Культура и образование: культурологический подход 37 страница

ЯЗЫК НАУКИ — система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного познания для получения, обработки, хранения и применения знаний. В качестве специального языка конкретных наук обычно используется некоторый фрагмент естественного языка, обогащенный дополнительными знаками и символами. Я.н. отличается точностью и однозначностью своих понятий. Даже те понятия, которые заимствуются наукой из повседневного языка, например, «сила», «скорость», «тяжесть», «звезда», «стоимость» и т. п., получают гораздо более точное и порой даже парадоксальное с точки зрения здравого смысла значение. Если на первом этапе своего развития наука в основном пользуется понятиями естественного языка, то по мере углубления в предмет исследования появляются теории, вводящие совершенно новые термины, относящиеся к абстрактным, идеализированным объектам, к обнаруживаемым объектам, их свойствам и связям. В целом Я.н. возникает и формируется как орудие познания определенной области явлений, и его специфика определяется как особенностями изучаемой области, так и методами ее познания. Я.н. стараются строить таким образом, чтобы избежать недостатков естественного языка: многозначности терминов, расплывчатости и неопределенности их содержания, двусмысленности выражений, семантической замкнутости и т. п. Это обеспечивает ясность, точность и понятность выражений Я.н. [Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. С.204].

 

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – совокупность приемов и средств, с помощью которых художник воплощает в произведении свой творческий замысел и вступает в общение с публикой. Искусство в обществе выступает специфическим средством общения художника и публики. Любая коммуникативная система вырабатывает свою систему языка (язык математики, информатики, телеграфа и т.д.). Искусство также обладает своим языком, с помощью которого фиксирует в конкретных материалах информацию о реальности, хранит ее и передает публике. Отражаемый искусством мир многогранен, и это является предпосылкой существования ряда видов искусства, каждый из которого запечатлевает определенную его сторону и в этих целях вырабатывает свою специфическую систему художественно-выразительных средств. В ней он может оптимально выражать содержание и передавать его публике. Так, в живописи систему ее языка составляют рисунок, колорит, светотень, композиция, в танце – пластика движений, в архитектуре – тектоника, линия, ритм, пропорции, соотношение горизонтали и вертикали, в музыке – лад, метр, ритм, интонация, тембр, темп, динамика звука. Поэзия, казалось бы, говорит на обыденном, понятном языке, тем не менее, ее художественный язык отличен от языка вербальной речи. Применяемые в ней слова разговорного языка воплощают в себе иной смысл. Прежде всего, язык поэзии – это язык метафор, где слово выражает отличную от разговорного его употребления семантику. Понимание поэзии в этом смысле основывается на понимании ее метафорического языка. Эта мысль справедлива и по отношению к любому другому виду искусства: постижение смысла художественного произведения предполагает знание языка конкретного вида искусства. Освоение художественного языка и умение понимать сказанное в искусстве – процесс сложный и требующий наличия у индивида определенных природных художественных данных (музыкального слуха для восприятия музыки, ассоциативного мышления для осмысления содержания любого вида искусства), теоретических знаний в области искусства (быть художественно образованным), практического опыта общения с художественными ценностями. Система художественного языка искусства динамична, она постоянно развивается, совершенствуется. Нередко в художественной культуре новые средства выразительности вызывают неоднозначную реакцию публики, порождают дискуссии в искусствоведческих науках. Такой проблемой для современников стал художественный язык Р.Вагнера, язык художников-авангардистов. В современной европейской музыке, наряду с тональной системой как элементом языка, складывается и получает все более широкое использование атональная система (или внетональная система). Мелодия в этом музыкальном произведении строится на интонациях, трудноуловимых слухом, сформированным на классической гармонии и традиционном интонационном строе. Хотя каждый вид искусства имеет свою специфическую систему художественно-выразительных средств, тем не менее, между ними не существует четкой границы: они взаимосвязаны между собой и нередко заимствует языковые средства друг у друга. Например, в барокко скульптура пытается «говорить» языком живописи, а живопись XX в. использует метафору, которая является одним из основных элементов художественного языка словесного искусства (таков, например, язык отдельных произведений П.Пикассо). А.Белый в своем поэтическом творчестве, стремясь усилить выразительность поэзии и расширить ее художественно-выразительные возможности, переходит традиционную границу художественного языка поэзии и вторгается в сферу языка музыки, заимствуя в ней интонацию. Созданные им «Симфонии» не только обнаруживают конкретные аналогии с языком музыки, но и могут быть проанализированы с использованием музыкальной терминологии. Выразительные средства музыки стремится максимально использовать в своих мелодических стихах и французский поэт Поль Верлен, для которого основополагающим является принцип «музыка прежде всего». Выход за пределы выразительных средств изобразительного искусства совершает и абстракционизм. Один из его представителей, В.Кандинский, считал свои «композиции» «музыкой для глаз», т.е. в них он пытался говорить в живописи языком музыки. Для музыкального же мышления А.Скрябина характерно стремление вообще разрушить все существующие границы художественного языка с целью создать некую сложную музыкально-театральную мистерию (вскоре он понял невозможность реализации этого замысла). Особую актуальность проблема художественного языка получает в период становления нового вида искусства. В этом смысле обретение зарождающимся искусством самостоятельности есть процесс выработки им своей системы выразительных средств. Такой путь развития прошел балет, который вначале использовал язык пантомимы и сюжетного танца, подражая изображаемым явлениям, и кинематограф, «говоривший» первоначально языком театрального искусства. Сейчас на пути своего становления находится телеискусство, стремящееся все в большей мере отказываться от языка кино и театра и выработать свою специфическую систему художественно-выразительных средств. Те же проблемы художественного языка решает сегодня и светомузыка. Стереокино же, на которое С.Эйзенштейн возлагал большие надежды как на новый вид искусства, пока не вышло за рамки технического аттракциона, поскольку не выработало своего художественного языка [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.289-290.].

 

Языки культуры — знаковые системы, в которых и с помощью кото­рых выражаются разнообразные ценностные смыслы и обеспечивают­ся культурное и межкультурное общение, сохранение и трансляция ценностей культуры [Теория культуры: Учеб. пособ. С.577].

 

Я-КОНЦЕПЦИЯ ─ одна из центральных концепций гуманистической или феноменалистической психологии, уделяющая особое внимание изучению механизма отражения личности и своего «Я». Я-к. относительно устойчивая в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе. Согласно этой концепции «Я» выступает как системообразующий и субъективный мир личности, оно возникает на основе взаимодействия с социальной средой, является системой самовосприятия, наиболее важной детерминантой ответных реакций индивида, на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других. «Я» является центральным понятием гуманистической психологии и выступает как важнейший фактор адаптации. Я-к. ─ целостный, хотя не лишенный внутренних противоречий образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный ─ образ качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д., эмоциональный ─ самоуважение, оценочно-волевой ─ стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я» [Энциклопедия профессионального образования. Т.3. С.459].


Литература

 

1. Аксенова Л.П. Риторическая культура преподавателя. К определению понятия // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб. научн. тр. / Отв. ред. Г.Д.Бухарова. Вып. 2. –Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004.

2. Атеистический словарь / Абдусамедов А.И., Адейник Р.М., Алиева Б.А. и др.: Под общ. ред. М.Н. Новикова. –М.: Политиздат, 1986.

3. Бабошина Е.Б., Ворошилов А.К., Шатных А.В. Гуманизация образовательной среды: культурологический подход. –Курган.: Изд-во Курганского ИПКПРО, 2002.

4. Башкирская энциклопедия. В 7 т. / Гл. редактор М.А.Ильгамов. Т.1. –Уфа: Башкирская энциклопедия, 2005.

5. Беков Х.А., Широбоков С.М., Курьянов И.И., Кондратьев С.С., Валентинов В.В., Бурштейн П.В. Терминология в системе дополнительного профессионального образования: Словарь. – Изд. 2-е, перераб. и допол. –М,: ИПКгосслужбы, 2001.

6. Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / Урал. гос. пед. ун-т; Рос. гос. проф-пед. ун-т. –Екатеринбург, 2005.

7. Бенин В.Л. Педагогическая культурология: Курс лекций. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004.

8. Бенин В.Л., Жукова Е.Д. Феномен мозаичности как результат дифференциации современного знания // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. научн. тр. Вып. 5. / Отв. ред. Е.В.Ткаченко, М.А.Галагузова. –М.: ВЛАДОС,2007.

9. Брокгоуз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. –М.: Изд-во Эксмо, 2002.

10. Бухарова Г.Д., Арефьев О.Н., Старикова Л.Д. Системы образовыания. –Ростов н/Д: Феникс, 2008.

11. Ветошкин С.А. Пенитенциарная педагогика: сущность и основные категории // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. научн. тр. Вып. 4. Отв. ред. М.А.Галагузова. –Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 2001.

12. Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С.Ф.Ахромеев. -М.: Воениздат, 1986.

13. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. –М.: Просвещение, 1991.

14. Гревцева Г.Я. К уточнению понятия «гражданская социализация» // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб. научн. тр. / Отв. ред. Г.Д.Бухарова. Вып. 3. –Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004.

15. Демографический энциклопедический словарь / Редкол.: Валентей Д.И. (гл. ред.) и др. –М.: Сов. энциклопедия, 1985.

16. Дополнительное профессионально-техническое образование по охране труда и промышленной безопасности: Учебный терминологический словарь / Авторы-составители В.А.Корытов, Ю.В.Давыдова, М.В.Давыдов, А.В. Семенихина. –Уфа: Изд-во НОУ «Межотраслевой институт», 2007.

17. Жукова Е.Д. Культурологическая компетентность в системе ключевых профессиональных компетенций // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб. научн. тр. / Отв. ред. Г.Д.Бухарова. Вып. 4. –Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006.

18. Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. –Тюмень: Изд-во тюмень. гос. ун-та, 2001.

19. Зарецкая И.И. Профессиональная культура личности // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. научн. тр. Вып. 2. Отв. ред. Е.В.Ткаченко. –Екатеринбург, 1996.

20. Ислам: Энциклопедический словарь. –М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1991.

21. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. –М.: ЭКСМО-Пресс,2000.

22. Культура и культурология: Словарь / Сост. и ред. А.И.Кравченко. –М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

23. Культурология. XX век. Словарь. –СПб., 1997.

24. Культурология. ХХ век. Энциклопедия: В 2-х т. –СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998.

25.  Культурология: учебно-методический комплекс / Сост. В.Л.Бенин, Д.С.Василина. –Уфа: Изд-во БГПУ, 2008.

26.  Мировая художественная культура: Словарь терминов: В 2 т. / Сост. Е.Д. Жукова. –Уфа: Изд-во БГПУ, 2010.

27. Лихвар В.Д., Погорелый В.Д., Подольская Е.А. Культурология. –М.: Эксмо, 2008.

28. Научно-технический прогресс: Словарь / Сост. В.Г.Горохов, В.Ф.Халипов. –М.:Политиздат,1987.

29. Непрерывное экономическое образование: Словарь базовых понятий / Авт.сост. С.В.Голицына, С.И.Голицын, Г.С.Голошумова, М.В.Логинова, С.А.Новоселов. –Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-т, 2004.

30. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. кол.: В.И.Бородулин, А.П.Горкин, А.А.Гусев, Н.М.Ланда и др. –М.: Больная Российская энцикл., 2000.

31. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. –М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

32. Педагогика досуга: терминологический словарь / Сост. О.Н.Хахлова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007.

33. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. –М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

34. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И.Аверьянов. –М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.

35.  Популярный энциклопедический словарь. –М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

36. Профессионально-педагогические понятия: Словарь / Под ред. Г.М.Романцева. – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-та, 2005.

37. Романцев Г.М. Содержание понятия «высшее рабочее образование» // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. научн. тр. Вып. 1. Отв. ред. Е.В.Ткаченко. –Екатеринбург, 1995.

38. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В.Давыдов. –М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.1. 

39. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В.Осипова. –М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998.

40. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь / Ред. кол.: Мчедлов М.П. и др., Авт. Кол.: Андреев А.Л. и дрп. –М.: Республика, 2001.

41.  Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.

42. Словарь-справочник по культуре речи для школьников / Отв. ред А.А.Евтюгина. –Екатеринбург: У-Фактория,2005.

43. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. 2-е изд. –М.: Сов. энциклопедия, 1982.

44. Современная философия: Словарь и хрестоматия. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

45. Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс,2008.

46. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. –М.,2001.

47. Теоретическая культурология. –М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005.

48. Теория культуры: Учеб. пособ. / Под ред. С.Н.Иконниковой, В.П. Большакова. –СПБ.: Питер, 2008.

49. Фатыхова Р.М. Культура педагогического общения и ее формирование у будущего учителя. –Уфа: Башгоспедуниверситет, 2000.

50. Федоров В.А. К определению понятия «качество профессионально-педагогического образования» // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб. научн. тр. / Отв. ред. Г.Д.Бухарова. Вып. 1. –Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003.

51. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов. –М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

52. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. –М.: Академический Проект, 2000.

53. Шмачилина С.В. Исследовательская культура социального педагога: теоретико-методологический аспект. –Новосибирск: Наука, 2005

54. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я.Батышева. –М., АПО, 1998.

55. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. –М.: Политиздат, 1989.

56. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Я. Сухарев; Ред. кол.: М.М. Богуславский, М.И. Козырь, Г.М. Миньковский и др. –М.: Сов. энциклопедия, 1984.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Культура и образование: две стороны одной медали…………..……….3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: