Билет 14. Познавательная деятельность в социальном контексте

Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний. Проблемы познания решаются в рамках теории познания (гносеологии), которая включает в себя следующие составляющие:

– объект познания, то есть то, на что направлено познание,

– субъект познания – конкретный носитель познавательной деятельности (отдельные люди, группа людей, общество в целом),

– уровни познания: чувственное (опытное) и рациональное (логическое).

Сущностью процесса является получение объективного, и точного знания о внешнем мире.

Истина – вот результат всего процесса познания. Она объективна по содержанию, так как не зависит от субъекта познания, но субъективна по форме, ибо не существует вне человеческого сознания.

Главный критерий истины – это человеческая практика, которая является целенаправленной деятельностью, когда происходит преобразование действительности.

Практика является источником познания. Мы и индивидуально, и социально можем узнать только о том, что включено в нашу практику. Практика – это цель познания. Все что человек познает, существует для того, чтобы реализовать на практике. Практика – критерий познания. Познающий субъект исходит из правила, что практическая деятельность покажет прав он или нет. Практика находится в движении, что является стимулом развития всего процесса познания.

Социальное познание начинается с установления социальных фактов, которые можно разделить на три группы:

- действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп,

- продукты материальной или духовной деятельности людей,

- словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

Установить истину в процессе социального познания нелегко, так как объектом познания является само общество. Ограничена возможность применения эмпирического метода исследования. Поэтому распространенным методом социального исследования является научная абстракция. Исследователь обязан учитывать следующие факторы: взаимосвязь производственной и творческой деятельности, материальной и духовной деятельности, деятельность различных субъектов – отдельных людей, социальных групп. Это позволяет понять зависимость настоящего и прошлого, значение настоящего как условия достижений будущего.

Существует 4 пути самопознания:

1) Открытое «Я»: знание о себе, о других.

2) Слепое «Я»: то, что интересно другим, вам не очень ясно: привычки, манеры.

3) Скрытое «Я»: секреты – все, что вы думаете, чувствуете, скрывая это в себе.

4) Неизвестное «Я»: то, что неизвестно никому и проявляется в определенных ситуациях, бессознательное – мечты, комплексы, мистический опыт.

Самопознание – это путь от скрытого «Я» к открытому.

В любом обществе существует своеобразное, только ему присущее сочетание экономических, духовных, социальных, политических факторов. Каждое общество имеет только ему присущие свойства, связанные с культурой народа, его историческим опытом и традициями, мировосприятием. Поэтому использовать при изучении одной страны знания, полученные при изучении другой, можно, лишь используя метод аналогии. Аналогия — это подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках, отношениях. Готового ответа аналогия не даст. Необходимо конкретное исследование данного процесса в определенных, специфических условиях.

Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, отношении к себе других людей формируется в самооценку. Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу. Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о вашей персоне. То есть познание себя в социальном контексте.

Образ Я не остается неизменным на протяжении жизни. Стремление завоевать уважение заставляет человека менять отношение к себе и другим. Правильнее сказать, что у человека не один образ Я, а множество таких образов, попеременно выступающих на авансцену самосознания или уходящих в тень.

Я-концепция (или образ «Я») — итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.

Особенности социального познания:

- Объект и субъект совпадают. Действительно, изучая общество, закономерности его развития, учёный одновременно сам является частью этого общества.

- Специфика методов социального познания. Многие методы, характерные для научного познания, в данном случае либо вообще неприемлемы, либо используются в редких случаях, часто с согласия самих людей (например, наблюдение, эксперимент).

- Зависимость исследователя от общества. Это может привести к необъективности тех или иных выводов. Достаточно привести в пример деятельность Сталина. Разве могли в его время критиковать политику вождя? Всё приукрашивалось и многое искажалось.

- Высокая вероятность неточности исследований. Приведём пример. В школе проводится анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к наркотикам. Можно быть уверенным, что тот, кто их уже пробовал, никогда в анкете в этом не признается, а значит, и выводы будут неточными, приблизительными.

- Изучение предмета исследования в его взаимоотношениях, взаимосвязях, а не изолированно, обособленно.

Цели социального познания:

1) Изучение закономерностей развития общества, сложных взаимодействий и взаимосвязей, существующих в нём как между отдельными людьми, так и между группами;

2) Стремление понять место и роль человека в обществе;

3) Изучение и постижение внутреннего мира личности, его «Я-концепции».

Методы социального познания:

- Наблюдение;

- Опрос;

- Социометрия (изучение и измерение межличностных отношений);

- Эксперимент;

- Анализ (анализ документов, социально-исторический анализ литературы);

- Классификация;

- Научная абстракция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: