Плавный переход в миры бардо

Очень злые люди, то есть те, чья жизнь была наполнена яростью, после смерти перерождаются в одном из нижних, адских миров. Но, к счастью, таких людей не очень много. Тибетская мудрость гласит, что остальным людям, то есть хорошим, плохим и равнодушным, суждено пережить последовательность посмертных видений, ярких снов, которые имеют общую структуру для всего человечества.

Традиционная тибетская доктрина говорит о встречах с божествами и демонами в мире «бардо», но, возможно, за этим стоит нечто большее, чем то, что видит наш глаз. Термин «бардо» означает промежуточную реальность, мир, который существует между вашей жизнью и следующей инкарнацией. В описании или определении этого термина нет ничего общего с наградой или наказанием, ожиданием в аду, раю или в чистилище, как это принято в христианстве. В действительности, миры бардо могут и не быть мирами как таковыми, это, скорее, состояния ума. В буддизме зачастую очень сложно провести грань между подобными понятиями, поскольку, в конечном счете, всё есть разум.

Вне зависимости от того, что представляют собой миры бардо, тибетские мистики рассматривают божеств и демонов, населяющих их, не в качестве отдельных сущностей, а скорее в качестве воплощений отдельных аспектов просветления, присущих вашему глубинному разуму. То есть они являются проекциями.

В Тибете такие проекции принимают вид, присущий существам из тибетской культуры. Но вы встретите существ в том обличье, в котором ожидаете, и ваш глубинный разум использует тот религиозный образ, который вам наиболее близок. Таким образом, если вы христианин, вы можете встретить там Иисуса и святых, сатану и дьяволов. Ни при каких обстоятельствах вы не встретите ничего реального. Это странно и удивительно, но здесь вы встречаетесь просто с самим собой. А поскольку ваш глубинный разум имеет такую же базовую структуру, что и остальное человечество, то вне зависимости от культуры последовательность видений будет всегда одной и той же, как и энергии и принципы, лежащие в основе этих процессов. Тибетцы говорят, что, если вы сможете каким-то образом распознать их, ваши шансы на освобождение и просветление значительно увеличатся.

Итак, что же происходит, когда вы окончательно покидаете физический мир?

Об этом рассказывается в одном из тибетских текстов, содержание которого настолько значительно, что о нем теперь знают во всем мире. Текст называется Бардо одол («ardo odo»), что практически всегда переводится как «Тибетская Книга Мертвых»[98], сами тибетцы предпочитают ее называть «Кни ой Велико о Просветлени», а дословный перевод означает «Книга Промежуточных миров».

Согласно этой книге, видения начинаются, когда вы перестаете осознавать окружающее, воспринимать тех, кто находится у вашего смертного одра. На этом этапе вы можете «видеть» странные огни, яркие цвета, «слышать» громкие звуки («как звук тысяч ударов молнии»). Ощущения могут быть пугающими, если вы не ожидаете их, но в действительности они довольно безобидны и означают только, что вы приближаетесь к духовным сферам. Все явления на этой стадии являются проявлением духовных энергий и не должны прерываться. К этому моменту вы можете начать подозревать, что мертвы[99], это, по мнению тибетских мистиков, очень хорошо. Они предлагают вам попробовать взглянуть на связь с друзьями и родственниками или отстраненность от них — на эти две стороны одной медали — как на бесполезную иллюзию, которая больше не имеет к вашему текущему состоянию никакого отношения и от которой лучше всего избавиться как можно скорее.

В «Бардо Тходол» говорится, что, поскольку ваш ум теперь отделен от тела, время для вас перестает иметь то значение, которое оно имело в вашем воплощенном состоянии, но для удобства читателей различные зрительные ощущения описываются, как и раньше, с опорой на временные рамки, то есть на «дни». Несмотря на то, что такая привязка необходима для удобства, это несколько вводит в заблуждение, поскольку фактическое время, которое вы посвящаете каждому опыту, все же зависит в значительной степени от вашего духовного состояния. Тем не менее, после 4,5 дней бессознательного состояния большинству из нас предстоит пережить то, что описано далее.

ДЕНЬ 1-Й

Видения 1-го дня характеризуются появлением яркого, глубокого, лазурного, очень чистого света. Из этого света появляется божество Бай ро ана (airo ana»[100], Несущее свет, оно обитает в центре Мира Будды «Гханавьюха» («Ghanavyuha»), сидит на троне в виде льва и держит колесо с восемью спицами. Вайрочану сопровождает супруга, Хозяйка Космического Мира, которую он нежно обнимает[101].

ДЕНЬ 2-Й

Во 2-й день голубое сияние сменяется белым светом, который у тибетцев ассоциируется с элементом Воды. Когда вы ощутите это сияние, перед вами появится божество кшо ъ [102] (obb а). Тибетцы называют его «Благословенным», оно восседает на троне в виде слона в сопровождении двух бодхисатв, Кшити ар и (iti arb а) и Майтрейи (aitre а), и двух богинь, Ласьи La а и Пуш (и а). Акшобхья синего цвета и держит ваджру[103], обнимая свою супругу Будду Ло ану.

ДЕНЬ 3-Й

К 3-му дню цвет сияния снова изменяется, на этот раз оно становится желтым, что для тибетцев означает связь с элементом Земли. Теперь благословенный Ратнаса ава[104] (.Ratna а b а а) возникает перед вами из южного царства Шри am (ri at). Он желтого цвета, восседает на троне в виде лошади и держит драгоценный камень в руке[105], его сопровождают бодхисатвы каша ар а (a a arba) и Са анта адра (a antab adra) и богини Мала (а а) иД у а (и a). On обнимает свою супругу Ма аки.

ДЕНЬ 4-Й

На данном этапе свет становится красным и символизирует элемент Огня. Благословенный ита а (tiab а)[106] появляется из западного царства Сук авати (и a ati) прямо перед вами. Он сидит на троне в виде павлина, обнимая супругу Пандаравасини (andara a ini), и держит в руке цветок лотоса. Амитабха красного цвета, его сопровождают бодхисатвы валокитешвара (а о tie ага) и Манджушри (ап и п) и богини Гита (ita) и лока (о а).

ДЕНЬ 5-Й

На 5-й день начинает проявляться зеленый свет элемента Воздуха, названный «элементом ветра» в Тибете, и перед вами предстает божество с зеленой кожей о асидд и (о a idd і)[107], он сидит на троне в виде орла и держит в руках скрещенные ваджры. Амогхасиддхи приходит из северного царства, он обнимают свою супругу ару (ага), его сопровождают бодхи- сатвыВаджра ани (ага ant) и Сарвантарана-вишка ин (ar ani агапа- i a b in) и богини Ганд а (and а) и аиведйа (ai ed а).

ДЕНЬ 6-Й

На этом этапе ваши зрительные ощущения становятся более сложными. В предыдущие дни вас окружал чистый свет, теперь же на смену ему приходит радуга, состоящая из огней белого, желтого, красного и зеленого элементов, появляющихся из этих четырех четвертей[108]. Как будто вы наблюдаете за обширным ритуальным полем, занимающим все пространство. Освещенный светом четырех цветов Вайрочана и его супруга, Хозяйка Космического мира, занимают центральное место. Затем на востоке появляются благословенный Акшобхья и его супруга Будда-Лочана со своим окружением. После этого Ратнасамбхава и Мамаки возникают на юге, также со своим окружением. За ними приходят Амитабха и Пандаравасини с окружением, на западе. И, наконец, Амогхасиддхи с зеленой кожей и прекрасная Тара появляются со своим окружением на севере.

Как только божества Будды займут свои места, начинают появляться менее знакомые существа. Сначала приходят 8 гневных привратников. Это четыре супружеские пары, охраняющие ворота четырех сторон света. Восточные ворота охраняют белый Виджайа (їй я) и его супруга нкуша (пи а), желтый антака (a anta а) и его супруга Паша (а а) стоят на южных воротах, красный ай рта (a a ri а) и его супруга Шринк ала (tin а а) — на западных, а зеленый ритакундали (rita unda і) с супругой Г антой (anta) — на северных.

Теперь к этим сущностям присоединяются шесть Будд-спасителей. Черный Д ар арай (аг ага а) связан со спасением обитателей мира ада, красный Джвала арай (а а am а) связан с миром голодных призраков, синий Д руваси а (ru a і ba) — с миром животных, желтый Шакь си а (а а і ba) — с миром людей, зеленый Be акитра (е a itra) — с миром полубогов и белый ндра (ndra) — с миром богов. И, наконец, к этим Буддам присоединяются две архетипные сущности, известные в Тибете как Са анта адра (a antab adra), Отец Добра, и Са анта адри (a antab adri), Мать Добра.

Если вы визуализировали события 6-го дня, то теперь понимаете, что здесь описывается красочная структура мандалы с 42 существами, подобная т ан ка («t ап а»)', которые можно видеть во многих тибетских монастырях.

ДЕНЬ 7-Й

Форма мандалы поддерживается также в течение 7-го дня, хотя теперь это несколько иная мандала с другими божествами. Здесь боги называются видь д ара («id ad ага»), данный термин используется для обозначения полностью реализовавшего себя в физическом мире тантрического мастера, который, как считается, проявляет себя в виде архетипно- го аспекта в духовной сфере. В центре разноцветной области появляется высший видьядхара Лотос, Бог Танца, со своей супругой дакини красного цвета. Они танцуют вместе, лица повернуты к небу, в руках изогнутые ножи и наполненные кровью чаши из человеческих черепов.

Начинает формироваться мандала. Первым возникает белое улыбающееся божество по имени «Тот, Кто Пребывает на Уровнях», оно появляется на востоке со своей супругой дакини. Они тоже начинают танцевать, держа ножи и наполненные кровью чаши. Затем на юге появляется улыбающийся «Тот, у Кого Есть Мастерство Жизни», он желтого цвета, и его сопровождает супруга, желтая дакини. Как и остальные, они держат ножи и чаши. Затем на западе возникает видьядхара «Большая Печать», он красного цвета, и его сопровождает красная дакини. И, наконец, на севере, появляется зеленый видьядхара со строгим лицом по имени «Спонтанное Выполнение» вместе со своей супругой, зеленой дакини.

Четыре главных видьядхары танцуют со своими супругами, держа ножи и чаши из черепов, их постепенно окружают многочисленные дакини и защитники религии, которые несут украшения из кости, знамена, ленты и вымпелы, сделанные из человеческой кожи. Многие из них играют на канглингах (трубах из бедренной кости человека) и бьют в барабаны из человеческих черепов. Всюду витает запах обгоревшей человеческой плоти, как будто ее подожгли вместо благовоний.

ДЕНЬ 8-Й

День 7-й, как вы, возможно, уже поняли, является своего рода поворотным моментом в процессе смерти. Тибетцы подразделяют посмертные видения на две широкие категории: те, которые отличаются присутствием мирных божеств, и те, в которых божества являются гневными. День 7-й отмечает постепенное преобразование из одной категории в другую, но в день 8-й это преобразование полностью завершается, и с этого момента все появляющиеся божества определенно гневные.

Ужас начинается с возникновения (из центра вашей головы) ужасного Будды еруки (еги а), трехголового существа, бордового цвета, с шестью руками и четырьмя ногами. Каждое из трех лиц этого существа — белого, красного и бордового цветов — имеет по три глаза. На голове у него корона из черепов, его тело обвивают черные змеи и нитка со свежеотру- бленными человеческими головами.

Будда Херука стоит на троне, поддерживаемом огромными, подобными орлу птицами. Его обнимает супруга, внушающая не меньший страх, Будда-Крод ешвари (udd a- rod е art)[109], она кормит его из чаши, сделанной из черепа и наполненной кровью. Оба божества взирают на вас и издают рев, испуская огромные языки пламени.

ДЕНЬ 9-Й

В этот день страшный Ваджра ерука (ага еги а) появляется с востока, его тело оплетает тело супруги Ваджр Крод ешвари (ага rod е ап), которая кормит его кровью из чаши, сделанной из черепа. У Ваджры Херуки, как и у его предшественника, три головы, четыре ноги и шесть рук. Одно лицо красное, второе белое, а третье темно-синее. В одной руке он держит ваджру, в другой чашу из черепа, в третьей топор, в четвертой колокольчик, в пятой лемех и в шестой — вторую чашу из черепа.

ДЕНЬ 10-Й

С юга приходит третье гневное божество, Ратна ерука (Ratna еги а), и его супруга Ратна-Крод ешвари (Ratna- rod е art). Божество, опять же, имеет шесть рук, четыре ноги и три головы. У него темно-желтое тело и три лица, одно желтое, второе белое и третье красное. Он держит драгоценный камень, копье (на которое наколоты три головы), булаву, колокольчик, чашу из черепа и трезубец. Как и других, супруга кормит его кровью.

ДЕНЬ 11-Й

На этом этапе Ратна Херуку заменяет Пад а ерука ad а еги а с запада. Его тело оплетено телом супруги по имени Пад а Крод ешвари ad a rod е ari, которая также кормит его кровью из чаши, сделанной из черепа. У божества три лица: одно белое, другое красное, а третье темно-красное. В своих шести руках он несет лотос, копье с тремя наколотыми на него головами, посох, колокольчик, маленький барабан и, как и его жена, чашу, сделанную из черепа и наполненную кровью.

ДЕНЬ 12-Й

В день 12-й вам предстоит увидеть еще одну вариацию на тему, главными героями которой будут Кар а ерука аг а еги а и кормящая его кровью супруга, Кар а Крод ешвари ar a rod е ari. Тело божества темно-зеленого цвета, одно лицо белое, другое красное, а третье зеленое. Он держит меч, копье с тремя наколотыми на него головами, посох, колокольчик, чашу из черепа и лемех.

День 12-й отмечает конец формализованных ежедневных видений, но это не значит, что на этом все ваши трудности закончились. Впереди вас ждут самые яркие посмертные ощущения, потому как вам предстоит встретиться с сущностями, которых тибетцы называют Восемью Девами, Восемью Ведьмами, Четырьмя Привратницами, Двадцатью восемью Дамами и Лордами Смерти.

ВОСЕМЬ ДЕВ

Несмотря на нежное название, эти Восемь Дев являются взбешенными воплощениями ужаса в женском обличье, их можно сравнить с гарпиями из греческой мифологии. Они появляются одна за другой с восьми направлений (восток, юг, запад, север, юго-восток, юго-запад, северо-запад, северо-восток) и окружают пять пьющих кровь Херук.

С востока приходит белая Дева, вместо палицы она держит труп, а также наполненную кровью чашу из черепа.

С юга приходит желтая Дева, держа натянутый лук.

С запада приходит красная Дева со знаменем из кожи крокодила.

С севера приходит черная Дева, неся ваджру и наполненную кровью чашу из черепа.

С юго-востока приходит оранжевая Дева. Она ест человеческие внутренности.

С юго-запада приходит темно-зеленая Дева, она держит ваджру и пьет кровь из чаши, сделанной из черепа.

С северо-запада приходит бледно-желтая Дева, она ест труп, держа в руке его разорванное сердце.

С северо-востока приходит темно-синяя Дева. Она также поедает труп, при этом оторванную голову она держит в одной руке, а тело — в другой

ВОСЕМЬ ВЕДЬМ

Вслед за Восемью Девами прибывают Восемь Ведьм, это еще более ужасные и отталкивающие женщины.

С востока приходит темно-бордового цвета Ведьма с головой льва, беспечно поедающая труп.

С юга приходит красная Ведьма с головой тигра, недовольная и брюзжащая.

С запада приходит черная Ведьма с головой лисы, несущая кишок и пожирающая пропитанные кровью человеческие внутренности.

С севера приходит темно-синяя Ведьма с головой волка и сверкающими глазами, которая также ест человеческий труп.

С юго-востока приходит бледно-желтая Ведьма с головой стервятника, несущая на каждом плече по трупу, а в руках скелет.

С юго-запада приходит темно-красная Ведьма с головой стервятника, завернувшаяся в человеческую кожу, как в шаль.

С северо-запада приходит черная Ведьма с головой ворона, держащая наполненную кровью чашу из черепа в одной руке и меч в другой, при этом она с удовольствием пожирает человеческое сердце и легкие.

С северо-востока приходит темно-синяя Ведьма с головой совы, которая держит меч в одной руке, а ваджру в другой.

Ведьмы образуют следующее кольцо вокруг Херук.

ЧЕТЫРЕ ПРИВРАТНИЦЫ

Теперь вам ясно, что вы являетесь свидетелем создания ужасающей живой мандалы, и пришло время появления четырех внушительных охранников женского пола во внутренних воротах, расположенных по соответствующим сторонам света.

Во-первых, с востока прибывает белая Привратница с головой лошади, держащая железный крюк и наполненную кровью чашу из черепа.

Затем с юга появляется желтая Привратница с головой свиньи, держащая петлю.

Потом с запада возникает красная Привратница с головой льва, держащая железную цепь.

И, наконец, с севера прибывает зеленая Привратница с головой змеи, держащая колокол.

ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ ДАМ

Чтобы закончить построение массивной мандалы, группами по 6 или по 4 появляются 28 Дам с головами животных.

С востока придут 6 Дам: одна — темно-бордовая, с головой яка и вад- жрой в руке; вторая — оранжевая, с головой змеи и лотосом в руках; третья — темно-зеленая, с головой леопарда и трезубцем; четвертая — синего цвета, с головой мангусты и колесом в руках; пятая — красная, с головой медведя и копьем; и шестая — белая, с головой медведя и клубком внутренностей в руках.

За ними следуют 6 Дам с юга: одна — желтого цвета, с головой свиньи и клинком; другая — красная, с головой крокодила и сосудом; третья — красная, с головой скорпиона и лотосом; четвертая — белая, с головой ястреба и ваджрой; пятая — темно-зеленая, с головой лисы и ПОСОХОМ; шестая — темно-желтая, с головой тигра и чашей из черепа, наполненной кровью.

С запада появляются следующие 6 Дам: одна — темно-зеленая, с головой стервятника и палкой; другая — красная, с головой лошади и человеческим туловищем в руках; третья — белая, с головой орла и палкой; четвертая — красная, с головой собаки и клинком; пятая — красная, с головой удода и натянутым луком в руках; и последняя — темно-зеленая, с головой оленя и сосудом.

Затем идут 6 Дам с северного направления: первая — синего цвета, с головой волка и знаменем; вторая — красная, с головой козла и столбом в руках; третья — черная, с головой свиньи и клубком человеческих внутренностей; четвертая — красная, с головой вороны, держащая в руках снятую с ребенка кожу; пятая — темно-зеленая, с головой слона и человеческим трупом в руках; шестая — синяя, с головой змеи, держащая клубок змей.

И, наконец, приходят еще 4 Дамы, они служат внешними привратниками мандалы.

С востока прибывает белая Дама с головой кукушки, держа железный крюк.

С юга прибывает желтая Дама с головой козы, держа клубок.

С запада прибывает красная Дама с головой льва, держа железную цепь.

С севера прибывает зеленая Дама с головой змеи, держа колокольчик.

ЛОРДЫ СМЕРТИ

Работа над этой ужасной Вселенной подходит концу, и каждая фигура в поле вашего зрения трансформируется в Лорда Смерти. Вы вскоре тоже осознаете, что вся Вселенная сейчас заполнена Лордами Смерти, невнятно говорящими демонами, которые разрывают тела на части и высасывают мозг, вырывают сердца и внутренности, швыряя вам в лицо угрозы.

Нет ничего удивительного в том, что под конец ужас станет настолько непереносимым, что вы, если можно так выразиться, упадете в обморок. Последним, что вы будете помнить о мирах бардо, будут мягкие объятия темного подсознания.

Рано или поздно вы, конечно, дойдете до конца. Неважно, сколько времени вы находились в беспамятстве, мы уже говорили, что после смерти время перестает играть какую-либо роль. Важно то, что демоны ушли. Все эти угрожающие, пьющие кровь сущности полностью исчезли. Но, кроме того, еще что-то изменилось. Ваш ум стал более ясным, мысли приобрели четкость. Оглянувшись вокруг, вы обнаружите, возможно, с удовлетворением, что вы снова вернулись с реальный, физический мир.

К тому же вам, кажется, вернули ваше прежнее тело.

На мгновение вам может даже показаться, что вы на самом деле никогда и не умирали. Возможно, это был почти смертельный опыт, полный ярких галлюцинаций божества и демонов. Но по мере того, как вы будете приближаться к своему старому дому и встречаться с живыми родственниками и друзьями, вы быстро осознаете, что это тело, которое вы занимаете, несмотря на всю его кажущуюся твердость, фактически является телом призрака. Вы можете легко проходить сквозь стены, когда пытаетесь заговорить с любимыми, они не слышат вас. Однако вы продолжаете цепляться за них, кричите, но они игнорируют вас.

Это лучше, чем что-либо еще, убедит вас, что вы, должно быть, все- таки умерли и теперь находитесь в некоем астральном теле. Уже и воспоминания о переживаниях в мире бардо исчезли, будто сон. Но от реальности не убежать: вы умерли и стали призраком. Осознание этого вызывает любопытные изменения в окружающей среде. По краям поля зрения появляется темный туман, серый и мрачный, как будто он вас окружает все плотнее.

В таком состоянии вам предстоит скитаться по земле в течение 21 дня[110]. Но это не доставит вам удовольствия. В вас есть нечто такое, что притягивает к природным бедствиям и катастрофам: пожарам, наводнениям, ураганам, лавинам. Вы понимаете, что ничто не может нанести вред вашему новому телу, однако продолжаете ощущать угрозу, как будто вас преследуют демоны.

Хотя ваше астральное тело кажется вам плотным и твердым, на самом деле вы являетесь бесплотным разумом. Вы вернулись в мир, но вы больше не являетесь астъю мира, и отсутствие физического якоря делает вас

нервным и беспокойным. Возможно, у вас будут возникать фантомные ощущения холода или боли. Вы будете подвержены таким эмоциям, как отчаяние и гнев. Иногда даже чувствовать, будто вы расстроены.

Но самое главное — это знание, что вы умерли, что вы теперь один и не имеете ни малейшего представления, что делать дальше.

В отчаянии вы можете даже заняться поиском старого тела, если оно еще не похоронено, не сгнило или не было кремировано, и попытаться вернуться в него. Но у вас ничего не выйдет. Правда в том, что ваше старое тело стало трупом, а мертвые не поднимаются из могил. Тогда вы начнете искать живое тело, которое можно было бы занять.

Есть реальные доказательства того, что свободный дух способен завладеть живым телом, и, если это так, то кажется вполне вероятным, что у вас может возникнуть подобная мысль на этой стадии процесса смерти. Но завладеть телом не просто, тело обладает хорошей защитой, и, если даже вашей морали не претит попытка выселить из тела его законного владельца, шансы на успех невелики.

Без тела видения из мира бардо могут возникнуть снова, но они уже не будут настолько структурированными и формализованными, как прежде. Вместо этого, будь вы тибетцем, твердо верящим в карму, или жителем Запада, боящимся совершить грех, вы можете узреть Лорда Смерти, свершающего над вами суд. Ваши прошлые проступки будут вам показаны столь ярко, что вы поймете: все ваши старые попытки врать и изворачиваться ни к чему не привели. Лорд Смерти найдет вас, схватит, накинет веревку на шею и будет рвать вас на части снова и снова.

Но это наказание, несмотря на весь ужас, является скорее символическим, нежели фактическим, так как вашему астральному телу невозможно нанести физический вред. Лорд Смерти в конечном итоге освободит вас, и вы вернетесь к пустому блужданию, более страшному, чем любое наказание.

Сейчас вы отчаянно нуждаетесь в новой физической оболочке и еще более отчаянно стремитесь к изменениям, любым изменениям в данных обстоятельствах. Все новое привлекает вас, как магнит.

И настанет такой момент, когда, наконец, возникнет что-то новое и захватывающее: появятся шесть огней: один — мягкий и белый, другой — красный, синий, зеленый, желтый и серый словно дым. Когда это случится, вы вряд ли поймете, что это огни шести буддистских миров, то есть белый огонь для мира богов, красный — для мира полубогов, синий — для мира людей, зеленый — для мира животных, желтый — для мира голодных призраков, серый — для мира ада. Один свет будет сиять более ярко, чем все остальные, и он вас будет очень сильно привлекать к себе. Скоро вы заметите, что ваше астральное тело приобрело тот же оттенок, что и этот свет. Вы начнете двигаться по направлению к нему.

В какой бы мир вы ни вступили, вы обнаружите, что вас привлекают пары, занимающиеся любовью, возможно, это вызвано воспоминаниями о самых приятных стимулах в вашем последнем воплощении. В то же самое время могут всплывать призрачные образы различных мест и ситуаций, в которых вы могли бы родиться заново. Некоторые из них привлекут вас больше, чем другие. Ваш интерес к занятиям любовью усилится. Вы, возможно, постараетесь приблизиться, чтобы лучше все рассмотреть.

В этот момент и произойдет зачатие. Вы обнаружите, что вас затянуло в матку, и вы растворились в клетках нового развивающегося организма.

Там вы проведете последующие девять месяцев, терпеливо ожидая возможности увидеть свет вашего очередного воплощения.

Или, возможно, нет. Я не был до конца честен с вами на протяжении трех последних глав, по крайней мере, я немного не договаривал. Бардо Тходол — это не просто описание процесса перерождения, но инструкция о том, как его избежать. Для тибетских мистиков конечная цель заключается в освобождении от самсары, в возможности разорвать колесо перерождений, которое непрерывно возвращает нас в мир страдания и боли. В Тибете Бардо Тходол читается вслух верующему перед смертью и его телу в течение нескольких дней после смерти в надежде на то, что это направит освободившийся дух на путь освобождения или, если попытка будет неудачной, обеспечит все же благоприятное перерождение.

Время выбрано превосходно. Тибетские мистики полностью поддерживают буддистскую доктрину непривязанности, а можно ли найти лучшее время для отказа от всего мирского, чем когда вы мертвы? Трудно работать с большим энтузиазмом в офисе, когда сердце остановилось, а мозг умер. Кроме того, есть совершенно особая возможность освободиться, доступная любому, вне зависимости от религиозных убеждений или уровня духовного развития, сразу после того, как наступит смерть. Если вы сможете осознать ее и ухватиться за нее, вы свободны.

Для исследования этого уникального момента мы должны возвратиться к процессу смерти, описанному ранее. Вспомните, что именно я говорил О ТОЧНОМ моменте смерти:

Ваш разу стал настолько тонки то в са и е о едва видите, о зате осле новени те нот в на инаете осознавать то роис одит вокру вас с совершенно иной то ки зрени. В олъше не за ер т в старо теле лежа е в остели.

Здесь важна фраза «мгновение темноты», как бы точно я ни старался ее передать, она все равно вводит в заблуждение. Этот момент в ретро с ективе кажется темнотой обморока, кратким мигом бессознательного состояния, вызванного забытьем. Но только в ретроспективе. Это, фактически, намного ближе к амнезии. Согласно тибетской мистической доктрине, в действительности происходит следующее.

Поскольку физические процессы прекращаются и чувства блекнут, само сознание начинает слабеть. В то же самое время важные и необратимые изменения происходят в вашей тонкой энергетической системе. Энергии,

которые обычно находятся в верхних половинах левого и правого каналов рца, начинают перемещаться вверх, чтобы слиться в кроновой чакре и войти в центральный канал.

Этот новый поток энергии смещает белую, подобную бусинке каплю тонкой сущности, пожертвованной вашим отцом во время зачатия. Поскольку капля смещается вниз в срединный канал, вы видите белый свет, подобный яркому лунному свету.

В то же самое время энергии в нижних половинах каналов рца также сливаются, на сей раз в основании спинного хребта. Они также входят в центральный канал, где начинают смещать вверх красную, подобную бусинке каплю энергии, которая была пожертвована вашей матерью во время зачатия. Движение вызывает субъективное ощущение красного света, несколько более яркого, чем белый свет, который вы уже ощущаете.

Нисходящее движение верхних энергий и восходящее движение нижних продолжается, пока две бусинки не встретятся на уровне сердца, и тогда вся энергетическая деятельность прекращается. В этот момент, «мгновение темноты» в предыдущем описании, вы ощутите яркий, пустой, сияющий свет, лишенный любых других особенностей и все же, так или иначе, охватывающий все и вся. Физическая смерть лишает вас всех физических структур, оставляя только фундамент, то есть разум, на котором построено все восприятие. Вы, если можно так выразиться, смотрите на то, что тибетцы называют Чистым Светом. Вы должны позволить тому, что осталось от вашего сознания, слиться с ним, и вы достигнете полного и окончательного освобождения.

К сожалению, большинство из нас никогда не осознает, что перед нами Чистый Свет. Он кажется нам огромным, ослепляющим, ужасающе ярким светом. Не имея достаточного количества духовных знаний и дисциплины, чтобы «ухватиться» за этот момент[111], мы паникуем и, как говорится в Бардо Тходол, улетаем из света.

Но это не простой полет. Чтобы защитить себя от ужаса бесплотного существования, вы начинаете автоматически и инстинктивно восстанавливать те внутренние структуры, которые позволили бы вам ощутить этот феноменальный мир, покинутый вами совсем недавно. К таким структурам относится энергетическое тело, возможно, электрическое поле с приложенным узлом сознания, которое позволяет вам повторно проснуться на смертном одре. Краткий миг возможности ушел. Ваша память содержит только момент пустоты. Есть такое увство, как будто призрак выскользнул из вашего тела в момент смерти, но это только иллюзия. Ваш настоящий «призрак» (астральное энергетическое тело) разрушился вскоре после смерти физического тела, но, поскольку вы не смогли вынести чистый свет просветления, вы построили себе еще одно тело, и это новый призрак, в котором вы сейчас и живете.

То, что происходит с вами после этого, также в значительной степени иллюзорно. Божества и демоны мира бардо точно иллюзорны. Ваше новое энергетическое тело на этих ранних этапах слабо и неполно. Это позволяет вам избежать ужаса чистого ума и ощутить в некоторой степени тот мир, который вы покинули. Но оно функционирует не полностью. Ваше сознание текуче и не способно в целом поддерживать знакомые структуры самсары. Вы дрейфуете, подобно человеку, который наполовину витает в мечтах, и склонны считать свои ощущения (возможно, мы сами не осознаем, насколько это верно) движением к духовному миру.

В действительности вас относит назад к Чистому Свету вашего первобытного разума. Но умственные и энергетические структуры, которые вы сейчас создали, пусть они и слабые, означают, что вы больше не способны воспринимать Чистый Свет так же непосредственно, как и в момент смерти. Теперь вы позволяете ему проявлять себя только в виде символов, проекций его собственной сущности, измененных психическими структурами, которые вы в настоящий момент создаете. Миры бардо могут казаться вам абсолютно реальным, но они, по сути, всего лишь мечты. Существа, которые возникают в них, все без исключения являются порождениями вашего глубинного разума.

Вот почему большая часть восприятия мира бардо принимает вид мандалы. Карл Юнг обнаружил, что мандалы, изображенные его пациентами, были портретами нефрагментированного разума. В вашем посмертном восприятии этого разума в мире бардо используются точно такие же символы.

Сначала проекции мягки, как это и должно быть при мистическом восприятии предельной реальности. Но, когда вы продолжаете идти изо дня в день из одного мира бардо в другой, вы продолжаете строить внутренние проекции уже на основе проекций, таким образом, проекции глубинного разума становятся все более искаженными, до тех пор, пока ваше внутреннее восприятие не наполнится параноидальным бредом о злостной Вселенной, заполненной разрушительными демонами.

На любом этапе процесса, как говорится в инструкциях Бардо Тходол, вы можете уйти от снов и кошмаров, если ризнаете и те е они в л юте на са о деле, — проекциями ваших собственных психических процессов и примите Чистый Свет, лежащий за ними.

Но, чем дольше вы откладываете принятие этого решения, тем сложнее это будет сделать.

На последних этапах вашего путешествия сознание начинает отдаляться от своей сути по мере того, как тонкое тело, которое вы строите, набирает силу. Ваши мысли снова обращаются к знакомым реалиям физического существования, воспоминания порождают желание, а желание возвращает вас в мир материи.

Многие тибетцы полагают, что, если карма определяет мир, в котором вам суждено переродиться, то именно ваши фантазии о сексуальных удовольствиях заставляют вас приближаться к парам, занимающимся любовью. Когда ваш дух подходит слишком близко в момент зачатия, его затягивает в матку, и с этого начинается ваша следующая жизнь.

«Тело» духа, то есть электрическое поле, с узлом сознания, являющимся его частью, участвует в программировании нового организма на клеточном уровне, и это дает начало развитию зародыша. Хотя в поле и содержатся некоторые отпечатки воспоминаний о вашем предыдущем существовании, они едва доступны для сознания, которое, в любом случае, изменяет свою природу по мере развития физического мозга. Следы некоторых самых серьезных травм или отличительных черт могут перейти в новое тело, но к моменту рождения, как правило, исчезают и они.

Теперь вы готовы начать свою следующую жизнь с чистого листа.

Глава 26

СНЫ О СМЕРТИ

При помощи техники осознанных сновидений, используемой в рамках йоги сновидений, вы можете сами прочувствовать, что значит оказаться в сиянии Чистого Света, а затем пройти через точную копию всех состояний бардо. Подобное упражнение позволит вам встретить смерть с полным осознанием всего происходящего.

Для тех, кто практикует йогу сновидений, такая тренировка будет полезной в любом случае, и это не зависит от уровня духовного развития индивида. Если ваша духовная практика уже довольно близко подвела вас к просветлению, тогда данное упражнение позволит вам перейти без страха и отвращения прямо в состояние Чистого Света, когда вы умрете, и остаться в нем. Вам не придется переживать состояния бардо. Вам больше не придется возрождаться. Освобождение и нирвана будут принадлежать вам.

Те, чей уровень духовного развития не столь высок, также имеют шанс достичь просветления. Даже если вам поначалу будет тяжело удержаться в состоянии Чистого Света, тренировки во время осознанных сновидений помогут вам, по крайней мере, распознать его и предугадать последующее появление иллюзорных состояний бардо. Осознание всего этого само по себе может быть достаточным для того, чтобы вы все-таки смогли остаться в состоянии Чистого Света, несмотря на небольшие трудности вначале.

От состояния Чистого Света человека отвращает, прежде всего, страх, именно поэтому даже начинающим будет полезна подобная тренировка в рамках йоги сновидений. Это позволит им понять, что в подобном сну состоянии смерти нет ничего страшного, и «убежище», которое дарует инкарнация, является не более чем пустой иллюзией. Иногда этого понимания достаточно, чтобы блокировать процесс перерождения и позволить индивиду, при наличии некоторых усилий и целенаправленности, исследовать страну Чистого Света.

эпилог

По крайней мере, один ученый[112] отметил, что есть два Тибета: страна, расположенная на Шмалайском плато, и Тибет, существующий в западном воображении.

Оба чрезвычайно интересны, но второй мало кто исследовал сознательно, уже не говоря о том, чтобы сравнить его с первым. Для западного человека Тибет является (или, по крайней мере, всегда был) страной тайн и чудес, это Шангри-ла, «really la»[113], как поется в бессмертной песне Луи Армстронга. Мы считаем Тибет оплотом духовности, населенным улыбчивыми, мирными людьми, чья преданность религии являет собой достойный пример для подражания.

Мы редко думаем о том, что тибетцы могут страдать от голода, подобно народам Африки. Мы никогда не думаем о том, что тибетцы могут планировать вторжение на территорию соседних стран, подобно некоторым политическим режимам Ближнего Востока. Мысль о коррупции в Тибете вообще за рамками воображения. Тибет — это Утопия. Тибет был раем, по крайней мере, до тех пор, пока в него не вторглись «нехорошие» китайцы.

Западное представление о Тибете является результатом работы воображения и представляет собой интригующую смесь правды и вымысла. Конечно же, верно, что Тибет стал одной из наиболее религиозных стран на планете. Это способствовало развитию экономики, которая фактически была системой обеспечения монастырей. 25 процентов населения были монахами или монахинями, находящимися на содержании оставшихся 75 процентов.

Тибетская религия не стала основой для некой церковной структуры власти (как это было во многих других странах мира), которая все свои усилия направляет только на накопление богатства и расширение своего политического влияния. Здесь присутствовал неподдельный интерес к духовности, тот же самый интерес, который породил методики личного развития, обрисованные в общих чертах в данной книге.

Но ничего из этого не делает Тибет Утопией. Как мы уже видели, мирные люди Тибета некогда были самыми сильными воинами в Азии. И даже потом, после стольких лет присутствия в жизни людей буддизма, всадники из области Кхампа (Khampa) по-прежнему были более известны своей свирепостью, нежели медитативными навыками. Более того, по мнению нынешнего Далай-ламы, правящие структуры Тибета, в конце концов, погрязли в коррупции и застое и были вынуждены срочно принять меры для осуществления модернизации и реформ.

Эта ситуация парадоксальна, но, если учесть эти особенности, становится понятным процесс развития, имевший место со второй половины XX века. До китайского вторжения Тибет на протяжении многих столетий оставался закрытой страной. В эпоху, когда туристическая лихорадка охватила практически весь мир, Тибет был terra in о nita. Всего лишь нескольким иностранцам было разрешено въехать в страну; и только несколько сотен тибетцев пожелали выехать из нее.

В результате огромные духовные ценности Тибета были сосредоточены в одной стране. Практически ничто не просачивалось во внешний мир.

Путь духа не всегда является прямым и однозначным, и китайское вторжение, каким бы оно ни было зверским, кровавым, необоснованным и аморальным, таким вот своеобразным образом послужило идее просветления. Когда стало очевидно, что маоистский Китай не имеет ни капли уважения к тибетской духовности, тибетская духовность, впервые за 500 лет, вышла за пределы Тибета.

Для остальной части мира это означало развитие, значение которого трудно переоценить. Сегодня тибетские религиозные общества имеются практически на каждом континенте. (Одно из них, к примеру, располагается не дальше, чем в одном дне пути от того места в Ирландии, где я сейчас пишу.) Каждое из них нацелено на то, чтобы сохранить плоды тибетской духовности и разделить их с другими. И если рядом с вашим домом нет ни одного такого общества, это не страшно, потому что теперь великие тибетские духовные тексты, которые некогда были одним из наиболее охраняемых секретов в мире, можно приобрести в «Amazon». В бумажном виде.

Что может быть проще? Это позитивная карма в действии. Надеюсь, что данная книга убедит вас воспользоваться этим преимуществом.

 

Приложение

ТИБЕТСКИЙ ЯЗЫК И ПРОИЗНОШЕНИЕ [114]

Было бы ошибкой говорить о тибетском языке так, будто существует всего один тибетский язык. Когда в 1950 году китайцы вторглись на территорию Тибета, они обнаружили, что язык, на котором говорят в монастырях, звучит совсем не так, как язык, на котором говорят простые люди. Был еще и третий язык, используемый только в суде, полный речевых формул для обозначения рангов и высказывания уважения. Настоящая пропасть лежала между письменным тибетским языком, который был, прежде всего, религиозным языком, и разговорным тибетским языком, сосредоточенным на мирских проблемах.

Усугубляло ситуацию и то, что существовали региональные различия в произношении. При условии, что письменная форма отражала произношение, принятое в самом начале эпохи буддизма в Тибете, то есть в VII столетии н. э., диалекты Западного Тибета и Кхампа (на Востоке) казались самыми близкими к источнику, в то время как Центральный Тибет и столица Лхаса отличались целым рядом модификаций.

В дополнение ко всем трудностям, китайцы обнаружили практически полное отсутствие обобщающих понятий. Тибетцы могли, например, говорить о тополе, ели или иве, но при этом отсутствовал обобщающий термин «дерево».

Было ясно, что нужно что-то делать. Китайцы поставили перед собой задачу установить «стандартный тибетский язык», основанный на языке Лхасы. Через 20 с лишним лет было признано, что прогресс есть, но дело движется вперед очень медленно, при этом захватчики сохраняли оптимизм и полагали, что утвержденные ими формы «в конце концов» получат распространение в народе.

Если уж китайцы столкнулись с трудностями, что говорить о Западных ученых. Тибетский и английский языки имеют разные алфавиты, поэтому попытки передать тибетские слова английскими буквами дают в результате очень приблизительные варианты. Из-за этого, а также из-за различий в произношении в самом Тибете может быть несколько вариантов транслитерации одного и того же тибетского слова. Например, «Лайинг» («Lying») и «Линг» («Ling») передают одно и то же тибетское слово.

В книге я пытался сделать транслитерации настолько простыми, насколько возможно, но несмотря на это могут возникать трудности. Следующий краткий справочник по произношению тибетских слов поможет читателю справиться с некоторыми из них.

Сочетание т (t) обычно не произносится, как один звук (как это бывает в английских словах t гее I гои t го). Вместо этого следует произносить два отдельных звука т (£) и (), как в слове «hot-house». То же самое относится и к сочетаниям д d к и дж

Буква (англ.) обычно звучит как () в слове id.К сочетанию следует применять правило из предыдущего абзаца, то есть следует произносить два звука, составляющих это сочетание, то есть (), как в слове «match-head». Буква эквивалентна английской в слове «joke».

Есть несколько очень распространенных и сугубо тибетских звуковых сочетаний, которые при транслитерации выглядят так: тс (/), как в слове «sights»; тс (I), где следует произносить два звука, тс (I) и (), как в слове «hall», обычно произносится, как в слове «zero», но может также звучать и как во французском языке, например, в слове «bon-jour». В некоторых системах транслитерации над буквой ставится значок, чтобы отобразить эту разницу.

Там, где тибетские транслитерации начинаются с сочетания из двух или трех согласных, как в слове ап («тайна») или or о («колесо»), первые буквы b d   не произносятся. Кроме того d также

не произносятся, когда они стоят в конце слова, при этом они изменяют предыдущую гласную, за исключением і е.

И, наконец, добавление к b изменяет их произношение. Ис

пользование сочетания b эквивалентно; становится п, как в слове «сапуоп»; звучит как в слове «church»; тогда как звучит как и в слове «church-hall».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: