Культура и образование: культурологический подход 7 страница

 

В

 

ВАБИ (яп. – сельская простота) – этико-эстетическая концепция в духовной культуре средневековой Японии. Для нее характерна поэтизация бедности, противопоставленной роскоши и богатству, выявление красоты скромного сельского жилища, повседневных, внешне не примечательных предметов и природных явлений. Сформировалась в XIV–XVI вв. под воздействием учения дзэн-буддизма о принципах значительности любого малого проявления жизни, необходимости превращения обычных действий в ритуал в целях достижения духовного единства человека с миром природы. Нашла наиболее яркое выражение в павильонной архитектуре, искусстве садов, икебане, монохромной живописи. В соответствии с ваби развивалась эстетика чайной церемонии тяною, в ритуале которой обыгрывались художественные достоинства предметов утвари и повседневного обихода, утверждалось тождество утилитарности и красоты [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.91].

варварство – в культурно-исторической периодизации, принятой в науке 18-19 вв., средняя из трех эпох истории человечества: дикость, В., цивилизация. Схема обоснована Л.Г.Морганом. В. Начинается с изобретения гончарного производства и завершается появлением письменности. В современной науке разрабатывается новая периодизация первобытной истории. В переносном смысле – крайняя жестокость, грубость [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.92].

ВАГАНТЫ (лат. vagantes – бродячие) – в средневековой Европе бродячие нищие студенты, низшие школяры – исполнители пародийных, любовных, застольных песен [Культурология: учебно-методический комплекс. С.36].

 

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА ─система методов и приёмов воспитания и обучения, основанная на антропософской концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основы В. п. разработаны Р. Штейнером. На принципах В. п. организованы так называемые свободные вальдорфские школы, детские сады и лечебно-педагогические сообщества «Кемпхилл» частные учреждения, иногда частично субсидируемые государством. Первая такая школа открыта в 1919 в Германии (Штутгард) для детей рабочих фабрики «Вальдорф-Астория» (отсюда название). В 1933—45 гг. на территории фашистского рейха эти школы были закрыты, а педагоги подверглись репрессиям. В. п. получила развитие с 60-х гг. 20 в. во многих странах (в 90-е гг. ХХ в. насчитывалось около 500 школ и 1000 садов) [Педагогический энциклопедический словарь. С.31].

ВАНДАЛИЗМ – разрушение, порча, осквернение памятников культуры и искусства, культурных и материальных ценностей [Словарь-справочник по культуре речи для школьников. С.208].

 

варварство – в культурно-исторической периодизации, принятой в науке 18-19 вв., средняя из трех эпох истории человечества: дикость, В., цивилизация. Схема обоснована Л.Г.Морганом. В. Начинается с изобретения гончарного производства и завершается появлением письменности. В современной науке разрабатывается новая периодизация первобытной истории. В переносном смысле – крайняя жестокость, грубость [Культура и культурология: Словарь. С.208].

ВАРВАРЫ – у древних греков и римлян все чужеземцы; в переносном значении грубые, некультурные люди [Культурология: учебно-методический комплекс. С.36].

 

ВАРИАТИВНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ─ переход к образованию по выбору обучаемых и (или) их законных представителей, предполагающий возможность обучения по видоизмененным программам при сохранении основы, предусматриваемой государственным образовательным стандартом, который определяет обязательный минимум содержания основных программ, максимальный объем учебной нагрузки и требования к уровню теоретической и практической подготовки выпускников [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 19].

 

Ведущие ориентиры гуманизации и гуманитаризации образования ─узловые моменты культурологического подхода в образовании, векторы его переориентации и развития. К компонентам культурологического подхода в образовании, по Е.В. Бондаревской, относятся: 1) отношение к ребенку как к субъекту жизни, способному к культурному развитию и самоизменению; 2) отношение к педагогу как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей; 3) отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого является поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении идей культурного саморазвития; 4) отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры [Бабошина Е.Б., Ворошилов А.К., Шатных А.В. Гуманизация образовательной среды: культурологический подход. –Курган.: Изд-во Курганского ИПКПРО, 2002. С. 107].

ВЕЖЛИВОСТЬ — норма этикетного поведе­ния, вербального и невербального, признак воспитанного человека; культурная форма выражения существующих между говорящими, слушающими или участвующими в межлич­ностном взаимодействии социальной дистанции, слу­жебных отношений, классовых, сословных, кастовых или половозрастных различий. Вежливое обращение мужчины к женщине, младшего к старшему, подчиненного к на­чальнику, подданного к господину, деловых партнеров и т. п. принимает формы В., приня­тые в данной культуре, в данную историческую эпоху, в данном социальном круге. Как считают специалис­ты, примером развитой системы В. служит японская культура, где существуют не только вежливые, но и особо вежливые формы об­ращения, формы субъектной и объектной В. Сотрудник японской фирмы в разговоре с посто­ронним не может невежливо говорить о сво­ем начальнике — это значит нарушить этикет в отношении собеседника. Язык выступает основным каналом передачи информации о В. Он универсален, поскольку используется во всех обществах, играет важную роль в поддержа­нии иерархических отношений между людь­ми. Специфику в него вносят культурные особен­ности страны. Так, американцам может пока­заться чрезмерно формальным не только японский, но даже британский речевой этикет. Подобные различия создают дополнитель­ные барьеры в межкультурном общении народов. В. как культурная норма проявляется как во внесемейной, так и во внутрисемейной жизни. В. может принимать обиходную, или повседневную форму и дворцовую. В самостоятель­ные виды В. выделяются религиозные, дипломати­ческие, юридические типы культурных условностей (конвенций В.). В вопросе о В. исторически сложились две культурные традиции: монархичес­кая, исходящая из принятых в восточных обществах церемониях обращения к обожествляемому монарху, и республиканская, своими корня­ми уходящая в демократические порядки Древней Греции, а затем и Рима. При наличии в обществе социальной иерархии В. принимает сложные, утон­ченные формы дворцового этикета, часто выражаемые в титулах. От византийского двора ведут свое происхождение такие титу­лы, как «ваше превосходительство» и различные формы обращения, которые до сих пор сохра­нились, например, в Швеции, где знакомые обра­щаются друг к другу «Господин главный бух­галтер А» или «Госпожа помощница началь­ника станции В». В 18 в., когда за самую невинную оговорку вызывали на дуэль и надо было приложить максимум усилий, чтобы не обидеть собеседника, соблюдение социальной сим­волики было вполне оправданно. В аристок­ратический обиход вошел обычай отзываться о себе в третьем лице, например, отвечая на при­глашения. Подобная традиция сохранилась в английском парламенте: члены парламента обраща­ются друг к другу только в третьем лице, и малейшая неточность навсегда роняет пре­стиж говорящего. Пришедшие из викториан­ской эпохи культурные условности В. принуждают до сих пор пользоваться некоторыми странно­стями, которые, в частности, проявляются в формальном, с современной точки зрения, обращении мужа к жене «мадам»; при этом жены называли му­жей «мистер такой-то». Противоположная, или республиканская традиция зачастую проявляется в том, как люди обращаются друг к другу, причем во все времена попада­лись лица, считавшие излишнюю В. своего рода неискренностью. С помощью культурных формул В. говорящий высказывает свое отно­шение и оценку другого лица, намеренно (в случае несоблюдения нормы) или ненамеренно (по незнанию) ставит собеседника в неудобное положение либо повышает степень психологического комфорта. Фамильярность или, напротив, почтительность приобщают лицо, к которому обращаются, к своему социальному кругу, показыва­ют, что он «свой человек», равный, а потому выступают формой демонстрации социальной соли­дарности. Нередко включение собеседника в общую с говорящим группу достигается через употребление субкультурного языка (жаргона, арго, диалекта), который непонятен «чужим». Сюда можно отнести обращение на «ты» в ряде западноевропейских языков (французский, немецкий и др.) и отчасти в русском, указывающее на вклю­чение собеседника в одну группу с говоря­щим. В общении между представителями раз­ных социальных слоев и культурных сред обычно исполь­зуется литературный язык. Знаковыми метками, или формулами В. выступают также поклоны, рукопожатия, взмахи рукой, умолчания и т. п. К общепринятым способам выражения В. относятся такие формы обозначения, име­нования или обращения, как термины род­ства (например, брат или отец) в отношении лиц, не являющихся родственниками; термины дружбы к тем лицам, с кем находятся в далеких или формальных отношениях; уменьши­тельно-ласкательная лексика; специальные частицы; особые интонационные контуры и др. Переход от одной формы В. к другой, ска­жем, от обращения на «ты» к обращению на «вы», призвано показать недоумение, холод­ность, отчуждение, иными словами, измене­ние межличностной дистанции. Обращения на «вы» в письменном языке предполагает особую «орфографическую вежливость», проявляющуюся в написании данного место­имения с большой буквы. Для акцептации В. употребляются разные лексические, а иногда и грамматические средства, снижающие категоричность высказывания. Ритуал формаль­ной В., набор стандартных этикетных формул позволяют говорящему не задевать чувств со­беседника, продемонстрировать знание при­нятых в данной культуре образцов поведе­ния. К наиболее распространенным культурным универсалиям относятся формулы и конст­рукции прямого обращения к собеседнику: приказ, просьба, совет и т. д. Часто правила этикета не допускают использования повели­тельных формул, которые в отношениях между равными по социальному статусу людьми показывают зависимость, неравенство, угрозу [Культура и культурология: Словарь. С.211-212].

 

ВЕРА — понятие, с помощью которого философия описывает личностно свободное самоопределение человека по отношению к духовной и нравственной стороне жизни. Олицетворяет главное и ведущее тяготение человека к тому, что определяет его жизнь, его воззрения и поступки, представляя собой служение некоей ценности.Понятие веры имеет два значения: верить и веровать. Верят все люди, веруют немногие. Верят в карты, гадание, гороскопы и т.д., веруют в Бога. Предмет веры откладывает отпечаток на поведение и даже облик человека. Если он верит в чувственные наслаждения, считает их главной для себя ценностью, то со временем превратится в наслаждающееся животное, что будет выражаться и во взгляде его глаз, и в общем выражении лица. Поэтому не все заслуживает веры, ибо вера, напр., в деньги и власть, питает тело и душу, но разрушает дух. Вера — ответственно осознанное движение сознани я (М.Бахтин), воля и знание одновременно. Люди сами выбирают предмет своей веры и стремятся к нему: они ответственны за свой выбор. Веровать в Бога — значит стремиться к созерцанию Его, молитвенно «медитировать» о Нем. От этого душа становится «вся — светом, вся — оком, вся - радостью, вся — упоением, вся — любовью, вся — милосердием, вся — благостью и добротою» (Макарий Великий). От такого «перерождения души изменяется и внешний вид человека, о чем он сам может и не знать, но что другим людям бывает трудно не заметить» (И.А.Ильин) [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.16].

ВЕРИФИКАЦИЯ (лат. verificatio — доказательство, подтверждение) — понятие, используемое в логике и методологии научного познания для обозначения процесса установления истинности научных утверждений посредством их эмпирической проверки. Проверка заключается в соотнесении утверждения с реальным положением дел с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. Различают непосредственную и косвенную В. При непосредственной В. эмпирической проверке подвергается само утверждение, говорящее о фактах действительности или экспериментальных данных. Однако далеко не каждое утверждение может быть непосредственно соотнесено с фактами, ибо большая часть научных утверждений относится к идеальным, или абстрактным, объектам. Такие утверждения верифицируются косвенным путем. Из данного утверждения мы выводим следствие, относящееся к таким объектам, которые можно наблюдать или измерять. Это следствие верифицируется непосредственно. В. следствия рассматривается как косвенная В. того утверждения, из которого, данное следствие было получено. Например, пусть нам нужно верифицировать утверждение «Температура в комнате равна 20° С». Его нельзя верифицировать непосредственно, ибо нет в реальности объектов, которым соответствуют термины «температура» и «20° С». Из данного утверждения мы можем вывести следствие, говорящее о том, что если в комнату внести термометр, то столбик ртути остановится у отметки «20». Мы приносим термометр и непосредственным наблюдением верифицируем утверждение «Столбик ртути находится у отметки «20». Это служит косвенной В. первоначального утверждения. Верифицируемость, т. е. эмпирическая проверяемость, научных утверждений и теорий считается одним из важных признаков научности. Утверждения и теории, которые в принципе не могут быть верифицированы, как правило, не считаются научными [Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. С.22].

 

ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ — процесс заимствова­ния ценностей западной культуры народами, исторически не принадлежавшими к орбите западной цивилиза­ции. Она началась спонтанно как естественное продолжение эпохи колониализма и продол­жается сегодня уже на иной основе — как влияние более развитых в материальном отно­шении стран на менее развитые. В. — часть более общего культурного процесса, модернизации, которая, в свою очередь, представляет собой часть процесса культурной экспансии. Яркий при­мер В.— вытеснение на кино- и телеэкранах европейских, а затем латиноамериканских и азиатских стран отечественной продукции американскими боевиками, сериалами, вестернами и проч. В широком смысле слова под В. надо понимать распространение, а в дальнейшем и вытеснение цен­ностей отечественной культуры ценностями и идеалами зарубежной, прежде всего запад­ной. Угроза В. кроется в забвении молодым поколением ценностей национальной культу­ры, традиций, обычаев и заветов своих отцов [Культура и культурология: Словарь. С.220-221].

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР. Российская Федерация — одно из крупнейших и мире многонациональных государств, в нем живет более ста народов, каждый изкоторых обладает особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской цивилизации. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

Существует несколько уровней В.к.: конфронтация, индифферентность, диалог и компромисс. Представители конфронтационных культур, прежде всего западноевропейских, исходят из положения о своеобразном собственном изначальном цивилизационном превосходстве. Это является фактическим основанием для любой экспансии против незападных культур под видом цивилизационной миссии. В 20 в. в результате социальных потрясений глобального масштаба многие западные культуры стали менее агрессивны и даже начали вырабатывать компромисс с незападными культурами. Для российской же культуры характерна внутренняя диалогичность, возникшая в результате исторического диалога принципиально разных этнических культур.

Используя определение Ю. М. Лотманом культуры как механизма коллективной памяти, коллективного сознания, можно обозначить, культуру как уровень освоения социальным субъектом (индивидом, группой, обществом) программ и средств социального образа жизни, отличающегося от других культур своими репрезентантами (языком, семиотическими знаковыми системами, религией и т.д.).

Российское государство и цивилизация исторически создавались на принципе взаимодействия разных этнических культур, что послужило образованию «евразийской», или «собственно российской» (в отличие от русской), культуры, т. е. в ходе этого процесса была выработана система ценностей и норм взаимовыгодного сосуществования разных культур. Формирование такого типа культуры имело как положительные (сближение разных культур), так и отрицательные (частичное «растворение» русской, татарской, бурятской и др. этнических культур в российской) стороны. Российский суперэтнос изначально формировался как многонациональная общность, а российская культура имела полифонический характер. Л. Н. Гумилев указывал, что разнообразие ландшафтов Евразии благотворно влияло на этногенез ее народов. Каждому находилось приемлемое для него место: русские осваивали речные долины, финноугорские народы и украинцы — водораздельные пространства, тюрки и монголы — степную полосу. И при большом разнообразии географических условий для народов Евразии объединение всегда оказывалось гораздо выгоднее разъединения. В диалоге как условии единства общей культуры сосуществовали многие конкретные культуры этнических, социальных и конфессиональных групп.

Не вызывает сомнения, что большинство этнических и конфессиональных групп на территории современной России являются коренными. Исторически это сформировало специфику российского общества как внутренне диалогичной системы, о чем писали русские философы-евразийцы нач. 20 в. (П.Н. Савицкий. С.Г. Пушкарев, Н.С. Трубецкой). В качестве оппозиции такой точке зрения выступал В.С. Соловьев, который писал, что Россия обладаем быть может, великими и самобытными духовными силами, но для их проявления ей нужно принять и деятельно усвоить те общечеловеческие формы жизни и знания, которые выработаны Западной Европой. По мнению Соловьева, внеевропейская пли противоевропейская преднамеренная и искусственная российская самобытность всегда была и есть лишь пустая претензия: отречься от этой претензии есть для нас первое и необходимое условие всякого успеха. Очевидно, что наиболее конструктивным в определении места российской культуры в системе мировой культуры является поливариантный подход, предусматривающий разные точки зрения.

Что касается России, то с первых шагов своего существования русское государство формировалось как особый культурно-исторический тип в общем потоке европейского цивилизационного процесса. Россия и Запад — две составляющие европейской цивилизации в целом, через их противостояние реализовался «механизм саморазвития» европейской цивилизации. Восточнославянские племена, начав формировать свою культуру в языческих, мифологических формах, минуя их рационализацию в парадигмах собственной культуры по типу античности, сразу заменили их христианской верой. При этом важно учитывать, что такой шаг был вызван не проблемой экономического или социокультурного отставания, а носил скорее чисто политический характер поиска интеграции с западной культурой. Поэтому процесс христианизации Руси хотя и шел иначе, чем на Западе, но все же имел общеевропейские культурные истоки, коренившиеся в античных духовных и интеллектуальных традициях.

В то же время необходимо учитывать, что в России этногенез шел медленнее, чем в Европе. Два слова «русский» и «российский» чаще использовались как синонимы и не заключали в себе отчетливого этнического содержания. Такое употребление определилось тем, что в Российской империи этнические границы были слабо выраженными, а этногрупповые идентичности, включая и этнических русских, имели не взаимоисключающий, множественный характер, Эти идентичности перекрывались более мощными формами лояльности, основанными на религиозных, региональных, кланово-династических или даже сеньориальных отношениях. Подобная особенность России не являлась формой отставания от других европейских держав, а выражала специфический характер ее культуры, для которой всегда была характерна своя скорость развития.

Анализируя перспективы развития российской культуры. Л. Н. Гумилев писал, что, пока за каждым народом России сохранялось право быть самим собой, объединенная Евразия успешно сдерживала натиск и Западной Европы, и Китая, и мусульман. К сожалению, в 20 в. Россия отказывается от этой здравой и традиционной для нее политики. Начался механический перенос в условия России западноевропейских традиций, что грозит потерей отечественных традиций, последующей культурной ассимиляцией [Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь / Ред. кол.: Мчедлов М.П. и др., Авт. Кол.: Андреев А.Л. и дрп. –М.: Республика, 2001. С.28-29].

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ─процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Понятие «педагогическое взаимодействие» получило педагогическое осмысление в работах В.И.Загвязинского, Л.А.Левшина, X.И.Лийметса и др. Педагогическое взаимодействие -сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах деятельности: познавательной, трудовой, творческой, В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия и пр. Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс индивидуальный (происходящий между воспитателем и воспитанником), социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия и конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, педагогическое взаимодействие способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 24-25].

 

ВИДЕО-АРТ (англ.) – направление в изобразительном искусстве последней трети XX в., которое использует возможности видеотехники. Если собственно телевидение рассчитано на трансляцию для массового зрителя, то видео-арт применяет телевизоры, видеокамеры и мониторы в уникальных хэппенингах, а также создает экспериментальные фильмы в духе концептуального искусства (см. Концептуализм), которые демонстрируются в специальных выставочных пространствах. С помощью современной электроники художник видео-арта наглядно показывает как бы «мозг в действии», путь от художественной идеи к ее воплощению. Главным основоположником направления считается американец корейского происхождения Нам Юнь Пайк [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.97].

ВИДЫ ИСКУССТВА – исторически сложившиеся формы существования искусства (живопись, скульптура, музыка, архитектура, театр, кино и т.п.). Условием их возникновения и бытия является многогранность реальной действительности, и каждый вид искусства отражает ее определенную сторону: музыка – сферу эмоциональных переживаний человека, живопись – видимую сторону реальности, театр – действия и поступки людей, архитектура дает обобщенный образ эпохи. Виды искусства различаются по способам воспроизведения действительности и создания художественного образа. Музыка в этих целях использует интонацию, ритм, тембр, темы, лад; литература – слово, живопись – рисунок, цвет, светотени; хореография – пластику человеческого тела. Каждый вид искусства обладает своими художественно-выразительными средствами, а потому понимание произведений определенного вида искусства предполагает постижение его языка. Все виды искусства находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии между собой: поэзия «стремится» к музыке (усиление ритмического начала стиха), музыка – к поэзии (речитатив) и к живописи (творчество М.Равеля, К.Дебюсси, М.Чюрлёниса), театр – к хореографии (игра актера, пантомима). В процессе развития художественной культуры система видов искусства менялась. Вначале из недифференцированного первобытного синкретического (см. Синкретизм) комплекса выделились относительно самостоятельные виды искусства, а затем начался обратный процесс – их слияния, в результате чего возникли такие синтетические виды, как опера, театр. Под влиянием научно-технического прогресса происходит рождение новых видов искусства – кино, телеискусство (см. Телевидение), светомузыка [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.98].

ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ ─ программы и соответствующие им учреждения, сгруппированные под общим названием по признаку сходства выполняемых функций. Подразделяются по разным основаниям, главные из которых: 1) направленность образовательной деятельности на выполнение тех или иных задач, вытекающих из социальных функций образования взрослых (дополнительное, компенсаторное, адаптирующее, опережающее образование); 2) характер связи с ранее полученным образованием и пройденными ступенями образовательной лестницы (пост-базовое, модернизирующее, «освежающее», возобновленное образование). Названная связь может быть формальной, содержательной, сущностной. В первом случае имеется в виду количественный прирост знаний и умений; во втором обогащение уже имеющихся: в третьем - обогащение всех сторон творческого потенциала личности (идеальный вариант, соответствующий замыслу концепции непрерывного образования) [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 28-29].

 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЭСТЕТИКА ─ наиболее развитое направление средневековой эстетики; основывалась на эстетических идеях античности (прежде всего неоплатонизма) и ранней патристики и развивалась на нескольких уровнях. Патристическая эстетика ─ главное теоретическое направление Э. в. ─ начала складываться на основе греко-римской и библейской эстетик и в основном сформировалась в IV ─ VI вв. (Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Псевдо-Дионисий Ареопагит). В качестве наиболее значимых были разработаны проблемы прекрасного, света, образа, символа, знака, слова, искусства. Идеал В. э. трансцендентен — бог как источник красоты, превосходящий все прекрасное. Универсум (материальный и духовный) представляет собой систему образов, символов и знаков (знамений), указывающих на первопричину (бога). Так, прекрасное в материальном мире и в творениях рук человеческих, а также свет, цвет и образы словесных, музыкальных и изобразительных искусств являются в конечном счете образами и символами первопричины, непонятийными формами ее выражения. Новый взлет патристической эстетики наблюдается в период иконоборческой полемики (VIII—IX вв.), когда была разработана теория образа в изобразительном искусстве, а в ее русле затронуты и другие проблемы искусства, сформулирована концепция функций иконы (Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Никофор Константинопольский). Икона понималась как изображение идеального видимого облика («внутреннего эйдоса») первообраза. Ко второй половине IX в. завершается процесс формирования патристического направления В. э., ставшего своего рода нормой для всей византийской культуры. Два других уровня В. э. ─крайние противоположности. Антикизирующая эстетика, получившая развитие со второй половины IX в., сохраняла традиции эллинистическо-римской эстетики, утверждая пышность, художественный артистизм, выраженную чувственность (Фотий, Симеон Метафраст, Михаил Пселл, Феодор Продром, Феодор Метохит). Интериорная эстетика (от лат. interior — внутренний) — своеобразная ригористическо-аскетическая эстетика, устремленная во внутренний мир человека. Сложившаяся в среде монашества, она имела этико-мистическую ориентацию, проповедовала полный отказ от чувственных наслаждений в пользу духовных, идеал нестяжательной жизни, систему особых духовных упражнений («умного делания»), нацеленных на созерцание световых и других видений, на достижение состояния высшего духовного наслаждения; оказала влияние на развитие многих сторон византийской культуры (Макарий Египетский, Нил Анкирский, Иоанн Лествичник, ИсаакСириянин). Особое место в В. э. занимают описания произведений искусства (экфрасис), в которыхрых ее авторами (Евсевий. Памфил, Прокопий Кесарийский, Роман Сладкопевец, Астерий Амасийский, Хорикий Газский, Николай Месарит и др.) представлена развернутая концепция средневекового понимания искусства, заложены основы европейкого искусствознания. Наибольшее распространение в этом направлении получило толкование изобразительного искусства как натуралистически-иллюзорной копии оригинала, оказывающей именно благодаря иллюзии действительности сильное воздействие на зрителя; на втором месте стояло образно-символическое понимание искусства. В сфере практической получила развитиеэстетика культа (церковного богослужения), быта (прежде всего придворного), фольклора.Главные виды искусства (архитектура, живопись, музыка,декоративные искусства, поэзия, ораторское искусство) формировались с учетом их функционирования в структуре целостного художественно-религиозного действа — своеобразного культового синтеза искусств. Условность, лаконизм, символизм, каноничность (Канон) — отличительные черты языка искусства Византии. В архитектуре основное внимание уделялось организации внутреннего пространства, наделявшегося сложной символической значимостью. В соответствии с ней строилась и система росписей храма. К особенностям художественного языка византийской живописи относится в первую очередь плоскостность изображений, фронтальность и статичность основных фигур, выделенных золотыми или цветными фонами, особое внимание к ликам главных персонажей помещаемых обычно в композиционных центрах изображений, использование набора стереотипных иконографических элементов (фигур, поз, жестов, деталей архитектуры и пейзажа), применение эстетически значимых деформаций изображенных предметов, совмещение в одном изображении разновременных и разнопространственных событий и явлений, создание многомерного пространства путем изображения предметов в обратной, параллельной и прямой перспективах, повышенная декоративность, использование золота и ярких светоносных локальных цветов, особое внимание к принципу контраста при организации композиций. В. э. оказала сильное влияние на формирование средневековой эстетики южных славян, народов Закавказья, Древней Руси, Западной Европы [Эстетика: Словарь. С.39-41].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: