Культура и образование: культурологический подход 32 страница

Универси­теты в России. Будучи европейской страной не только по географическому признаку, но и по своему историческому происхождению, Россия к 18 в. отстала от других стран континента не только в социально-экономическом и промышленном отноше­нии, но также в области среднего и высшего образования. Причины кроются в социально-политической сфере: сохранение крепостной системы и неограниченной монархии, незаинтересован­ность царского правительства в широком про­свещении народа, отсутствие гражданского общества, традиций письменного права. Неразви­тость начального и среднего образования не создала условий и для своевременного появ­ления У. Первые У. в России появились толь­ко в 18 в. К ним относятся Академический (1726-66, Петербург) и Московский (с 1755). До кон. 19 в. было открыто всего девять У.: Московский (1755), Дерптский (Юрьевс­кий — 1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), У. Св. Влади­мира в Киеве (1833), Новороссийский У. в Одессе (1864), Варшавский (1869), Томский (1888) и еще три других — в нач. 20 в. (до ре­волюции 1917) — Саратовский (1909), Рос­товский (1915) и Пермский (1916). Всего в 1916 в стране было 11 У. Однако, кроме У., в Российской империи функционировала около 100 высших учебных заведений. В 1940-е и 1950-е отмечается небывалый подъем универ­ситетского образования. Успехи советской науки в исследованиях космоса, в развитии ядерной энергетики и другие достижения подня­ли престиж высшего образования на макси­мальную высоту. Ни в какое иное время пре­стиж ученого и профессора в обществе не был так вы­сок, как тогда. Подъем продолжался до кон. 1970-х, когда выпуск вузов увеличился в 50 раз по сравнению с дореволюционным временем. Именно высшая школа внесла главный вклад в создание советской интеллигенции, которая, вопреки идеологическому давлению и политическим преследованиям, прославила страну в области культуры и науки, внесла огромный вклад в мировую сокровищницу мысли. Яд­ром советской, а теперь уже и российской интеллигенции, выступают выпускники У. В 1994 в РФ насчитывалось свыше 40 государственных У., 80 государственных У. технического, медицинского, педа­гогического, аграрного и др. профилей, свы­ше 30 негосударственных университетов. Для сравнения: в Вели­кобритании только два частных У., остальные 96 — государственные. Обучение в У. во многих странах мира требует значительных расходов. Плата за учебу взимается как в частных, так и в государственных У., в несколько раз выше. Как правило, конкурс в государственных У. везде выше, поэтому боль­шей части молодежи (в Японии четырем из пяти студентов) приходится пользоваться услугами частных У., которых большинство. Абитуриенты частных вузов, как правило, делают вступительные взносы, а став сту­дентами, оплачивают лекции, пользование учебным оборудованием и т. д. Самые круп­ные взносы установлены в медицинских за­ведениях, где первый учебный год обходит­ся студенту в сумму, более чем в два раза превышающую годовой доход рядового японского рабочего (И.А.Латышев). Лучшим в нашей стране У. по праву считается Московский У. им. М.В. Ломоносова (МГУ), крупнейшее высшее учебное заведение, один из центров мировой науки. Доля платного обучения в нем не превышает 25% от общего числа студентов. Среди вузов мира он занимает третье место, после Оксфорда и Кембрид­жа. Основан в 1755 по инициативе М.В. Ло­моносова, первоначально в составе трех факультетов: философского, юридического и меди­цинского. Тогда в У. зачислялись молодые люди по особому экзамену, принимаемому профессурой. Занятия студентов, кроме слушания лекций, состояли в ежемесячных диспу­тах, проходивших под руководством профессора. Курс обучения обычно был трехгодичным, по окончании У. студенты получали аттестаты, по которым они определялись на граж­данскую службу. Для подготовки молодых людей к обучению в У., при нем была от­крыта гимназия [Культура и культурология: Словарь. С.241-243].

УРБАНИЗАЦИЯ (лат. urbanus – городской) – процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки У. – рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для У. характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.). В нач. 19 в. в городах мира проживало 20,3 млн. чел. (3% населения земли), к 1900 – 224,4 млн. (13,6%), к 1950 – 729 млн. (28,8%), к 1990 – 2261 млн. (41,3%). Наивысшая доля городского населения (1990, %): в России – около 74, в США – 77,5, Германии – 78,3, Великобритании – 89. [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.206-207.].

Устойчивость образовательной среды ─ критерий ее стабильности во времени, позволяющий оценить диахроническое (во времени) образовательной среды [Бабошина Е.Б., Ворошилов А.К., Шатных А.В. Гуманизация образовательной среды: культурологический подход. С. 116].

Учение ─ 1)процесс собственной деятельности учащегося, в результате которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретенные; 2) особым образом организованное познание; 3) познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений, навыков, способов учебной деятельности; 4) сопроцесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные [Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). С.200].

Учреждение дополнительного образования – учреждение, где реализуется дополнительное образование, целью УДО является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства. Различают многопрофильные, профилированные и специализированные учреждения дополнительного образования. Многопрофильным является учреждение дополнительного образования детей, осуществляющее образовательный процесс и организующее развитие творческой деятельности воспитанников в различных областях культуры, науки, техники и спорта. Специфика деятельности заключается в том, что образовательная и творческая деятельность организуется по разнообразным программам различной направленности, реализуемых в творческих объединениях составляющих структуру самого учреждения. Профилированным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс и организующее развитие творческой деятельности по тому или иному направлению деятельности или предметной области. Специализированным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс и организующее развитие творческих способностей (допрофессиональную подготовку) для дальнейшего продолжения в соответствующих вузах и специальных учебных заведениях [Педагогика досуга: терминологический словарь. С.74-75].

УРБАНИЗАЦИЯ (лат. urbanus ─ городской) ─ процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки У. ─ рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для У. характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.). В нач. 19 в. в городах мира проживало 20,3 млн. чел. (3% населения земли), к 1900 ─ 224,4 млн. (13,6%), к 1950 ─ 729 млн. (28,8%), к 1990 ─ 2261 млн. (41,3%). Наивысшая доля городского населения (1990, %): в России ─ около 74, в США ─ 77,5, Германии ─ 78,3, Великобритании ─ 89 [Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. С.752].

 

УТОПИЯ (греч. оu — не и topos — место) — обозначение «места, страны, которой нет», т.е. несуществующего, идеального государства или общества, где совместная жизнь людей носит черты «золотого века», свободна от зла и противоречий. Создание социальных утопий типично для разных эпох, начиная с Древнего Востока (Лао-Цзы) и античности (Платон), средневековья (Августин), Ренессанса и Нового времени (Т.Мор, Ф.Бэкон, Кампанелла), арабской философии (аль-Фараби) и т.д. Утопическая мысль получила развитие и в России (А.Н.Радищев, В.Ф.Одоевский, Ф.М.Достоевский, А.А.Богданов и др.). В XX в. утопия превратилась в основном в форму социальной критики и предостережения будущих поколений от угроз тоталитаризма (антиутопии) [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.81].

 

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ─форма организации совместной деятельности обучающего и обучаемого в образовательном учреждении, направленная на усвоение общественного опыта в виде знаний, умений и навыков и овладение предусмотренными видами деятельности[Дополнительное профессионально-техническое образование по охране труда и промышленной безопасности: Учебный терминологический словарь C. 191].

 

Ф

ФАКТ (лат. factum — сделанное, совершившееся) — 1) синоним понятия истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное, в отличие от абстрактного и общего; 2) в логике и методологии научного познания — особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания Ф. противопоставляется теории или гипотезе. В понимании природы Ф. в современной методологии науки можно выделить две тенденции: фактуализм и теоретизм. Сторонники фактуализма исходят из той идеи, что научные Ф. лежат вне теории и совершенно не зависят от нее. Поэтому подчеркивается автономность Ф. по отношению к теории. Если под Ф. понимают реальное положение дел, то его независимость от теории очевидна. Когда Ф. истолковывается как чувственный образ, то подчеркивается независимость чувственного восприятия от языка. Если же говорят о Ф. как о некоторых предложениях, то обращают внимание на особый характер этих предложений по сравнению с предложениями теории: они либо выражают чувственно данное, либо включают в себя результаты наблюдения, либо верифицируются специфическим образом и т. п. Во всех случаях фактуализм резко противопоставляет Ф. и теорию. Из этого вытекаеn представление об инвариантности Ф. и языка наблюдения по отношению к сменяющим друг друга теориям. В свою очередь, с признанием инвариантности тесно связан примитивный кумулятивизм в понимании развития научного знания. Установленные Ф. не могут исчезнуть или измениться, они могут лишь накапливаться, причем на ценность и смысл Ф. не влияет время их хранения: Ф., установленные, скажем, Фалесом, в неизменном виде дошли до наших дней. Это ведет к пренебрежительной оценке познавательной роли теории и к инструменталистскому истолкованию последней. Надежное, обоснованное, сохраняющееся знание — это лишь знание неизменных Ф., а все изменчивое, преходящее в познании имеет значение лишь постольку, поскольку помогает открывать Ф. Ценность теории лишь в том, что после себя она оставляет новые Ф.

Теоретизм также понимает под Ф. чувственные образы или предложения. Однако, в противоположность фактуализму, он подчеркивает тесную связь Ф. с теорией. Если Ф. истолковывается как чувственный образ, то теоретизм подчеркивает зависимость чувственного восприятия от языка и концептуальных средств теории. Ф. в этом случае оказывается сплавом чувственного восприятия с некоторым предложением, которое формулируется теорией. Изменение этих предложений приводит к изменению Ф. Например, глядя на картинку, изображающую два профиля, повернутые друг к другу, мы можем «увидеть» два разных «факта»: два профиля или вазу. Какой именно «факт» мы установим, зависит от теории, которой мы руководствуемся. Чувственное же восприятие остается в обоих случаях одним и тем же. Т. о., теоретизм приходит к выводу о полной зависимости Ф. от теории. Эта зависимость с его точки зрения настолько велика, что каждая теория создает свои специфические Ф. Ни о какой устойчивости, инвариантности Ф. по отношению к различным теориям не может быть и речи. Поскольку Ф. детерминируются теорией, постольку различия между теориями отражаются в соответствующих различиях между Ф. Это приводит теоретизм к признанию несравнимости конкурирующих теорий и к антикумулятивизму в понимании развития научного знания. Сменяющие друг друга теории не имеют общих Ф. и общего языка наблюдения. Старая теория ничего не может передать новой и целиком отбрасывается вместе со своими Ф. после победы новой теории. Поэтому в развитии науки нет преемственности [Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. С.192-193].

Фактор ─ 1) причина, движущая сила какого-либо изменения, явления, процесса; 2) совокупность предрасполагающих актуализированных возможностей н механизма успешной реализации образовательных задач; 3) причина, влияющая на протекание и результаты дидактического процесса, обуславливающая его продуктивность (результативность). В этом качестве могут выступать индивидуальные особенности будущего учителя, социальная среда, характер и структура педагогической деятельности, рефлексия творческой деятельности будущего учителя и самооценка ее результатов и т. д. [Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). С.201].

 

ФЕТИШИЗМ - форма первобытного верования, основанная на придании сверхъестественных свойств предметам [Культурология: учебно-методический комплекс. С.42].

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — в широком смысле обозначает возделывание тела или окультуривание человеческого тела. Отсюда второе название — телесная культура. Она включает поддержание своего здоровья, жиз­ненного тонуса, физической формы. Широко понимаемая Ф.к. включает в себя: 1) соб­ственно физкультуру, т. е. любительское занятие физическими упражнениями, 2) спорт как профессиональное занятие физическими упражнениями с целью добиться наивысших достижений и получать за свою деятельность заработную плату, гонорар, 3) культивиро­вание здорового образа жизни, отказ от алкоголя и курения, регулярные занятия физкультурой, 4) специализированные виды украшения или совершенствования тела, например, культуризм (бодибилдинг), пластичес­кая хирургия лица и косметика, татуировка и художественная роспись, похудание (включая такие экзальтированные формы похудания, как уп­ражнения йогов и религиозный аскетизм) и лечебное голодание, 5) спортивные, люби­тельские и профессиональные танцы, в т. ч. конкурсы и соревнования танцоров, народные пляски и хороводы, дансинги и дискотеки, брейк-данс и т. п., 6) современная и традиционная ме­дицина, направленные на избавление организ­ма от физических недугов, травм, недомога­ний. По мнению культурологов, профес­сиональная культура телесности имеет две основные формы: медицина и спорт. Медици­на — это институт массового поддержания здоровья людей. Он включает традиционную и нетрадиционную медицину. Первая основа­на на твердой и экспериментально проверен­ной системе научных знаний. Вторая имеет две разновидности: народная медицина — прове­ренные долгой практикой методы лечения, применяемые людьми, не имеющими фор­мального сертификата медицинского вуза, но доказавшими свою эффективность; псевдона­родная медицина — ложные формы народной медицины, обман и шарлатанство, доказавшие свою неэффективность. Знахарство — разно­видность первой формы народной медицины [Культура и культурология: Словарь. С.857].

Физическое окружение образовательной среды ─ архитектура образовательного учреждения, степень закрытости-открытости конструкций внутреннего дизайна образовательного учреждения, размер и пространственная структура лекционных и других помещений, легкость их пространственной трансформации при возникшей необходимости, возможность и широта пространственных перемещений в них субъектов и т.п. [Бабошина Е.Б., Ворошилов А.К., Шатных А.В. Гуманизация образовательной среды: культурологический подход. С. 116].

 

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ —философская дисциплина, изучающая культуру во всем объеме ее исторического становления и во всей глубине ее структурных разновидностей. Возникла в конце XVIII — начале XIX вв. Ее становление связано с именами Риккерта, Шпенглера, Бергсона, Кассирера. Одна из основных проблем философии и культуры — проблема символа, с помощью которого конструируется действительность, адекватная самой культуре. Представители интуитивизма предполагали, что символ — это абстрактная функция мысли, не позволяющая познать мир культуры. С другой стороны, в символизме Кассирера действительность существует только в форме символов, которые представляют собой духовную реальность. Действительностью всех культурных сфер является их смысловая духовная значимость, пронизывающая, все многообразие образов, создаваемых в данных сферах. Обе позиции, несмотря на их различие, утверждают одно и то же: условность и относительность культурных символов. Это означает, что символическое становится синонимом относительного и познать культуру невозможно, так как она никакого отношения к действительности не имеет, что в конечном счете приводит к упразднению самой философии культуры [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.83].

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ─область научного знания, рассматривающая наиболее общие проблемы сущего и должного в сфере удовлетворения естественных и постоянно меняющихся образовательных потребностей личности, воспроизводства и качественного преобразования человеческих ресурсов, социально-экономического и социокультурного, нравственного прогресса [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 430].

 

ФОЛЬКЛОР (народное творчество) - художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемая народом и бытующая в массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство [Культурология: учебно-методический комплекс. С.43].

 

ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ─ программа или курс, по завершении которых у лица возникает определенная совокупность законодательно установленных прав и обязанностей. В частности, право заниматься профессиональной деятельностью по профилю пройденного обучения, получение более высокой квалификации и/или профессионального уровня, допуска к выполнению более сложных и/или опасных профессиональных задач и т.д. [Дополнительное профессионально-техническое образование по охране труда и промышленной безопасности: Учебный терминологический словарь. C. 195].

 

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ ─ совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикую­щих) ее в своих интересах; совокупность селектирован­ных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (техно­логий) осуществления коллективной жизнедеятельнос­ти людей. При этом все Ф.к. социальны, т.е. обеспечи­вают именно коллективный характер жизнедеятельно­сти людей, а также определяют или корректируют по­чти все формы индивидуальной активности человека в силу его связанности с социальным окружением. Число такого рода Ф.к. весьма велико, и они могут быть выстроены в иерархическую структуру от наиболее общих до сравни­тельно частных, обеспечивающих Ф.к. более высокого уровня.

Наиболее общей и универсальной Ф.к. следует при­знать обеспечение социальной интеграции людей: фор­мирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление соци­ального опыта по гарантированному социальному вос­производству их коллективов как устойчивых сооб­ществ.

Ко второму уровню рассматриваемой иерархии можно отнести Ф.к., обеспечивающие основные формы ин­тегрированного существования сообществ людей, такие как организация людей в их совместной жизнедеятельности посредством их структурной дифференциации на различного рода относительно самодостаточные группы: социаль­но-территориальные соседские общины (племена, эт­носы, нации), социально-функциональные (произ­водственные, военные, учебные и прочие коллективы, спе­циальности, профессии, профессиональные констелляции, классы), социально-бытовые (семьи, кланы, социальные страты, сословия), коммуникативные (по диалектам, языкам, языковым семьям), религиозно-конфессиональные (религиозные общины, секты, деноминации, конфессии) и т.п.; регуляция процессов взаимодействия между людьми по­средством исторической селекции, нормирования и стандартизации наиболее удачных элементов социального опыта в этой области и реализации их в работе регулятивных механизмов конвенционального (ценностные ориента­ции, мораль, нравственность, обычаи, этикет и пр.) или институционального (право, политика, идеология, це­ремониал и т.п.) свойства; консолидация и самоидентификация людей в коллективе посредством выработки об­щих целей и идеалов их совместного существования, групповых интересов и потребностей, чувства солидар­ности личности с коллективом и защищенности им, удовлетворенности действующими нормами и правила­ми совместного общежития и взаимодействия, форми­рования системы образов групповой идентичности (этнических, социальных, конфессиональных, государственных и иных мар­керов) и оснований личной самоидентификации чело­века в коллективе и самоотождествления с ним, заинте­ресованности членов коллектива в его социальном вос­производстве как процессе, отвечающем их индивидуальным и групповым интересам.

Третий уровень — Ф.к., обеспечивающие основные сред­ства совместной жизнедеятельности людей. К ним можно отнести: культуру демографического и социального воспро­изводства членов сообщества, функционирующую посред­ством выработки норм сексуальных отношений, брачно-семейных и родственных обязательств, норм соседского общежития, стандартов физического развития индивида и охраны его репродуктивных возможностей, а также си­стемы форм и средств целенаправленной межпоколен­ной трансляции социального опыта (воспитание, про­свещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), выработки норм и стандартов социализации и инкультурацииличности, ее социальной и культурной адекватности обществу проживания, стимулирования ее за­интересованности в приемлемых для общества формах со­циальной самореализации, в т.ч. в творческой и инновативной деятельности, в превращении индивида из «про­дукта и потребителя» культуры в ее «производителя»; культуру адаптации сообщества к природным и историческаим усло­виям его обитания, реализуемую посредством накопле­ния опыта и воплощения его в нормах, правилах и фор­мах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего в обеспечении продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной вза­имопомощи людей), обеспечении коллективной безо­пасности сообщества (оборона) и индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и легитимных прав, интересов (правоохранительная система); культуру развития искусственной материально-пространственной среды обитания сообщества и обеспечения его членов социальными благами, выраженную в формировании принципов, норм, пра­вил и стандартов построения территориальной инфра­структуры зоны проживания (населенных пунктов и их внутренней структуры, транспортных коммуникаций, разме­щения наиболее важных производств и иных функци­ональных зон и пр.), развития системы энергообеспече­ния и производства средств производства (инструмен­тария), обеспечения производства и распределения то­варов потребления и услуг и т.п.; культуру собственности, власти и социальной престижности, связанную с раз­витием приемлемых для сообщества технологий и форм властно-собственнических претензий и отношений, способах обретения богатства, формированием иерар­хии социальных статусов, порядка статусного роста и его символической маркировки (титулатура, регалии, пре­стижные образцы одежды, украшений, обстановки быта, стилистики поведения, этикета и пр.); культуру социального патронажа, проявляющуюся в традициях оказания материальной и иной поддержки людям, ока­завшимся в ситуации неконкурентоспособности (по возрасту, увечью, врожденным физическим недостаткам, по­страдавшим от войны или стихийного бедствия и т.п.), благотворительности, милосердия, помощи терпящим бедствие, идеологии гуманизма и абсолютизации цен­ности человеческой жизни, мифологии социальной спра­ведливости, «уравниловки», патронажа коллектива над личностью и т.п.; культуру познания и мировоззре­ния, накопления и кумуляции социально значимых зна­ний, представлений и опыта: рациональных (наука и обыденные рациональные наблюдения), иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия), логико-метафизических (философия, здравый смысл, народная муд­рость), образных (искусство, метафоричность мыш­ления и суждений, игровые формы поведения и пр.); культуру коммуницирования и обмена информацией и социальным опытом между людьми, реализуемую в виде процессов: символизации объектов и явлений (формирование обозначающих понятий, слов, знаков, символов и пр.), сложение языков обмена ин­формацией («естественных» устных и письменных вербальных, невербальных языков жестов и телесной пластики, символических и церемониальных действий, искусственных специализированных языков служебных и технических символов — математических, естественнонаучных, компьютерных, топографических, чертежных, нотных и прочее, разнообразных систем указательных знаков, звуковых сигналов, знаков раз­личия, функциональной атрибутики, языков цифрового, графического и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.), сложение систем фиксации инфор­мации (в графической, звуковой, видовой и иной технической форме), ее тиражирования и трансляции (синхронной и диахронной, непосредственной и дистантной, механическими и электронными средствами и т.п.), а также институ­тов, занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально значимой инфор­мации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, информационные банки данных, картотеки и пр.); культуру фи-зической и психической реабилитации и релаксации человека, включающую принятые в сообществе нормы и формы ох­раны здоровья и личной гигиены, традиции кулина­рии, социальные нормы отдыха (системы выходных, отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту и состоянию здоровья), традиции физической культуры и спорта, оздоровительного и культурно-просветительного туризма и иных форм активного отдыха, тради­ции общенациональных и народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразные формы развлекательного, игро­вого и интеллектуального досуга, систему институтов органи­зованного досуга и т.п. Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях Ф.к. речь идет не о практических технологиях по достижению утилитарного результата (созданию продукта потребления), а о со­циальных нормах, регулирующих допустимость и предпочтительность тех или иных способов осуще­ствления этой деятельности.

Четвертый и последующие уровни Ф.к. связаны уже с дифференциацией культуры на специализированные функцио­нальные сегменты («экономическая культура», «военная культура», «культура торговли», «религиозная культура», «педагогическая культура» и т.п.) и системы критериев качества осуществления тех или иных социальных функций («культура труда и потребле­ния», «культура быта», «культура языка», «культура науч­ного мышления», «культура художественного творчества» и пр.). В обоих случаях здесь имеется в виду прежде всего уровень соответствия применяемых технологий (а отсюда и ка­чественные параметры результатов) в той или иной сфере жиз­недеятельности общепринятым технологическим нормам в соответствующей сфере, которые сложились в процессе исторической селекции такого рода технологий по признакам их приемле­мости и допустимости с точки зрения социальной цены и долго­временных социальных последствий (критерий утилитар­ной эффективности в данном случае менее значим) и зак­репились в ценностных комплексах специфического свойства, называемых обычно «профессиональной культурой» и «культурой об­раза жизни».

Т.о., во всем многообразии Ф.к. можно выделить та­кие «профильные» направления, как социально-интегративное, организационно-регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреационное и оценочное  [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.2. С.321-323].

 

 

Х

ХАОС – в греческой мифологии – беспредельная первобытная масса, из которой впоследствии образовалось все существующее (космос). Хаос наряду с космосом является основным элементом любой космогонии. Образ хаоса присутствует практически во всех мифологиях мира и большей частью конкретизируется как мрак или ночь, как пустота или зияющая бездна, как вода или неорганизованное взаимодействие воды и огня, как аморфное состояние вещества, а также в виде отдельных демонических существ, таких как змеи-драконы, древние великаны и др. Превращение хаоса в космос оказывается переходом от тьмы к свету, от воды к суше, от пустоты к веществу, от бесформенного к оформленному, от разрушения к созиданию. В искусстве хаос персонифицируется в образах различных существ, которые обладают ужасным видом, непредсказуемостью, чудовищностью. Мифологическая семантика хаоса здесь сохраняется. Его образ символизирует источник возникновения нового и борьбу нового со старым, отжившим. Особенно популярным этот сюжет был в эпоху барокко. Динамизм картины мира XVIIв. наиболее зримо позволял воплотить этот образ. Например, в творчестве Караваджо свет и тень не только изобразительные средства, но и действующие лица. Они с невиданной силой врываются в плоскость картины, искажая и ломая формы, произвольно выхватывают их из тьмы и снова во тьму погружают. Тот же мотив и в картинах П.Рубенса. Здесь пространство – движущая стихия, подчиняющая человека и природу, скручивающая в клубок фигуры людей, зверей, вздыбленную землю, деревья, облака, воды. Искусство барокко, романтизма, импрессионизма, абстракционизма, сюрреализма, экспрессионизма ярко и живописно передает драматизм жизни: борьбу, движение, стихийность, непредсказуемость. Хаос – это метафора той ступени художественного развития, в недрах которой зарождаются новые эстетические ценности, отрицающие прежние, устоявшиеся, поэтому новые оцениваются современниками как нечто безобразное, ужасное, неорганизованное и, следовательно, хаотичное [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.230-231.].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: