рабочий, специалист до начала своего трудового пути, а с другой - как фундамент для продолжения учебы в дальнейшем. Определение конкретного содержания базового профессионального образования должно осуществляться с учетом преемственности в контексте непрерывного образования и в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, а также потребностями граждан в дополнительном образовании [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 16].