Билет 12. Повседневность как основа социальной реальности

В последнее десятилетие все чаще в социально-гуманитарной литературе встречается термин «повседневность». Все исследователи так или иначе согласны с тем, что повседневность представляет собой особую сферу опыта. Так, Э. Гуссерль отождествлял отчасти жизненный мир с миром нашего повседневного опыта, наивной субъективности, то есть с миром естественной установки, предшествующей научной объективности.

С точки зрения основателя феноменологической социологии А. Шюца, повседневность – это сфера человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности, обладающая рядом характеристик.

Вслед за Э. Гуссерлем и А. Шюцем современные исследователи повседневности подчеркивают: «В рамках социальной феноменологии жизненный мир предстает как всеохватная сфера человеческого опыта, ориентаций и действий, посредством которых люди осуществляют свои планы, дела и интересы, манипулируя объектами и общаясь с другими людьми».

Большой вклад в изучение повседневности и ее определение внесли историки. Прежде всего, конечно, Фернан Бродель. Он обращал внимание на то, что условия повседневного существования человека, на фоне которых разворачивается жизнь человека, оказывают определяющее влияние на поступки и поведение людей.

В 80-е годы ХХ века в Германии ученые-историки усердно пытались описать и определить термин «повседневность». Немецкая исследовательница Агнес Хеллер подчеркивала, что «повседневная жизнь есть совокупность деятельности индивидуумов по их воспроизводству, которые соответственно создают условия и для общественного воспроизводства». Ее идеи были развиты и дополнены другими историками, и в результате был сделан вывод о том, что повседневность – это мир всех людей, в котором должны исследоваться не только материальная культура, питание, жилье, одежда, но и повседневное поведение, мышление и переживания.

С точки зрения Ю. Хабермаса, повседневный жизненный мир – это некий фон, в котором находятся коммуникативно действующие индивиды. Фон - это запас «образцов толкования», передаваемый при помощи культурных традиций и организуемый языком.

Другой философ повседневности, Б. В. Марков, характеризует ее так: «Слово “повседневность” обозначает само собой разумеющуюся реальность; мир обыденной жизни, где люди рождаются и умирают, радуются и страдают. Марков подчеркивает, что повседневность – это привычки, стереотипы, правила, мышление и переживания людей, но также и их поведение, деятельность, регулируемая нормами и социальными институтами.

Интересен подход В. Н. Сырова, который обращает наше внимание на то, что повседневность есть именно способ формирования реальности. Это особый код, который возникает в сознании индивида при необходимости практически решить ту или иную проблему. Он подчеркивает, что основная функция повседневности – это адаптация (полезность).

Большая часть авторов признает повседневность первичной реальностью, она представляет собой заранее данную почву всякого опыта. Мартин Хайдеггер неоднократно подчеркивал, что она есть «изначальный способ бытия здесь-бытия», то есть истинного бытия; и что «многое мы впервые узнаем в модусе повседневной истолкованности».

Необходимые компоненты повседневности:

1) Знание о ситуации в целом, знание типизированных ситуаций и способов их интерпретации. Субъекту такое знание кажется чем-то само собой разумеющимся, изначально данным, хотя на самом деле оно представляет собой сложный результат конституирующей деятельности сознания;

2) Понимание (узнавание) процессов, в которых субъект «концентрируется»;

3) Труд (по Хайдеггеру, повседневность – это мир озабоченного делания, способ, посредством которого существует здесь-бытие; у Гуссерля жизненный мир непосредственно не связывается с трудом, но подчеркивается, что субъективность жизненного мира проявляется в модусе практики, целей.

4) Объективный мир включается в понятие повседневности, но не сам по себе, а взятый со стороны субъекта, увиденный его глазами, освещенный его смыслом;

Повседневность сложна и многообразна в своих проявлениях, трудно выразить ее в одном определении. Это, по сути, есть форма жизни, главная направленность которой заключается в сохранении и воспроизводстве жизни индивида и общества. Главный критерий – это адаптация, полезность. Особый код возникает в сознании индивида при необходимости решить ту или иную практическую проблему, он отвечает на вопрос «как?».

Этот повседневный код берется из не замечаемого нами естественного, самоочевидного фона, являющегося необходимым условием нашей деятельности. Фон - это и есть обычаи, привычки, образцы толкования, особенности восприятия, мышления и переживания людей. В повседневной жизни мы мыслим, воспринимаем мир, радуемся, плачем, переживаем в соответствии с традициями и сформированными в нас привычками и стереотипами. И все это в своем основании имеет естественное желание жить, выжить, сохранить себя и свой мир, воспроизвестись для дальнейшей жизни.

Каждый имеет свою повседневность. Субъектом повседневности может выступать и отдельный индивид, и любая социальная общность. Следует отметить, что есть общая повседневность, а есть Я-повседневность - повседневность индивида, которая связана с общей, детерминирована ею, но все же у каждого своя.

В строгом смысле все же нужно различать понятия «повседневность» и «жизненный мир». «Повседневность – это мир, в котором человек родился, живет и к которому вынужден прилаживаться». Человек, рождаясь, входя в этот мир, застает повседневность другого, ничего, по сути, не зная о своей собственной; точнее, ее просто нет, кроме повседневности выполнения самых общих витальных (жизненных) действий. Человек просто не может родиться в своей собственной повседневности, но попадет при этом именно в свою жизнь, хотя прожить ее может по меркам чужой повседневности. Таким образом, нужно различать Я-повседневность и повседневность мира, в которую это Я встроено.

Повседневность – узкая, фрагментарная, функциональная область; жизненный мир – предельно широкий горизонт бытия, связанная структура мира. Повседневность каждого человека является только частью его же жизненного мира. Понятие жизненного мира шире по объему. Жизненный мир включает в себя повседневность человека как часть. Каждое Я присутствует в нескольких жизненных мирах, обладающих своими особенностями: мир мужчины, мир отца, мир преподавателей философии, мир любителя классической литературы.

Каждый жизненный мир содержит в качестве своих частей зоны повседневности и зоны неповседневности, их столько же, сколько жизненных миров. Особенности каждого мира повседневности задаются фундаментальными принципами соответствующего жизненного мира, но не сводятся к ним, ибо жизненный мир содержит инновационные моменты, чего в принципе не может содержать мир повседневности.

Черты повседневности:

1) Постоянная концентрация на том или ином фрагменте реальности.

2) Субъектоцентризм или даже «я»-центризм, то есть исследование ведется с позиций данного субъекта, точкой отсчета служит его здесь-и-сейчас, рассмотрение идет изнутри его ситуации.

3) Интерсубъективность. Коммуникация является не просто значимой составляющей повседневного жизненного мира, но и способом его существования. Повседневность – это общая для нас всех реальность, она существует в постоянно возобновляемом контакте людей. Социальный мир, в котором мы живем, конституируется согласованно действующими людьми. Главнейшим сущностным свойством человека является его субъективность, которая, находясь внутри, намерено направлена вовне, стремится выйти наружу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: