Университеты в России. Будучи европейской страной не только по географическому признаку, но и по своему историческому происхождению, Россия к 18 в. отстала от других стран континента не только в социально-экономическом и промышленном отношении, но также в области среднего и высшего образования. Причины кроются в социально-политической сфере: сохранение крепостной системы и неограниченной монархии, незаинтересованность царского правительства в широком просвещении народа, отсутствие гражданского общества, традиций письменного права. Неразвитость начального и среднего образования не создала условий и для своевременного появления У. Первые У. в России появились только в 18 в. К ним относятся Академический (1726-66, Петербург) и Московский (с 1755). До кон. 19 в. было открыто всего девять У.: Московский (1755), Дерптский (Юрьевский — 1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), У. Св. Владимира в Киеве (1833), Новороссийский У. в Одессе (1864), Варшавский (1869), Томский (1888) и еще три других — в нач. 20 в. (до революции 1917) — Саратовский (1909), Ростовский (1915) и Пермский (1916). Всего в 1916 в стране было 11 У. Однако, кроме У., в Российской империи функционировала около 100 высших учебных заведений. В 1940-е и 1950-е отмечается небывалый подъем университетского образования. Успехи советской науки в исследованиях космоса, в развитии ядерной энергетики и другие достижения подняли престиж высшего образования на максимальную высоту. Ни в какое иное время престиж ученого и профессора в обществе не был так высок, как тогда. Подъем продолжался до кон. 1970-х, когда выпуск вузов увеличился в 50 раз по сравнению с дореволюционным временем. Именно высшая школа внесла главный вклад в создание советской интеллигенции, которая, вопреки идеологическому давлению и политическим преследованиям, прославила страну в области культуры и науки, внесла огромный вклад в мировую сокровищницу мысли. Ядром советской, а теперь уже и российской интеллигенции, выступают выпускники У. В 1994 в РФ насчитывалось свыше 40 государственных У., 80 государственных У. технического, медицинского, педагогического, аграрного и др. профилей, свыше 30 негосударственных университетов. Для сравнения: в Великобритании только два частных У., остальные 96 — государственные. Обучение в У. во многих странах мира требует значительных расходов. Плата за учебу взимается как в частных, так и в государственных У., в несколько раз выше. Как правило, конкурс в государственных У. везде выше, поэтому большей части молодежи (в Японии четырем из пяти студентов) приходится пользоваться услугами частных У., которых большинство. Абитуриенты частных вузов, как правило, делают вступительные взносы, а став студентами, оплачивают лекции, пользование учебным оборудованием и т. д. Самые крупные взносы установлены в медицинских заведениях, где первый учебный год обходится студенту в сумму, более чем в два раза превышающую годовой доход рядового японского рабочего (И.А.Латышев). Лучшим в нашей стране У. по праву считается Московский У. им. М.В. Ломоносова (МГУ), крупнейшее высшее учебное заведение, один из центров мировой науки. Доля платного обучения в нем не превышает 25% от общего числа студентов. Среди вузов мира он занимает третье место, после Оксфорда и Кембриджа. Основан в 1755 по инициативе М.В. Ломоносова, первоначально в составе трех факультетов: философского, юридического и медицинского. Тогда в У. зачислялись молодые люди по особому экзамену, принимаемому профессурой. Занятия студентов, кроме слушания лекций, состояли в ежемесячных диспутах, проходивших под руководством профессора. Курс обучения обычно был трехгодичным, по окончании У. студенты получали аттестаты, по которым они определялись на гражданскую службу. Для подготовки молодых людей к обучению в У., при нем была открыта гимназия [Культура и культурология: Словарь. С.241-243].
|
|
|
|
УРБАНИЗАЦИЯ (лат. urbanus – городской) – процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки У. – рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для У. характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.). В нач. 19 в. в городах мира проживало 20,3 млн. чел. (3% населения земли), к 1900 – 224,4 млн. (13,6%), к 1950 – 729 млн. (28,8%), к 1990 – 2261 млн. (41,3%). Наивысшая доля городского населения (1990, %): в России – около 74, в США – 77,5, Германии – 78,3, Великобритании – 89. [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.206-207.].
Устойчивость образовательной среды ─ критерий ее стабильности во времени, позволяющий оценить диахроническое (во времени) образовательной среды [Бабошина Е.Б., Ворошилов А.К., Шатных А.В. Гуманизация образовательной среды: культурологический подход. С. 116].
Учение ─ 1)процесс собственной деятельности учащегося, в результате которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретенные; 2) особым образом организованное познание; 3) познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений, навыков, способов учебной деятельности; 4) сопроцесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные [Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). С.200].
Учреждение дополнительного образования – учреждение, где реализуется дополнительное образование, целью УДО является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства. Различают многопрофильные, профилированные и специализированные учреждения дополнительного образования. Многопрофильным является учреждение дополнительного образования детей, осуществляющее образовательный процесс и организующее развитие творческой деятельности воспитанников в различных областях культуры, науки, техники и спорта. Специфика деятельности заключается в том, что образовательная и творческая деятельность организуется по разнообразным программам различной направленности, реализуемых в творческих объединениях составляющих структуру самого учреждения. Профилированным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс и организующее развитие творческой деятельности по тому или иному направлению деятельности или предметной области. Специализированным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс и организующее развитие творческих способностей (допрофессиональную подготовку) для дальнейшего продолжения в соответствующих вузах и специальных учебных заведениях [Педагогика досуга: терминологический словарь. С.74-75].
|
|
УРБАНИЗАЦИЯ (лат. urbanus ─ городской) ─ процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки У. ─ рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для У. характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.). В нач. 19 в. в городах мира проживало 20,3 млн. чел. (3% населения земли), к 1900 ─ 224,4 млн. (13,6%), к 1950 ─ 729 млн. (28,8%), к 1990 ─ 2261 млн. (41,3%). Наивысшая доля городского населения (1990, %): в России ─ около 74, в США ─ 77,5, Германии ─ 78,3, Великобритании ─ 89 [Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. С.752].
УТОПИЯ (греч. оu — не и topos — место) — обозначение «места, страны, которой нет», т.е. несуществующего, идеального государства или общества, где совместная жизнь людей носит черты «золотого века», свободна от зла и противоречий. Создание социальных утопий типично для разных эпох, начиная с Древнего Востока (Лао-Цзы) и античности (Платон), средневековья (Августин), Ренессанса и Нового времени (Т.Мор, Ф.Бэкон, Кампанелла), арабской философии (аль-Фараби) и т.д. Утопическая мысль получила развитие и в России (А.Н.Радищев, В.Ф.Одоевский, Ф.М.Достоевский, А.А.Богданов и др.). В XX в. утопия превратилась в основном в форму социальной критики и предостережения будущих поколений от угроз тоталитаризма (антиутопии) [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.81].
|
|
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ─форма организации совместной деятельности обучающего и обучаемого в образовательном учреждении, направленная на усвоение общественного опыта в виде знаний, умений и навыков и овладение предусмотренными видами деятельности[Дополнительное профессионально-техническое образование по охране труда и промышленной безопасности: Учебный терминологический словарь C. 191].
Ф
ФАКТ (лат. factum — сделанное, совершившееся) — 1) синоним понятия истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное, в отличие от абстрактного и общего; 2) в логике и методологии научного познания — особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания Ф. противопоставляется теории или гипотезе. В понимании природы Ф. в современной методологии науки можно выделить две тенденции: фактуализм и теоретизм. Сторонники фактуализма исходят из той идеи, что научные Ф. лежат вне теории и совершенно не зависят от нее. Поэтому подчеркивается автономность Ф. по отношению к теории. Если под Ф. понимают реальное положение дел, то его независимость от теории очевидна. Когда Ф. истолковывается как чувственный образ, то подчеркивается независимость чувственного восприятия от языка. Если же говорят о Ф. как о некоторых предложениях, то обращают внимание на особый характер этих предложений по сравнению с предложениями теории: они либо выражают чувственно данное, либо включают в себя результаты наблюдения, либо верифицируются специфическим образом и т. п. Во всех случаях фактуализм резко противопоставляет Ф. и теорию. Из этого вытекаеn представление об инвариантности Ф. и языка наблюдения по отношению к сменяющим друг друга теориям. В свою очередь, с признанием инвариантности тесно связан примитивный кумулятивизм в понимании развития научного знания. Установленные Ф. не могут исчезнуть или измениться, они могут лишь накапливаться, причем на ценность и смысл Ф. не влияет время их хранения: Ф., установленные, скажем, Фалесом, в неизменном виде дошли до наших дней. Это ведет к пренебрежительной оценке познавательной роли теории и к инструменталистскому истолкованию последней. Надежное, обоснованное, сохраняющееся знание — это лишь знание неизменных Ф., а все изменчивое, преходящее в познании имеет значение лишь постольку, поскольку помогает открывать Ф. Ценность теории лишь в том, что после себя она оставляет новые Ф.
Теоретизм также понимает под Ф. чувственные образы или предложения. Однако, в противоположность фактуализму, он подчеркивает тесную связь Ф. с теорией. Если Ф. истолковывается как чувственный образ, то теоретизм подчеркивает зависимость чувственного восприятия от языка и концептуальных средств теории. Ф. в этом случае оказывается сплавом чувственного восприятия с некоторым предложением, которое формулируется теорией. Изменение этих предложений приводит к изменению Ф. Например, глядя на картинку, изображающую два профиля, повернутые друг к другу, мы можем «увидеть» два разных «факта»: два профиля или вазу. Какой именно «факт» мы установим, зависит от теории, которой мы руководствуемся. Чувственное же восприятие остается в обоих случаях одним и тем же. Т. о., теоретизм приходит к выводу о полной зависимости Ф. от теории. Эта зависимость с его точки зрения настолько велика, что каждая теория создает свои специфические Ф. Ни о какой устойчивости, инвариантности Ф. по отношению к различным теориям не может быть и речи. Поскольку Ф. детерминируются теорией, постольку различия между теориями отражаются в соответствующих различиях между Ф. Это приводит теоретизм к признанию несравнимости конкурирующих теорий и к антикумулятивизму в понимании развития научного знания. Сменяющие друг друга теории не имеют общих Ф. и общего языка наблюдения. Старая теория ничего не может передать новой и целиком отбрасывается вместе со своими Ф. после победы новой теории. Поэтому в развитии науки нет преемственности [Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. С.192-193].
Фактор ─ 1) причина, движущая сила какого-либо изменения, явления, процесса; 2) совокупность предрасполагающих актуализированных возможностей н механизма успешной реализации образовательных задач; 3) причина, влияющая на протекание и результаты дидактического процесса, обуславливающая его продуктивность (результативность). В этом качестве могут выступать индивидуальные особенности будущего учителя, социальная среда, характер и структура педагогической деятельности, рефлексия творческой деятельности будущего учителя и самооценка ее результатов и т. д. [Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). С.201].
ФЕТИШИЗМ - форма первобытного верования, основанная на придании сверхъестественных свойств предметам [Культурология: учебно-методический комплекс. С.42].
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — в широком смысле обозначает возделывание тела или окультуривание человеческого тела. Отсюда второе название — телесная культура. Она включает поддержание своего здоровья, жизненного тонуса, физической формы. Широко понимаемая Ф.к. включает в себя: 1) собственно физкультуру, т. е. любительское занятие физическими упражнениями, 2) спорт как профессиональное занятие физическими упражнениями с целью добиться наивысших достижений и получать за свою деятельность заработную плату, гонорар, 3) культивирование здорового образа жизни, отказ от алкоголя и курения, регулярные занятия физкультурой, 4) специализированные виды украшения или совершенствования тела, например, культуризм (бодибилдинг), пластическая хирургия лица и косметика, татуировка и художественная роспись, похудание (включая такие экзальтированные формы похудания, как упражнения йогов и религиозный аскетизм) и лечебное голодание, 5) спортивные, любительские и профессиональные танцы, в т. ч. конкурсы и соревнования танцоров, народные пляски и хороводы, дансинги и дискотеки, брейк-данс и т. п., 6) современная и традиционная медицина, направленные на избавление организма от физических недугов, травм, недомоганий. По мнению культурологов, профессиональная культура телесности имеет две основные формы: медицина и спорт. Медицина — это институт массового поддержания здоровья людей. Он включает традиционную и нетрадиционную медицину. Первая основана на твердой и экспериментально проверенной системе научных знаний. Вторая имеет две разновидности: народная медицина — проверенные долгой практикой методы лечения, применяемые людьми, не имеющими формального сертификата медицинского вуза, но доказавшими свою эффективность; псевдонародная медицина — ложные формы народной медицины, обман и шарлатанство, доказавшие свою неэффективность. Знахарство — разновидность первой формы народной медицины [Культура и культурология: Словарь. С.857].
Физическое окружение образовательной среды ─ архитектура образовательного учреждения, степень закрытости-открытости конструкций внутреннего дизайна образовательного учреждения, размер и пространственная структура лекционных и других помещений, легкость их пространственной трансформации при возникшей необходимости, возможность и широта пространственных перемещений в них субъектов и т.п. [Бабошина Е.Б., Ворошилов А.К., Шатных А.В. Гуманизация образовательной среды: культурологический подход. С. 116].
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ —философская дисциплина, изучающая культуру во всем объеме ее исторического становления и во всей глубине ее структурных разновидностей. Возникла в конце XVIII — начале XIX вв. Ее становление связано с именами Риккерта, Шпенглера, Бергсона, Кассирера. Одна из основных проблем философии и культуры — проблема символа, с помощью которого конструируется действительность, адекватная самой культуре. Представители интуитивизма предполагали, что символ — это абстрактная функция мысли, не позволяющая познать мир культуры. С другой стороны, в символизме Кассирера действительность существует только в форме символов, которые представляют собой духовную реальность. Действительностью всех культурных сфер является их смысловая духовная значимость, пронизывающая, все многообразие образов, создаваемых в данных сферах. Обе позиции, несмотря на их различие, утверждают одно и то же: условность и относительность культурных символов. Это означает, что символическое становится синонимом относительного и познать культуру невозможно, так как она никакого отношения к действительности не имеет, что в конечном счете приводит к упразднению самой философии культуры [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.83].
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ─область научного знания, рассматривающая наиболее общие проблемы сущего и должного в сфере удовлетворения естественных и постоянно меняющихся образовательных потребностей личности, воспроизводства и качественного преобразования человеческих ресурсов, социально-экономического и социокультурного, нравственного прогресса [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 430].
ФОЛЬКЛОР (народное творчество) - художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемая народом и бытующая в массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство [Культурология: учебно-методический комплекс. С.43].
ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ─ программа или курс, по завершении которых у лица возникает определенная совокупность законодательно установленных прав и обязанностей. В частности, право заниматься профессиональной деятельностью по профилю пройденного обучения, получение более высокой квалификации и/или профессионального уровня, допуска к выполнению более сложных и/или опасных профессиональных задач и т.д. [Дополнительное профессионально-техническое образование по охране труда и промышленной безопасности: Учебный терминологический словарь. C. 195].
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ ─ совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. При этом все Ф.к. социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связанности с социальным окружением. Число такого рода Ф.к. весьма велико, и они могут быть выстроены в иерархическую структуру от наиболее общих до сравнительно частных, обеспечивающих Ф.к. более высокого уровня.
Наиболее общей и универсальной Ф.к. следует признать обеспечение социальной интеграции людей: формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.
Ко второму уровню рассматриваемой иерархии можно отнести Ф.к., обеспечивающие основные формы интегрированного существования сообществ людей, такие как организация людей в их совместной жизнедеятельности посредством их структурной дифференциации на различного рода относительно самодостаточные группы: социально-территориальные соседские общины (племена, этносы, нации), социально-функциональные (производственные, военные, учебные и прочие коллективы, специальности, профессии, профессиональные констелляции, классы), социально-бытовые (семьи, кланы, социальные страты, сословия), коммуникативные (по диалектам, языкам, языковым семьям), религиозно-конфессиональные (религиозные общины, секты, деноминации, конфессии) и т.п.; регуляция процессов взаимодействия между людьми посредством исторической селекции, нормирования и стандартизации наиболее удачных элементов социального опыта в этой области и реализации их в работе регулятивных механизмов конвенционального (ценностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, этикет и пр.) или институционального (право, политика, идеология, церемониал и т.п.) свойства; консолидация и самоидентификация людей в коллективе посредством выработки общих целей и идеалов их совместного существования, групповых интересов и потребностей, чувства солидарности личности с коллективом и защищенности им, удовлетворенности действующими нормами и правилами совместного общежития и взаимодействия, формирования системы образов групповой идентичности (этнических, социальных, конфессиональных, государственных и иных маркеров) и оснований личной самоидентификации человека в коллективе и самоотождествления с ним, заинтересованности членов коллектива в его социальном воспроизводстве как процессе, отвечающем их индивидуальным и групповым интересам.
Третий уровень — Ф.к., обеспечивающие основные средства совместной жизнедеятельности людей. К ним можно отнести: культуру демографического и социального воспроизводства членов сообщества, функционирующую посредством выработки норм сексуальных отношений, брачно-семейных и родственных обязательств, норм соседского общежития, стандартов физического развития индивида и охраны его репродуктивных возможностей, а также системы форм и средств целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта (воспитание, просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), выработки норм и стандартов социализации и инкультурацииличности, ее социальной и культурной адекватности обществу проживания, стимулирования ее заинтересованности в приемлемых для общества формах социальной самореализации, в т.ч. в творческой и инновативной деятельности, в превращении индивида из «продукта и потребителя» культуры в ее «производителя»; культуру адаптации сообщества к природным и историческаим условиям его обитания, реализуемую посредством накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего в обеспечении продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей), обеспечении коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и легитимных прав, интересов (правоохранительная система); культуру развития искусственной материально-пространственной среды обитания сообщества и обеспечения его членов социальными благами, выраженную в формировании принципов, норм, правил и стандартов построения территориальной инфраструктуры зоны проживания (населенных пунктов и их внутренней структуры, транспортных коммуникаций, размещения наиболее важных производств и иных функциональных зон и пр.), развития системы энергообеспечения и производства средств производства (инструментария), обеспечения производства и распределения товаров потребления и услуг и т.п.; культуру собственности, власти и социальной престижности, связанную с развитием приемлемых для сообщества технологий и форм властно-собственнических претензий и отношений, способах обретения богатства, формированием иерархии социальных статусов, порядка статусного роста и его символической маркировки (титулатура, регалии, престижные образцы одежды, украшений, обстановки быта, стилистики поведения, этикета и пр.); культуру социального патронажа, проявляющуюся в традициях оказания материальной и иной поддержки людям, оказавшимся в ситуации неконкурентоспособности (по возрасту, увечью, врожденным физическим недостаткам, пострадавшим от войны или стихийного бедствия и т.п.), благотворительности, милосердия, помощи терпящим бедствие, идеологии гуманизма и абсолютизации ценности человеческой жизни, мифологии социальной справедливости, «уравниловки», патронажа коллектива над личностью и т.п.; культуру познания и мировоззрения, накопления и кумуляции социально значимых знаний, представлений и опыта: рациональных (наука и обыденные рациональные наблюдения), иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия), логико-метафизических (философия, здравый смысл, народная мудрость), образных (искусство, метафоричность мышления и суждений, игровые формы поведения и пр.); культуру коммуницирования и обмена информацией и социальным опытом между людьми, реализуемую в виде процессов: символизации объектов и явлений (формирование обозначающих понятий, слов, знаков, символов и пр.), сложение языков обмена информацией («естественных» устных и письменных вербальных, невербальных языков жестов и телесной пластики, символических и церемониальных действий, искусственных специализированных языков служебных и технических символов — математических, естественнонаучных, компьютерных, топографических, чертежных, нотных и прочее, разнообразных систем указательных знаков, звуковых сигналов, знаков различия, функциональной атрибутики, языков цифрового, графического и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.), сложение систем фиксации информации (в графической, звуковой, видовой и иной технической форме), ее тиражирования и трансляции (синхронной и диахронной, непосредственной и дистантной, механическими и электронными средствами и т.п.), а также институтов, занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, информационные банки данных, картотеки и пр.); культуру фи-зической и психической реабилитации и релаксации человека, включающую принятые в сообществе нормы и формы охраны здоровья и личной гигиены, традиции кулинарии, социальные нормы отдыха (системы выходных, отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту и состоянию здоровья), традиции физической культуры и спорта, оздоровительного и культурно-просветительного туризма и иных форм активного отдыха, традиции общенациональных и народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразные формы развлекательного, игрового и интеллектуального досуга, систему институтов организованного досуга и т.п. Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях Ф.к. речь идет не о практических технологиях по достижению утилитарного результата (созданию продукта потребления), а о социальных нормах, регулирующих допустимость и предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности.
Четвертый и последующие уровни Ф.к. связаны уже с дифференциацией культуры на специализированные функциональные сегменты («экономическая культура», «военная культура», «культура торговли», «религиозная культура», «педагогическая культура» и т.п.) и системы критериев качества осуществления тех или иных социальных функций («культура труда и потребления», «культура быта», «культура языка», «культура научного мышления», «культура художественного творчества» и пр.). В обоих случаях здесь имеется в виду прежде всего уровень соответствия применяемых технологий (а отсюда и качественные параметры результатов) в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым технологическим нормам в соответствующей сфере, которые сложились в процессе исторической селекции такого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости с точки зрения социальной цены и долговременных социальных последствий (критерий утилитарной эффективности в данном случае менее значим) и закрепились в ценностных комплексах специфического свойства, называемых обычно «профессиональной культурой» и «культурой образа жизни».
Т.о., во всем многообразии Ф.к. можно выделить такие «профильные» направления, как социально-интегративное, организационно-регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреационное и оценочное [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.2. С.321-323].
Х
ХАОС – в греческой мифологии – беспредельная первобытная масса, из которой впоследствии образовалось все существующее (космос). Хаос наряду с космосом является основным элементом любой космогонии. Образ хаоса присутствует практически во всех мифологиях мира и большей частью конкретизируется как мрак или ночь, как пустота или зияющая бездна, как вода или неорганизованное взаимодействие воды и огня, как аморфное состояние вещества, а также в виде отдельных демонических существ, таких как змеи-драконы, древние великаны и др. Превращение хаоса в космос оказывается переходом от тьмы к свету, от воды к суше, от пустоты к веществу, от бесформенного к оформленному, от разрушения к созиданию. В искусстве хаос персонифицируется в образах различных существ, которые обладают ужасным видом, непредсказуемостью, чудовищностью. Мифологическая семантика хаоса здесь сохраняется. Его образ символизирует источник возникновения нового и борьбу нового со старым, отжившим. Особенно популярным этот сюжет был в эпоху барокко. Динамизм картины мира XVIIв. наиболее зримо позволял воплотить этот образ. Например, в творчестве Караваджо свет и тень не только изобразительные средства, но и действующие лица. Они с невиданной силой врываются в плоскость картины, искажая и ломая формы, произвольно выхватывают их из тьмы и снова во тьму погружают. Тот же мотив и в картинах П.Рубенса. Здесь пространство – движущая стихия, подчиняющая человека и природу, скручивающая в клубок фигуры людей, зверей, вздыбленную землю, деревья, облака, воды. Искусство барокко, романтизма, импрессионизма, абстракционизма, сюрреализма, экспрессионизма ярко и живописно передает драматизм жизни: борьбу, движение, стихийность, непредсказуемость. Хаос – это метафора той ступени художественного развития, в недрах которой зарождаются новые эстетические ценности, отрицающие прежние, устоявшиеся, поэтому новые оцениваются современниками как нечто безобразное, ужасное, неорганизованное и, следовательно, хаотичное [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.230-231.].