Культура и образование: культурологический подход 6 страница

БАКАЛАВР (лат. baccalaureus – букв. увенчанный лавровым венком) ─ в большинстве стран первая ученая степень, приобретаемая студентом после освоения программ базового высшего образования (3-5 лет обучения в вузе). Во Франции звание бакалавра присваивается выпускникам полной средней школы и дает право поступления в вузы. В Российской Федерации с начала 1990-х гг. - звание окончившего вторую ступень высшего профессионального образования [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 16].

 

Барьер смысловой — взаимонепонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различный личностный смысл. Наиболее ярко смысловой барьер проявляется во взаимоотношениях между взрослыми и детьми, когда ребенок даже понимая правильность требований взрослого, не принимает их, если эти требования игнорируют его взгляды, ценности, систему его личностных смыслов [Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. –Тюмень: Изд-во Тюмень. гос. ун-та, 2001. С.134].

 

БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ — помехи, препятствующие контакту между коммуникатором и реципиентом, адекватному приему; пониманию и усвоению сообщений в процессе коммуникации. По характеру помех Б.к. можно разделить на технические, психофизические, психические, семантические, социальные и культурные. Технические барьеры возникают, когда в канале коммуникации обнаруживаются препятствия для прохождения сигналов от источника или же сам канал производит сигналы, мешающие восприятию сообщений реципиентом. Психофизические барьеры связаны с сенсорными особенностями восприятия сигналов человеком, а также с ограниченной способностью человеческого мозга к запоминанию и переработке информации. Семантические барьеры означают несоответствие кодов, используемых коммуникатором и реципиентом, начиная различным толкованием значения отдельных знаков и кончая полным незнанием реципиентом языка сообщения. Психологические барьеры связаны с отрицательными установками реципиента на коммуникатора, на канал и способ общения, форму или содержание сообщения. Успешной коммуникации препятствуют также некоторые личностные свойства реципиента, например, низкий уровень интеллектуальных способностей, чрезмерно высокая или чрезмерно низкая самооценка. Социальные барьеры объясняются принадлежностью коммуникатора и реципиента к различным социальным группам, социальным ограничением доступа к информации и возможностей ее использования. Культурные барьеры присущи в первую очередь межнациональной коммуникации, где они могут быть вызваны различиями в национальных традициях общения, в системах норм и ценностей, в оценке разных форм коммуникации, в способах реакции на воспринятую информацию и т. д. [Российская социологическая энциклопедия. С.45].

 

БАХАИЗМ — космополитичное течение, возник­шее в лоне шиитского ислама и распространив­шееся в 205 странах. В кон. 50-х — нач. 70-х 19 в. выходец из знатного иранского феодаль­ного рода Баха-Аллах разработал самостоя­тельную религиозно-политическую доктрину и создал общи­ну на территории Османской Турции. Современные приверженцы Б. считают себя последователя­ми новой мировой религии всепланетного масштаба, способной объединить все известные религиозные учения. Бахаитская идеология, претен­дующая в настоящее время на роль новой мировой ре­лигии, вышла на второе место по географической распространенности в мире после христианства, по дан­ным, приводимым в ежегоднике «Вritannica Bоок of the Уеаг» с 1988, оставив позади такие традиционные мировые религии, как ислам и буддизм. Последователи Б. объединены 169 национальными и более чем 17 тыс. местных духовных советов, собственными финансовыми фондами, учебными заведениями, радиостанци­ями, кладбищами, административно-религиозными центрами, издательствами, публикующими литературу на 800 языках и более и наречиях. Несмотря на то, что общая численность бахаитов в мире не превышает 6 млн. человек, таковыми считают себя предста­вители 2112 наций, народностей и этнических групп. В странах, где Б. признан в качестве не­зависимой мировой религии, его последовате­ли имеют право регистрировать рождение и смерть, брак и развод по своим религиозным законам, пользуются правами и свободами в обществен­но-политической жизни наряду с приверженцами тра­диционных вероисповеданий. Бахаиты имеют аккредитованное представительство при штаб-квартире ООН, на правах неправительственной организации, с 1948. В 1970 бахаитская междуна­родная община получила консультативный ста­тус при ЭКОСОС, в 1976 — при ЮНИСЕФ. Официальные представители бахаитов при ООН постоянно находятся в Нью-Йорке, Же­неве и Найроби (в связи с экологической про­граммой ООН). У бахаитов есть представители и наблюдатели в парламентах многих стран мира, в т. ч. и в Европарламенте. Бахаиты и проводни­ки бахаитской идеологии оказывают, участвуя в различных международных организациях и проектах, известное влияние на глобальный процесс мировой политики. В планах современной шестимил­лионной международной общины бахаитов предусмотрено дальнейшее распространение Б., совершенствование и умножение административных и фи­нансовых институтов, строительство храмов во всех странах мира (пока их семь на всех континен­тах), введение Б. в качестве общепланетарной идеологии мирового сообщества с единым мировым правительством во главе. Идейно-литературное наследие основателя Б. Баха-Аллаха насчитывает около сотни томов, большая часть из которых написана или в соавторстве, или при помощи лиц из ближайшего окружения. Подавляющая часть на­следия хранится в виде рукописей в бахаитском архиве в Хайфе и до сих пор не опубликована. Программное сочинение Баха-Аллаха «Китаб-и Акдас» было опубликовано по распоряже­нию Бахаитского всемирного центра только к 100-летию со дня смерти автора. На рубеже 19-20 вв. Б. увлеклась часть российской интел­лигенции после ознакомления с американской и западноевропейской литературой о нем. Наиболее яркими вы­разителями интересов бахаитов в европейской России стали Л.Н.Толстой и И.А.Гриневская — автор драматической поэмы «Баб» (1903) и поэмы-трагедии «Беха-Улла» (1912). Л.Н.Толстой ув­лекался новым учением в 1898 — 1909 и считал, что Б. «представляет из себя одно из самых высоких и чистых религиозных учений». Отказ от на­циональных интересов и патриотизма как один из основных догматов Б. чрезвычайно привлек Толстого как самый верный путь, направлен­ный на изменение мировоззрения православных хри­стиан и ведущий к созданию «нового человека» грядущей эпохи «новых общественных отно­шений». В декабре 1990 в Москве состоялась 1-я Всесоюзная конференция бахаитов, на которой присутствовали 244 делегата от местных духов­ных советов и 17 зарубежных гостей. Весной 1991 делегаты Национального съезда от бахаитских общин из 42 городов бывшего СССР (от Мурманска до Ашхабада и от Таллина до Южно-Сахалинска) избрали Национальный духовный совет бахаитов СССР. После распа­да СССР, весной 1992 в Санкт-Петербурге был избран Национальный духовный совет бахаи­тов (бахай) России [Культура и культурология: Словарь. С.145-146].

 

Безнадзорность детская — негативное общественное явление, заключающееся: а) в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей (или лиц. их заменяющих); б) в отчуждении детей от семьи, детского коллектива; в) в безразличии родителей, воспитателей к детям [Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). С.72].

 

Безнадзорности причины ─ утрата детьми одного или обоих родителей; социальная неустроенность родителей (полная или частичная безработица, полная или частичная нищета, порождающая необходимость поиска дополнительного заработка, длительные командировки или состояние здоровья); неблагоприятная обстановка в ближайшем окружении (семье, школе и т. д.); педагогическая неграмотность, незнание или непонимание родителями своих обязанностей по воспитанию ребенка; преувеличенное представление у родителей о степени самостоятельности ребенка; эгоистичность родителей, нежелание уделять достаточное внимание воспитанию своих детей [Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). С.72-73].

 

БЕЛЫЕ ВОРОТНИЧКИ ─ СИНИЕ ВОРОТНИЧКИ (англ. white collarblue collar) ─ термины, используемые в рамках теории социальной стратификации, для обозначения работников соответственно интеллектуального (нефизического) труда ─ и труда, непосредственно связанного с обслуживанием техники, оказанием услуг (в торговле, на транспорте и т. п.), а также физического труда. Исходя из критерия рода занятий, к первым относят инженерно-технических работников, конторских, банковских и др. служащих (клерков); ко вторым относятся рабочие, продавцы и т. п. Деление на Б.в. — С.в. во многом условно, однако оно позволяет выявить социологическими методами различия между наемными работниками (исключая управляющих-менеджеров) не только по характеру и содержанию их труда, но также по доходам, престижу, уровню образования и др. показателям [Российская социологическая энциклопедия. С.45-46].

 

БЕСПРИЗОРНОСТЬ ДЕТСКАЯ ─ крайнее проявление безнадзорности, социальное явление, заключающееся в отсутствии семейного или государственного попечения детей и подростков, педагогического надзора и нормальных условий жизни, возникающее как один из результатов социальных бедствий ─ войн, голожа, безработицы, эпидемий, крайней нужды родителей[Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). С.74].

БЕСТСЕЛЛЕР – книга (пластинка, диск и т.п.), пользующаяся широким спросом, продаваемая быстрее других [Словарь-справочник по культуре речи для школьников. С.205].

БИБЛИЯ (греч .biblia ─ книги)─Священное Писание, собрание основных религиозных книг евреев и христиан. Состоит из двух главных отделов: 1) книг Старого Завета и 2) книг Нового Завета. 1) Еврейские канонические (Старый Завет) книги распадаются на 3 отдела: Закон, Тора (пять книг Моисея), Пророки (книги больших и малых Пророков) и агиографы, Святые Писания (Псалмы, Притчи, кн. Иова и др.). Всех книг 39, соединяемых в 22 или 24 книги по числу букв еврейского или греческого алфавита. 2) Новый Завет состоит из 27 книг, написанных на греческом языке (4 евангелия и Деяния апостолов, 21 апостольское послание и Апокалипсис). Важнейшие сохранившиеся рукописи Нового Завета, Соdех sinaitkus cанкт-петербургской Императорской публичной библиотеке, Ватиканский кодекс (В), Александрийский (А), Британского музея и Соd. Ерhraimiticus (С) Парижской национальной библиотеки. В тех же рукописях имеется большая часть книг Старого Завета в греческом переводе. Б. переведена в целом или частью более чем на 400 языках. Первые по времени переводы книг Старого Завета были на арамейский язык (V-IV в. до Р. Хр.), но самым важным является перевод на греческий язык во II в. до Р. Хр., т. н. перевод 70 толковников. На латинский язык перевод Б. сделан блаженным Иеронимом в IV в. после Р. Хр. и под им. Вульгаты издан в1590 и принят в католической церкви. Славянский перевод Б. сделан с греческого текста септуагинты святыми Кириллом и Мефодием в IX в. [Брокгоуз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. –М.: Изд-во Эксмо, 2002. С.60].

 

БЛАГО — понятие, обозначающее нечто положительное для телесного и духовного развития человека,ценное для удовлетворения его потребностей. Различают материальные и духовные блага, а среди последних — абсолютное благо, или Бог,и субъективные блага, т.е. добро, красота,радость и т.д. Понятие блага трактовалось очень широко, в зависимости от исходных установок различных философско-этических школ; под ним понимали и наслаждение, и воздержание, и разумность, и полезность, и свободу, и необходимость. В Новоевропейской мысли понятие блага постепенно вытесняется понятием ценности.В христианской этике понятие блага входит в концепцию благодати, исходящей от Бога, а в философских системах анализируется чаще всего в терминах общечеловеческих ценностей [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.14-15].

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ — добровольная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачей имущества или денежных средств, предоставление услуг или оказание ценной поддержки в отношении учреждений, организаций или частных лиц [Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. С.373].

 

БОГ — высший, сверхъестественный объект философской и религиозной мысли и основной предмет религиозного культа. Наделен такими качествами, как непостижимость для рассудка, единственность (в монотеистических религиях), духовность, самобытность, благость, вечность, беспредельность, неизменность, всемогущество, всеведение и т.д. В истории мысли учение о боге принимало формы теизма, пантеизма и атеизма. Понятие бога в эволюции религиивсе более наделялось личностными чертами и качествами, Особенно характерно это для философских и теологических систем XX в., понимающих идею бога как первичную данность человеческого сознанияи задачу человека стать богоподобным существом, соратником и соучастником Бога.

Непостижимость для рассудка связана с глубочайшей тайной, которая окружает проявление Бога и является основой для бесконечного богопознания. Существо бога лишено какой-либо материальности и обладает качеством самобытности, т.е. не имеет какой-либо высшей причины своего бытия. Благость — неотъемлемое качество Бога, которая передается человеку. Остальные качества характеризуют всеобщность бытия Бога в мире [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.15].

 

БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ — в июне 1999 г. в Болонье (Италия) министры образования 29 стран Европы приняли декларацию, целью которой стало достижение единых стандартов высшего образования — взаимное признание дипломов вузов. Для этого вырабатываются единые критерии оценки качества преподавания в вузах стран-участниц процесса и вводится система образовательных кредитов. Под кредитом обозначается накопительная система начисления зачетных баллов — Еuгореаn Сгеdit Sestem (ЕСТS). Студент может слушать курсы наук последовательно в разных странах Европы, входящих в Болонское соглашение, а для получения определенной квалификации он должен набрать определенное число кредитов в одном или нескольких университетах.

Болонская декларация предполагает двухступенчатую систему высшего образования: первая ступень высшего образования с титулом «бакалавр» (bachelor) продолжительностью четыре года и квалификацией, годной как для рынка труда, так и для продолжения образования, и вторая ступень высшего образования с титулом «магистр» (master) и (или) «доктор» (doctor).

17 сентября 2003 г. в Берлине состоялось совещание министров образования Европы, на котором Россия присоединилась к Болонской конвенции по высшему образованию. Итоговое коммюнике конференции министров образования европейских стран закрепило за нашей страной статус полноправного члена европейского образовательного сообщества. Кроме России, на берлинской конференции Болонское соглашение подписали Албания, Андорра, Ватикан, Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория, Македония. Сейчас в Европе насчитывается уже 45 стран, поддержавших Болонскую инициативу. Следующий этап расширения сообщества ожидается после проведения аналогичной конференции в Норвегии, в Бергене. С подписанием декларации присоединившаяся страна обязана выполнить ключевые условия: ввести двухступенчатую систему образования (бакалавриат и магистратуру), обеспечить организацию и аккредитацию учебных заведений, ввести систему зачетных единиц и учета часов изучаемых дисциплин, принятую в Европе.

Построение единого образовательного пространства в вузах Европы должно дать свои плоды уже к 2010 г. – к этому времени предполагается начало взаимного признания дипломов стран-участниц [Непрерывное экономическое образование: Словарь базовых понятий. С.19-20].

 

БОЛЬШАЯ СИСТЕМА - система, состоящая из множества частей и элементов, выполняющих различные функции и связанных между собой. Большая система характеризуется величиной, отражающей количество ее элементов и связей между ними, и сложностью, под которой понимается неоднородность этих элементов и связей. Социальные объекты всегда представляют собой большие системы, которые невозможно исследовать иначе, как по подсистемам [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 19].

 

БОЛЬШЕВИЗМ — одно из направле­ний в русском марксизме. Термин появил­ся в 1903, после того как на 2-м съезде РСДРП произошел раскол на две фракции («большевики» и «меньше­вики»). При выработке Устава партии В.Ленин и Ю.Мартов предложили две редакции пункта о членстве в РСДРП. Сторонников Ленина, набравших большинство при выборах центральных ор­ганов партии, стали называть больше­виками, пошедших за Мартовым и Г.Плехановым — меньшевиками. Восстановленное на 4-м съезде РСДРП (1906) организационное единство партии оказалось непрочным, и в 1912 на конференции в Праге большевики обособились в самостоятельную партию, которая с апр. 1917 называлась РСДРП(б), с 1918 - РКП(б), с 1925 - ВКП(б), с 1952 - КПСС. В 1914 после неудачной попытки Ленина повести за собой 2-й Интернационал (он предлагал всем социал-демократам Европы бо­роться за «поражение своего правительства в мировой войне» и за «превращение империалистич. войны в гражданс­кую») начался разрыв Б. с европейской социал-демократией, оформившийся с созда­нием по инициативе РКП(б) в 1919 3-го (Коммунистического) Интернациона­ла (распущен в 1943), провозгласив­шего принципы Б. обязательными для входивших в него партий.

Идейно Б. представлял собой род левого «младо-марксизма»; возвращал социализм от науки и утопии к «религиозному веро­ванию». Все, что у К.Маркса и Ф.Эн­гельса шло от живого протеста против состояния дел современного им общества, было подхвачено и утрировано боль­шевиками: вооруженное восстание, захват вла­сти, «диктатура пролетариата». В этом для большевиков — «Закон и проро­ки», социалистическая революция была для Б. не выводом, а исходным пунктом, первой аксиомой его: из нее все выво­дилось и к ней стремилось, ею все оправдывалось, ей все должно было служить — во-первых, сплоченная партия, использующая любые легаль­ные и нелегальные формы политической борьбы; во-вторых, сильное (тотали­тарное) государство диктатуры пролетари­ата, создаваемое после политического перево­рота, берущее от имени общества в целом во владение все средства производва и твердой рукой проводящее социалис­тические преобразования. Государство, постро­енное по большевистскому рецепту, стремилось от лица общества контроли­ровать все приватные отношения, вплоть до самых интимных; область част­ной жизни чрезвычайно сужается, если не исчезает вовсе, а личности в теории и практике Б. отводится весьма скром­ная роль по сравнению с «народными масса­ми». Кредо Б. сходно с наполеоновс­ким «большие батальоны решают дело». Только «замечательная» теоретическая беспечность позволяла Ленину искренне считать эти построения со­гласными с философией марксизма. Идейная основа Б. — скорее «субъек­тивный идеализм» (волюнтаристского толка), и некоторые большевики поняли это. Лучше всего эту точку зрения выразил А.А. Богданов, говоривший прямо, что заимствовать у Маркса можно только его теорию классовой борьбы и социалистической революции, диа­лектику же и материализм следует от­бросить как пережиток гегельянства и метафизики 18 в. и взамен создать «на­стоящую пролетарскую философию». Он и взялся за это и на основе идей немецких философов Э.Маха и Р.Авенари­уса выработал учение, которое назвал «эмпириомонизмом» — наиболее после­довательное и адекватное выражение Б. в философии [Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Т.1. С.247.].

БРАК ─ исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Состояние в Б. предполагает определенные условия Б. (например, определенный возраст брачующихся), порядок его заключения, что проявляется в различных формах Б. (например, Б. гражданский, церковный, консенсуальный). Условия Б., порядок его заключения и формы широко варьируются по странам и народам мира и существенно изменялись в ходе исторического развития.

Первой формой общественного регулирования половых отношений считается дуально-родовой, или групповой Б., характерный для ранней стадии первобытнообщинного строя. Групповой Б. был отношением между родами, а не между лицами; всякие половые связи внутри рода были строжайше запрещены (экзогамия). Групповой Б., по-видимому, был дислокальным, т. е. муж и жена не жили вместе и не принадлежали к одному хозяйственно-бытовому коллективу. В дальнейшем групповой Б. между членами разных родов сузился до лиц, принадлежавших к одному поколению, и затем постепенно сменился парным Б. Вначале при парном Б. супруги, вероятно, жили отдельно, затем муж стал переходить в род жены (матрилокальный брак), а позже — жена в род мужа (патрилокальный брак), имущество было раздельным, сохранялись пережитки группового Б.

Переход к земледелию и скотоводству повысил хозяйственную роль мужчины, в результате чего парный Б. упрочивается, даёт начало Б. моногамному, укрепляющему целостность семьи, которая с распадом родового строя становится основной экономической ячейкой общества. Б., как правило, становится монолокальным — супруги входят в состав одной семьи и одного хозяйства. Моногамный Б. часто рассматривается как половой и хозяйственно-бытовой союз, что сближает это понятие с понятиями семьии домохозяйства. Повсеместно утверждается патрилокальный Б., жена с детьми подпадает под власть мужа.

Моногамия — основная форма брака в классовых формациях; у ряда народов она сочетается с полигамией, однако распространение последней постепенно сокращается. Заключение Б. и выбор брачного партнёра происходит под определяющим влиянием социальных и экономических факторов. Некоторые религии (напр., буддизм и христианство) поощряют безбрачие как наиболее достойный путь служения богу.

В рабовладельческом обществе Б. был признан лишь для свободных граждан; резко осуждались брачные связи свободных с рабынями (конкубинат ). В феодальном обществе господствовали гомогамные Б., особенно среди правящих классов. Б. между крепостными обычно заключались по воле помещика. Усиление социальной и особенно экономической функции семьи приводит к усложнению порядка заключения Б., которому предшествует договорённость о его материальных условиях (выкуп, приданое). Ответственность и инициатива при заключении Б., а также выбор брачного партнёра становится функцией главы семьи. Женщина, приобретённая за выкуп или другим путём (напр., похищение), нередко остаётся в семье мужа и после его смерти, вступая в Б. с его братом или др. родственником (левират ) [Демографический энциклопедический словарь. С.45].

 

БРАТСКИЕ ШКОЛЫ - всесословные учебные заведения в 16 – 18 вв. при братствах. Начальная ступень – грамота, пение по нотам; старшая – славянский, греческий, латинский и другие языки, грамматика, риторика, поэтика, элементы математики и философии; православная религия [Культура и культурология: Словарь. С.182].

 

БУДДА (санскр., букв. ─ просветлённый) ─ в буддийской религии существо, достигшее высшего духовного знания («просветления»). В буддийском пантеоне насчитывается множество Б. В более узком значении Б. ─ имя, данное Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н.э.). Происходил, по преданию, из царского рода племени шакьев в Северной Индии (одно из имён Б. ─ Шакьямуни, «отшельник из шакьев»). В возрасте 29 лет Б. оставил семью и дом отца и после 7-летних скитаний, аскетических подвигов и глубоких медитаций стал проповедником учения, получившего название буддизма [Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. кол.: В.И.Бородулин, А.П.Горкин, А.А.Гусев, Н.М.Ланда и др. –М.: Больная Российская энцикл., 2000. С.108].

 

БУДДИЗМ ─одна из трёх (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет Б. в Индии 5 в. до н.э. ─ нач. 1-го тыс. н.э., распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился в индуизме. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних (ритуальных) форм религиозной жизни. В центре Б. ─ учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение ─ субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание ─ состояние беспокойства, напряжённости, равное желанию, и одновременно пульсация дхарм;освобождение (нирвана) состояние несвязанности личности с внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм, что влечёт за собой уничтожение желаний, точнее ─ угасание их страстности. Важный для буддийской этики принцип т.н. срединного пути рекомендует избегать крайностей ─ как влечения к чувственному удовольствию, так и полного подавления этого влечения. Для достижения состояния освобождения в Б. существует ряд специальных методов, служащих преобразованию психики и психофизиологии личности (например, медитация ─ дхьяна, получившая название «буддийская йога»), В Б. нет души как неизменной субстанции: человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития Б. в нём постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал и появились сангхи (монашеские общины) и т.д. [Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. С.108].

 

БЫТ — сфера внепроизводственно-экономической и социальной жизни, включающая деятельность, связанную с удовлетворением материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, и деятельность, связанную с освоением духовных благ, культуры, с общением, отдыхом, развлечениями. В широком смысле Б. — уклад повседневной жизни. Б. оказывает огромное влияние на другие области социальной жизни и прежде всего на труд, общественную деятельность, психологический настрой и поведение людей. Различают общественный, городской, сельский, семейный, индивидуальный Б. Структура Б. может рассматриваться с точки зрения соотношения: материального и духовного; общественного и индивидуального; видов затрат времени и деятельности (удовлетворение физиологических потребностей, бытовой труд, досуг), типов социального объединения и общения (семья, соседство, товарищеские компании, молодежные группы и т. д.). Под влиянием социально-экономических, а также географических условий у различных народов вырабатывается комплекс бытовых норм, традиций, обычаев, обрядов. У различных классов и социальных групп, в городе и деревне складываются разные формы Б. В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов Б., так и его структуры. В основе этих изменений в конечном счете лежит развитие производительных сил и смена способов производства. Значение Б. в жизни людей возрастает в связи с процессом урбанизации и увеличением свободного времени. Расширение сети бытовых предприятий, рассчитанных на массовые потребности и массовое обслуживание (в сфере как материального, так и духовного потребления), ведет к изменению структуры семейного и индивидуального Б. В ходе социально-экономического и культурного прогресса человечества наряду с процессом интернационализации Б. происходит обогащение его национальных особенностей у разных народов и социальных групп групп. Процессы, происходящие в сфере Б., приводят к стандартизации некоторых его элементов. Однако это не означает нивелирования потребностей и вкусов людей, хотя и порождает сходный стиль жизни у членов определенных соц. и профессиональных групп [Российская социологическая энциклопедия. С.52-53].

 

БЫТИЕ — категория онтологии,с помощью которой определяется нечто, что есть сущеекак таковое, вне и независимо от человека и его сознания. Понятие бытия ввел в философию Парменид, основоположник элейской школы (VI—V вв. до н.э.). До этого предметом размышления философов были сущие вещи. Вопрос о бытии связан с признанием или, наоборот, отрицанием Абсолюта, а также абсолютной Истины, Добра и Красоты. С точки зрения русских философов (напр., Н.А.Бердяева), бытие дано нам вначале, до всяких форм человеческой деятельности: практической и теоретической. Его нельзя дедуцировать, т.е. выводить из чего-либо. Надо исходить из него как изначально данного нашему целостному сознанию,т.е. сознанию, в котором нет еще деления на субъект и объект. Знание не есть ни отражение бытия, ни конституирование его: оно самораскрытие бытия, происходящее в недрах самого бытия. Проблема бытия — стержень мировоззрения и сознания людей, а также один из главных критериев классификации философских систем [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.15].

БЮРОКРАТИЯ (франц. b urean ─ зеленое сукно, которым покрывали столы должностных лиц государственных канцелярий), отсюда и термин «бюрократ», т.е. служащий средних звеньев государственного аппарата, чиновник. Существование Б. - неизбежность и необходимость функционирования политики и власти.Специфические особенности работы органов власти, во многом объективные, ─ разрастание и усложнение функций (откуда и расширение кадров управления и контроля), владение техникой административной работы, обладание информацией и документацией, возможность готовить, составлять и интерпретировать государственные решения и т.п. акты, вести переписку с населением, отвечать на его запросы ─ делают большую часть общества и высшие инстанции власти зависимыми от аппарата, а сам аппарат ─ автономным в весьма широких пределах и самовластным ─ откуда и сам термин Б. ─ «власть чиновников». Отсюда и негативный смысл понятий «чиновник», «бюрократ», «аппаратчик». Употребляется в трех значениях: 1) социальный организм, результат социальных антагонизмов, противоречий, конфликтов и материализация как организационно-управленческого, так и политического отчуждения, 2) система управления, осуществляемая с помощью аппарата власти, отделенного от общества стоящего над ним, обладающего специфическими функциями и привилегиями, 3) слой людей, связанный с этой системой [Политология: Энциклопедический словарь. С.34.]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: