Проблемное поле биоэтики. Направления биоэтики

БИОЭТИКА ЗАЧЕТ

1.Биоэтика: возникновение и основные проблемы.

Термин биоэтика образован от двух греческих слов — «жизнь» и «этика», то есть дословно означает «этика жизни» или жизнь в рамках морали. Этика — философская наука, изучающая проблемы возникновения, развития и функционирования морали. А мораль (нравственность) — форма общественного сознания, совокупность принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Этика, исторически понимаемая как «практическая философия», имеет длительную историю. Еще в V веке до н.э. Сократ связывал этику с моральными качествами и характером личности. Его ученик Платон хорошим человеком считал того, который в мыслях своих следует идее блага и направляется ею. Ученик Платона Аристотель, считал, что качества делающие нас людьми, проявляются в нашем мышлении, в нашем общении друг с другом и в наших функциях как членов естественного порядка. Усиливая сказанное, средневековые философы, в том числе и Ф.Аквинский, утверждали, что идеал человеческого функционирования – это путь, к которому люди предназначены по замыслу Творца. А в последующем, этика, понимаемая как обоснование морального выбора и критерия нравственной оценки людских деяний, получила колоссальный заряд для своего развития в проблемах, порождаемых современной биомедициной. Ведь в медицине не существует практического мышления, которое не основывалось бы на этической основе.Американский исследователь Д. Фокс выделил несколько объяснений возникновения биоэтики, например:                                                                                                                                                  1 «оборотная сторона» золотого века медицины, ее побочный продукт;                              2 ответ на развитие технологий;                                                                                                        3 реакция на господство рыночных отношений, особое выражение политической экономии;                                                                                                                                                      4 результат великих событий и деяний великих людей;                                                            5 попытка утверждения великих культурных традиций во времена упадка и углубления морального кризиса.

Проблемное поле биоэтики. Направления биоэтики.

Биоэтика, как самостоятельная дисциплина находится на стыке наук — этики, медицины и права (где медицинский, правовой и этический аспекты имеют равную значимость). На фоне действовавшей тысячелетия медицинской этики, а точнее — медицинской деонтологии появляется биоэтика в системе общемедицинских и этических знаний. Ситуация осложнилась тем, что в научный оборот вводится еще одно понятие — биомедицинская этика (БМЭ), которую сразу же стали отождествлять с био- и медицинской этикой, практически не разграничивая этих понятий. Одновременно в этике формируется еще одно новое понятие и направление — экологическая этика — как ответ на грозящую миру экологическую катастрофу и связанную с ней проблему выживания всего живого. Экологическая этика —предметом которой выступают фундаментальные принципы и проблемы нравственных взаимных отношений в триаде «Человек — Природа — Общество», где все участники рассматриваются как автономные моральные субъекты, и вся Природа включается в круг забот, внимания и взаимности; ценностно-мировоззренческой основой экоэтики выступают отказ от «эгоцентризма» и нравственно понимающее отношение к природе — живой и неживой.[3] Глобальная биоэтика не противопоставляет природный мир человеческому, а предлагает объединить ценности выживания человечества и окружающей природной среды. В центре ее внимания ― то общее, что является условием выживания и достойной жизни как человечества, так и остальных живых существ и природного мира. Она не только признает и утверждает приоритет прав личности на свободу, жизнь и достоинство, но и объясняет, что эти права гарантируются только при условии предоставления подобных прав другим живым существам и природным объектам. Другими словами, представители глобальной биоэтики считают, что только человек, как космический, планетарный субъект, может и должен нести моральную ответственность за сохранение и воспроизводство природы (внутренней и внешней), за сохранение биологических видов и биоразнообразие. Объектом глобальной биоэтики, как всеобъемлющей этики, выступает жизнь, а предметом — регулятивно-ценностные механизмы сохранения иразвития жизни на планете.

Современная глобальная биоэтика представлена тремя уровнями: теоретическим, практическим и прикладным.

1 Теоретический уровень — это совокупность знаний об отношении человека к живому, представленная в виде аксиологического дискурса.

2 Практический уровень — институционально оформленная нормативная регуляция и ценностная экспертиза отношения человека к живому. Соответствующие предписания оформляются в виде клятв, хартий, деклараций, не являющихся юридическими по своей сути.

3 Прикладной уровень биоэтики — описание конкретных ситуаций поведения человека по отношению к живому.

 3.Моральные принципы биоэтики.

1 Принцип «не навреди» Можно различить такие формы вреда: вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается; вред, вызванный недобросовестностью, злым и корыстным умыслом; вред, вызванный неверными, нерасчетливыми или неквалифицированными действиями; вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями. Первые три формы можно отнести к прямому вреду в происхождении которого превалирует субъективный момент. Объективно необходимый вред является косвенным.

2 Принцип «делай благо» Этот принцип является продолжением предыдущего и расширением его содержания. Многие специалисты считают их как единое целое.Смысл данного принципа созвучен словам — благодеяние, благотворительность, милосердие, филантропия. Эти действия предполагают в первую очередь не столько рациональные соображения, сколько такие чувства и эмоции, как сострадание, жалость.

3.Принцип «соблюдения долга» «Соблюдать долг» — это значит выполнять определенные требования. Недолжный поступок — тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны медицинского сообщества, общества и его собственной воли и разума.

4 Принцип уважения автономии пациента. Этот принцип один из основополагающих в настоящее время в биомедицинской этике, когда ставится под сомнение безусловная и исключительная компетентность врача в определении блага пациента. Только автономная личность может делать свободный выбор, и только там, где есть такой выбор, можно говорить об ответственности, вообще применять какие бы то ни было этические категории.

5 Принцип «уважение прав и достоинства человека» Все люди, и пациенты в том числе, независимо от их социального статуса, психического и физического состояния и поведения имеют равные права на признание и уважение собственного достоинства. Под влиянием принципа «уважения прав и достоинства человека» меняется решение «основного вопроса» медицинской этики —вопроса об отношении врача и пациента.

6 Принцип справедливости. Этот принцип на уровне отношений врач–пациент предполагает оказание помощи больному вне зависимости от его пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, социального и материального положения, политических убеждений и вероисповедания, личный предпочтений врача; на уровне системы здравоохранения в целом — равный доступ всех слоев и групп населения к получению биомедицинских услуг и благ, доступность фармакологических средств, защиту наиболее уязвимых слоев населения. При распределении дефицитных ресурсов здравоохранения приходится обращаться к тем или иным критериям справедливости — равенства, учета индивидуальных потребностей или заслуг и др. Безусловно, ни один из них не может считаться абсолютным и часто для распределения ограниченных медицинских ресурсов используется несколько критериев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: