Медитация в состоянии разума, освобовденного от всех мыслей

Практически всем нам хорошо знакома непрерывная болтовня в собственной голове. Мы непрестанно обращаем мысли в слова, говорим в уме сами с собой с момента пробуждения утром и до момента отхода ко сну вечером (некоторые продолжают делать это и во сне).

Ирландский автор Джеймс Джойс в своем классическом произведении «Улисс» очень хорошо изобразил этот процесс и назвал его «потоком сознания». Для некоторых вербальный поток сознания является в действительности единственным видом умственной деятельности, который они испытывают. Есть даже те, кто, вопреки доктринам западной психологии, считает, что вербальный поток сознания вместе с периодически возникающими мечтами и фантазиями и есть разум как таковой.

Тибетские мистики и мастера медитации не согласны с этим. Когда-то давно представители гималайской мистической традиции очень заинтересовались о рани н и состо ни и, в которых с человеком происходят странные вещи. Например, на границе между сном и бодрствованием (на Западе это называется гипнотическим состоянием) многие из нас слышат голоса и видят галлюцинации. Привидения, как известно, бродят в диких удаленных районах, расположенных между человеческими поселениями.

Но для тибетцев наиболее важным пограничным состоянием в течение долгого времени оставалось ространство ежду сл и. Как бы быстро не сменяли мысли одна другую, бывает так, что одна мысль ушла, а другая еще не пришла. Именно этот момент пустоты и является ключиком, открывающим тибетским мистикам дверь в мир невероятных ощущений, которые дает медитация в состоянии разу а осво ожденно о от все слей.

Этот медитативный процесс кажется слишком простым по сравнению с результатами, которых он позволяет достичь. Занимайтесь регулярно, уделяйте этому полчаса каждый день. Найдите место, где вас никто не потревожит, сядьте, распрямив спину. Те, кто практикует йогу, совершенно справедливо считают, что поза со скрещенными ногами, такая как поза лотоса, влияет на энергетические потоки и помогает успокоить разум. Тем, кто считает такую позу неудобной, мучительной или невозможной, вполне подойдет стул с прямой спинкой.

Выполните подготовительные практики, как описано в главе «Подготовка к медитации», затем в течение нескольких минут постарайтесь расслабить тело. Теперь прикройте глаза наполовину и сосредоточьте взгляд на точке, расположенной на полу на расстоянии 5 футов от того места, где вы сидите. Затем начинайте считать до 10, вдыхая и выдыхая.

Контроль дыхания, как и поза, является неотъемлемой частью практики Хатха-йоги и, вполне возможно, оказывает значительное воздействие на разум. Но тибетская медитация в своей элегантной простоте не требует контролировать дыхание, нужно просто следить за ним. Таким образом, вы начинаете с того, что отмечаете свой вдох и считаете «один», на выдохе считаете «два», на вдохе — «три», и так далее, пока не досчитаете на выдохе до «десяти», после этого начинайте снова с «одного».

Нет необходимости углублять дыхание, усиливать или как-либо еще менять его. Просто следите за своим дыханием и считайте. Этот процесс сам по себе невероятно успокаивает. Через некоторое время счет становится автоматическим, неким фоном дая умственных процессов. Постарайтесь считать вдохи и выдохи и ничего больше.

Вы, конечно, не добьетесь успеха сразу[87]. Как бы настойчиво вы ни пытались придерживаться счета, посторонние мысли будут вас постоянно отвлекать. Это ожидаемое явление, и не стоит из-за этого волноваться. Все, что нужно в этом случае, это отметить в уме, что вы временно отвлеклись, и продолжить считать вдохи и выдохи.

Если вы отличаетесь организованностью, то дая вас будет полезно вести дневник медитаций, отмечайте в нем время дня, длительность занятия и любые проблемы, мысли, которые возникали во время медитации и отвлекали вас от упражнений. Это позволит вам отслеживать прогресс или его отсутствие. Но постарайтесь сделать так, чтобы весь этот процесс не превратился в мероприятие, ориентированное на достижение конкретной цели, а именно — более длинной, более глубокой, более качественной медитации.

Даже это простое упражнение, если его выполнять регулярно, дает значительные преимущества. Через несколько недель вы обратите внимание, что ваш ум стал более ясным. Вы увидите, что вы стали в целом более спокойными и устойчивыми к негативным мыслям и эмоциям. Это значительная компенсация за то, что, по сути, не требует больших усилий. Но вы можете, говорят тибетцы, пойти еще дальше.

Когда практика медитации станет привычной, вы можете попробовать перейти собственно к медитации в состоянии разума, освобожденного от всех мыслей. Этот процесс едва ли намного сложнее процесса счета вдохов и выдохов.

Поскольку это духовное упражнение, или оно вскоре станет для вас таковым, полезно начать с преподнесения небольшого дара в форме молитвы, обещания, посвящения, или это может быть просто ароматическая свеча. Все зависит от того, каков ваш личный духовный идеал. Если вы христианин, то вы, к примеру, можете принести что-либо в дар Иисусу, Богу-Отцу или любимому святому. Если вы мусульманин, то посвящение Аллаху будет наиболее уместным действием.

Тибетские буддисты, как и все другие буддисты, обычно приносят троекратную жертву своим Трем Драгоценностям: Будде, дхарме (буддистскому учению) и сангхе (буддистской общине и святым людям). Преподнося дар Будде, они обращают свой ум к просветлению Гаутамы, что действует в качестве напоминания о том, что просветление на самом деле возможно, это также пробуждает необходимые стремления и усилия. Преподнося дар дхарме, они признают значение, которое это тело правды привнесло в их жизнь. Преподнося дар сангхе, они ищут духовной помощи у всех последователей Будды, чтобы те направили их на высший уровень понимания. Ведь наиболее амбициозные и уверенные из них могут заявить о своей решимости стремиться не только к собственному просветлению, но к просветлению всех сознательных существ.

Вне зависимости от того, кому и зачем предназначены эти жертвы, сам акт преподнесения даров непосредственно перед медитацией в состоянии разума, освобожденного от всех мыслей, вызывает интересный психологический эффект, а именно — позволяет выйти на поверхность некоторым вашим спрятанным глубоко внутри идеям о жизни, о мире вокруг и о природе реальности.

После принесения жертвы примите свою любимую позу для медитации и, находясь в полностью сознательном состоянии, начните следить за своими мыслями, не за дыханием. Если вы до этого практиковали медитацию счета, вы, возможно, уже заметили, что (как бы там вы ни думали раньше) мысли порождаете не вы, они как будто сами возникают на краешках разума и затем проплывают сквозь сознание в ассоциативных потоках.

Когда будете наблюдать за своими мыслями, постарайтесь не увлекаться ими. Поначалу это может быть сложно, поскольку каждая вторгающаяся в сознание мысль несет с собой соответствующий эмоциональный заряд. Но вы можете быстро вернуться к медитации, если напомните себе, что время решения жизненных вопросов наступит чуть позже, а сейчас время для практики медитации.

Мысли, которые вы игнорируете, быстро уходят. Все дело в том, что их место тут же занимает другая мысль, затем третья. Будьте терпеливы и продолжайте смотреть. В конце концов, вы начнете замечать это жизненно важное переходное состояние — пространство между мыслями.

Поначалу это будет едва уловимый момент, такой же краткий, как взмах крыльев бабочки. Но со временем интервалы станут более продолжительными. Вы сможете изучить их более эффективно. Тибетские мистики говорят, что, сделав это, вы увидите Чистый Свет. Пространство между мыслями, по их словам, есть суть разума и фундамент объективной реальности.

Подобное заявление ставит разум и реальность в один ряд, что совершенно противоречит западным концепциям, поскольку на Западе четко разграничивается субъективное, то есть внутреннее, порожденное нами, эфемерное; и объективное, то есть внешнее, независимое и вечное по отношению к любым намерениям и целям.

В то же время есть некоторые свидетельства, говорящие о том, что наша западная точка зрения на этот вопрос может быть не вполне правильной, и что доктрины тибетского мистицизма обеспечивают более четкое видение фактической природы реальности.

Синестези — это явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств возникают ощущения, присущие другому органу чувств. Так, синестеты могут слышать звук красного и обонять запах воскресенья. Такое чувственное восприятие принимает порой очень сложные формы: к примеру, каждое слово языка может иметь свою собственную текстуру, звук и оттенок, каждая строка в стихотворении может иметь свой собственный вкус и запах. Также присутствует иногда и галлюциногенный элемент. Некоторые синестеты связывают числа с конкретным местоположением, и поэтому им кажется, что числа висят перед ними в воздухе, они также могут воспринимать один день недели — как расположенный справа, а другой — слева.

В течение долгого времени синестезия считалась психологическим отклонением. Но недавние исследования подтвердили, что она не является отклонением и на самом деле не так уж редка. Результаты сканирования синестетов показывают, что, к примеру, когда они утверждают, что «слышат» тот или иной цвет, у них наблюдается одновременная активность в зрительной коре головного мозга и в области слухового восприятия. Это означает, что они буквально сл шат цвета, а не представляют, что слышат.

Данный феномен можно сравнить с замыканием проводов. В мозге, который считается «нормальным», различные области, отвечающие за обработку чувственной информации, работают отдельно друг от друга. У си- нестета некоторые или все области имеют нейронные связи. Таким образом, происходит «утечка» ощущений, и в результате человек воспринимает мир иначе.

Кстати, испытания, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что синестезия встречается гораздо чаще, чем можно было предположить, просто зачастую она находится на таком низком уровне, что остается незамеченной даже самими синестетами. На самом деле, в тоже можете быть синестетом. Когда вы говорите, что у вашего любимого певца «темно-коричневый голос», это может быть больше, чем метафора, вполне возможно, что при этом у вас задействуются два отдельных участка головного мозга.

Как все это соотносится с тибетскими идеями о разуме и реальности? Синестезия здесь не считается болезнью, просто «схема соединений» в головном мозге синестета имеет некоторые особенности, и это позволяет отдельным людям воспринимать мир не так, как остальные. Тем не менее, некоторые ощущения, например, расположение цифр в ряд в воздухе, не кажутся «реальными» ни при каких общих критериях: все «знают», что цифры не парят в воздухе таким вот образом.

Но это знание определяется исключительно нашими способами обработки сенсорной информации, которые в свою очередь зависят от связей, имеющихся в головном мозге. Если мы не с осо н увидеть парящие в воздухе цифры, это всего лишь значит, что у нас в мозге нет тех нейронных связей, которые есть у синестета.

Нас в данной ситуации вполне можно сравнить с обитателями вымышленной Долины Слепых, которые пришли к выводу, что зрительные ощущения их зрячих гостей были всего лишь иллюзией, вызванной любопытными выпуклыми наростами, называемыми «глазами».

Синестеты не больны и не имеют сверхъестественных возможностей, просто у них есть инструмент, обеспечивающий более полное восприятие реальности по сравнению со всеми нами. Но это восприятие определяется исключительно особенностями нейронных связей их головного мозга. Поэтому справедливо будет предположить, что люди с такими необычными нейронными связями создают реальность, отличающуюся от реальности, созданной мною и вами. И в самом деле, если подумать об этих парящих цифрах, то очень привлекательной становится идея о том, что именно мозг создает все то, что мы считаем объективной реальностью.

Вы можете вынести эту идею далеко за пределы исследований синестезии, выполненных специалистами. Общепринятой является мысль о том, что восприятие внешнего мира проходит через фильтр наших чувств. Но если необычные связи в мозге обогащают, а не разрушают восприятие, тогда мы находимся в неудобном положении, поскольку не знаем, как далеко может зайти творчество разума. Внезапно мы понимаем, что будет вполне разумно спросить, а есть ли хоть что-то «там», или мы все это создали сами. Западные научные исследования уже подтвердили, что дети должны у итъс видеть: их глаза, несмотря на то, что они полностью сформированы и способны функционировать, не являются «окнами» в существовавший до этого мир.

Мы обучаем детей искусству восприятия, затем переходим к освоению понятий и языка, говорим, что это «дерево», а вот это «цветок», а вот там «кот». Таким образом, мы приходим к консенсусу по поводу того, что есть Вселенная, и этот консенсус очень быстро затвердевает и обретает вид не ос ори ой истины. Вы испытаете настоящий шок, если узнаете, что некоторые исследования[88] убедительно доказывают, что люди просто не воспринимают реальность так, как должны были воспринимать ее, если бы она была объективной и внешней[89].

Именно из этой позиции исходит тибетский мистицизм. То, что кажется объективной реальностью, является иллюзией, сном в переходном состоянии, поддерживаемым, по сути, только консенсусом непросветленного. Единственная перманентная реальность — это разум.

Но разум — это не то, чем вы его всегда считали.

Глава 17


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: