Билет 17. Категория отчуждения как инструмент анализа социальной реальности

Отчуждение - категория, выражающая такую объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия.

Данную категорию впервые начали рассматривать европейские мыслители, которые интересовались социальной природой человека и общества. В их числе: Жан-Жак Руссо, Джон Локк, Томас Гоббс.

Гоббс в произведении «Левиафан» говорит об отчуждении людей от своих свобод в угоду одной большой личности — Левиафана т. е. государства. Отчуждение в данном смысле положительно, так как по итогу приносит пользу всем тем, кто вложил туда часть своей свободы (произвёл добровольное отчуждение).

Жан-Жак Руссо, усматривал отчуждение в системе «человек-результат деятельности». Говоря об отчуждении как о потере субъектности в объективном мире, автор видит взаимосвязь между отчуждением личности и социальными процессами.

В немецкой классической философии отчуждение в первую очередь рассматривалось и изучалось Кантом и Гегелем. Кант утверждал, что отчуждение появляется в следствии нетождественности ноуменального и феноменального. Продолжая, он так же говорил о познающем человеке, как об отчужденной формой вещи-в-себе — вещь-для-нас. То есть отчуждение возникает в следствии чего-то, а сама собой, и скрыться от него нельзя. Для преодоления отчуждения, Кант советовал сохранять субъектность себя в процессе познания и творчества.

Гегель пошёл дальше всех и разработал концепцию 2х отчуждений: обратимого и необратимого. Обратимое представляет собой необходимый этап формирования «Я», через который неоднократно проходит каждый человек. Необратимое отчуждение, в свою очередь, не усваивается у человека, не входит в его «Я» и мешает человеческой жизнедеятельности. В области труда, Гегель усматривает отчуждение человека от продуктов своего труда (в следствии разделения труда и замещения человеческого труда на машинный). Эту идею потом подхватит и популяризирует Карл Маркс.

Карл Маркс, пожалуй, как никто другой поднял теорию отчуждения. А именно отчуждение в сфере труда. Её он считал ключевой, от которой уже в свою очередь появляются другие виды отчуждения. В капиталистическом обществе, по Марксу, отчуждение максимально проявляет себя. Люди в первую очередь отчуждаются от продуктов своего труда, затем происходит социальное отчуждение от власти, других людей, традиций, потребностей, и даже своего собственного сознания.

Самое страшное в этой системе это то, что отчуждению подвергается целый класс людей — пролетариат, который насчитывает миллионы людей. В теории Маркса сливаются системы Руссо и Канта. Т.е. отчуждение возникает как «человек-результат деятельности» и перерастает в отчуждение самой субъектности человека по отношению к миру.

Кроме Маркса стоит отметить течение экзистенциализма. Особенно во Франции нашлось много талантливых философов, посвятивших теме отчуждения многие свои произведения. В первую очередь можно отметить А.Камю и Ж.-П. Сартра. Они полагали отчуждение в первую очередь как проблему человеческого бытия. Разделяя мир на индивидуального «Я» — мир «экзистенции» и мир «объективации» - отчуждения, они полагали отчуждение как проблему, вечно присутствующую в жизни каждого человека. Всё то, что находится за пределами «Я» подвержено деструктивной природе отчуждения. Все межличностные связи и социальные явления так или иначе затягивает человека, вовлеченного в них, в тоску, одиночество и глубокую печаль. Лишь познание в рамках самого себя может дать человеку безопасность в этом мире. Однако преодолеть отчуждение всё-таки можно. Через свободу любви, творчества и самовыражения. Короче говоря — всего.

Помимо философов, тему отчуждения так же изучают социологи и психологи. К первым относятся деятели Франкфуртской школы (Г. Маркузе, Хоркхаммер, Адорно) к вторым — З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм, Рубенштейн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: