Культура и образование: культурологический подход 34 страница

Протестантизм создал специфическую культуру: особый интерес к Библии; перенос акцепта с церковных таинств на проповедь, а с повиновения духовным «предстоятелям» и регулярной церковной исповеди — на индивидуальную ответственность перед Богом; новая деловая этика; бытовая респектабельность, равно удаленная от монашеской аскезы и аристократического великолепия. Такая культура воспитывала трезвых, грамотных, инициативных, внутренне уединённых людей ─ человеческий тип, сыгравший очевидную роль в становлении раннего капитализма и вообще новоевропейской цивилизации.

Недаром протестантский Север Европы (к которому позднее присоединятся США) в целом обгоняет по темпам индустриализации католический Юг, не творя уже о православном Востоке. Однако при всей специфике конфессиональной ориентации, при всех контрастах и конфликтах, выливавшихся в 16-17 вв. в кровавые Религиозные войны, в дальнейшем развитии конфессиональных ветвей X. к. обнаруживаются общие свойства. И Меланхтон вместе с наследниками своего дела в пределах различных направлении протестантизма, и такие убеждённые сторонники Контрреформации, как иезуиты, разрабатывают новую систему школьного дела в Европе (стремление заинтересовать учеников и возбудить в них задор соревнований, а не полагаться лишь на репрессивную дисциплину; эстетическое воспитание на памятниках античной литературы), которая была невозможна без опыта гуманистов Возрождения. Схоластика оттесняется па периферию, но для католических стран, особенно Испании, к 16—17 вв. характерен определённым расцвет «второй схоластики». В православном ареале Западной Руси ( Киево-Могилянская академия), а затем и Москвы (Славяно-греко-латинская академия)запоздалый приход «бурсацкой» схоластики в 17—18 вв. был первым историческим шагом к усвоению формализованного философского мышления. Характерно, что в России, в отличие от Европы, с самого начала университеты не имели богословских факультетов и были институционально обособлены от церковного образования. Параллельно ведётся на противоположных полюсах конфессиональной панорамы куда более регулярная, чем в средние века, борьба за утверждение христианской морали и элементарных знаний о христианской доктрине в массах мирян.

После драматических попыток восстановить единство европейского христианства на моноконфессиональной основе Новое время приходит к компромиссу по формуле «Чьё царство, того и вера». Идея вселенской или хотя бы всеевропейской общины христиан уступает место идее государственного регулирования религиозной жизни подданных в рамках суверенитета данного режима, а затем, особенно начиная с эпохи Просвещения, ─ идее свободы совести,

Секуляризаторские тенденции нового времени последовательно выявлялись и пропагандировались антиклерикальным крылом Просвещения (французские энциклопедисты и всеевропейское «вольтерьянство»). Сомнению подвергалась как практика церкви, гак и идеал христианства; в противовес ему выдвинется самодовлеющий концепт земного прогресса. Оспорено само привычное понятие православной, католической или протестантской нации; во всем мире христиане живут рядом с неверующими, а с развитием миграции населения — и рядом с инаковерующими. Процессы, продолжающиеся и в настоящее время, требуют от христиан понимания новых задач.

Ещё с 19 в. в протестантизме, и особенно в католицизме, наблюдается тенденция к выработке на основе христианской традиции социальной доктрины, отвечающей времени. Церковь начала адаптироваться к новым моделям человеческого повеления и самосознания («мессы для молодёжи» и т. п.). Модернистские попытки «русского обновленчества» провалились из-за большой силы русского консерватизма и того, что лидеры «русского обновленчества» скомпрометировали себя предательским поведением ко время антицерковных репрессий. Современное христианство ─ это не религиозное самооформление однородного социума, не наследие предков, автоматически воспринимаемое потомками, но прежде всего вера миссионеров и новообращённых в противоречивом и динамичном мире [Педагогический энциклопедический словарь. С.311-313].

 

ХРИСТИАНСТВО ─ вероучение, исходящее от И.Христа, и основанные на нем формы организации общественной религиозной жизни. Самой ранней формой были новые религиозные общины иудео-христиан после первой проповеди апостолов и Иерусалиме. В нач. III в. христианские общины существовали во всех частях тогдашнего мира. Устройство и администрация первобытных общин были очень просты. Служители церкви и избирались обществом верующих и делились на 3 степени: диаконов, пресвитеров и епископов. Первоначально в высшем римском обществе христианское учение было встречено враждебно, и в течение 3 веков христиане подвергались жестоким гонениям. Но проникновение X. в армию заставило Константина Великого (306 — 337) издать ряд эдиктов, гарантировавших X. свободу и духовенству льготы. Окончательно торжество X. наступило при преемниках Юлиана Отступника (Валентиниане, Грациане, Феодосии I и Юстиниане). Кроме внешних гонений, христианскую церковь тревожили расколы и ереси: в I в. назореи, эвиониты: во II в. гностики (дуализм духа и материи), аскетические секты; в III в. манихеи и донатисты. Развитие ересей привело к созванию вселенских соборов для разрешения догматических вопросов и издания правил церковного благочиния. Первый Собор созван 325 г. в Никее но поводу ереси ариан, и им утвержден Символ веры, к которому Константинопольский собор 381 г. (ересь Македония) прибавил 5 новых членов. Собором в Ефесе 431 г. осуждена ересь несториан. 451 в Халкедоне ─ монофизитство. В 691 Трульский (Константннопольский) собор выработал правила церковного управления (Номоканон, или Кормчая); 787 созван последний 7-й собор в Никее, осудивший иконоборцев. В тесной связи с деятельностью вселенских соборов стояли творения отцов и учителей церкви: Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, святых Амвросия, Иеронима и др. Важное нравственно-воспитательное значение имело монашество. В духовной иерархии X в. с течением времени произошли перемены: за епископами столичных городов вселенские соборы признали особые права и титул патриархов (римский, александрийский, аншохийский, иерусалимский, константинопольский). Область римских патриархов расширилась на весь запад Европы и получила важное политическое значение, на котором папы основали свои притязания на первенство в духовной иерархии. Догматические и иерархические разногласия привели к разделению церквей н а западную, или римско-католическую, и восточную, греческую, или православную. В XVI и последующих веках вместе с Реформацией возникли церкви лютеранская, реформатская, англиканская и много различных сект [Брокгоуз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия С.619-620].

 

  Хронотоп культурный — единство пространственных и временных па­раметров, обнаруживающее, выражающее и во многом определяющее своеобразие культурных систем [Теория культуры: Учеб. пособ. С.576].

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – одна из сфер культуры общества, основу которой составляет искусство. Существование последнего в современной культуре возможно лишь в системе художественно-творческой деятельности, звеньями которой выступают творчество художника и сотворчество публики (читателя, зрителя, слушателя). Для создания условий функционирования этой системы сложилась соответствующая инфраструктура, включающая ряд элементов. В нее входят подготовка художников и художественное воспитание публики (через общеобразовательные и художественные школы, кружки и секции художественного творчества, самодеятельное творчество, систему высшего образования и т.д.). Важным ее звеном является также художественная критика, которая осуществляет творческую связь между создателем произведения искусства и публикой. Назначение художественной критики в этой системе связи художника и публики состоит в том, чтобы, с одной стороны, помочь воспринимающему понять смысл содержания, заложенного в произведении искусства, направить процесс художественного восприятия в нужное русло творческой интерпретации, а с другой стороны, дать свою профессиональную оценку произведению и информировать создателя о реакции публики на его сочинение. Определенная роль в этой инфраструктуре принадлежит социокультурным институтам, обеспечивающим материализацию и тиражирование результатов художественного творчества и распространение художественных ценностей. Такими институтами являются полиграфические издательства, студии звуко- и видеозаписи, кинопрокат, музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, концертные залы, система радио и телевидения и т.д. Современная художественная культура – сложная система, которая обеспечивает процесс создания и функционирования в обществе художественных ценностей. Зародившись в первобытном обществе, она представляла собой некий синкретический феномен (см. Синкретизм), где ее функциональные звенья (создание, распространение и восприятие произведений искусства) были слиты в единый художественный комплекс, который выступал неотъемлемым элементом утилитарно-практической деятельности родового коллектива. В первобытном синкретическом комплексе творческий процесс был слит с процессом восприятия и осуществлялся не для других (для публики), а для себя (например, ритуальный танец перед охотой). «Творчество для себя» ярко выражается в такой сфере фольклора, сохранившей рудимент первобытного синкретизма, как хороводный танец, где символом замкнутости в себе (не для других) творческого процесса является круг. Современный ансамбль танца, вышедший из хоровода, разомкнул этот круг и принял концертную форму полукруга, обращенного своим центром к зрителю, и поместил в его центр солиста. Художественная культура выполняет ряд функций. Как и культура общества в целом, она объединяет отдельных индивидов в социальное сообщество, стабилизирует его существование, а также служит средством воспитания и духовного совершенствования человека [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.246-247.].

 

Ц

ЦЕЛЬ - 1) То, к чему стремятся, что намечено достигнуть. 2) Предел, намерение, которое должно осуществить [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 436].

 

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ─ 1) одна из функций управления, состоящая в выработке конкретных конечных состояний организационной деятельности, 2) вид регулятивных психических процессов, содержанием которого является генерация и формулировка целей индивидуальной деятельности, а также их конкретизации на подцели различных уровней соподчиненности, 3) представляет собой сложный процесс, включающий образование целей, их проверку, корректировку, согласование, прогнозирование их достижимости. Все перечисленные компоненты Ц. являются относительно самостоятельными процессами, которые можно выделять и обособленно рассматривать. Завершающим звеном Ц. оказывается программирование деятельности по достижению сформулированных, откорректированных и согласованных целей. Вопросы согласования и корректировки целей известны давно и всегда обсуждались в философской и психологической литературе. Но особенно важное значение они приобрели в связи с практикой планирования и управления [Дополнительное профессионально-техническое образование по охране труда и промышленной безопасности: Учебный терминологический словарь. С.197].

 

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ ─ процесс постановки его перспективных задач и выбора путей их выполнения. Осуществляется на разных уровнях: а) институциональным ─ конкретизация содержания так называемых высших целей образования с учетом сложившейся в обществе социально-экономической ситуации и прогноза ее развития; б) по основным направлениям образовательной деятельности; в) в отдельных образовательных учреждениях и их совокупностях. Начальный этап целеосуществления ─ разработка адекватной образовательной политики на ее общенациональном, региональном и местном уровнях и мер по ее реализации, в том числе системы мер по изменению сложившейся образовательной практики [Энциклопедия профессионального образования.. Т. 3. С. 393].

 

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ─ сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками [Дополнительное профессионально-техническое образование по охране труда и промышленной безопасности: Учебный терминологический словарь. С.197].

 

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ. Традиционно Ц.о. определяются как формирование у обучаемого знаний, навыков и умений, приобщения человека к культуре, подготовка его к труду. В контексте гуманистической парадигмы, опирающейся на развивающий подход, в Ц.о. приоритетное место занимает раскрытие индивидуального творческого потенциала личности. Следует рассматривать два уровня Ц.о.: по отношению к обучаемому, и по отношению к учебному заведению, образовательной системе. Важнейшей целью функционирования образовательных систем является подготовка носителей социальных функций, способных обслуживать современное производство. В спектре ведущих Ц.о. по отношению к личности обучаемого следует выделить: раскрытие индивидуальных задатков личности; приобщение обучаемого к мировой и национальной культуре через освоение систематизированных основ наук и искусств; ценностное воспитание и развитие мировоззрения как системы ценностных ориентации и взглядов на мир, место человека в нем; физическое и валеологическое воспитание; общая и профессиональная подготовка к трудовой деятельности; выведение личности на уровень самовоспитания и саморазвития, восприятия учебной и профессиональной деятельности как творчества и основы моральной, нравственной свободы. В контексте гуманистической парадигмы образования задачи научного образования, профессиональной подготовки по отношению к цели развития личности должны рассматриваться как средство, обеспечивающее достижение последней [Дополнительное профессионально-техническое образование по охране труда и промышленной безопасности: Учебный терминологический словарь. С.198].

 

ЦЕНЗУРА ─ ограничительные меры по отношению к свободе печати,а также то учреждение, которому поручено эти меры осуществлять. Изобретение предварительной Ц. принадлежит папе Сиксту IV, повелевшему в 1471 г., чтобы ни одна книга отныне не печаталась без предварительного рассмотрения и одобрения духовных лиц. Впервые специальное цензурное учреждение было создано в 1486 г. архиепископом Майнцским в подчиненной области. Примеру церкви последовали и светские правители. В течение XVI в. Ц. была введена во всех государствах Зап. Европы.

В России впервые меры по наблюдению за правильностью переписывания церковных и юридических книг были предприняты Стоглавым собором (1551 г.), а настоящая предварительная Ц. была введена указом от 5 октября 1720 г. Постепенно Ц. сосредоточилась в руках Академии наук и была не столько строгой, сколько случайной. В 1783 г., когда было разрешено свободное устройство частных типографий, общая предварительная Ц. перешла от Академии в руки полиции ─ в управы благочиния, которые, однако, не получили никаких точных инструкций и действовали по своему усмотрению [Политология: Энциклопедический словарь. С.390].

Ценностные ориентации — 1) избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении; 2) способ дифференциации человеком объектов по их значимости [Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. C. 138].

 

Ценность — отношение между человеком (социальной группой) и яв­лением, ставшим носителем особойпозитивной (в рамках данной социальной общности) значимости чего-либо, кого-либо. Иначе говоря, особая объективная положительная значимость чего-либо (кого-либо) в жизни конкретного человека, социальной группы, общества. В сопоставлении с ценностью оценка субъективное эмоциональное или рациональное представление об особой значимости чего-либо (ко­го-либо) в жизни конкретного человека, социальной группы, общест­ва, нередко являющееся моментом ценностного отношения [Теория культуры: Учеб. пособ. С.576-577].

Ценность культуры — особая объективная положительная значимость чего-либо (кого-либо) в духовной жизни конкретного человека, соци­альной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимостей и выражаемая в знаках и знаковых системах данной куль­туры  [Теория культуры: Учеб. пособ. С.577].

 

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis – гражданский, государственный) — 1) синоним куль­туры. 2) Уровень, ступень общественного раз­вития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация). Ступень общественного развития, следую­щая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс). В некоторых культурологических теориях эпоха деградации и упадка в противовес цело­стности, органичности культуры. Ц. понима­ется учеными в двух значениях. В первом слу­чае Ц. обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену «варварству», иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества. Во вто­ром случае Ц. связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональ­ные и глобальные Ц., например, восточные и западные Ц. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое пони­мание смысла жизни, справедливости, судь­бы, роли труда и досуга. Они покоятся на специфических ценностях, философии, прин­ципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкрет­ные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища. Первым употребил слово «Ц.», по мнению Л. Февра, барон Гольбах в 1766. Как считает французский лингвист Э. Бенвенист, слово «Ц.» берет свое начало от Zivilisation (благовоспитанность) и буквально оз­начает воспитанное, развитое, облагорожен­ное общество (в противоположность варварству). В современной американской антропологии термин «Ц.» час­то выступает синонимом государству. Когда ученые пишут о первых государствах, зародившихся 3-4 тыс. лет до н. э. на Востоке (Шумер, Акад, Китай и др.), то называют их Ц. Разу­меется, полного отождествления государства и Ц. не должно быть, поскольку известны некоторые уникальные народы, не знавшие пись­менности и государственного устройства, и тем не менее создавшие удивительные Ц., как например, на­род нуагары. Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым раз­граничил два понятия немецкий философ И. Кант, а в нач. 20 в. другой немецкий философ О. Шпенглер в своем знаменитом труде «Закат Евро­пы» и вовсе противопоставил их. Ц. предста­ла у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. «Куль­тура — это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста», — писал известный французский историк культуры Ф. Бродель. Посте­пенно в европейском сознании утвердилось пред­ставление о Ц. как вершине технических достижений человечества, связанных с покоре­нием космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С Ц. ассоциируются материальные успе­хи, а с культурой - духовный мир человека. В культурологии так и не сложилось едино­го понимания Ц. В частности, она понимает­ся как степень культурного развития, которой достиг­ли далеко не все страны. Существует множество показателей цивилизованности: уровень смертности (особенно детской), санитарное состояние городов, экология и т. п. Российские этнографы, в частности, Ю.И. Семенов, считают, что признаками пере­хода к Ц. являются: в области материальной культуры — появление монументальных ка­менных или кирпичных строений (дворцов, храмов и т. п.), в области духовной культу­ры — возникновение письменности. Для ант­ропологов Ц. — всего лишь более сложный, или наивысший тип культуры. А если придер­живаться этимологии, то окажется, что Ц. — это культура людей, живущих в городах. Го­рожанам присущи сложный образ жизни и письменный язык. Иного различия между культурой и Ц. антропологи, в отличие от социологов, не проводили. «Ц.» — совокуп­ность созданных человеком «средств», а «культура» — совокупность всех человечес­ких «целей». По мнению американского социолога А. Грина, культура становится Ц. только тогда, когда у нее появляются письменный язык, наука, философия, высоко специализи­рованное разделение труда, сложная техно­логия и политическая система. С земледелием связы­вают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков Ц. Среди таких признаков следует назвать и зарождение религии как мощного социального инсти­тута, который покоится на систематических ри­туалах и церемониях, развернутой доктрине сакральных культов, деятельности и влиянии мощной профессиональной группы профес­сиональных жрецов. Общество и культура воз­никли раньше, чем Ц. За всю историю суще­ствования в условиях Ц. человечество жило не более 2% времени. Соединение места и времени дает поразительно богатую палитру Ц. Исторически известны, в частности, евра­зийская, восточная, европейская, западная, мусульманская, христианская, античная, средневековая, современная, древнеегипетская, китайская, восточнославянская и др. Ц. Итак, Ц. — глобальное понятие, обозначающее степень и своеобразие культурного развития общества или обществ. Не только культура — аспект Ц., но и Ц. — сторона, срез культуры. Оба подхода одина­ково правильны. Таким образом, Ц. — определенная часть или степень развития культуры. Большинство исследователей согласны в том, что Ц. предполагает развитие интеллекта и нрав­ственности, степень и уровень очеловечива­ния народов. Прогресс культуры идет от вар­варства к Ц. [Культура и культурология: Словарь. С.887-888].

 

Ч

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ — понятия, характеризующие феномен целостности сложных органических систем.Его сущность состоит в уяснении соотношения отдельных элементов и их совокупности, приобретающей новые свойства, которых не было у отдельных элементов. Выделяет рад парадоксов целостности, в числе которых упомянутая несводимость целого к сумме частей, проблема познанияцелого и частей, проблема их генезиса и сущность взаимной детерминации. Эти понятия являются основными для характеристики принципов системного подхода и общей теории систем [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.87-88].

ЧЕЛОВЕК — высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. В противоположность другим живым существам Ч. является в конечном счете продуктом собственной материальной и духовной деятельности со всеми его социальными качествами и его сознанием. Ч. не только продукт общественного бытия (обстоятельств и воспитания), но и само общественное бытие — результат человеческой деятельности. Ч. создает условия своей собственной жизнедеятельности, которые, в свою очередьактивно, воздействуют на его социализацию, определяют не только характер и содержание его деятельности, но и его отношение к самим этим условиям. Поскольку условия жизнедеятельности Ч. или его общественное бытие изменяются им самим, то, для того чтобы эти условия (социальное бытие) стали действительно человеческими, чтобы человек мог начать жить полной социальной жизнью, самого человека надо воспитывать.

Воспитание Ч. означает сознательное управление процессом интериоризации целей общественного развития, или целейсоциальных,в качестве ценностей, определяющих направление, характер и содержание его практической деятельности. Положение К. Маркса о том, что, изменяя свое социальное бытие, человек изменяет самого себя и тем самым создает самого себя как существо социальное, подразумевает, что наилучший метод воспитания будет неэффективным до тех пор, пока он не согласуется с господствующими условиями социального бытия, которые должны быть изменены в первую очередь. Философский материализм К. Маркса исходит из того, что Ч. — не только объект воздействия окружающего мира, но и его субъект, т. е. он является великой созидательной силой, изменяющей окружающий мир — природу, общество и мышление в соответствии с познаваемыми социальными целями, направленными на создание условий своей социальной жизни (или своего социального бытия). Ч. как уникальный биологический вид Homo sapiens возник более 2 млн. лет назад в результате длительного процесса становления общества, который одновременно являлся и периодом формирования Ч., т. е. в результате антропосоциогенеза. По своей природе Ч. — целостное биосоциальное существо. Социальное в Ч. не противостоит биологическому и не проистекает из биологического. Уже от рождения Ч. получает такую телесную организацию, в которой изначально запрограммирована возможность ее универсального социально-деятельного развития. Это означает, что «социальная жизнь» не создает в каждом Ч. заново человеческую природу. Она утверждает и развивает социализированные еще в антропогенезе специфически человеческие качества. Сущность Ч., по К. Марксу, есть совокупность всех общественных отношений. Но было бы ошибкой сводить все богатство бытия Ч. к одним общественным отношениям. Определение сущности Ч. призвано отразить лишь те устойчивые связи, отношения, которые определяют внутреннюю логику развития Ч. Совокупность же конкретных социальных, биологических и психологических качеств Ч. выражается в многообразных аспектах его существования [Российская социологическая энциклопедия. С.613].

 

Человеческий фактор образовательной среды ─ пространственная и социальная плотность субъектов учебно-воспитательного процесса, степень скученности (краудинга) и ее влияние на социальное поведение, личностные особенности и успеваемость учащихся, изменение персонального и межличностного пространства в зависимости от условий конкретной образовательной организации, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности студентов и преподавателей (по В.А. Ясвину) [Бабошина Е.Б., Ворошилов А.К., Шатных А.В. Гуманизация образовательной среды: культурологический подход. С. 116].

 

ЧИНОВНИЧЬЯ КУЛЬТУРА ─ разновидность субкультуры большой социальной группы, занятой управленческой и служебно-исполнительской деятельностью в государственном аппарате власти, начиная с республиканских и кончая местным уровнем. Термин «Ч.к.» имеет уничижительный, нега­тивный характер. Основными чертами Ч.к. вы­ступают волокита, бюрократизм, крючкотвор­ство, равнодушие к людям. Это разновидность кабинетной субкультуры, рожденной замкну­тым пространством, взаимовыручкой коллег и круговой порукой, покровительством выше­стоящих нижестоящим, принципом личной преданности, оценкой трудового вклада не по реальным, а по формальным показателям, бес­контрольным использованием дефицитных ре­сурсов и рычагов власти, низким профессио­нальным и общекультурным уровнем. Родовой чертой Ч. к. является амбивалентность (равно­душие) к господствующей идеологии. Чинов­ник лишь делает вид, что свято верит в провозглашаемые принципы. Точно также он делает вид, что трудится не покладая рук и вечно пе­регружен работой. На самом деле его эффективность крайне низкая. Более того, она имеет отрицательный КПД, поскольку чиновник ме­шает эффективно трудиться другим. Благода­ря горизонтальной мобильности (проштрафив­шихся начальников не спускают вниз на менее оплачиваемую должность, а продвигают вверх или по горизонтали в другое руководящее кресло) рождается безответственность и всепрощенчество. Бесконтрольность в употребле­нии власти создает огромные возможности для мздоимства, злоупотребления служебным по­ложением, коррупции. Вот почему считается, что главными чертами Ч.к. являются невежествен­ность, бездуховность и цинизм. Эмпирические исследования показывают, что Ч.к. чаще возни­кает там, где практикуется авторитарный стиль руководства, процветают командно-административные мето­ды управления, где взаимоотношения опреде­ляют волюнтаризм начальства и апатия подчи­ненных. Ч.к. обладает собственным типом при­нятия управленческих решений. Его основные черты: безапелляционность суждений, навязывание своих суждений, некритическое приня­тие мнений, единоличное принятие оконча­тельных решений, анонимная ответственность (безответственность). Привилегии чиновника в принятии решений обусловлены его особым статусом в служебной иерархии. Чем выше ме­сто в иерархии, тем сильнее убежденность чи­новника в своей необходимости обществу, вера в непогрешимость своих решений. Однако отсю­да не следует, что все люди, занятые управлен­ческим трудом и канцелярской работой, явля­ются носителями Ч.к. В том-то и дело, что большинству людей она претит, тем не менее как культурный фон Ч.к. пронизывает деятельность любого человека, кто связан с миром бюрок­ратии. Таким образом, можно говорить об объективном, надличностном существовании феномена Ч. к. [Культура и культурология: Словарь. С.892].

ЧУВСТВА ─ переживание человеком своего отношения к явлениям окружающей действительности, к другим людям, их поступкам, к себе и своим действиям[Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). С.204.]

Ш

аш-ШАРИ'А («примой, правильный путь»; закон, предписания, авторитетно установленные в качестве обязательных) — шари'ат, комплекс закрепленных прежде всего Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: