Культура и образование: культурологический подход 36 страница

Правда, здесь возникают новые парадоксы. Один из них — обострение экзистенциальной проблемы выбора. Выбор труден потому, что человечество пере­ходит от ситуации ограниченного выбора (6 каналов, 50 каналов) к выбору неограниченному, значительно превышающему не только потребности, но и возможности человека, в том числе психические. Каким обра­зом выбирать из ста пятидесяти тысяч каналов или сайтов Интернета?

Естественно, что движущей силой этой интерак­тивности с помощью компьютеров будут какие-то спе­циалисты, но в идеале она должна охватывать всех и служить индустрии развлечений, освоению свобод­ного времени не в меньшей, а в большей степени, нежели той или иной форме профессиональной дея­тельности.

Таким образом, этот новый этап, на который сей­час выходят и кинематография, и телевидение, и ви­деокомпьютерные системы, оказывается ведомой с помощью компьютеров. Первыми идут компьютеры, потом за ними — телевидение, а по стопам телевиде­ния следует кинематограф. Еще двадцать-тридцать лет назад все было наоборот: кинематограф был на первом месте, за кино следовало телевидение, а да­лее — компьютеры, хотя и несколько другим путем. В этой новой технической и содержательной револю­ции вопросы интерактивности, взаимодействия и игрового начала (это легко заметить, следя за телеви­зионными программами) будут играть все большую и большую роль.

Возникает вопрос: насколько трансформируется при возникновении интерактивных экранных форм само наше представление об искусстве, о художественном творчестве? Не станет ли творчество достоянием всех, ведь любительские видеокамеры доступны всем, и каж­дый может снять фильм. Другое дело, какого качества он будет. Не будет ли вмешательство аудитории в то, что происходит на экране, из исключения превращать­ся в норму? Ведь сценаристы уже задумываются над тем, не стоит ли начинать писать сценарии с многова­риантным развитием сюжета, чтобы в больших сериа­лах типа «Санта-Барбары» зрители могли голосовани­ем решать, что должно произойти дальше.

В массовой культуре сценарий и сегодня диктуется «большинством голосов» — продюсер, а за ним и сце­нарист и режиссер пытаются угадать, что больше всего понравится зрителям и заставит их вынуть деньги из кармана или включить телевизор. Если же в перспективе будет сниматься несколько вариантов развития событий, и ты сможешь нажати­ем кнопки выбрать нужный, то эта интерактивность сломает или, во всяком случае, сильно изменит харак­тер художественного творчества. Само написание сюжета, сам характер работы с сюжетом тем самым захва­тит совершенно новый пласт продукции, сближающий игровое кино и телевидение с видеоиграми.

Считается, что переход к интерактивному телеви­дению и конвергенция телефонной связи, телевизионной и компьютерной техники будут завершены в ближайшее десятилетие. То есть уже в первой полови­не XXI в. будет ясно, что из тех футурологических про­гнозов, которых сейчас довольно много, будет ассими­лировано культурой, а что нет. В перспективе уже маячит призрак так называемой виртуальной реальности — реальности, которой не су­ществует, но дается тебе в ощущениях. В фантастических фильмах давно уже пока­зывается, как на человека надеваются каска и перчат­ки, и он начинает непосредственно видеть и пережи­вать то, что ему подается на сенсоры этой самой каски и перчаток; и вмешиваясь в события, он может нару­шить или восстановить равновесие в реальной жизни. Это представление будущего, где сам экран исчезает (а затем отпадает необходимость и в каске с перчатками) и Э. к., саморастворяясь, приобретает иной смысл, где нынешние запреты на передачу ощущений, запахов, всего того, что кино и ТВ в паре с компьютером пере­дать не могут, снимаются, стирается грань между реальным и воображаемым, поскольку и то и другое дано человеку в ощущениях.

Тем самым завершается поворот на 180 градусов от эффекта достоверности, обусловленного якобы невоз­можностью манипуляции с изображением в условиях господства фотографических технологий, до глобаль­ной манипуляции, позволяющей реконструировать и делать достоверными самые невероятные сочетания.

Наиболее широко известные и популярные приме­ры такого рода дает включение игровых персонажей в документальные кадры с участием реальных знамени­тостей, в первую очередь политических деятелей. Этот прием широко используются в фильмах разных жан­ров и разных стран. Отсюда всего один шаг до Интернета — всемирной паутины, улавливающей детали культурного дискурса и стимулирующей переход от интертекста к гипертек­сту, сочетающему различные парадигматические ряды и дающему возможность значительно более широких пространственных и временных скачков от одного типа текстов к другому. Хотя при нынешнем уровне техники сам процесс перехода от сайта к сайту требует определенного времени и тем самым отличается от мгновенности zаррing'а, в перспективе (благодаря ус­корению в связи с внедрением новых типов несущих информацию элементов) монтаж, причем монтаж мгновенный, будет приобретать все большую и боль­шую оперативность, чистоту и незаметность «переско­ка» для стороннего наблюдателя.

Фантасты же разрабатывают новую жилу: создание супермощных компьютеров на основе квантовой ме­ханики и связанных с этим превратностей телепортации (непосредственного переноса тел в пространстве или во времени). Особую достоверность этим про­зрениям придает именно экран. Так эффект реальности аудиовизуального образа превращается в механизм глобальной фальсификации, который, в свою очередь, приобретает облик стопроцен­тной достоверности. Само наше окружение и его вос­приятие будет, естественно, изменяться и уже изменяется под воздействием новых форм экранных комму­никаций, которые моделируют психические процессы, быть может, более полноценно и последовательно, не­жели нам кажется. Уже сегодня мы живем в мире экран­ных образов в большей степени, чем в самой жизни, что касается и поступающей к нам информации (в количе­ственном плане — это бесспорно), и эмоционального воздействия на психику миллионов людей.

Есть исследователи, которые оценивают этот процесс и его результаты пессимистично, говоря о «видиотизме» или о том, что компьютеры воспитывают дебилов. Но вспомним, что еще Сократ не без оснований критиковал сам факт появления письменности за то, что возможность записывать свой опыт лишит человека необходимости тренировать память и воображение. Хотя великий грек был по-своему прав, хотя мясорубка Э. к., в стихии которой вольно или невольно оказывается каждый современный человек, многим кажется метафизическим злом, бесспор­но также и то, что она значительно расширяет коммуни­кативные возможности людей и тем самым повышает вероятность согласования культурных дискурсов в ходе их освоения глобальной массовой культурой [Теоретическая культурология. С.557-562].

ЭЛИТА (фр. elite — лучшее, отборное) — 1. Наиболее видные представители какой-либо части общества, высшие слои в системе социальной иерархии. 2. Избранный, изысканный круг людей.

В классической социологии Э. принято называть правящую группу общества, противопоставляя ее массе. С тех пор, как общество обнаружило социальную неоднородность, как появились власть имущие и «народ», мыслители пытались объяснить феномен Э. общества. Наиболее распространены (при всем их многообразии) следующие подходы к определению понятия Э.: меньшинство, обладающее монополией на власть, на принятие решений относительно содержания и распределения основных ценностей в обществе (К. Маннгейм, А. Этциони, Т. Дай и др.); наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, осуществляющие наиболее важные функции в обществе (Г. Моска, С. Келлер, Г. Дюпре и др.); лица, получившие высшие показатели в своей деятельности, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности (В. Парето, Ж. Воден, X. Ортега-и-Гассет и др.).

Теория Э. — обширная область исследований, созданная усилиями главным образом социальных философов, социологов, политологов и экономистов.

Современные ученые выделяют наиболее распространенные признаки, входящие в определения Э. (1) Э. — необходимый элемент социальной структуры общества. Часто она противопоставляется массам, «внеэлитным группам». При этом отношению «Э. — массы» часто придается фундаментальное, даже системообразующее значение. (2) Основная функция Э. заключается в управлении обществом (понимаемом, впрочем, достаточно широко). (3) Члены Э., как правило, должны обладать высокой интенсивностью социальных и психологических качеств, что может определяться происхождением и/или обучением. (4) Среди качеств, присущих Э., в современном обществе наибольшее значение имеют властные возможности, богатство, знания, профессиональные умения, социальное положение (статус, престиж). (5) Члены Э. обычно обладают яркой индивидуальностью и являются самостоятельными персонифицированными субъектами социального действия. (6) Э. (или элиты) представляют собой референтную группу как для индивидуальных представителей Э., так и для внеэлитных групп («масс» или каких-то отдельных слоев и групп общества, не принадлежащих к Э.). (7) Представители (члены) Э. занимают высшие уровни социальной иерархий, причем эти иерархии могут быть образованы по различным признакам (власть, богатство, интеллект и др.). (8) Представители Э. обычно признаются в современном обществе высшей или лучшей частью той или иной социальной группы, класса. (9) Состав каждой группы Э. с точки зрения качеств входящих в нее индивидов неоднороден, последние могут быть ранжированы по «элитности» (значимости, интенсивности обладания определенными качествами). Высшее положение занимают лидеры (политические, экономические, научные и т.п.). (10) В современном обществе сфера социальной деятельности, а не происхождение индивида часто имеет решающее значение при определении его места в Э. (или при отнесении к Э.). (11) Положение члена элиты в иерархии элиты (группы элиты) определяется как его статусом в соответствующей группе Э., так и его связями, отношениями с той внеэлитной социальной группой, которую он представляет, чьи интересы отражает, или из «рядов» которой «вышел». (12) В современном обществе возможны не только «вертикальный путь» в Э. (восхождение из внеэлитных групп в Э.), но и перемещения из одной группы Э. в другую (из научной элиты в политическую и т.п.). Мобильность, обновление групп элиты и смешение различных групп Э. также характерная черта современного общества.

Обобщение многообразия приведенных выше признаков Э. позволяет привести следующее ее определение: «Э. общества — это социальный слой, обладающий таким положением в обществе и такими качествами, которые позволяют ему управлять обществом, либо оказывать существенное воздействие на процесс управления им, влиять (позитивно или негативно) на ценностные ориентации и поведенческие стереотипы в обществе и, в конечном счете, более активно и эффективно, чем все другие слои, участвовать в формировании тенденций развития общества, возникновении и разрешении социальных конфликтов, одновременно обладая гораздо большим, чем другие группы, суверенитетом в формировании собственного положения, в выборе своей групповой ориентации по основным общественным проблемам»  [Российская социологическая энциклопедия. С.637].

 

ЭЛИТАРНАЯ, или высокая КУЛЬТУРА — создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными твор­цами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шен­берга, трудна для понимания неподготовлен­ного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, лите­ратуроведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расши­ряется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Фор­мула Э.к. — «искусство для искус­ства». Как правило, Э.к. носит поначалу экспериментальный или авангардный характер. В нем пробуются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широ­кими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда точ­ные сроки — 50 лет [Культура и культурология: Словарь. С.903].

 

ЭМПАТИЯ (греч. еmpatheia – сопереживание) – способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 442].

 

ЭНЕОЛИТ – медно-каменный век, переходный период от каменного века к бронзовому, в который появляются мотыжное земледелие и скотоводство [Культурология: учебно-методический комплекс. С.43].

 

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ - научное справочное издание по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря [Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования: учебное пособие. С.430].

 

ЭПАТАЖ – вызывающее, скандальное поведение, выходка, нарушающая общепринятые нормы, правила [Словарь-справочник по культуре речи для школьников. С.329].

 

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ( греч. episteme ─ знание и logos ─ учение) ─ то же, что теория познания.

 

ЭСТЕТИКА (греч. aisthetikos — чувствую­щий, чувственный) — философская наука о прекрас­ном в его конкретных формах, изучающая «законы красоты», эстетическое восприятие и познание мира как высшую форму творче­ства. В таком значении Э. существует более двух тысяч лет. Первые научные представления о прекрасном в искусстве были сформулированы Сократом и Платоном. Попытку обосновать самостоятельность Э. в системе теоретичес­ких знаний предпринял впервые Аристотель. Однако до 18 в. Э. не имела четкого терминологического обозначения: ее называли наукой о вкусе, поэтикой, теорией изящного и прочее, пока в 1735 А. Баумгартен не ввел тер­мин «Э.» для обозначения «науки о чувствен­ном знании» — низшей теории познания, до­полняющей логику. Он поднял этот термин на уровень абстрактной философской категории, придав ему смысл самостоятельного раздела философии. С тех пор Э. входит в состав философского знания. Э. понимается в двух значениях, а именно как: а) теория прекрасного; б) тео­рия искусства. Немецкая классическая Э. конца 18 в. завершила формирование науки о прекрас­ном как самостоятельной философской дисциплины (Кант, Гердер, Лессинг). У И. Канта Э. — наука о «правилах чувственности вообще». В 19 в. Э. разрабатывалась главным образом философами-иде­алистами в рамках концепции «искусства для искусства», в частности Гегель понимал Э. как философию «чистого» искусства. Основ­ной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере Нового времени является проблема прекрасного. В идеализме прекрасное рассматривалось как трансцендентное, не зависящее от времени, культуры или социальной среды, а так­же от субъективных пристрастий инидвида. Термин «Э.» нашел употребление в семиоти­ке, особенно в связи с понятием эстетическо­го кода. Имеется в виду код, извлечение значения из которого (в общеупотребительном смысле) есть не цель, но отправная точка со­общения. Эстетические коды поощряют нов­шества, экспериментирование с материалом или смыслом, и, как считают, по этой причи­не вызывают положительную ответную реак­цию. Они используются в рекламе, политических ло­зунгах, граффити, а также в продукции широкого потребления и СМИ. Специалисты по Э. занимаются классификацией изящных искусств, изучают закономерности их развития, стилевые особенности, соотношение формы и содержания художественного произведения. Э. изу­чает также вопросы эстетического воспита­ния, цель которого — развить в человеке способности глубоко и полно понимать прекрас­ное в жизни и творить по «законам красоты» [Культура и культурология: Словарь. С.909-910].

ЭТИКА (греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер) — философская дисциплина, изуча­ющая мораль, нравственность. Первоначаль­но под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явле­ния, обычай, нрав, характер. Как обозначение особой области исследования, термин впер­вые употребляется Аристотелем. Он понимал под этическими добродетелями такие свойствами характера, которые выражают его ду­шевные качества, а именно умеренность, мужество, щедрость. В 4 в. н. э. в латинском языке появляется термин «mогаlitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «Э.». Оба этих слова вошли в европейские языки. От стоиков идет традиционное деле­ние философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: «Этика» Б.Спинозы — учение о субстанции и ее модусах. Э. — наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи так называемой автономной нравственной Э. как основанной на внутренних са­моочевидных нравственных принципах, про­тивопоставляя ее Э. гетерономной, исходя­щей из каких-либо внешних по отношению к нрав­ственности условий, интересов и целей. В 20 в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес кантовской «формальной» Э. долга разрабатывали «материальную» (содержательную) Э. ценностей. Центральной для Э. продолжа­ет оставаться проблема добра и зла. В русском языке терминам этика и мораль соответству­ет понятие «нравственность». Сегодня под этикой понимают особую отрасль знания, а под моралью (нравственностью) — изучае­мый ею предмет. Однако чаще слова «этика», «мораль» и «нравственность» продолжают употребляться как взаимозаменяемые. Мо­раль отражает два среза действительности: а) особые качества личности (правдивость, че­стность, добропорядочность и др.) и б) харак­тер отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, пра­вил), например, «не лги», «не кради», «не убий» [Культура и культурология: Словарь. С.910-911].

ЭТНОПЕДАГОГИКА ─направление в исследовании социализации и образования. Сформировалась во 2-й половине 20 в. как междисциплинарная отрасль знаний на стыке этнологических и психолого-педагогических наук. В Э. традиционная культура, быт, семейно-родственные отношения рассматриваются в их влиянии на становление личности и интерпретируются в категориях педагогики.

Основной целью Э. стал учёт образовательных интересов представителей отдельных этнических групп, которые в процессе интеграции в многонациональном государстве столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания. В оценке Э., её места в системе педагогического знания существуют различные позиции. Некоторые считают задачей Э. изучение и использование в учебном процессе традиционных народных представлений о природе и месте человека в ней; идеалов воспитания и воззрений на ценности семьи, рода, племени, внутриэтнических отношений между старшими и младшими поколениями, приёмов и традиций воспитательных воздействий, в т. ч. обрядовых и т. п. Подобный подход ограничивает Э. сферой семейного воспитания и элементарного образования. Зафиксированная в народной культуре, передаваемая через традиции относительно узкая совокупность знаний и навыков обеспечивает включение детей в хозяйственно-трудовую деятельность, а нравственные обычаи, этикет оказываются достаточными для регламентации всего уклада жизни. Концентрация внимания лишь на народных воспитательных традициях как бы закрепляет деление учащихся по этническому признаку на принадлежащих к некоторой основной нации и к национальным меньшинствам. Другая часть специалистов рассматривает Э. как один из инструментов построения на этнокультурной основе широкого общего образования, ведущего к овладению ценностями национальной и мировой культуры.

Проблематика Э. приобретает актуальное значение непосредственно в сфере национальной политики государства, а также в сфере организации образования. Перед содержанием образования ставится ряд специфических задач - от определения роли и места родного языка в обучении до отражения в учебных курсах различных традиций в представлениях о мире и системах нравственных ценностей.

Этнопедагогические аспекты образования - зона пересечения различных, нередко полярных, интересов. Государство заинтересовано, чтобы школа была инструментом не только образования, но и политической консолидации этнически разнородного населения. Для этнических элит этот процесс таит угрозу утраты позиций, и отдельные представители национальных движений склонны решать образовательные проблемы в русле самодостаточности, вне исторически сложившегося общественно-государственного контекста или даже вопреки ему.

Этнопедагогические проблемы фактически встали перед российской массовой школой в самом начале её становления (60-70-е гг. 19 в.). Официальная политика была направлена на достижение внутриполитической стабилизации через вовлечение нерусских учащихся в русские школы, распространение православия, изучение русского языка и русской культуры. Эта политика проводилась и среди народов, имевших свои традиционные конфессиональные образовательные системы. Официальную поддержку получила система Н. И. Илъминского обучения нерусских учащихся.

В РСФСР в начале 20-х гг. был создан тип школ для национальных меньшинств. Советская доктрина исходила из представлений о грядущем слиянии наций и о гомогенности будущего бесклассового общества. Отсюда неприятие идеи культурно-национальной автономии, которой приписывались только разобщающие функции, и догматическое следование постулату «права наций на самоопределение», породившее многоуровневую статусность наций в государственном устройстве СССР.

Курс на индустриализацию промышленности, коллективизацию сельского хозяйства привёл к перемещению огромных масс сельских жителей русских и нерусских регионов в русскоязычные города. Русский язык стал распространяться и в сферах быта и этнического самосознания нерусских народов.

Начальные школы с обучением на родном языке и на этнонациональной культурной основе сыграли важную роль в распространении всеобщего обучения. К середине 30-х гг. они охватывали около 90% детей отдельных этносов. Была создана письменность для 40 ранее бесписьменных языков, записаны памятники фольклора и т. п. Но сверхзадачей системы национальных школбыла идейно-политическая интеграция общества. Однако большинство этнических культур не могло форсированно — за 1—2 десятилетия — синтезировать систему культурных ценностей, соответствующей образу жизни в условиях индустриального общества. В роли транслятора современного научного знания могли выступить только русская культура и русских язык. Начался перевод алфавитов языков нерусских народов на русскую графическую основу. Эти меры усилили культурно-интегративные функции школы. Сохранялся дифференцированный характер содержания образования в начальной школе. С расширением всеобуча обострилась проблема передачи на языках многих народов России усложняющегося содержания образования. Внешне очевидным вариантом решения проблемы выступило использование готового содержания образования русской школы, преподавание части или всех предметов на русском языке, без перевода на другие языки. Закон о школе 1958, предоставив право выбора школы (по мотивам защиты детей от учебных перегрузок), открыл дорогу массовому переводу школ на русский язык обучения. С середины 70-х гг. одной из особенностей всеобщего среднего образования молодёжи стало административно санкционированное «углубление» изучения русского языка как языка межнационального общения народов СССР. Преподавание на родных языках вытеснялось не только со средней, но и с начальной ступени. В результате доминирующим типом для нерусских народов стала национальная школа с обучением на русском языке и с преподаванием родного языка и литературы в качестве учебных предметов.

Через русский язык и культуру национальная школа обеспечивала представителям различных этносов возможности социальной мобильности и самореализации. Но эффективных механизмов непротиворечивого сопряжения этнического и надэтнического найдено не было.

Многолетняя деятельность национальной школы в унитаризованной системе образования привела к тому, что несколько поколений было воспитано вне родного языка и национальной культуры, адаптированной и примитивизированной русской культуры, что стало одним из факторов отрыва учащихся от этнических традиций. Большинство родных языков было практически вытеснено из общественной жизни в бытовую и разговорную сферы.

Во 2-й половине 80-х гг. с началом перехода к демократическому и правовому государству, около 40 этносов обладали статусом государственно-политических субъектов. С отказом от характерного для СССР монополизма центра многие управленческие полномочия, в т.ч. в сфере образования, были переданы «на места». Реформирование национальной школы осуществлялось по Закону РФ об образовании (1992), в котором ставились задачи защиты и развития национальных культур и обеспечения единства федерального образовательного и культурного пространств. Впервые для отечественной школьной практики закон отразил равенство трёх самостоятельных субъектов, реализующих свои цели в образовании: индивида (семьи), этноса и государства.

В начале 90-х гг. предлагалось несколько концептуальных проектов школ для нерусских народов России. Так называемая компонентная организация содержания образования исходила из понимания известной автономности «национальной» составляющей по отношению к «государственной», как некоторого специального информационного блока, охватывающего помимо родного языка сумму этнографических и этнокультурных знаний. При этом особое внимание уделялось трансляции родной культуры, формированию национального характера и национального самосознания.

Другая — «органическая» — модель трактовала этническое образование как открытую педагогическую систему, выводящую носителя традиционной родной культуры к общероссийской и мировой. Первая ступень этой системы (дошкольный период и начальная школа) погружена в стихию родной культуры и языка, а средняя и старшая выводят содержание образования в российское и мировое культурное пространство.

Во многих субъектах Российской Федерации расширена сфера функционирования родного языка в дошкольных учреждениях. В школьные программы введены предметы с национально-культурной ориентацией, в т. ч. интегрированные курсы по истории, географии, литературе и культуре и т.д.

Русская культура объективно остаётся для этнических культур России единственным посредником с мировой культурой. Исключительное значение приобрела проблема русской национальной школы. Разрабатываются её концепции на различных принципах — от этатистского до христианского святорусского. Этническая школа в Российской Федерации переживает процесс трансформации из унитарной по содержанию образования в двуязычную и поликультурную, с высоким удельным весом в учебном плане родного языка и национальной культуры, с широкими возможностями для формирования этнического самосознания  [Педагогический энциклопедический словарь. С.329-330].

 

Ю

ЮМОР (англ. y umour от лат. humor ─ влага) ─ особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комичную трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным. В отличие от «разрушительного смеха» сатиры и «смеха превосходства» (в том числе иронии), в Ю. Под маской смешного таится серьезное отношение к предмету смеха и даже оправдание «чудака», что обеспечивает Ю. Более целостное отражение существа явления. Личностная (субъективная) и «двуликая» природа юмора объясняет его становление в эпоху Позднего Возрождения и дальнейшее освоение и осмысление в эпоху романтизма. Классические образцы Ю. ─ у Сервантеса, Л. Стерна, Ч. Диккенса, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова [Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. С.844].

 

ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) (UNESCO, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organisation) ─ международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН.Начала функционировать в 1946. Главная уставная цель ЮНЕСКО ─ способствовать делу мира и безопасности, содействуя сотрудничеству между странами в вопросах науки, культуры и информации. ЮНЕСКО организует проведение исследований и научных конференций, стимулирует творческую деятельность, в том числе в сфере охраны Всемирного наследия; курирует специальные программы в области естественных наук (например, «Человек и биосфера»). Членами ЮНЕСКО являются более 160 государств [Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. С.845].

 

ЮНИОР (лат. junior ─ младший), спортсмен, как правило, в возрасте 19-22 лет (например, в теннисе -19-20 лет). Во многих видах спорта среди команд Ю. (молодёжных команд) проводятся соревнования, в том числе чемпионаты Европы и мира [Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. С.845].

 

ЮРОДИВЫЕ ─на Руси аскеты, обладавшие, по мнению верующих, даром прорицания. В народе почитались святыми. Некоторые канонизированы Русской православной церковью. Наиболее известны: монах Киево-Печерского монастыря Исаакий (11 в.), в Москве ─ Василий Блаженный (16 в.) и др. [Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. С.845-846].

 

Я

ЯЗЫК ─совокупность слов или иных зна­ков, организованных по определенным прави­лам, составляющим его грамматику, т. е. лю­бая знаковая система, при помощи которой можно передавать информацию. Различают множество видов и типов Я., в том числе естествен­ные Я., мертвые Я., Я. жестов, Я. математики и программирования, Я. художественного произведе­ния и др. Термин «Я.» используется в пря­мом и переносном значениях. Во втором случае говорят о Я. романа или Я. газеты. Здесь термин Я. выступает синонимом слову «стиль». Я. толстовских романов, отличный, скажем, от Я. произведений Чехова или Тур­генева, заключает в себе набор художественных при­емов, отображающих индивидуальность пи­сателя, стиль его мышления, особенности ви­дения мира и манеру художественного отображения действительности. Я. представляет набор зву­ков и жестов, смысл которых задается теми, кто им пользуется. Я. — это набор передава­емых через культуру моделей поведения, об­щих для самой большой группы индивидов, т. е. общества. Естественный Я. — важнейшее средство человеческого общения. Я. нераз­рывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Он возник одновременно с воз­никновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. Я. реализуется и существует в речи. Я. мира различаются строением, словарным составом и др., однако всем Я. присущи некоторые общие закономерности и системная организация. Я. из­меняется во времени, может перестать ис­пользоваться в сфере общения (мертвые язы­ки). Разновидности языка (национальный язык, литературный язык, диалекты, языковая культа и др.) играют разную роль в жизни общества. Я. отражает идеалы и отношения, существу­ющие в данной культуре. Благодаря Я. члены этого общества обучаются очень многому, в том числе и структуре восприятия. Мы понимаем и воспринимаем мир не таким, как он существует, а лишь таким, каким он спроецирован на эк ран культуры и выражен в Я. Специалисты убеждены: человек живет не столько в объек­тивном мире вещей, сколько в субъективном мире Я., поэтому М. Хайдеггер сказал, что Я. — дом бытия. Даже когда люди принадле­жат к одной и той же культуре, общаются между собой на одном и том же Я., но разли­чаются социальным положением, они смотрят на ре­альность по-разному. У каждого класса, воз­растной группы, субкультуры свой Я. [Культура и культурология: Словарь. С.917].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: