Все последующие способы конституирования В. к. решают ту же задачу — создание совместного В. к. в качестве экзистенциального условия человеческого сообщества. Для преодоления ограниченности родовой жизни нужно было найти такой эталон ритма, который позволил бы согласовать жизнедеятельность людей на больших расстояниях и создать саму «территорию». Первые оседлые культуры делали это, устанавливая связь циклов разлива рек, в долинах которых они селились, с циклами обращения небесных светил. Если члены рода для конституирования своего В. к. слушали «голос предка», звучащий сквозь маску шамана, то первые оседлые культуры смотрят в небо, ритм которого позволяет «синхронизировать» жизнь на земле на огромной площади и создать гигантский, по сравнению с родом, цикл В. к. Этот принцип конституирования совместного В. к. требовал сложных ритуальных механизмов и особых сооружений, важнейшее из которых — храм в качестве того места, где небо моделируется на земле. И хотя первые оседлые культуры переносят центр тяжести с прошлого на настоящее, то общее, что объединяет их с миром родов, — это циклический характер В. к.
|
|
Чтобы разорвать этот цикл, нужно было постулировать возможность остановки, после которой В. к. могло бы начать свое течение заново. Это было сделано в древне-еврейской культуре благодаря субботе, которая, будучи точкой абсолютного разрыва В. к., обеспечивала возможность такой остановки и, следовательно, освобождение от власти и прошлого, и настоящего. Доминирующим становится будущее. Происходящая из будущего «тяга» конституирует уже не цикличное, а линейное В. к., что означает понимание В. к. в качестве истории, в качестве пророческого слова, становящегося плотью. Т.о., история — это не постепенное выявление того, что уже пребывало в готовом виде в каком-либо моменте цикла В. к., а именно исполнение обетованного, творение как появление нового, которое не повторяет старое, непредсказуемо, однократно и открывается в качестве обетования Бога. Иначе говоря, историческое В. к. становится ареной божеств, откровения, и только Бог может вывести человека из безостановочного круговоротного движения и даровать ему покой — субботу. Тогда появляется возможность посмотреть на все из конца В. к. как состояния полноты творения, и это делает все частные верования и привязанности относительными. Конец В. к. выявляет смертность этих верований и привязанностей, неизбежно заставлявшую конституировать В.к. в качестве цикла (иначе они не могли бы сохраняться как самотождественные). Мифы «вечного возвращения», обходящие смерть и устраняющие ее от конституирования В. к., скрывают все, предшествовавшее начальному моменту. Тем самым, на деле создавая частное отношение, они маскируют его принципиальную фрагментарность. В условиях конституирования В. к. как циклического не может быть никакой истории, а только множество «историй», ход которых направлен от «золотого века» по нисходящей линии вплоть до момента восстановления первоначальной «полноты». Время истории, напротив, начинается не с частных привязанностей (например, смерть культурного героя или основание Рима), а находится «по ту сторону» всякого частного прошлого, начинаясь с сотворения Адама, а его внутреннее напряжение создается деятельностью пророков и ожиданием Мессии. Таким образом, В. к. впервые признается потенциально общим для всего человеческого рода. Для того чтобы оно стало действительно общим, нужно было выйти за пределы того отдельного народа, жизнь которого впервые начала протекать в историческом В. к. В противном случае историческое В. к. оказывается все же частным, локальным, а не общечеловеческим. Но за пределами такого В. к. находились не только роды и первые оседлые культуры, устроенные по типу восточных деспотий. Уникальная культура Древней Греции создала еще один, четвертый и последний способ конституирования локального В. к., который должен был обеспечивать общегреческое единство, т.е. согласованную жизнь на «очаговой территории» (полисы и острова). Древние греки впервые попытались устранить принудительность В. к., введя в его состав «свободное время», или «досуг». Принудительность В. к. означает необходимость служения людям, духам или богам. Ритуальные танцы рода — не досуг, а обязанность, и такими же обязанностями являются храмовое богослужение восточных деспотий, еврейская суббота и даже ожидание Мессии. Напротив, свободное время — это время, в течение которого человек свободен от любых обязательств не только перед конкретными людьми, но и перед своим «делом», и, следовательно, не зависит от божественного и человеческого принуждения. Досуг — это время, которым «обладает» сам человек, тогда как за его пределами В. к. «владеет» им, постоянно выдвигая перед ним различные императивы. Тем самым в культуру вводится элемент игры, а время игры обратимо, изолировано от серьезности и опасностей жизненной борьбы. Игра, в свою очередь, составляет сущность древнегреческой школы, позволявшей путем обучения вводить учеников в чужеродные общности и культуры, и создает особый тип совместного В. к. Время игры обеспечивает как самотождественность греческой культуры, так и колонизацию, но это абстрактное время, несовместимое с историей, ее однократностью и конкретностью. Совместность В. к. покупается именно ценой превращения его в абстрактное и потому обратимое.
|
|
Единое совместное В. к. могло быть создано только путем введения всех культур в историческое В. к. Но для этого нужно было включить смыслообразующую функцию конца времени в настоящее. Древнееврейскую культуру интересовали только начало времени и его конец, но следовало установить непосредственное отношение каждого момента к конечному смыслу В. к., т.е. сделать каждый момент встречей прошлого и будущего. Чтобы все локальные, частные формы В. к. открылись навстречу друг другу, нужно было показать, что смерть является точно таким же императивом будущего, как и жизнь. Христианство создает единое В. к. с помощью особых механизмов, опирающихся на смерть Иисуса Христа. Именно это событие релятивирует все предшествующие календарные системы, обеспечивая возможность свободного перемещения от одного ритма совместной жизни к другому: «...Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). А это означает разрушение непроницаемых границ между культурами, и именно поэтому апостол Павел называет Иисуса Христа «царем веков» (1Тим. 1:17). «Век» (зон) — это и есть ритм совместной жизни, присущий отдельной локальной культуре, а учение об зонах становится необходимым элементом христианской концепции В. к. Но зон — конечный и потому преходящий отрезок времени. Христианское летоисчисление основано не на перечислении отдельных моментов В. к., а складывается из эпох, периодов, эонов, единство и осмысленность которых определяется, исходя из единого В. к. С другой стороны, время можно расчленять, только имея его предварительно в качестве чего-то целого, и лишь при этом условии множество эонов образуют полноту времени. Это дает ориентацию во времени, поскольку теперь все зоны открываются навстречу друг другу и подчиняются объемлющему их «зону эонов». В результате, во-первых, возникает возможность свободного изменения и людей, и мира, а во-вторых, при всех изменениях сохраняется единство смысла В. к. Поэтому концепции истории Шпенглера и Тойнби,открыто противостоящие христианской концепции времени, имеют ее в качестве своего предварительного условия: анализ отдельных культур, объявляемых геометрически замкнутыми, был бы невозможен без «зона эонов» в качестве полноты времени. Ведь именно принадлежность к нему неявно приписывается историку, только благодаря этому и видящему ничем не замутненный смысл каждой локальной культуры. Именно поэтому же эволюция представлений о В. к. может стать предметом детального культурологического анализа, основанного на междисциплинарном подходе.
|
|
Однако сама христианская концепция времени, как и все элементы культуры, требует усилий для ее поддержания. Поэтому неудивительно, что сопутствующим эффектом общего процесса секуляризации стало оживление концепций цикличности В. к. — как традиционных, так и искусственно конструированных в контексте нетрадиционных религиозных и квазирелигиозных движений. Другой особенностью современных представлений о времени является отождествление истории с физикалистскими моделями времени, что лежит в русле натуралистического видения человека и его мира в качестве онтологически автономных. Лишенное божественного и человеческого смысла время является характерным проявлением нигилизма [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1. С.131-134].
|
|
ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ — одна из форм существования общества, функционирование которого протекает во времени, неотделимо от него. С одой стороны, В.с. является временным пространством человеческой деятельности, с другой — ее мерой. В.с. характеризует также последовательность различных видов деятельности,их частоту. Время необратимо, оно течет от прошлого к будущему. В.с. представляет собой определенную, нематериальную форму богатства общества и каждого его члена. Сущность этого богатства определяется не только его величиной, но и содержанием, тем, как оно используется, какую пользу это использование приносит. В.с. имеет свою структуру, определяемую основными сферами жизнедеятельности членов общества: труд в общественно хозяйстве, труд и занятия в домашнем хозяйстве, сферы удовлетворения физиологических потребностей и сферы удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей. Каждая из частей времени, затраченных в этих сферах, имеет свое социально-экономическое содержание. В совокупности они составляют В.с. общества. Служа пространством жизнедеятельности общества, время одновременно оказывается и ее мерой. В связи с этим необходимо различать индивидуальные затраты времени (отдельного человека, средние затраты времени социальной группы), общественно-необходимые затраты времени (определенные общественно-нормальными условиями протекания той или иной деятельности). Время неотделимо от деятельности, оно не расходуется, а складывается из продолжительности различных видов деятельности в той или иной сфере. Однако оно имеет относительную самостоятельность, прежде всего время рабочее и время свободное. Важнейший метод изучения (измерения и контроля) социального времени общества — это метод изучения использования бюджета времени и рассчитываемых на его основе балансов времени. Балансы и бюджеты времени дают объективную картину распределения и использования времени, в которой отражается реальное поведение людей. Но В.с. имеет и субъективную сторону, связанную с его восприятием, отношением к нему, удовлетворенностью его использованием. На субъективное ощущение времени оказывает влияние то, как много произошло событий в тот или иной период. Период, насыщенный событиями, кажется быстро проходящим, но вспоминается как долго длящийся. Период, не насыщенный событиями, представляется медленно тянущимся, но вспоминается как короткий по длительности. Таким образом, время текущее очень отличается от времени вспоминаемого. Субъективное время изучается с помощью "небюджетных" методов, т. е. путем выяснения мнений о нем разных социальных групп населения. Объективные и субъективные методы изучения времени дополняют друг друга и часто используются совместно. Поскольку время — форма богатства как общества, так и индивида, постольку в сознании людей оно имеет ценностную оценку. Отдельные группы времени имеют по отношению к другим определенный приоритет. Оценка времени с развитием общества может меняться. Так, с ростом культурных потребностей населения растет ценность для него свободного времени, отношение к различным группам времени (рабочему; времени удовлетворения бытовых и физиологических потребностей; свободному) определяется в конечном счете господствующими в обществе производственными отношениями. Ценность времени и отношение к нему проявляются в ценностных нормах, ориентациях и реальном поведении [Российская социологическая энциклопедия. С.79].
ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ ─выдающиеся культурные и природные ценности, составляющие достояние всего человечества. В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране все мирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975 г.). Ратифицировали конвенцию (на 1992 г.) 123 страны-участницы, и том числе Россия. В списке В.н.. 358 объектов из 80 стран (на 1992 г.): отдельные архитектурные сооружения и ансамбли ─ Акрополь, соборы в Амьене и Шартре, исторический центр Варшавы, Московский Кремль и Красная площадь (Россия) и др.; города ─ Бразилия, Венеция вместе с лагуной и др.; археологические заповедники ─ Дельфы и др.; национальные парки ─ Морской парк Большого Барьерного рифа, Йеллоустонский (США) и др. Государства на территории которых расположены объекты В.н., берут на себя обязательства по их сохранению [Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. С.150].
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — гуманистический идеал воспитания. Как относительно целостная система взглядов сложился в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. В. р. л. нельзя рассматривать как профессиональный принцип организации обучения и воспитания, как совокупность правил, регулирующих деятельность и общение. Корректнее осмысление В. р. л. как процесса саморазвития индивида, осваивающего главное дело своей жизни и использующего весь спектр возможностей приобщения к общечеловеческой культуре. Отвечающие идее В. р. л. подходы к организации учебной деятельности могут стать необходимыми компонентами формирования личности, однако лишь в том случае, если образование имеет целью создание условий для самостоятельного и личностно заинтересованного овладения средствами воспроизведения и совершенствования различных форм культуры. Это возможно, когда самодеятельные и в правовом отношении суверенные индивиды могут сами избирать содержание, формы, методы образования в соответствии со своими потребностями, строить общественные отношения на основе целей и средств универсальной деятельности разных общностей, не противопоставленных друг другу социально закрепленным разделением труда [Непрерывное экономическое образование: Словарь базовых понятий. С.26-27].
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ─высшая ступень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, полученный на базе полного среднего образования, формально подтвержденный дипломом об окончании вуза, характеризующийся совокупностью систематизированных знаний, практических навыков и умений, личностных качеств, которые обеспечивают возможность решать профессиональные задачи в условиях научно-технического и социального прогресса. В.п.о. имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования [Энциклопедия профессионального образования. Т. 1. С. 174-175].
Высшее рабочее образование — это самостоятельная ветвь высшего профессионального образования, которое обеспечивает готовность личности к высочайшему профессиональному мастерству в сфере рабочих профессий, социальной и профессиональной мобильности, овладению высокой общей культурой [Романцев Г.М. Содержание понятия «высшее рабочее образование» // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. научн. тр. Вып. 1. Отв. ред. Е.В.Ткаченко. –Екатеринбург, 1995. С.143].
Г
ГАРМОНИЯ (греч. – стройность, соразмерность, связь) – 1. один из ведущих принципов древнегреческой культуры. Гармония понималась греками как основная черта бытия, как диалектическое единство борющихся противоположностей, как единство в многообразии (предельного и беспредельного, правого и левого, света и тьмы, мужского и женского и т. д.), состояние согласованности, соразмерности. Образцом для произведений искусства был космос как прекрасное, стройное, закономерное целое, воплощающее эту гармонию. Гармония была скорее характеристикой содержания и внутреннего строения явления и предмета, чем его внешней формой. Наряду с симметрией, порядком, мерой гармония составляла основу понимания прекрасного в древнегреческой культуре. Идеалы гармонии получили дальнейшее развитие в итальянской культуре эпохи Возрождения. В более широком смысле под гармонией понимают согласованность, соразмерность, единство частей и целого в художественном произведении; 2. выразительное средство музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и на их последовательном согласованном звучании. Строится на основе лада; 3. наука об аккордах и их соединениях [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.117-118].
ГЕДОНИЗМ (греч. – удовольствие) – этический и житейский принцип, в основе которого лежит стремление к наслаждению, чувственному удовольствию как важному условию счастья человека. Влечение к наслаждению – это естественное проявление природы человека и движущее начало его поведения, проявление свободы и путь преодоления страданий. В истории философии и культуры идея гедонизма появляется в античную эпоху (см. Античность). Так, древнегреческий философ Эпикур отмечал, что наслаждение вполне соответствует принципам разумности и морали. В эпоху Возрождения итальянский писатель-гуманист Лоренцо Валла, восстанавливая учение Эпикура, подчеркивал, что человек по природе своей устроен для наслаждений и радости, для удовольствий тела и души, и это является законом его бытия. Гедонистическая функция, наряду с другими (познавательной, воспитательной, прогностической и др.), органично присуща искусству, которое призвано нести людям подлинную радость, поднимать настроение, помогать преодолевать тоску и уныние, печаль и скорбь. Искусство – это источник эстетического наслаждения, которое рождается при погружении в мир танца и музыки, рисунка, архитектурных форм, при соприкосновении с красотой во всех ее проявлениях [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.118].
ГЕНДЕР — социальный пол. Термин «Г.» понимается как представление отношений, показывающих принадлежность к классу, группе, категории. Г. приписывает или закрепляет за каким-либо объектом или индивидом позицию внутри класса, а следовательно, и относительно других классов. В значении социального пола/рода понятие Г. становится не просто описательным, а предстает как определенная когнитивная схема, включенная в анализ, и объяснение властных отношений в обществе. Смысл понятия Г. заключен, прежде всего, в идее социального моделирования или конструирования пола. Социальный пол конструируется социальной практикой. В обществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей; соответственно возникает жесткий ряд определений о том, что есть «мужское» и «женское» в данном обществе. Г. — совокупность социальных репрезентаций, а не природой закрепленная данность. Гендерная роль — набор специфических половых образцов поведения, которые ожидаются от мужчины и женщины. Тендерные исследования связаны с научно-социологическим изучением особенностей социально-экономической и культурной роли мужчин и женщин, влияния пола на общественное существование людей [Непрерывное экономическое образование: Словарь базовых понятий. С.30].
ГЕНЕЗИС (генез) (греч. genes – рождающий, рожденный ) - происхождение, возникновение; в широком смысле - момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению [Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. С. 170].
ГЕНИАЛЬНОСТЬ ─наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Исторические воззрения на природу Г. определялись общим пониманием творческого процесса. От античности идёт взгляд на Г. как на род иррационального вдохновения, «озарения» свыше (Платон, неоплатонизм и др.). С эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма. В 19—20 вв. развиваются психологические, а также социологические исследования различных аспектов Г. и творчества [Педагогический энциклопедический словарь. С.50].
ГЕОПОЛИТИКА КУЛЬТУРЫ. До конца 80-х гг. XX в. все концепции геополитики более или менее ограничивались идеологическими, военными и экономическими аспектами. Биполярные структуры евроцентристкого мировоззрения (капитализм и социализм) или священная социально-экономическая триада (Первый, Второй, Третий миры) определялись именно этими критериями, исключающими культуру из сферы внимания политологов. Главные трансформации двадцати последних лет — разрушение Берлинской стены и основание Европейского союза — внесли существенные изменения в понимание роли культуры.
Прежде культурные связи рассматривались как дополнение (или же, как замещение) практики добрососедства. Когда политические отношения стабильны и дружественны, культура приходится кстати и воспринимается как если не бесплатное, то приятное приложение. В период осложнения политической обстановки культура становится более важной и выполняет роль посредника, пытающегося сохранить и поддержать хотя бы минимальное сотрудничество.
Конечно, ось власти культуры в Новое время находилась не где-нибудь, а именно в Европе, европейская культура оказывала влияние на колонии, включая Америку. В первую треть XX в. Франция, а точнее Париж был столицей мировой культуры. Зарождающийся Советский Союз существовал сам по себе как «отдельный полюс» (точнее как великая надежда левого крыла интеллектуалов всего мира).
После Второй мировой войны заметно усилилось влияние американской культуры на европейскую. В те годы это воздействие еще достаточно редко рассматривалось как опасность американизации, а считалось лишь проявлением общей тенденции к массификация западного типа культуры и общества. Деколонизация, ЮНЕСКО и структурализм — каждый по-своему способствовали осознанию общемировой многокультурности (мультикультурализма). При этом социалистический лагерь (включая Китай периода культурной революции) продолжал питать интеллектуальную оппозицию капиталистическому истеблишменту.
Все эти направления прошли длительный путь в своем развитии.
Конец коммунизма как политической системы и продолжающееся объединение Европы иной раз рассматриваются как первый наглядный пример победы культуры (хорошие отношения) после политики «холодной войны».
Объединенная Европа в глазах многих означает окончательную гармонию в мире. Маастрихтский договор очертил зону, легитимирующую культурный аспект европейской интеграции. Само понятие «культура» не фигурировало в соглашении по ЕС. В новом тексте появились не только соответствующая статья (128, ныне статья 151 Амстердамского варианта), но и несколько упоминаний в основном изложении, начиная с четвертого пункта Декларативной части Преамбулы.
В контексте Большой Европы (представленной в Совете Европы) традиционной роли культуры как связующего звена всегда придавалось большое значение. На протяжении последних десятилетий соглашение по сотрудничеству в области культуры играло роль «приемной» для будущих членов Совета Европы.
И все же бесконфликтное будущее, базирующееся на культурном обмене, представляется лишь иллюзией. Культура в Европе (и везде) является не только основным условием взаимопонимания, но и яблоком раздора. Этнические войны, массовые волнения, проблемы меньшинств, религиозный фундаментализм были всегда на переднем плане истории. Конфликт цивилизаций встал на повестку дня и на рубеже тысячелетий. Бытующие представления об универсальном спокойствии культура заменила политикой и идеологией и стала источником конфликтов. Фундаментальные ценности различных наций и групп стали несовместимыми. Впервые этот тезис прозвучал в молодежной контр-культуре 60-х годов, обернувшейся движением хиппи, кровопролитием «красных бригад» и террористическими актами группы Баадер-Майнхоф. Это была политика в культурной «шкуре».
Спустя двадцать лет восторжествовала другая точка зрения: культурные предпосылки, исторические традиции не только влияют на гуманитарное и экономическое развитие, но и определяют базисные реакции, побуждающие общество к различным переменам. В период структурных изменений (на Востоке и на Западе) культура становится главенствующей проблемой. В скрытых культурных границах открытой Европы, как и во всем мире, глобализация все более и более переплетается с диверсификацией и индивидуализацией. Соперничающие и противоречивые подходы к проблемам культуры становятся нормой, отсюда и дискуссии по поводу исключения культурных благ и услуг из сферы свободной торговли. Апелляции к мировой опасности глобализации в культурных отношениях становятся все более и более систематическими.
Исчезновение «железного» занавеса привело к открытию множества междоусобных внутренних расколов на европейском континенте. Они были известны историкам и социологам, но легко забыты политиками, одержимыми идеями Восток — Запад, капитализм или социализм. Первый очевидный нарушитель спокойствия — религиозный фундаментализм. Христианско- (православно-католический) мусульманский конфликт в Боснии — яркий пример этого движения с русско-чеченским, и французско-алжирским, и американо-афганским вариантами. Внутри христианства есть три базисные традиции и территории: православная (Восток и Юго-Восток), католическая (Юг и средняя часть) и протестантская (Север и средняя часть). К 60-м гг. XX в. в Европе началось общее религиозное возрождение, особенно ярко проявившееся в Восточной Европе, потому что сила атеизма и коммунизма была, как выяснилось, квазирелигиозной...
Религиозная нетерпимость — не только результат этого возрождения. Стало понятным, что православное общество менее восприимчиво (и более враждебно) к экономическому либерализму, чем страны западной части Европы. Протестантский мир движется более определенно к менталитету государства всеобщего благоденствия, чем другие части нашего континента. А мусульманские анклавы демонстрируют отрытое стремление к совместному принятию фундаментализма на Ближнем и Среднем Востоке и Северной Африке, их исторической родине.
Особенно интересен в этом аспекте британский опыт. Специфический англиканский регион сталкивается напрямую с пакистанскими и индийскими иммигрантами. Великобритания более открыта культурным связям с англосаксонским миром (бывшей Британской империи, включая США), нежели с континентальной частью Европы.
Нельзя забывать и о том, что нерелигиозный (одновременно культурный и экономический) раскол отделяет север Европы от юга: дилемма каждой нации — быть частью богатого севера или бедного юга? Контраст этот не столь очевиден в Европе, но абсолютно ясен на мировом пространстве. Климатические условия средиземноморского пояса влияли на жизнь и приводили к различной интенсивности труда и замедленному экономическому развитию, что в известной мере компенсировалось свободой самовыражения. Это, в частности, было очевидно не только между, но и внутри национальных государств, например Италии. Такая ситуация породила два направления миграции — с юга на север в поисках работы и в противоположном направлении — для досуга. Оба вектора явно культурно обусловлены.
Известно (эта точка зрения отражена чуть ли не в каждом политическом документе), что культурное многообразие рассматривается как одно из фундаментальных преимуществ Европы. Ведущим звеном здесь долгое время были национальные государства. Культурная политика, как казалось, устанавливается и проводится в жизнь главным образом на этом уровне. Однако расстановка сил в сфере культуры все более и более изменяется с появлением наднациональных структур (Европейский Союз и в меньшей степени Совет Европы), глобализацией (иными трактуемой как американизация), с одной стороны, и региональным и локальным уровнями — с другой. Если к этому добавить легализацию (в первую очередь культурную) разного рода меньшинств (от этнических до сексуальных), то мозаичность общей картины станет вполне очевидной. Регионализация, в свою очередь, стала последним прибежищем историко-культурной самобытности. Алжирец мог получить французское гражданство (национальность, то есть стать французом), но он никогда не мог стать бретонцем или эльзасцем, турок становился немцем, но никогда баварцем или саксонцем.
Тенденция к децентрализации в полиэтничных государствах федеративного образца привела к обострению конфликтов и распаду. Наглядными примерами здесь стали бывший СССР и Югославия.
Роль творческой интеллигенции в национальных движениях противоречива.
С одной стороны, именно интеллектуалы формируют и поддерживают «национальную идею», отражая особенности периода образования «старых» национальных государств. Таким образом, они противостоят и европеизации, и регионализации, и глобализации.
В качестве примеров здесь можно привести интеллектуальную поддержку сербского и русского национализма, которая базировалась на могучей православной традиции (Москва — Третий Рим), или же специфическую роль французской интеллигенции в формировании национального самосознания. Такой консервативный тип мышления присущ в первую очередь писателям, для которых язык определяет национальную принадлежность, а слова формулируют абсолютные приоритеты, в том числе и в области геополитики. Экранная культура в этом плане и более демократична, и более космополитична.
В большинстве случаев образованное сообщество, «читающая и пишущая публика» (по классическому определению, неслучайно данному именно в России в XIX в.) наряду с технологическим и экономическим развитием, добивается главенствующей роли языка в национальном суверенитете. Об этом свидетельствует и недавний опыт балтийских стран.