Что подразумевает нереальность

Хотя кажется очевидным, что тибетские мистики пришли к своим выводам о природе реальности экспериментальным путем, их доктрина пустоты в действительности является подтверждением доктрины майи, выдвинутой индийскими основателями школы махаяны в V веке н. э. В Европе спустя много веков прусский философ Иммануил Кант независимо от них пришел к аналогичным выводам, когда заявил, что время, пространство и причинность являются не аспектами внешнего мира, а скорее категориями человеческого разума, наложенными на поток событий.

Тем не менее, европейские философы в отличие от тибетцев никогда не доходили до осознания всего того, что подразумевает под собой нереальность. В основе тибетского мистицизма лежит убеждение, что настоящее просветление невозможно, пока человек остается в ловушке иллюзии двойственности, пока настойчиво продолжает считать, что мы существуем в виде сознания нашего эго здесь внутри, тогда как мир во всем его разнообразии существует твердо и постоянно та вовне. В Буддизме ни эго, ни мир не являются реальными в абсолютном смысле. Существует только фундаментальный разум, который в текстах ватан сака Сутра («atan a a utra») уподобляется яркому зеркалу, способному отразить абсолютно все, поэтому такие феномены, как эго и явленный мир, существуют в нем.

Но эта точка зрения, настолько фундаментальная для буддизма махаяны в целом и тибетского мистицизма в частности, заключает в себе забавный парадокс. Если мир нереален, и мое эго, которое, по моему мнению, и есть «Я», нереально, зачем тогда нужна мораль? Почему она имеет такое большое значение? Почему я не должен лгать, обманывать и воровать, чтобы расширить свои владения, вести приятный образ жизни, принимая наркотики и эксплуатируя других? Какая разница, если все это своего рода сон?

Разрешить этот парадокс не просто, поскольку буддизм, как мы увидим, является глубоко моральной религией, ставящей праведные действия превыше всего остального, ибо праведность дарует поистине царский путь к освобождению. Далай-лама касался этого вопроса, когда в 2003 году давал инструкции по Шести Парамитам для двухтысячной датской аудитории. Шесть Парамит — это фундаментальные буддистские практики, которые обещают сделать вас более счастливым, позволив сбросить оковы иллюзии. Поскольку в большинстве своем они основаны на праведных действиях, путь Парамит определенно является примером этого парадокса.

Вполне осознавая эту проблему, Далай-лама упомянул в начале своей лекции, что некоторые буддистские доктрины скорее относительны, нежели абсолютны, и в число таких доктрин входит самое фундаментальное из всех озарений Будды, то есть то, что жизнь определяется страданием.

Это положение вызывает интерес, поскольку оно подразумевает, что некоторые учения и практики необходимы только в связи с уровнем духовного развития отдельного человека. Оно также помогает понять, почему для тибетцев так важны праведные действия и отношения. Исходя из своего многовекового опыта, тибетские мистики сделали вывод, что не ра вильн е действия, то есть ложь, обман, воровство, и не равилън е отношения, то есть ненависть, зависть, равнодушие к страданиям других, имеют тенденцию только еще больше укреплять иллюзию эго. Это мешает человеку достичь пустоты разума, и, следовательно, такой человек никогда не сможет увидеть, что же лежит за иллюзией внешнего мира.

Далай-лама не раз говорил, что нет единого, особого духовного пути. Он считает, что все религии способны помочь, и выбор зависит только от темперамента человека. Этот принцип справедлив в ра ка религий, и его можно применить к различным йогам, техникам медитации и духовным дисциплинам, из которых и состоит практика тибетского мистицизма. Некоторые из них требуют прилежания и самодисциплины, необходимых для медитации в состоянии разума, освобожденного от всех мыслей, но многие не требуют ничего подобного.

Однако же практически все подходят для широкого пути праведных действий.

IV

часть

ТИБЕТСКИЕ СНОВИДЕНИЯ

 

Согласно древним доктринам Тибета, случайных снов не бывает. Механизм формирования сновидений, который определяет содержание сна, связан с тонкими энергиями тела, то есть рлунг.

Тибетцы считают, что разум и энергетическая система работают в тандеме. Энергию часто сравнивают со слепой лошадью, у которой есть силы двигаться вперед, только она не знает, куда она идет. Разум, с другой стороны, рассматривается в качестве увечного седока. Он видит, куда ехать, но не может туда направиться или, что более важно, остается в определенном месте, без каких бы то ни было усилий. Вместе они формируют единое целое, способное функционировать более эффективно, чем каждый из них по отдельности, но только тогда, когда наездник научится управлять лошадью. Когда объединяются лошадь и неопытный наездник, они могут мчаться быстро и долго, не контролируя, однако, направление своего движения.

Засыпая, вы постепенно утрачиваете осознание физического мира, и тогда слепая лошадь энергии рлунг уносит разум в определенную чакру. Если это происходит с непросветленным человеком, тогда целевая чакра определяется кармическим следом, оставшимся в самой энергии. Каждая чакра считается дверью в один из шести миров, которые мы рассматривали ранее[90], возможно, это еще один способ сказать, что каждая чакра связана соответствующим уровнем сознания.

Причина, по которой разум обращается к той или иной чакре во сне, обычно кроется в событиях, произошедших в течение дня. Вы поругались с любимым человеком или испытали глубокое душевное разочарование. Вследствие этого возникает определенный кармический след, связанный с сердечной чакрой. В состоянии сна разум обращается к этой чакре, и возникшие ощущения и переживания проявляются в форме сновидения.

В принципе, каждое сновидение дает возможность проработать какой- либо аспект накопленной вами кармы. Поскольку тибетцы верят, что сновидения и бодрствующее сознание являются двумя полюсами человеческого разума, то ваши реакции во сне обладают такой же силой, что и наяву, то есть они способны облегчить карму или добавить к ней новые кармические следы. К сожалению, большинство из нас не ведает о тех духовных возможностях, которые дают нам сновидения, и не способно извлечь

из них преимущества, даже если бы нам на них указали. Именно поэтому тибетцы разработали йогу сновидений. Одной из задач этой йоги является концентрация разума и энергии рлунг в срединном канале тела. Если человеку удается достичь этого, сновидения становятся (относительно) свободными от личных кармических влияний[91], что позволяет возникнуть двум новым типам сновидений. Тибетцы называют их сновидениями ясности и сновидениями Чистого Света.

Сновидения ясности — это, по сути, сновидения знания. По мере того, как вы будете приобретать все больше опыта в йоге сновидений, ваши сны будут становиться все более ясными, более яркими и детальными. Такие сновидения не обязательно прозрачные, но они обычно легче запоминаются и позволяют лучше осознавать состояние сна. Вы уже знаете, как в обычном сновидении можете переноситься из одной сцены в другую, от одного переживания к другому, без какого-либо ритма или причины. Все очень изменчиво и подвижно, практически невозможно рационально проследить за ходом сновидения. Сновидения ясности более устойчивы, и вы в них также более устойчивы, это отражает тот факт, что наездника больше не бьет в лицо ветер личной кармы, вместо этого они с лошадью вышли из области действия чакр и нашли убежище в срединном канале.

В сновидениях ясности вам по-прежнему представляются образы и переживания, но информация, представленная в них, больше не является результатом вашей личной кармы. Вместо этого она извлекается из надличностного источника. Такие сновидения могут содержать учения от святых существ или образа вашего спящего гуру, и поэтому они могут быть полезным руководством для вашей духовной практики. Сновидения ясности, однако, не воплощают конечное ощущение света, поскольку коллективная карма, в основном вырабатываемая культурной средой, остается в силе и поддерживает иллюзию двойственности.

Хотя сновидения ясности могут возникать у любого человека, до тех пор, пока вы не станете опытным практиком йоги сновидений, это будет довольно редким явлением. Тибетские мастера предупреждают, что не все сновидения, принимающие вид духовного руководства, являются сновидениями ясности. Если у вас есть интерес к эзотерическим вопросам (и, возможно, вы недавно начали какую-либо духовную практику), то вполне естественно, что вам снятся сны о таких вещах. Но сновидения такого рода, которые возникают перед нашим внутренним взором и делают энергии рлунг стабильными, практически всегда определяются кармой, и доктрины, представляемые ими, смещаются и изменяются при нанесении каждого нового кармического следа.

Вы можете встретить людей, ставших жертвами кармических сновидений «знания». Кажется, что они не способны принять даже самое простое решение без «духовного руководства» и занимаются только тем, что следуют приказам, поступающим от «внутренних контактов». Они оказываются запертыми в ловушке своей собственной личной драмы, ими же и созданной, и во всем ищут знаки и знамения. У них есть только одна надежда: научиться отличать те редкие сновидения, которые содержат гениальную духовную мудрость, от сновидений, порожденных личными фантазиями.

Чтобы увидеть сновидения Чистого Света, требуется больше 10 лет занятий йогой, поскольку они появляются из чистой энергии рлунг срединного канала, незапятнанной никакими кармическими следами. Они бывают двух типов. Первый едва ли можно назвать сновидением, поскольку он требует недвойственного состояния пустоты, свободного от образов и даже мыслей. Второй тип описать сложнее, поскольку умственная деятельность, включая образы из сновидений, продолжает проявляться, но человек перестает воспринимать ее с позиций двойственности. Поскольку эго исчезло, мысли и образы больше не рассматриваются как расположенные «вовне», а индивид больше не является сторонним наблюдателем. Скорее то, что воспринимается индивидом, и восприятие этих вещей индивидом сливаются в единое целое.

Если вы знакомы с восточными доктринами, то вы могли заметить сходство между состоянием сновидения Чистого Света и состояниями мистического экстаза или даже просветления. И это не случайно. Тибетцы называют состояние недвойственности ри ой («гі а»), это просветленное состояние, в котором индивид осознает, что нет никакой границы между ним и проявленным существованием в целом; все есть всё; всё есть единство, и единственная конечная реальность есть реальность пустоты Чистого Света.

Некоторые практики йоги специально рассчитаны на то, чтобы привести практикующих их людей к подобному осознанию и поддерживать их в течение длительного периода в состоянии ригпы. Но, поскольку сознание в состоянии сна и сознание в состоянии бодрствования являются всего лишь аспектами одного и того же разума, поддержание состояния ригпы в течение дня неизбежно ведет к появлению сновидений Чистого Света (ригпы) ночью. И наоборот, практика йоги сновидений, которая ведет к появлению сновидений Чистого Света, способствует возникновению ригпы в течение дня.

Вся тибетская йога сновидений исходит из осознания того, что кармические следы имеют тенденцию блокировать нас в состоянии невежества. Чтобы устранить этот блок, мы должны постоянно осознавать и понимать процесс того, как мы генерируем и регенерируем кармические следы. Это понимание позволяет нам справляться с привычками, которые были с нами на протяжении нескольких жизней, и развивать непривязанность.

Очевидно, что чем больше времени вы посвящаете своим усилиям, тем скорее вы получите результаты. Тибетцы — очень прагматичные люди, давным-давно они решили, что, поскольку человек проводит треть жизни во сне, было бы неплохо разработать «практику ночи». Это дает больше времени дая занятия духовными дисциплинами и не нарушает привычный распорядок жизни днем. Конечной нашей целью может быть достижение Чистого Света, в котором примиряются все противоположности, однако мы, пока не достигнем его, должны жить в дуалистическом мире. А в нем необходимо как-то зарабатывать и на хлеб насущный.

Но, чтобы практиковать духовные дисциплины в состоянии сна, вы должны осознавать свое текущее состояние, иначе вы не сможете контролировать собственные действия. Наиболее продвинутые мастера йоги в действительности способны оставаться в полном сознании в течение всего периода сна, дая западной науки это нечто непостижимое. Другие способны включать сознание, когда им снятся сны. Другими словами, они видят сны осознанно.

Тибетская система дая достижения (и дальнейшего развития) ясности отличается от уже изученных различных западных методик. В ней используются знакомые элементы тибетского оккультизма: звуки, визуализация, контроль над разумом, манипуляция энергиями рлунг. Для успешной практики йоги сновидений человек должен отличаться самоконтролем, чтобы он мог избежать сокрушительного воздействия кармических следов, обычно проявляющихся в сновидениях. Таким образом, практика начинается вовсе не с работы со сновидениями, а с определенной медитации, призванной стабилизировать разум. Медитация известна под названием «пребывание в покое», шине (<-z in») по-тибетски, в целом она идентична западной религиозной практике созерцания. Работа с техникой начинается с фиксации разума на одном объекте, постепенно человек приобретает способность фиксировать разум без какого-либо объекта фокусиров-

ки. Три этапа практики называются «принудительное шине», «естественное шине» и «конечное шине».

Если человек практикует пребывание в покое как таковое, можно использовать любой объект фиксации, однако, если это часть подготовки к йоге сновидения, тибетские гуру рекомендуют использовать в качестве объекта тибетскую букву «А», она выглядит так:

Сделайте карточку для медитации. Она может быть квадратной, но на ней должны быть изображены пять концентрических кругов. Внутренний круг должен быть чуть больше дюйма в диаметре, цвета индиго, далее идут голубой, зеленый, красный, желтый и белый круги. В центральном круге нарисуйте белым цветом тибетскую букву «А». Закрепите карточку на шесте так, чтобы она находилась на уровне глаз, когда вы будете сидеть со скрещенными ногами. Укрепите шест, чтобы он не падал.

Для начала примите удобную позу, сидя со скрещенными ногами, так чтобы руки лежали на коленях ладонями кверху, одна на другой. Держите спину прямо, но не жестко, подбородок опустите, чтобы шея была прямой. Поместите подставку с карточкой примерно на расстоянии 18 дюймов от глаз. Если вы все правильно сделали, вы сможете смотреть на карточку, не поднимая и не опуская глаза. Позвольте своим глазам расслабиться, не старайтесь раскрыть их шире или закрыть. Дышите нормально, сосредоточьте свой взгляд на объекте. Оставайтесь спокойным и попытайтесь полностью концентрироваться на белой тибетской букве «А».

Поначалу вам это покажется очень сложным, особенно если у вас нет большого опыта медитации. Разум будет то и дело соскальзывать на другие мысли. Вас будет отвлекать любое движение и шум вокруг, но каждый раз, когда отвлечетесь, возвращайте разум обратно к карточке. После нескольких таких попыток вы поймете, почему данный этап называется «принудительное шине». Продолжение практики возможно только тогда, когда вы постоянно заставляете разум возвращаться к объекту созерцания. На первых порах будет полезнее делать частые перерывы, нежели пытаться выдержать длительную медитацию, но даже во время перерывов не забывайте, что это всего лишь короткий, временный отдых от сложной духовной практики.

Вы должны тренировать свой разум так же, как вы тренируете мышцы. Если вы хотите добиться результатов, следует быть настойчивым. Делайте все, на что вы способны, и даже чуть больше, и со временем «мышцы» разума станут значительно крепче.

 

Когда будете смотреть на объект созерцания, старайтесь не думать о нем. Если поймаете себя на мысли, что ведете внутренний диалог («Это тибетская буква А», «Какая интересная форма» и так далее), значит, ваши усилия не увенчались успехом. Все, что от вас требуется, это простое осо знание буквы в текущий момент, ни больше, ни меньше. Успокойте дыхание до такой степени, что перестанете осознавать его. Позвольте своему телу расслабиться. Позвольте разуму погрузиться как можно глубже в состояние мира и спокойствия, но следите за тем, чтобы не уснуть и не впасть в транс.

На этом этапе и, возможно, даже на последующих этапах у вас могут возникать необычные физические ощущения. Это естественный результат того, что вы пытаетесь делать: разум сопротивляется тренировке и старается вас отвлечь любыми способами. Игнорируйте их.

Со временем вам станет проще. Вы увидите, что периоды, когда разум не блуждает, а остается сконцентрированным, становятся все длиннее. И однажды наступит момент, когда вам больше не нужно будет снова и снова возвращать свое внимание к объекту созерцания. Вы перейдете к этапу «естественного шине».

Здесь вы можете провести очень интересный эксперимент. Постарайтесь достичь такого же сконцентрированного состояния разума без объекта созерцания. Уберите карточку и посмотрите, сможете ли вы сфокусировать свое внимание на пустом месте. Лучше всего смотреть на кусочек чистого неба, но подойдет и любое другое пространство. Помните, что ваша цель не в том, чтобы сфокусироваться на некой точке в пространстве, а в том, чтобы сосредоточиться на самом пространстве. Оставайтесь спокойным и расслабленным и позвольте разуму расплыться по всему пространству, которое вы созерцаете (тибетцы называют этот процесс «растворением разума», очень экспрессивное описание ощущения).

Когда вы успешно растворите разум, вы подойдете к третьему этапу упражнения — к «конечному шине». Возможно, вы осознаете свое достижение, но, возможно, и нет. (Если бы вы были учеником в Тибете, ваш гуру предупредил бы вас.) Переход на этот этап не характеризуется никакими значительными изменениями, только ощущением некоторой легкости и простоты. Вы увидите, что ваши мысли возникают и затем растворяются без усилий и влияния. Посмотрите внимательно, и вы сможете провести различие между ункционирование разума в форме мыслей или картинок и постоянным, неизменным рисутствие самого разума. Это еще одна вещь, на которую вам указал бы гуру, если бы он у вас был.

При условии правильного руководства вы далеко сможете продвинуться по мистическому пути, используя одну только практику шине, но для многих практиков она является лишь начальным этапом на пути освоения многообещающей и захватывающей йоги сновидения. Первая практика йоги сновидения как таковой связана с попытками уменьшить хаос, царящий в обычном сне, путем изменения кармических следов. Используемый для этого метод напоминает западную практику осознанных сновидений с тестированием реальности, но здесь имеется одно важное отличие.

На Западе ученики, практикующие осознанные сновидения, входят, бодрствуя, в режим, в котором они время от времени должны останавливаться и проверять, а на самом ли деле они не спят. Когда такая проверка реальности станет привычкой, они будут инстинктивно выполнять ее и во сне. При этом им будет легко определить, что они действительно спят и видят сны, и воспринимать их осознанно.

Западные практики считают само собой разумеющимся, что есть существенное различие между состоянием бодрствования и сном. Когда вы бодрствуете, вы функционируете в реальном мире, во сне — нет. Для тибетцев нет такого четкого различия. Поэтому западная «проверка реальности», призванная провести различие между реальностью бодрствования и иллюзией сна, заменяется «проверкой нереальности», напоминающей вам, что вне зависимости от того, спите вы или бодрствуете, все, что вы испытываете, есть иллюзия. Тибетские гуру йоги сновидений рекомендуют в течение дня постоянно напоминать себе, что вы живете в сновидении. Машина, которую вы ведете, это машина во сне. Здание, в которое вы входите, тоже во сне. Деньги, заработанные вами, не настоящие. Все явления являются творениями вашего разума.

Недостаточно просто повторять: «Это все сон». Нужно сделать усилие, чтобы почувствовать это своим нутром, осознать всю глубину и правду того, что вы пытаетесь выразить. Используйте воображение и все что угодно, если это поможет. Как ни странно, данная практика не превращает мир, который вы видите в состоянии бодрствования, в трепещущий, готовый исчезнуть мираж, скорее она делает его более ярким и дает вам более глубокое ощущение присутствия, подобные знаки свидетельствуют о том, что вы хорошо выполняете духовную работу и не скатились к банальному повторению.

В данной технике фокус должен быть равномерно распределен между вами и вашей средой. В конце концов, если все вокруг — сновидение, тогда вы — сновидец. Но это значит, что вам всего лишь снится, что у вас несварение и артрит, что вы злитесь на начальника, разочарованы детьми. И нужно отметить, что вам также снятся страсти, которые вами овладевают, что вам приснилась приятная дружба и радость наблюдать закат. Все, что вы всегда считали своей сутью, является всего лишь творением вашего разума, и только.

Когда вы углубитесь в практику, ваш взгляд на мир изменится. Вы начнете осознавать, что все преходяще и непосредственно связано с работой вашего разума. Это неизбежно приведет к изменению ваших реакций на события, подобные изменения у вас происходили и раньше, но они по большей части оставались на уровне бессознательного. Жизнь отныне будет иметь над вами меньше власти, поскольку вы больше не стремитесь распространить свою собственную власть над ней. Вы можете вспомнить, что, по мнению тибетцев, кармические следы остаются от реакций, а не от переживаний или даже действий. Если исходить из этого, следует, что, изменяя собственные реакции в процессе признания иллюзорности жизни, вы будете генерировать меньше кармических следов. Кармическое изменение ведет в свою очередь к изменению в содержании сновидения.

Хотя это и не является частью теории тибетской йоги сновидения, понятно, что привычка спрашивать себя в состоянии бодрствования о реальности происходящего должна рано или поздно заставить вас задаться вопросом о природе сновидения. Ясность наступит, когда вы зададитесь соответствующим вопросом.

Следствием «проверки нереальности», рассматриваемой тибетцами в качестве отдельного этапа практики, является уменьшение желания и неприязни. В этом смысле способность выбросить все из головы является мощным средством от депрессии, гнева, зависти и других состояний несчастья.

Следующий этап йоги сновидения представляет собой разновидность техники, знакомой западным оккультистам. Это вечерний обзор. Вечерний обзор, по сути, является довольно простым упражнением. Нужно вспомнить события дня непосредственно перед сном, просто вспомнить, без эмоций и суждений. В тибетском варианте следует смотреть на подобные раздумья как на воспоминания о сновидениях. Используйте весь свой ум, чтобы полностью осмыслить это, в конце концов, любое воспоминание имеет много общего со сновидением, подумайте о своих переживаниях, связанных с воспоминаниями. Обратите внимание, насколько по-разному вы относитесь к переживаниям, когда считаете их сновидениями и когда связываете их с событиями в реальном мире.

Когда закончите обзор событий, сфокусируйте свое намерение на том, чтобы признать события ночи сновидениями, которыми они на самом деле и являются. Тибетские гуру называют это «послать желание», и такое видение вопроса тоже очень полезно. Постарайтесь ощутить свое намерение в качестве молитвы своим внутренним учителям или богам, обещая сделать все возможное, чтобы признать настоящую природу ваших сновидений, и прося у них помощи в реализации этих стремлений.

Утром вы должны постараться вспомнить ночные сновидения. Поначалу это может быть непросто, поэтому можно и нужно оставлять рядом с кроватью записную книжку или диктофон, чтобы вы смогли сделать заметки. Когда вспомните свои сновидения, постарайтесь посмотреть на них как на иллюзии и наполните себя решимостью в течение дня признать иллюзорность этих переживаний.

Если объединить все эти техники, то получится 24-часовое Колесо духовной практики, призванное убедить вас, что ваш внутренний мир и ваш внешний мир являются, в сущности, майей.

Тибетские мистики относятся ко сну серьезно. Они считают, что очищение разума перед сном способствует большему присутствию в сновидениях, уменьшает кармические влияния и обеспечивает более позитивные ощущения и опыт в целом. Очищение разума особенно важно, если вы собираетесь вступить на путь йоги сновидений. Один из способов называется «девять дыханий очищения».

Это упражнение исходит из того, что стресс влияет на дыхание. Давным- давно тибетцы задались вопросом, а верно ли обратное утверждение, что дыхание влияет на уровень стресса, и выяснили, что это правда. В результате появилась эта практика.

Начните с того, что примите свою привычную позу для медитации со скрещенными ногами. Спина прямая, но не напряженная, подбородок слегка опущен, шея прямая, руки лежат на коленях ладонями вверх, левая поверх правой.

Теперь представьте три основных канала энергии в теле (рца, о которых мы говорили в главе 2). В этом упражнении не надо визуализировать чакры, вместо этого сконцентрируйтесь на четком представлении каналов. Начните со срединного канала. Он не толще бамбуковой палки и проходит по центру тела, расширяясь немного от уровня сердца до макушки головы. Канал имеет прозрачный синий цвет.

Когда перед вашим внутренним взором предстанет четкий образ срединного канала, обратите внимание на два боковых канала. Они тоньше срединного, толщиной всего с карандаш. Эти каналы изгибаются и соединяются со срединным каналом на расстоянии примерно четырех пальцев ниже пупка. Каналы располагаются по бокам от срединного канала и поднимаются вверх параллельно ему. Затем они изгибаются вокруг черепа и опускаются вниз к глазам, формируя замкнутый контур. Некоторые авторитеты отмечают, что у них есть отверстия, наподобие ноздрей, что указывает на тесную связь между дыханием и тонкими энергиями тела.

Как и центральный канал, каждый из боковых каналов имеет свой цвет, но цвет зависит от пола. Если вы мужчина, то у вас правый канал белого цвета, а левый — красного. Если вы женщина, то наоборот, правый канал — красный, а левый — белый. Техника девяти дыханий очищения несколько различается для мужчин и женщин, и это связано, прежде всего, с отличиями в окраске каналов.

Несмотря на то, что большинство практик, включая эту, сосредоточено только на трех основных каналах, в теле существует много других энергетических потоков. Различные позы йоги и жесты рук, называемые удра и («udra»), призваны повлиять на эти потоки на тонком плане. В технике девяти дыханий используется простая мудра: прижмите большой палец к основанию безымянного пальца.

Чтобы очистить разум, выполните девять вдохов и выдохов в следующей последовательности.

МУЖЧИНЫ

1. Прижмите большой палец правой руки к основанию безымянного. Поднимите руку и закройте правую ноздрю безымянным пальцем. Вдохните зеленый свет через левую ноздрю. Теперь закройте левую ноздрю (опять же правым безымянным пальцем). На выдохе через правую ноздрю представьте, что выдыхаете все мужские проблемы и трудности из белого канала. Когда будете делать это, представляйте, что выдыхаемый воздух становится светло-голубым. Сделайте три полных вдоха и выдоха.

2. Выполните еще три цикла вдохов и выдохов, как описано выше, но с помощью левой руки. На вдохе закрывайте левую ноздрю, на выдохе правую. Выдыхая, представляйте, что выдыхаете женские проблемы и трудности из красного канала. Представляйте, что воздух, который вы выдыхаете, становится бледно-розовым.

3. Убедитесь, что левая рука лежит поверх правой, ладонью вверх, на коленях. Вдохните зеленый свет обеими ноздрями. Представьте, что это целебный бальзам, который течет по двум боковым каналам, наполняет их и достигает основания срединного канала. На выдохе представьте, что свет поднимается по срединному каналу и выходит из макушки. Представляйте также, что все проблемы и болезни, связанные с недоброжелательными духами, покидают тело через голову в виде черного дыма.

ЖЕНЩИНЫ

1. Прижмите большой палец левой руки к основанию безымянного. Закройте левую ноздрю безымянным пальцем. Вдохните зеленый свет через правую ноздрю. Теперь закройте правую ноздрю (опять же левым безымянным пальцем). На выдохе представьте, что выдыхаете все мужские проблемы и трудности из белого канала. Представляйте, что воздух, который вы выдыхаете, становится светло-голубым. Сделайте три полных вдоха и выдоха.

2. Смените руку и выполните еще три цикла вдохов и выдохов, как описано выше, но закрывая на вдохе правую ноздрю, а на выдохе — левую. Выдыхая, представляйте, что выдыхаете женские проблемы и трудности из красного канала, а выдыхаемый воздух становится бледно-розовым.

3. Убедитесь, что левая рука лежит поверх правой, ладонью вверх, на коленях. Вдохните зеленый свет обеими ноздрями. Представьте, что это целебный бальзам, который течет по двум боковым каналам, наполняет их и достигает основания срединного канала. На выдохе представьте, что свет поднимается по срединному каналу и выходит из макушки. Представляйте также, что все проблемы и болезни, связанные с недоброжелательными духами, покидают тело через голову в виде черного дыма.

Выполнив девять очистительных дыханий, вы можете лечь в постель и начать упражнения, направленные на то, чтобы привести ваши сновидения в порядок и, в конечном итоге, вызвать осознанные сновидения. Пожалуй, самое простое из них следующее.

Сделайте несколько глубоких вдохов, чтобы успокоиться, затем сконцентрируйте все свое внимание на визуализации белой тибетской буквы «А» в центре тела. Поскольку буква должна ассоциироваться с соответствующим звуком а, вы можете предпочесть английскую букву «А», хотя очевидно, что она не может фигурировать в оригинальных тибетских текстах. Как и в случае со многими другими эзотерическими практиками, к этому изменению можно подойти в духе проб и ошибок: если это для вас работает, используйте. Пуристы, однако, предпочитают оригинальный тибетский СИМВОЛ:


 

Вне зависимости от того, какой символ вы используете (английскую букву «А» или тибетскую, помните, что оба символа представляют один и тот же звук а. Услышьте этот звук в уме, как будто его издал сам символ.

Постарайтесь сохранять фокус на символе так долго, как это возможно, но, если это покажется трудным, постарайтесь осознать, что здесь важно иметь перед своим мысленным взором образ символа в момент зас а ни. Если вам сложно иметь дело со статическим образом, представьте, что из первой буквы появляется вторая, из второй — третья, и так далее, пока цепочка букв не протянется из области сердца в область кроновой чакры. Теперь представьте, что цепочка постепенно, символ за символом, сворачивается обратно до тех пор, пока снова не останется один символ. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока не уснете. Возможно, описание процесса звучит не слишком просто, зато он оказывает такое же усыпляющее воздействие, как и «пересчет слонов».

Суть в том, чтобы тренироваться до тех пор, пока процесс не станет инстинктивным. Когда это случится, вы больше не будете ощущать, как представляете воображаемый символ, скорее он будет возникать и сохраняться перед вашим мысленным взором как бы сам собой, без всяких усилий с вашей стороны. Следовательно, вы сможете полностью расслабиться и позволить себе перейти в состояние сна, имея перед собой образ символа. Если упражнение выполнено правильно, то оно ведет к возникновению осознанных сновидений, но это всего лишь побочный эффект. Основная задача здесь заключается в том, чтобы сбалансировать энергии в центральном канале. Следовательно, рекомендуется восстановить символ и звук «аххх» сразу после пробуждения.

Для достижения этой же цели имеется еще одна, более сложная практика. Для начала, когда будете готовиться ко сну, лягте в особую позу головой на север. Мужчине следует лечь на правый бок, а женщине — на левый. Можно подтянуть колени к животу, чтобы поза была более устойчивой, нижнюю руку положите под голову, верхнюю вытяните вдоль тела. Расслабьтесь, успокойте дыхание так, чтобы его было не слышно.

Представьте красный лотос с четырьмя лепестками в области горловой чакры. Мысленно поместите светящуюся тибетскую букву «А» — 05 — в его центр.

Обратите внимание на то, как символ окрашивается в цвет лепестков. Представьте тибетские слоги ра («Ля»), ша («я»), ла («La») и са («а»), соответственно, спереди, сзади, слева и справа от каждого лепестка. Эти слоги выглядят следующим образом:

Продолжайте фокусировать разум на центральной букве Щ-


 

Поспите в течение 2 часов, при необходимости заведите будильник, затем переходите к следующей части практики. Вернитесь в свое исходное положение для сна (если вы из него вышли), затем вдохните и мягко задержите дыхание. Сожмите мышцы тазового дна так, как будто вы выталкиваете воздух, втянутый на вдохе, наверх и хотите сжать его в области под пупком. Задержите дыхание еще на несколько секунд, затем отпустите его, одновременно расслабив все мышцы тела, включая грудные мышцы и мышцы тазового дна.

Когда приступите к дыхательному упражнению, обратите внимание на свой «третий глаз», межбровную чакру, расположенную как раз над тем местом, где встречаются брови. Представьте там маленький светящийся мячик белого света. Постарайтесь почувствовать мячик, как будто он действительно там есть.

Поначалу все ваши усилия будут направлены только на визуализацию, но, как это было с другими визуализациями, наступит такой момент, когда процесс станет автоматическим, и для поддержания образа не будет требоваться усилий. Когда это произойдет, вы можете позволить разуму постепенно слиться со светом из этой маленькой сферы, становящейся все ярче. Вы увидите, что этот этап упражнения не только стимулирует осознанные сновидения, но может фактически помочь вам сохранить сознание в промежутках между состоянием сна и состоянием бодрствования[92].

Время следующей части практики наступает через 2 часа после предыдущей1. Для этого вы опять должны проснуться (по будильнику, если необходимо), но на этот раз следует принять новое положение дая сна. Положите подушки высоко и лягте на спину, скрестив ноги и поджав колени так, чтобы, приняв это же положение сидя, вы оказались в позе, напоминающей позу дая медитации.

Обратите внимание на сердечную чакру и представьте в ней тибетский СЛОГ ун («ип»):

5

Его следует представлять черным, но светящимся. Начните последовательность из 21 вдоха, дышите без напряжения и позволяйте сознанию сливаться со слогом «хунг». Засните в состоянии слияния.

 

Хотя четвертая часть этой практики традиционно выполняется через 2 часа после третьей, непосредственно перед появлением первых лучей солнца, в действительности, если вы позволите себе проснуться естественным образом, результат будет не хуже. Если вы хоть немного похожи на меня, вас обрадует, что утром не нужны ни специальные позы, ни дыхательные упражнения. Вместо этого вы должны просто принять удобное положение и сфокусировать внимание на базовой чакре, расположенной между гениталиями и анусом. Представьте в этой точке черную светящуюся сферу[93] и позвольте своему сознанию слиться с ней. После этого вы можете уснуть, это будет последний период сновидений, перед тем как вы окончательно проснетесь.

Нужно отметить, что в ходе выполнения этой практики сновидения могут быть только приятными, поскольку все четыре этапа практики манипулируют энергиями, и в результате появляются сновидения особых типов.

Под воздействием первого этапа, то есть этапа подготовки ко сну, возникают мирные, спокойные сны.

Вторая практика, 2 часа спустя, несет в себе обещание переходного сознания и повышенной ясности в сновидениях, но прежде, чем это случится, вы должны увидеть символы прогресса в самом сновидении. Сновидения покажут вам, что вы движетесь к чему-то, они должны быть яркими и полными наслаждения.

Третья практика, основанная на использовании слога «хунг», направлена на развитие вашей силы, в частности, она должна заставить вас прикоснуться к той силе, которая уже спрятана внутри вас. Когда контакт с силой установлен, приходит чувство уверенности, и сновидения отражают это. Вполне возможно, что вы увидите себя облеченным властью, объектом подражания и уважения сверстников.

Последняя практика обычно порождает сны, которые не так приятны, но очень важны. Тибетцы называют их «ужасными», во сне могут бушевать шторма и наводнения или любые другие стихии. На Западе подобные сны называются кошмарами, и мы стараемся забыть их как можно скорее. Для тибетских практиков йоги сновидений каждый такой сон представляет собой возможность развития в себе бесстрашия.

Такое развитие происходит естественным образом, когда вы осознаете, что, каким бы страшным сон ни был, вы каким-то чудесным образом остаетесь целым и невредимым. Этот урок во многом похож на обряд чод, в котором вы позволяете разорвать себя на мелкие кусочки, но все же при том выживаете. Знакомство с такими ужасными снами несет в себе не страх, а осознание того факта, что, в конце концов, ничто не может нанести вам вред. Это осознание на глубинном уровне связано с пониманием того, что среда, окружающая вас во сне, какой бы твердой она ни казалась, какой бы пугающей ни выглядела, является всего лишь сном

и,      следовательно, результатом работы вашего собственного разума. Если короче, то оно связано с ясностью сознания.

Хотя достижение ясности сознания и не является конечной целью тибетской йоги сновидений, оно является важным инструментом, над развитием которого тибетские мастера работают очень усердно. Человек, не обладающий ясностью сознания, обречен воспринимать иллюзию реальности, представляемую во всех снах. Древний тантрический текст дает такой совет тем, кто достиг ясности сознания:

Вна але в роцессе осознаны то о то то все айа иллюзи от росъте лю ое увство стра а. ели сновидение на олнено о не о рати те о онъ в воду ротиво оложностъ о н. ели сон о аленъки ее а ревратите и в олъшие. нао орот если сон о олъши ее а сделай те и аленъки и. ак еловек осознает рироду из ерений. если сон о одной ее и транс ор ируйте ее во ножество ее ей если сон о но и ее а транс ор ируйте и в одну единственную ее ъ. ак еловек осо знает рироду ножественности и единства.

Есть две причины, почему тибетские практики стремятся достичь такой степени контроля над сновидением. Первая связана с жизнью, вторая со смертью.

В конце XVII века Лочен Дхарма Шри, сам назвавший себя «неразумным монахом», сказал следующее о развитии ясности сознания в сновидении:

Пони ание сновидений

В те ение дн не до уска отеле ений оддерживайте в се е осознание то ина е как в виде енталън от е атков влени не су ествуют.

Все ор види ро влений как не ативн так и озитивн

Подо н сновидению от вое рини аютс как внешние влени. е до уска отеле ений не рер вно и с олной искренностью

Поддерживайте дителъностъ и осознание той истин.

Это, как вы видите, является кратким изложением техники, рассмотренной ранее. Техника предназначена для активации ясности сознания. Для этого следует выработать умственную привычку рассматривать состояние бодрствования как сновидение. Когда привычка укоренится, вы начнете следовать ей и в состоянии сна, не только в состоянии бодрствования, в результате появится ясность сознания.

Но совет Лочена имеет более глубокое значение. Настоящая сила йоги сновидений заключается в том, чтобы на со ственно о те ощутить всю правду буддистской доктрины майи. Ту же правду, которую осознают сомневающиеся в реальности своего йидама. Когда вы обретаете ясность сознания в сновидении, окружающая среда во сне кажется по- прежнему реальной и твердой. Если уж на то пошло, зачастую сон становится даже более ярким, чем раньше. Но, понимая его настоящую природу, вы можете изменить его так, как захотите. Вы можете, как говорится в тантрических текстах, обратить огонь в воду, превратить большие объекты в маленькие.

Когда вы это проделаете несколько раз, у вас неизбежно появятся некоторые мысли, заставляющие вас сомневаться в реальности мира, окружающего вас в состоянии бодрствования. Идея о том, что ваша жизнь, которую вы ведете в состоянии бодрствования, также может быть иллюзией, больше не является интеллектуальным упражнением, призванным создать правильное умонастроение дая осознанных сновидений ночью. Вместо этого она становится твердым убеждением.

Здесь-то и кроется единственный основной секрет тибетской магии, который редко открывается непосвященным. Если реальность в состоянии бодрствования является сновидением, тогда ею можно манипулировать точно так же, как вы манипулируете сновидениями в состоянии сна. Нужно только осознать правду.

Когда вы станете более опытным практиком йоги сна, вы научитесь по собственной воле изменять обстоятельства в состоянии бодрствования. Если мир — это майа, иллюзия, созданная разумом, тогда, манипулируя собственным разумом, можно изменить природу иллюзии. Как и в сновидении в состоянии сна, вы можете делать все что угодно: поднять шторм, превратить свинец в золото, пройти по воде... любое действие, приписываемое талантам магов и волшебников всех времен и народов.

Это не совпадение, что практически все системы магии на этой планете исходят из двух основных предпосылок: что вы можете сделать все что угодно, если вы верите, что вы можете это сделать; и что детальная четкая визуализация результата способствует получению этого результата. При всем богатстве внешних атрибутов ритуальных практик и разговоров об астральных энергиях именно эти два принципа служат основой всей западной эзотерической традиции. Обучение и методики служат только в качестве поддержки дая них. На Западе нет четкой теории, почему магические методы должны работать, только опыт, свидетельствующий о том, что в некоторых руках они работают.

И все же магия непостоянна, и это подтвердит любой, кто делал попытки заняться ею. Это скорее искусство, нежели наука. Не имея основы для верной теории, трудно понять «почему». Но, кажется, ответ внезапно приходит из Тибета. Чем больше степень вашего осознания того, что мир вокруг вас нереален и является результатом работы разума, тем выше вероятность того, что вера в себя и визуализация результатов помогут вам достичь желаемого.

Изменить сновидение в худшую или лучшую сторону — это большой соблазн, но, в конце концов, можно переиграть самого себя. Самый могущественный чародей в мире, будь он святой или грешник, неизбежно увидит всю тщетность своего существования, когда окажется на пороге смерти. И это подводит нас непосредственно ко второй причине, почему тибетские мастера стремятся взять сновидения под контроль.

Для таких, как святой Миларепа, который отказался от магического пути, чтобы встать на мистический путь, йога сновидений стала невероятно эффективным средством, позволяющим им еще при жизни погрузиться в состояние после смерти, чтобы достичь просвещения и освобождения из колеса перерождений. «Неразумный монах» Лочен описывает этот процесс так:

По рузисъ в ели ние с ро ежуто н состо ние ежду с ертъю и оследую и ерерождение.

ели во вре но ной рактики т с ожешъ ознатъ единство ллюзорно о тела сновидени и ро ежуто но о состо ни Представь и ру ду овно о тела ерез осте енное растворение В коне но свете с ерти.

Представь все са овозникаю ие о ан ив е ро влени Как в ражение осу ествленно о иллюзорно о тела, а людай устотностъ и отсутствие истинно о су ествовани в од н утей

тренируйс таки о разо в ро влении тела анации.

Несмотря на то, что в отдельных местах используются не очень понятные обороты, общая суть инструкции ясна. Лочен Дхарма Шри рекомендует своим читателям практиковать представление смерти, словно это репетиция перед настоящим событием. Для этого лучше всего подходит йога сновидений, потому что сновидения имеют много общего с промежуточным состоянием между смертью и последующим перерождением.

Что Лочен пытается этим сказать? То, что исследование механизма сновидения как такового, в то время, когда вы находитесь в состоянии

1 Цитируется с незначительными изменениями из книги Древн удростъ почтенного Гьятрула Ринпоче. N. Y.: Snow Lion Publications, 1993.

осознанного сновидения, может привести вас к пониманию того, каким образом во сне ваше тело, окружающая среда и лежащие в основе всего структуры вашего разума могут быть одной и той же вещью. Ибо тело и окружающая среда — это просто ментальные проекции. Когда вы это поймете, вы сможете использовать осознанные сновидения, чтобы загодя приобрести опыт, с которым вам однажды доведется столкнуться, то есть с собственной смертью.

V

часть

ТИБЕТСКИЙ ОБРАЗ СМЕРТИ

 

Глава 21

«СМЕРТЕЛЬНОЕ» ИСКУССТВО ЖИТЬ ХОРОШО

На Западе отношение к смерти в целом содержит в себе некоторую степень отрицания. Хотя умом мы понимаем, что в один прекрасный день умрем, в обычной жизни мы ведем себя так, как будто этого никогда не произойдет. Люди, которым под 90, продолжают с удовольствием строить планы на будущее, на праздники, которые состоятся в следующем году, они принимают приглашения на ужин, несмотря на серьезные болезни. В культурной компании редко говорят о смерти. Такой предмет разговора считается ужасным.

Наш «научный» взгляд на смерть, который с полной уверенностью можно отнести к агностицизму, учит нас, что смерть есть уничтожение и утрата, в результате в те редкие моменты, когда мы все-таки говорим о ней, у нас возникает чувство страха.

Даже когда смерть наступает, отрицание остается. Практика бальзамирования настолько широко распространена в США, что многие люди ошибочно считают, что бальзамирование является обязательным требованием согласно законодательству. Большинство людей (которые предпочитают не думать о работе сотрудников похоронного бюро) не знают, как осуществляется бальзамирование, не знают, что дая этого вставляется трубка в один из крупных кровеносных сосудов, идущих к сердцу, или прямо в сердце. Затем при помощи отсоса откачивается столько крови, сколько возможно. Извлечь всю лишнюю жидкость из трупа — непростая задача, даже если дая этого используются механические устройства. Для ускорения процесса химическая смесь, состоящая из формальдегида, глицерина, буры, фенола, нитрата калия, ацетата, сафранина, красного метила и воды, закачивается в тело под давлением через вену под мышкой. Эта смесь обычно называется бальзамирующей жидкостью, и каждый ингредиент имеет свое значение. Формальдегид сохраняет ткани. Глицерин останавливает обезвоживание. Бура разжижает кровь. Фенол, нитрат калия и ацетат являются обеззараживающими веществами. Сафранин и красный метил являются красителями. Они влияют на цвет кожи, и ткани трупа становятся похожими на ткани живого человека.

Собственно, ради этого все и делается. Однако любой, кто возьмет на себя труд разобраться в этом вопросе, быстро обнаружит, что бальзамирование не сохраняет тело, как многие считают, на веки вечные. Любое

набальзамированное тело со временем истлевает. И процесс этот не занимает долго времени, если только человек не похоронен в исключительно сухом месте, таком как пустыня в Египте, динственна реальная польза от бальзамирования заключается в том, что после него умерший выглядит подобающим образом перед родственниками, как будто человек не умер, а просто спит глубоким, здоровым сном. Всем этим я хочу сказать, что даже практика погребения направлена на поддержание эмоционального отрицания смерти[94].

На Западе, конечно, есть те немногие люди, которые готовы взглянуть смерти, так сказать, в лицо, полагая, что это неизбежно и естественно и потому не стоит по этому поводу беспокоиться. Тибетский духовный лидер Чагдуд Тулку Ринпоче сказал о подобном отношении, что «все это очень хорошо, но только до того времени, пока вы не начнете на самом деле умирать».

Отрицание смерти, ее приравнивание к аннигиляции и бездумная вера в то, что с вашей собственной смертью все будет в порядке (ведь это процесс естественный и не требующий ваших усилий), — все это лишает жизнь здравого смысла и блокирует формирование у человека рассчитанного на перспективу отношения к основным мировым проблемам. Как отметил в 1991 году бывший министр Бразилии по экологии, мы действуем так, как будто мы последнее поколение на планете, мы систематически разрушаем системы жизнеобеспечения земли, такие как озоновый слой и вырабатывающие кислород леса, и одновременно отравляем реки, океаны и атмосферу.

В Тибете отношение к смерти абсолютно иное. Начать с того, что тибетцы принимают практически без вопросов[95] доктрину реинкарнации. Эта вера является неотъемлемой частью культуры, и в действительности она настолько сильна, что до китайского вторжения тибетцам разрешалось брать в долг в одной жизни, а отдавать его в другой. Ни тот, кто давал взаймы, ни тот, кто брал, не видели ничего странного в такой сделке. Подобные убеждения должны заставлять человека смотреть далеко в будущее уже только потому, что это выгодно ему самому. Если ты собираешься возродиться на этой планете, то тебе, несомненно, есть что сказать в ее защиту.

Но тибетские мистики идут дальше. С точки зрения буддистов, жизнь и смерть представляют собой аспекты одного целого. Некий учитель описал смерть как «зеркало, в котором отражается все значение жизни». Другими словами, буддистская доктрина убеждает нас, что можно прекрасно подготовиться к смерти еще при жизни, не потеряв при этом ни капли значения. Сделав это, вы буквально подготовите себя к переживанию смерти, цепочке перерождений, следующих за ней, и, возможно, к окончательному освобождающему просветлению, которое дает доступ в страну Чистого Света.

Подготовка, сама по себе являющаяся делом всей жизни, исходит из двух взаимосвязанных предпосылок.

1. То, что вы умрете, является определенностью.

2. Обстоятельства вашей смерти, то есть когда, где и как вы умрете, являются неопределенностью.

Кажется, что основной особенностью человеческой природы является стремление ухватиться за вторую предпосылку, дабы избежать необходимости «смотреть в лицо» первой. Это ведет к состоянию, иногда называемому «активной ленью». Склонный к полемике тибетский гуру Соигал Рин- поче пересказывает народную историю, чтобы проиллюстрировать значение «активной лени».

Один очень бедный тибетец усердно, не покладая рук, тяжело трудился, и через много месяцев такой беспрестанной работы ему удалось собрать целый мешок зерна. Он никогда за всю свою жизнь не держал в руках подобного богатства. Дома он подвесил мешок на стропила, чтобы уберечь его от крыс и воров. А сам ложился спать под ним в качестве еще одной меры предосторожности.

Как-то ночью он начал планировать свою жизнь. Он гордился своей способностью усердно работать, гордился тем, чего он уже достиг, но в глубине сердца знал, что может достичь большего. Он решил не продавать весь мешок целиком, а разделить его на маленькие порции и продать по отдельности, чтобы выручить больше денег. С такими деньгами он сможет не только покупать еду, но и потратить достаточно средств на приобретение зерна для посадки в следующем году.

Собрав второй мешок зерна, он поступит с ним, как и с первым, и продолжит вкладывать заработанные средства в расширение дела. Так будет продолжаться до тех пор, пока он не станет богатым и не приобретет устойчивое положение в своей общине. Когда это случится, вокруг него будет множество женщин, желающих выйти за него замуж. Он выберет самую красивую из них. Вскоре у них родится ребенок, мальчик, которого он всегда хотел.

Он начал придумывать имя ребенку. В этот момент в маленьком окошке его скромного жилища показалась поднимающаяся луна, и он решил, что это благоприятный знак. «Я назову его „Известный как луна“!» — воскликнул он.

В этот момент веревка оборвалась, и упавший мешок убил мечтателя.

Данная история не только демонстрирует любовь тибетцев к «черному» юмору, но также несет в себе важное, в особенности для Запада, послание. Есть два типа лени. Первый тип — это когда вы остаетесь в постели до полудня, затем проводите время в праздности, названивая друзьям и слушая популярную музыку[96].

Второй тип, присущий развитым странам, например США, где он является образом жизни, заключается в том, чтобы под завязку забить свой день совершенно «неотложными делами», так чтобы совершенно не оставалось времени на решение настоящих вопросов. Как сказал один тибетский мастер, «вы делаете работу по дому в мечтах».

И это сон, от которого вы можете пробудиться в любой момент.

В Тибете тело обозначается словом лу («и»), которое буквально переводится как «что-то, что вы должны оставить». Тибетские мистики прекрасно осознают это. Я приведу аналогию. Когда мы останавливаемся на одну ночь в номере мотеля, мы не строим планов по его обустройству и ремонту, и нас не очень волнует, что условия в номере не совсем хорошие. Точно так же тибетских мистиков не волнуют условия жизни, и они не стремятся к их улучшению. Как заметил Патрул Ринпоче: «Вы должны есть, спать и испражняться. Все остальное не ваше дело».

Другой мастер, придерживающийся той же точки зрения, Гьялсе Ринпоче, подошел к конечной реальности еще ближе, когда сказал: «Никогда ничего не происходит так, как вы хотите, поэтому оставьте все свои схемы и амбиции. Если вы решите подумать о чем-либо, не забудьте о том, час вашей смерти является фактором неопределенности».

Бен Джонсон как-то заметил: «Когда вас с утра вешают, это прекрасно фокусирует разум». Именно этот фокус тибетские гуру пытаются выработать у себя и у своих учеников. В стране, где принято жечь костры всю ночь, многие тибетские мистики позволяют себе выходить из тела... в качестве напоминания того, что они могут умереть во сне. Они побуждают своих последователей приступать к программе медитации, помня слова Будды:

Су ествование так же ре од е как и осенние о лака, а людатъ за рождение и с ертъю су еств все равно то с отретъ на движе ни танца, изнъ сродни вс шке олнии в не е она роноситс и о со стре ителъностъю орно о отока.

Несмотря на то, что значение ясно, мастера осознали, что понимания непостоянства умом недостаточно для того, чтобы изменить поведение человека, а без изменения ничего нельзя достичь. Еще в XII веке нашей эры мистик Дракпа Гьялстен сказал: «Человеческие существа проводят всю свою жизнь в подготовке, подготовке и еще раз подготовке... но встречают следующую жизнь неподготовленными».

Следовательно, программа медитаций, как правило, включает яркую визуализацию образов смерти.

Читатели, которые намерены следовать тибетскому пути, могут с пользой для себя прислушаться к этому совету. Начните, как обычно, с релаксации и подготовки к медитации. Следите за дыханием до тех пор, пока разум не успокоится. Используйте процитированные выше слова Будды в качестве начального фокуса, попытайтесь проанализировать их значение, внести ясность в свое понимание этих слов.

После первоначального анализа приступите к визуализации ярких образов смерти. Например, представьте скот на бойне, рыбу, пойманную в сети или болтающуюся на крючке удочки, приговоренного к смерти узника, сидящего на электрическом стуле, и охранников, готовых пустить ток.

Попытайтесь представить себя в ти образах. Представьте, что являетесь одной из тех коров, рыб или приговоренных узников. Почувствуйте запах крови в ноздрях, животный страх, который вы ощущаете по мере того, как вы все ближе подходите к воротам бойни. Представьте свои отчаянные попытки вырваться из сети и вдохнуть такой чужой воздух. Представьте абсолютную беспомощность заключенного, привязанного к стулу, ощущение металлического обруча на обритой голове и разум, переполненный совершенно определенным знанием, знанием того, что смерть, ваша смерть, наступит всего через несколько мгновений.

Тот факт, что вы представляете себя умирающим в образе кого-то или чего-то другого, например, коровы, рыбы или преступника, позволит вам в достаточной мере дистанцироваться от последних моментов и остаться спокойным, отстраненно воспринимать ужас, боль и неприятные эмоции. Но визуализации позволят вам ухватить суть, осознать неизбежность смерти, абсолютную невозможность избежать ее, а также жестокую правду о том, что смерть не всегда приходит так, как мы этого желаем, и зачастую сопровождается ужасом и страданиями.

Завершите медитацию попыткой представить со ственную смерть, то есть смерть того человека, которым вы являетесь, не через искусственные ощущения животного или выдуманного персонажа. Начните с совершенной смерти. Представьте, что вы умираете от старости в собственной постели в окружении любящей семьи и друзей.

Когда освоитесь с этим вариантом, переходите к визуализации менее приятных, но более возможных сценариев своей смерти. Вы можете присоединиться к сотням тысяч американских граждан, которые каждый год умирают от сердечных болезней и внезапных инфарктов. Или вы можете присоединиться к той четвертой части населения, которая медленно умирает от рака.

Если вы решили представить смерть от сердечной болезни, будет полезно помнить о том, что большинство болезней сердца имеют историю, однако зачастую самые серьезные никак себя не проявляют вплоть до того момента, пока вы не ощутите внезапную, разрывающую боль в груди, отдающуюся в шею, руки и спину. Лекарства не помогают и не снимают симптомы. Даже через час после начала приступа вы можете быть в агонии. Вам будет не только очень больно, вам, возможно, будет еще очень трудно дышать. Вы будете обливаться потом. Чувствовать тошноту. Кровяное давление будет падать. Сердце будет биться учащенно и неровно. Вас будет переполнять чувство обреченности.

Все эти симптомы должны, если вы, конечно, сможете вынести это, стать частью вашей визуализации, поскольку эти симптомы, вполне возможно, будут иметь место в последние минуты вашей жизни. Данная визуализация и другие, подобные ей, призваны не напугать вас, а просто помочь вам встретиться лицом к лицу с двумя великими истинами: что вы на самом деле у рете, и что вы абсолютно не знаете, когда и как.

Известно, что многие люди, которым пришлось пережить весть о собственной скорой смерти (например, в результате диагноза, поставленного врачами), проходят через панику и, как следствие, отрицание, озлобленность, попытки договориться с Богом, и только потом наступает этап спокойного принятия ситуации. К сожалению, спокойное принятие приходит к человеку зачастую только перед самой смертью, когда слишком поздно менять образ жизни.

Используя медитативные техники, основанные на представлении смерти, тибетские мистики рассчитывают достичь этапа спокойного принятия заблаговременно, чтобы успеть сделать все приготовления. Эти приготовления сводятся к тому, чтобы жить хорошо, не в западном смысле этого слова (то есть «ешь, пей и будь счастлив»), но глубоко осознавая то, что действительно важно. Вы можете, к примеру, прийти к пониманию, что вас больше волнуют люди, а не благосостояние. Вы можете начать ценить любовь выше успеха, милосердие выше победы. У вас может появиться желание узнать больше, особенно о себе самом. Возможно, вы захотите посвятить немного времени и тому, что вы до настоящего времени игнорировали, а именно — внутренним приготовлениям к моменту, когда ваше «лу» будет действительно покинуто, набальзамировано, выставлено на обозрение, сожжено и окончательно забыто в холодной, темной могиле.

Но это ведь только «лу». В основе любых приготовлений, которые вы решите сделать, должно, по мнению тибетцев, лежать знание: когда вы умираете, это совсем не значит, что ваша работа на этом заканчивается.

Глава 22



ПРОЦЕСС СМЕРТИ

Смерть — это не событие. Это — процесс.

Он, как правило, начинается ранним утром, когда тело слабее всего. Возможно, когда это случится, вы будете спать, и будете продолжать спать, и даже есть шанс, что проснетесь. Если вы проснетесь, обнаружите, что дыхание стало слабым и затрудненным, а по телу проходят судороги и спазмы. Вы можете даже услышать любопытное бульканье в горле, знаменитый «шепот смерти». А после этого поймете, что ваше сердце остановилось.

Раньше остановка сердца считалась верным признаком смерти. Любой компетентный врач был вправе сказать, что вы мертвы, как деревяшка. Но в наши дни общепризнанным является тот факт, что остановившееся сердце может снова пойти, иногда спонтанно, иногда в результате медицинского вмешательства. Поэтому врачи теперь говорят о смерти только в случае «необратимой остановки сердечной деятельности». Но даже если у вас произошла необратимая остановка сердечной деятельности, это не значит, что наступила окончательная смерть.

Тело, по своей сути, является системой, обеспечивающей через кровь головной мозг всеми необходимыми питательными веществами. Когда сердце останавливается, кровь перестает циркулировать. Это может поставить мозг в затруднительное положение, но он так просто не сдастся. В течение трех минут после остановки сердца головной мозг продолжает работать в своем обычном режиме, однако после этого нервные клетки коры головного мозга начинают отмирать.

Через 7 или 8 минут наступают необратимые повреждения, несмотря на то, что в стволе головного мозга продолжает наблюдаться некоторая электрическая активность. Она сохраняется еще несколько минут. Но, как бы упорно ствол головного мозга ни цеплялся за жизнь, он, в конце концов, перестанет функционировать из-за отсутствия необходимых веществ. Когда это случится, можно констатировать смерть головного мозга. При этом в теле продолжает наблюдаться некоторая довольно сложная активность.

В тот момент, когда ваше сердце перестает биться, зрачки расширяются, мышцы расслабляются, и все тело начинает остывать. Пока вы были живы, несколько взаимосвязанных механизмов поддерживали температуру тела на уровне 37 градусов Цельсия. В отсутствие сердцебиения эти механизмы перестают действовать. В результате температура тела опускается постепенно до температуры окружающей среды. Тепло уходит сначала с поверхности, и постепенно процесс продвигается внутрь, в центре температура падает в последнюю очередь. Но, если тело надолго оставить, то после полного окоченения оно начинает снова нагреваться.

На этом этапе почки и печень продолжают оставаться живыми на клеточном уровне в течение получаса или около того. И то же самое можно сказать и о сердце, как это ни странно. Поэтому можно вынуть сердце из тела умершего человека через 30 минут после того, как оно остановилось, и пересадить его одному из многих нуждающихся пациентов, не опасаясь за успех операции. Роговица глаза остается живой и того больше — в течение 12 часов, как и кожа. Несмотря на то, что кровь перестала двигаться, белые кровяные тельца продолжают плавать, защищая вас от микробов в течение еще 6 часов.

Но признаки жизни можно обнаружить не только на микроскопическом уровне. В течение 20 минут после смерти наблюдается коленный рефлекс. Мышцы будут сокращаться под воздействием электрических импульсов в течение нескольких часов, несмотря на изменения, которые, в конце концов, приведут к остановке данного процесса. Когда кровь перестает циркулировать, кислород не поступает в клетки, что компенсируется использованием запасов углеводородов. Но это приводит к выработке молочной кислоты, которая, накапливаясь в мышцах, делает их твердыми, окоченевшими.

Процесс окоченения начинается в период между одним и шестью часами после смерти. Сначала твердеет челюсть, а затем и все тело до кончиков пальцев ног. Это называется тру н око енение, окоченением смерти. Окоченение сохраняется в течение 36 часов, постепенно спадая по мере того, как энзимы поглощают протеины, связывающие мышечные волокна.

Где-то через 1,5 или 2 часа после того, как перестает биться сердце, на коже нач


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: