Культура и образование: культурологический подход 8 страница

 

ВИТАГЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ─ обучение, основанное на актуализации жизненного опыта личности и ее интеллектуально-психологического потенциала в воспитательных целях[Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). С.72-77].

 

ВОЗВЫШЕННОЕ – одна из основных категорий эстетики, обозначающая явления действительности и искусства, обладающие высшей эстетической ценностью. Как и категория прекрасного, она выражает положительные эстетические ценности. Но если прекрасное связано с мерой, то возвышенное является нарушение этой меры. Возвышенное есть прекрасное в превосходной степени (например, живописный пруд воспринимается как прекрасное, океан – как возвышенное). Возвышенное порождает у воспринимающего двойственное чувство: восхищение и одновременно преклонение перед величием и мощью. Так, готический храм с его величественной архитектурой, витражами и органной музыкой, с одной стороны, «уводит» воспринимающего от повседневности, вызывает у него возвышенные чувства, с другой стороны, лишает его в некоторой степени свободы, эмоционального комфорта, порождает некое чувство неуверенности в себе. Это объясняется тем, что подобные явления не столько на сознательном, сколько на подсознательном уровне оцениваются как нечто такое, что превышает обычные человеческие возможности. Если объекты прекрасного в большей мере связаны с обыденностью, повседневностью, то возвышенные явления выходят за границы обычного, рядового (прекрасный труд в повседневной жизни и подвиг как нечто возвышенное, жилой дом и египетские пирамиды; есть прекрасная любовь и есть любовь Ромео и Джульетты как любовь возвышенная). К образам, вызывающим возвышенные чувства, художники обращаются тогда, когда хотят выразить свое особое восхищение изображаемым объектом и вызвать у воспринимающего их произведение адекватную эстетическую реакцию. В отдельных культурах возвышенные образы могут играть доминирующую роль. Такими были образ фараона в Древнем Египте, образ Христа в европейском средневековье, образ романтического героя в европейской культуре XIX в. [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.101-102].

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ─ соотносительные философские категории, характеризующие две основные ступени в становлении и развитии предмета или явления. Возможность — объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличии условий для его возникновения. Действительность — объективно существующий предмет как результат реализации некоторой возможности, в широком смысле — совокупность всех реализованных возможностей. Различают абстрактную (формальную) и реальную (конкретную) возможности. Абстрактная возможность характеризует отсутствие принципиальных препятствий для становления предмета («все возможно, что не противоречит себе»), однако для её осуществления нет всех необходимых условий. Реальная возможность обладает для своей реализации всеми необходимыми условиями: скрытая в действительности, она при определенных условиях становится новой действительностью. Изменение совокупности условий определяет переход абстрактной возможности в реальную, а последняя превращается в действительность [Философский энциклопедический словарь. С.87].

 

ВОЗРАСТ человека ─ период от рождения человека до того или иного отсчитываемого момента его жизни. Различают биологический В., который определяется состоянием обмена веществ и функций организма, а также соответствием этих процессов возрастным нормам человеческой популяции, и календарный В., измеряемый временем, прошедшим с момента рождения. В процессе эволюции продолжительности жизни представления о возрастных периодах меняются. Примерная периодизация жизни человека (с учётом относительности границ) может быть представлена в следующем виде:

1─10 дней………………..…новорождённые

10 дней ─ 1 год………..……...грудные дети

1 ─ 3 года………….…………раннее детство

4 ─ 7 лет……………………...первое детство

8 ─ 12 лет (мальчики)

8 ─ 11 лет (девочки).…….…второе детство

13 ─ 16 лет (мальчики)

12 ─ 15 лет (девочки)……………подростки

17 ─ 21 год………………………….…юноши

16 ─ 20 год…………………………..девушки

22 ─ 35 лет (мужчины)

21 ─ 35 лет (женщины)…I период зрелости

36 ─ 60 лет (мужчины)

35 ─ 55 лет (женщины)..II период зрелости

61 ─ 72 года (мужчины)

56─ 74 года (женщины)…….пожилые люди

75 ─ 90 лет……………………...старые люди

90 лет и более ……………….…долгожители

Наряду с В. живущих важное значение в демографическом анализе имеет В. умерших, В. вступления в брак, детородный В. и т. д. Знание В. отдельных людей на момент наблюдения или наступления в их жизни тех или иных демографических событий даёт представление о возрастной структуре населенияи о том, в каких возрастных группах происходят данные демографические события. Поскольку частота рождений, смертей, браков, разводов в разных возрастах неодинакова, В. человека служит общей координатой демографических явлений, статистическое описание которых при помощи таблиц смертности, рождаемости, брачности и др., имеющих важное значение для анализа воспроизводства населения, позволяет выяснить общие закономерности протекания этих процессов на различных этапах жизни [Демографический энциклопедический словарь. С.63].

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕНЕССАНС – особая социокультурная эпоха в истории Западной Европы, на протяжении которой происходил величайший культурный переворот. Он осуществлялся на фоне крупных экономических и политических перемен в обществе (в Италии XIV–XVI вв., в других странах Европы XV–XVI вв.). Это эпоха, когда формировался совершенно новый, доселе невиданный тип деятельности – профессиональное художественное творчество. Возрождение, выдвинув идеал разносторонней и гармонично развитой личности, «открыло человека», освободив его от теологического мышления. Реализм эпохи Возрождения раскрепостил личность от средневекового аскетизма. Открытие человека в эмоциональной сфере и динамичность возрожденческого стиля были связаны и с возникновением первых ростков нового исторического сознания. Именно поэтому и было возможно обращение к культуре античности. Однако последнее не сводилось лишь к ее изучению и подражанию. Оно было формой, в которой совершился переход к новому идейному содержанию культуры. Основой этого содержания стал гуманизм. Возрождение тесно связано и с средневековьем, и с новоевропейской культурой. В то же время эта культура самобытна и оригинальна. Как в переходной эпохе, в ней совмещалось, казалось бы, несовместимое. Возрождение, поклоняясь античности и оставаясь христианским, подменяло, смешивало и отстраняло одно другим. Для Ренессанса мир не нуждался ни в каком потустороннем истолковании; он объяснялся не роком, не богом, не волшебством или злыми чарами, а сам собой. Возрождение высоко подняло представление о человеческом разуме, его способности познавать мир. Бурное развитие науки – характерная черта этого периода. Новая концепция мира потребовала от художников Возрождения разработки теории и практики перспективы, художественного освоения анатомии человеческого тела в его возрастной, половой и динамической определенности, поиска гармонии композиции, использования цветовых акцентов для выражения отношения к изображаемому. Жизнь эпохи Возрождения была тесно связана с искусством. Оно выступало не только областью созерцания, но и сферами познания и труда. Невозможно было найти человека, равнодушного к искусству. Князья, купцы, ремесленники, духовенство, монахи нередко были людьми, сведущими в искусстве, заказчиками и покровителями художников. Щедрость меценатов подогревалась жаждой самовозвеличения. Развитию искусства немало способствовало то, что в больших городах скопились быстро нажитые богатства. Но легкий успех не портил даже самых падких до славы и наживы художников, поскольку были еще сильны строгие основы цеховой организации художественного труда. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера. Поэтому многие художники так хорошо знали ремесло искусства. Первое место занимали изобразительное искусство и архитектура. Недаром имена великих живописцев эпохи Возрождения известны любому образованному человеку. Сам термин «Возрождение» был впервые употреблен в XVI в. итальянским художником Вазари применительно к изобразительному искусству. Он писал о возрождении античных традиций в творчестве живописцев, ваятелей и зодчих после упадка изобразительного искусства в эпоху средневековья [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.102-103].

ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭСТЕТИКА ─эстетическая мысль, сформировавшаяся в период между средневековьем и новым временем, который переживали все страны Запада (приблизительно XIV – XVI вв.) и многие страны Востока. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени. Название «Возрождение» (фр. термин «Ренессанс») связано с отношением к античному наследию, однако влияние последнего, при всей его важности, не было определяющей чертой культуры (в т. ч. и эстетики) данной эпохи. При всей сложности и неоднозначности В. э. в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизацию человеческой личности в ее целостности (в отличие от античной мысли, абсолютизирующей чувственно-материальный и внеличностный космос, а следовательно, и материальное начало в человеке, и средневековых религиозных представлений с их гипертрофией ду­ховного). Для эстетических трактатов н произведений искусства В. э. характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С антропоцентризмом связано в В. э. и понимание прекрасного, возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически-творческой человеческой личности сочетался у теоретиков В. э. с попытками математического исчисления всякого рода пропорций, симметрии, перспективы (Альберти, Леонардо да Винчи, А. Дюрер и др.). Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно-реальную картину мира (в отличие от умозрительной античной космологии и средневековой теологии). Здесь бросается в глаза также субъективистски-индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального истолкования, хотя последнее в принципе не отрицается. В. э. ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник,который в своей творческой деятельности уподобляется богу. В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведений искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не сакральный (священный) характер. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение (К. Раймонди, Л. Кастельвегро и др.), что свидетельствует о значительной демократической тенденции в В. э. в противовес морализаторству и схоластической «учености» предшествующих эстетических теорий. Антропоцентрический принцип В. э. был тесно связан с гуманизмом, с различными степенями и оттенками свободомыслия. Деятели эпохи В., которых принято считать гуманистами по преимуществу, проповедовали свободу, индивидуальность человеческого развития, но вместе с тем не отрицали и очеловеченно понимаемой природы (Дж. Боккаччо, Л Валла, Эразм Роттердамский, У.фон Гуттен и др.). Немалую роль в формировании В. э. играли идеи неоплатонизма,который в отличие от античного носил не созерцательный, а гуманистический (связанный с ориентацией на человека) характер, был близок пантеизм – (определенную роль в утверждении идей неоплатонизма в В. э. сыграл немецкий философ Николай Кузанский, в наиболее яркой форме они были выражены М.Фичино и Дж. Пико делла Мирандолла, возглавлявшими платоновскую Академию во Флоренции). Эстетическая мысль В. содержит не только идею абсолютизации человеческого индивида в противовес абсолютизации надмировой божественной личности в средние века, но и определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности. Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся в творчестве У. Шекспира, М. Сервантеса, Микеланджело и др. В этом противоречивость культуры, отошедшей от антично-средневековых абсолютов, но в силу исторических обстоятельств еще не нашедшей новых надежных устоев [Эстетика: Словарь. С.44-45].

ВОЛЯ — сознательное и свободное устремление человека к осуществлению определенной цели, которая для него представляет определенную ценность.Волевой акт имеет характер духовного явления, коренящегося в структуре личности человека и выражающий долженствование. Воля противоположна импульсивным стремлениям и влечениям, а также в ряде ситуаций и жизненным потребностям человека (в случаях самоубийства). Как правило, понятие воли относят к зрелой личности, полностью отдающей себе отчет в своих действиях и поступках. В истории философской мысли воля трактовалась двояко: 1) как следствие природной или сверхприродной детерминации (Бог, Абсолют);2) как самополагающая сила, обусловливающая весь жизненный процесс человека (Шопенгауэр, Ницше). Волевые качества человека определяются отчасти генетически, а отчасти воспитываются окружающей средой, входя в структуру характера личности. В русском языке термин «воля» идентичен понятию свободы,дозволенности [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.18].

 

ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ — частные или об­щественные общеобразовательные, професси­ональные или религиозные школы, обучение в которых проводится по воскресным дням. В России с кон. 1850-х общеобразовательные высшие школы организовывались передовой интелли­генцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян и ремесленников; после Октябрьской революции преобразованы в школы для взрослых, позже — в вечерние общеобразовательные школы. В 1990-е наблюда­лось активное возрождение церковной жизни. В.ш. появились в большинстве приходов Русской Православной Церкви. Они вносят значительный вклад в дело воцерковления и религиозного образования детей. Поскольку главной задачей В.ш. является воцерковление детей, то они должны вживаться в церковную общину, поэтому В.ш. выступают органичной частью приходской общины, а ведущие преподаватели школы— ее активными членами. Структура учебно-воспитательно­го процесса в В.ш. представлена в виде трех концентрических окружностей: центральное звено — литургическое общение родителей и детей, совместное участие в церковных Таинствах; среднее звено — их параллельное духовное просвещение (катехизация); внешнее звено — прак­тическое общение и взаимодействие, органи­зованное на христианских началах по ряду жизненно важных направлений. На первом месте стоят вероучительные предметы, такие как православный катехизис, священная история, литургика и др. Здесь считается, что познание Бога и духов­ный опыт обретаются не только на уроках, но и в самой жизни: в семье, в храмовой общине, в богослужении, в личной молитве, в общении с духовником. Преподаватели из мирян имеют высшее музыкальное, искусствоведческое и педагогическое образование. Учебный год в школе начинается собеседованием, которое про­водится приемной комиссией на основании заполненной анкеты. С этого момента ребенок и родители активно вовлекаются в жизнь В.ш., включающую в себя участие в богослужении, пение в церковном хоре, участие в праздниках, чае­питиях и уборке помещений. Совместная мо­литва и труд, общение со сверстниками и, конечно, изучение Священного писания и прочих религиозных дисциплин делают жизнь школы инте­ресной, насыщенной и многогранной. В.ш. выполняет функцию своеобразного переходного мостика, связывающего мирскую и церковную жизнь. Выпускники В.ш. поступают в различные вузы Московской патриархии [Культура и культурология: Словарь. С.236-237].

ВОСПИТАНИЕ ─ целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания - одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т. е. отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).

Процесс воспитания можно представить в виде следующей схемы: включение человека в систему отношений институтов воспитания, приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта, их интериоризация, т. е. преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности, и экстериоризация, т. е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действия, высказывания и т. д.). Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое действие на воспитанника (как традиционно считалось), а социальное воздействие различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (микрогрупп и коллективов) и социальных институтов воспитания. Важнейший результат воспитания - готовность и способность к самовоспитанию. Воспитание - конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства, а также с их этносоциальными и социально-психологическими особенностями [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 32-34].

 

ВОСПИТАННОСТЬ ─ умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. В широком смысле воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. Воспитанность является неотъемлемым качеством интеллигентности. Воспитанность проявляется по отношению не только к людям, но и к животным, окружающей природе. Воспитанность формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учебном заведении и др. Внутренняя воспитанность - объективная самооценка, способность цивилизованного самоутверждения, потребность быть нужным людям; внешняя воспитанность - умение слушать и слышать, видеть и увидеть, внимательное и тактичное отношение к людям, одежда, речь, не унижающие достоинство самой личности и окружающих. Содержание воспитанности - тесно связанные умственная и нравственная культура, физическая и эстетическая развитость; качество воспитанности - способность неизменно проявлять культуру и развитость; мера воспитанности - ее достаточность для таких проявлений в любой жизненной ситуации, вплоть до активности вопреки обстоятельствам [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 34].

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ─ объединяет комплекс воспитательных целей; людей, реализующих их в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности. Воспитательная система создается для реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся. В педагогической теории и практике ранее сложилось понятие «система воспитательной работы», под которой обычно понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. Система воспитательной работы входит в воспитательную систему как подсистема, охватывающая блок деятельности. При благоприятных условиях социального развития могут возникнуть воспитательные системы микрорайона, села, города, региона и даже страны [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 34-35].

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ — духовные и материальные феномены, положительно воздействующие на подрастающего человека в силу позитивных объективных общественных условий, обстоятельств, отношений. В. ц. составляют духовную основу личности, определяют сущность ее внутреннего мира, ее направленность, воплощающуюся в мировоззрении, убеждениях, знаниях, навыках, умениях; проявляющуюся в социально обусловленных отношениях, деятельности и общении.

В. ц. имеют в общественной жизни и человеческом сознании различные сроки продолжительности существования; неодинаковую для данного общества качественную ценность; приживаемость в воспитательных системах и педагогическую эффективность. Все В. ц. могут быть подразделены на вечные, общечеловеческие (духовно-религиозные и духовно-атеистические; способствующие развитию всех сущностных сил и дарований индивидуальности; помогающие обретению внутренней нравственной свободы, осознанию долга и ответственности; формирующие нравственный индивидуализм и коллективизм на духовном фундаменте совести, любви, надежды, чести, достоинства, интеллектуальности; развивающие способности к производственному интеллектуальному и физическому труду и т. д.); конкретно-исторические (идеологические и политические приоритеты; система правовых и нравственных норм, правового и нравственного сознания; перспективность жизни и жизненно-практические ориентации; приоритеты в профессиях и т.д.); устойчивые — моральные, этнические (черты национального характера, выработанные единством национального исторического опыта, особенностями производства, национальной культуры, географических условий, международного положения; образовательная традиция (формы, методы, содержание обучения); особенности семейных традиций, отношений; своеобразие обрядов, религиозного верования, культов, образов жизни и ритуального действия и т.д.); индивидуально-личностные и заимствованные — привносимые из других культур (деловые качества бизнесмена (США); галантность обращения с женщиной (Франция); дисциплинированность и исполнительность (Германия); уважение к старшим (Восток); традиционная правопослушность (Англия) и т. д.).

К психологически значимым индивидуально-личностным В. ц. относятся социально-адаптационные. Социально-адаптационными психологическими ценностями являются такие, как настойчивость и упорство, даже упрямство в стремлении к достижению цели, способность приспособления к реальным условиям жизни и вместе с тем желание изменить и улучшить их. Вместе с тем, позитивная социальная адаптация немыслима без глубокого осознания своего реального социально-экономического статуса и понимания того, что изменение этого статуса в лучшую сторону возможно лишь в рамках правовых и моральных норм, при сочетании свободы выбора с сознанием ответственности перед Богом, обществом и собой. Неотъемлемой, органической частью социально-адаптационных ценностей являются профессионально-адаптационные. Речь идет о возможно более основательном самопознании своих интересов, склонностей, задатков, способностей, таланта [Непрерывное экономическое образование: Словарь базовых понятий. С.24-25].

 

ВОСТОЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ — общая характеристика цивилизаций Индии, Китая, Японии, стран Юго-Восточной Азии, имеющих общие черты в генезисе, функционировании и развитии. К ним относятся: установка на единство человека со средой обитания и отказ от активного вмешательства в природные процессы; проникновение личностного начала в процесс познания и его результаты, связанное с необходимостью Учителя (Гуру), образное выражение понятий в иероглифическом письме; акцент на познание ценностного значения и смысла явлений и стремление к личному самосовершенствованию при строгом соблюдении традиций данной социальной группы [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.103].

 

Временный детский коллектив – малая группа детей и подростков, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря. ВДК ограничен сроками своего существования: от 10 до 45 дней. Такому детскому формированию присущи следующие характерные особенности: автономность – дети находятся вне влияния семьи и школы или другого постоянного окружения, дает возможность смены ролей (быть другим); сборность – в одной группе оказываются дети с различным жизненным опытом, представлениями о нормах поведения, отношений; возникает необходимость подчиняться новым требованиям, устанавливать коммуникативные связи, это ведет к высокому моральному напряжению. Условия существования временного формирования способствуют высокой интенсивности общения детей, поскольку оно становится необходимым в различных сферах: бытовой, интеллектуальной, деловой, эмоциональной. Быстро возникают контакты, завязываются отношения. Совместная деятельность также требует особого темпа в поиске общих решений, осуществления. Дети видят результат коллективных усилий. Все это приводит к высокому динамизму внутриколлективных процессов. При правильной педагогической позиции отряд за смену в лагере вполне может достичь высокого уровня развития коллектива [Педагогика досуга: терминологический словарь. С.11]

 

ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ — важнейший аспект модели мира, характеристика длительности существования, ритма, темпа, последовательности, координации смены состояний культуры в целом и ее элементов, а также их смысловой наполненности для человека. Для культурологического исследования существенны как субъективные формы восприятия времени, так и объективированные с помощью образных, словесно-знаковых, символических, понятийных средств представления о временных харак­теристиках бытия. Однако субъективное восприятие времени и объективированные представления о нем тесно взаимосвязаны, что проявляется не только в объективации субъективных образов времени, но и в воздействии значимых для некоторой культуры теорий о сущности В. к. на его восприятие людьми, принадлежа­щими к данной культуре. Эта взаимосвязь довольно своеобразна, поскольку, скажем, учение об атомах ни­как не изменило восприятие вещества отдельными людьми, а теория времени Ньютона существенно опре­деляет не только его мысленный образ, но и его понимание по типу геометрической линии. Специфика В. к. состоит в том, что оно, в отличие от материальных предметов, не может быть воспринято с помощью орга­нов чувств, а потому его образ переплетен с определенными мета­форами и обусловлен ими. Эта особенность присуща восприятию всех без исключения явлений и процессов, недоступных органам чувств. В результате, сверхчувствен­ное заменяется чем-то наглядным, что, собственно, и по­зволяет сделать метафора. В. к., принципиально не буду­чи дано чувственному восприятию, конституируется каж­дой культурой по-своему, и это не есть тривиальная «раз­метка» некоторого объективно существующего В. к., а определенная рационализация процессов становления и изменения, ко­торые только и даны органам чувств. В этом смысле науч­ное представление о В. к. точно такая же его рационализа­ция (возведенная на уровень теоретического обобщения), как и современные обыденные, а также исторически зафиксированные образы В. к., присущие различным культурам. В. к., выра­жающее самые глубинные особенности миропонимания, — одна из категорий культуры. Поэтому же и абстрактное время математического естествознания, и конкретное время повсед­невности и истории обладают определенной, хотя и различной, смысло­вой наполненностью для человека, и у первого нет ника­кого «права первородства» по отношению ко второму. Речь идет о различных целях и уровнях осмысления феномена В. к. В соответствии с этим говорится о биологическом, психологическом, физическом, географическом и т.д. времени. Более того «абстрактное» время не предшествует «конкретному», а, напротив, «над­страивается» над соответствующими образами и без них не может существовать. Все сущее обладает временными характеристиками, что делает невозможной дефиницию времени в ее классическом понимании как отнесение к некоторому роду и перечисление видовых признаков. Время не может быть отнесено ни к какому «роду», а потому все его определения тавтологичны и используют связанные с ним самим ассоциации либо стремятся выразить его суть с по­мощью свойств, присущих пространству. Последнее дале­ко не случайно, и связь с пространством принадлежит к числу наиболее существ, всеобщих свойств времени. По мере рационализации представлений о времени у него выделяются также такие всеобщие свойства, как одномер­ность, асимметричность и необратимость. Но именно связь времени с пространством послужила исходным пун­ктом последующих рационализации временных характе­ристик всего сущего. Время и пространство — необходи­мые компоненты всего содержания человеческого восприятия (поля восприятия), будучи способами различения предме­тов. При этом пространство есть восприятие сосуществу­ющих в поле восприятия чувств, впечатлений, а время — чередование накопленных чувств, впечатлений, т.е. определенное взаимоотношение между непосредственными и получен­ными ранее восприятиями.

Формирование первых представлений о времени на­чинается, вероятнее всего, уже в палеолите на основе попыток осмысления процессов движения и измене­ния. Но это не могло быть проявлением простой лю­бознательности. Переход от первобытного стада к пер­вой форме человеческой общности, роду, как переход от «природы» к «культуре», требовал замены биологических, есте­ственных связей, объединявших особи в стаде, надбиологическими, искусственными. Эти последние связи, как и все «культурное», т.е. искусственное, не возникает само со­бой, т.е. «по природе». Для этого требуется определенные чело­веческие усилие, и в данном случае оно было направлено на создание совместного времени. Находиться в совмест­ном В. к. значит, прежде всего, жить в едином ритме. В противном случае невозможна никакая совместная, т.е. согласованная деятельность. Первые ритуалы должны были создавать именно единый ритм, и для этого ис­пользовались все подручные средства — голосовые связки человека, хлопки, притоптывания, извлечение звука из всего, что только может звучать, а также огра­ниченные рамками ритуала совместные телесные дви­жения (ритуальные танцы). Цель всего этого заключа­лась в подготовке к будущему действию за пределами ритуала, в повседневной жизни, и эмоционально, и пу­тем выработки определенных навыков. На этой основе формиру­ется образ циклического В. к., в котором нет движения «вперед», к чему-то «новому». Происходит повторение того, что уже было, нет четкого различения между про­шлым, настоящим и будущим, которые слиты в конкретном опыте человека. Если нет переживания В. к., то нет и времени как такового, оно воспринимается как своего рода собственность, которой человек владеет вместе с другими членами данного коллектива. Представление о В. к. как о чем-то объективном, существующем независимо от людей, отсутствует. В. к. считается чем-то одухотворен­ным, качественно разнородным (например, «счастли­вое» и «несчастливое»), не предшествующим межчеловеческим отношениям, событиям, вещам, а создаваемым ими и не способным существовать в отрыве от них. Пространство — непременная характеристика времен­ных отношений, и всегда подразумевается единство временных и пространственных свойств происходяще­го. Постепенно складывается представление о «правремени», в котором было создано настоящее состояние мира и которое именно поэтому становится сакральным. Ины­ми словами, сакрализации подвергается прошлое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: