п иг — передача определенных способностей, обычно передается от учителя к ученику. ига — житель царства полубогов. аіап ага а — тибетская горная цепь. ardo odo — Тибетская Книга Смерти.
ardo — дословно: «состояние сознания», но обычно используется для описания одного из промежуточных состояний, в которых человек находится после смерти до момента перерождения. дп — исконная религия Тибета. on oba — приверженец религии on.
udd а — просвещенный. Обычно используется для обозначения последнего Будды в истории, принца Гаутамы из Индии. ап ап — область на севере Тибета. ап — ритуальный колокольчик.
епге і — бог-покровитель Тибета. Считается, что он возрождается в образе Далай-ламы.
od — обряд магического самопожертвования, о ми — тибетские исторические хроники, написанные в XIII веке. a ini — духовное существо женского пола. a ai La а — светский и духовный лидер Тибета. а аги — маленький двойной барабан.
Ьи а — центральный энергетический канал человеческого тела. ore о ture — поза Лотоса в Хатха-йоге.
|
|
ore — ритуальный предмет. Также иногда используется для обозначения «алмазного тела», которое представляет собой природу Будды отдельного человека или божественную искру. ип on а а а — ранние буддистские священные писания. za bu L in — планета Земля.
zo а — тибетское горное племя, члены которого считают себя потомками, путешествующих в пространстве странников.
о еп — мистическое название, которое переводится как «великий отшельник». а — буква тибетского алфавита. dab- ton — кроновая чакра.
и — тибетский символ для обозначения священной жизненной силы.
Hung — тибетский слог.
і ten a t и — тибетские священные писания. ап епип а — вторая по высоте гора в мире. an in — труба из берцовой кости человека.
ar ut а — школа тибетского буддизма, основанная тибетским святым Марпой.
or ba — страдание; эквивалентно индийскому термину ап ага. or о — энергетический центр (чакра) человеческого тела. or — магический круг.
La — тибетский слог.
La а — тибетский монах.
La — чужая раса, эволюционировавшая в человеческую расу.
L а а — тибетская столица.
Lun о а — тибетский бегун в состоянии транса. а е etan — церемониальный бегун, который преследует демонов. а а — тибетские четки.
anda а — сбалансированное специальное изображение, используемое в медитации.
ir апа — состояние, достигаемое человеком, когда он преодолевает все двойственности и больше не перерождается.
О — мантрический звук, который, как считается, является основным во вселенной.
an еп La а — второй по значению лама Тибета после Далай-ламы. a Ri — самый высокогорный город в мире. urba — церемониальная стрела.
и ta а — маленький церемониальный образ священной книги.
|
|
Ra — тибетский слог.
Re а — легкая хлопчатобумажная одежда. Также данное слово в качестве производного используется для обозначения адепта «ггум-мо».
Ri а — ощущение недвойственности.
Rin о е — мистическое название, обозначающее в переводе «некто ценный».
Rirab L ип о — планета, с которой прибыли I. а.
R ап а — левый энергетический канал в человеческом теле.
Run — энергия, которая течет через каналы рца, эквивалентно «ки» в китайской акупунктуре.
Ro а — правый энергетический канал в человеческом теле.
Rt а — энергетический канал человеческого тела. а — тибетский слог.
a ad і — экстатическое состояние транса, считается, что оно предшествует состоянию нирваны. ап па — корневая чакра.
ап а — церемониальная раковина, используемая в качестве музыкального инструмента.
а — тибетский слог.
а и о а — тибетский монастырь, специализирующийся на подготовке бегунов «лунг-гом-па». и — энергия, содержащаяся в семенной жидкости. ап а — изображение Будды, используемое для защиты.
і і — тонкие сущности, пронизывающе все тело человека. in а — церемониальный цимбал, п и а — церемониальный трезубец. и а — существо, порожденное силой мысли. ага о ini — тантрическая богиня. id а — божество, опекающее ученика. ine — созерцательная медитация.
БИБЛИОГРАФИЯ
Bishop Peter, rea о о er. L.: Athlone Press, 1993-
Blofeld John, e antri ti і о ibet. N. Y.: E. P. Dutton & Co. Inc., 1970.
Brennan J. H. і о er Rein amation. L.: Aquarian Press, 1992.
Butler W. E. e а і ian і rainin and or. L.: Aquarian Press, 1963.
Clifford Terry, ibetan udd і t edi ine and iatr. Maine: Samuel Weiser Inc., 1990.
David-Neel Alexandra, nitiation and nitiate in ibet. L.: Rider, 1970.
David-Neel Alexandra and Lama Yongden. e e ret Ora ea in in і betan udd it e t. San Francisco: City Lights, 1971.
Evans-Wentz W. Y, ed. ibetan 0 a and e ret 0 trine Oxford: Oxford University Press, 1969.
Ford Robert, a tured in ibet. L.: Pan Books, 1958.
Govinda Lama Anagarika. oundation 0 ibetan ti і. Maine: Samuel Weiser Inc., 1969.
Guiley Rosemary Ellen, ar er n 0 edia 0 ti a and aranor a
erien e. San Francisco: HarperSanFrancisco, 1991.
Gyatso Geshe Kelsang. editation andboo. L.: Tharpa Publications, 1993-
Hodge Stephen and Boord Martin, e и trated ibetan 00 0 t e ead. New Alresford, Hants, England: Godsfield Press, 2000.
Houston Jean, e его and t e odde. L.: Aquarian Press, 1993-
Jansen Eva Rudy, in in 0. Holland: Binkey Kok Publications, 1997.
Kelder Peter, ibetan e ret 0 out and ita it. Wellingborough: Aquarian Press, 1988.
Landon Perceval. L a a. Published in two vols. L.: Hurst and Blackett, 1905. a і and ter in ibet. L.: Souvenir Press, 1967.
Rinpoche Sogyal. e ibetan 00 0 Li in and in. L.: Rider, 1992.
Snellgrove David L. and Hugh Richardson. и turn і tor 0 ibet. Ban- cock: Orchid Press, 2003.
Thurman Robert A. F. entia ibetan udd і. New Jersey: Castle Books, 1995.
e ibetan 00 0 t e ead. L.: Aquarian Press, 1994.
Yeshe Lama and Zopa Rinpoche. і do ner. Boston: Wisdom Publications, 2000.
ОБ АВТОРЕ
Джеймс X. (Херби) Бреннан является автором более 70 работ беллетристического и научного содержания. Некоторые из них стали международными бестселлерами. Книги Бреннана получили распространение в более чем 50 странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки и Австралии. Его серия приключенческих книг-игр для юных читателей «В поисках Священного Грааля» («Grailquest») имеет феноменальный успех во всем мире.
Автор начал свое интеллектуальное путешествие в очень раннем возрасте. Едва научившись читать, он занялся изучением психологии, и уже в 9 лет ему удалось загипнотизировать школьного товарища! В 24 года он был самым молодым редактором газеты в Ирландии. К 25 годам опубликовал свое первое произведение, а его работа «Дверь в астральный мир» («Astral Doorways»), посвященная собственному опыту внетелесных путешествий, стала классикой жанра.
Херби Бреннан — человек идей. Он занимается литературной работой, серьезно интересуется разработкой программного обеспечения, методиками самосовершенствования и исследованием теории реинкарнации. Он нередко выступает с лекциями и является частым гостем радио- и телевизионных программ в Великобритании и в Ирландии.
Если вы хотите связаться с автором или получить больше информации о данной книге, направляйте письма в издательство «Llewellyn Worldwide». Автор будет очень рад услышать ваши положительные отзывы о данной работе, а также о том, насколько она оказалась для вас полезной.
|
|
J. Н. Brennan
с/о Llewellyn Worldwide
2143 Woodale Drive, Dept. 0-7387-0713-9
Woodbury, MN 55125-2989, USA
Бреннан Джеймс X.
ТИБЕТСКАЯ МАГИЯ И МИСТИЦИЗМ Древняя мудрость с вершины мира
Подписано в печать 25.04.2011.
Формат 70x100 716- Печ. л. 12. Тираж 1000 экз. Заказ № Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции (Ж-005-93, том 953130 — литература по философским наукам, социологии, психологии
Издательская группа «Весь»
197101, Санкт-Петербург, а/я 518.
E-mail: info@vesbook.ru
Посетите наш сайт: http://www.vesbook.ru
Вы можете заказать наши книги:
в России («Книга — почтой») по адресу издательства: 197101, Санкт-Петербург, а/я 518, или на сайтах www.vesbook.ru, ЬИр://точка24.рф в Германии + 49(0) 721 183 1212.
+ 49(0) 721 183 1213. atlant.book@t-online.de www.atlant-shop.com в Белоруссии + 10(37517) 242 0752.
+ 10(37517)238 3852
в Украине магазин EZOP.UA + 38(044)578 2454 www.ezop.ua
Отпечатано в ОАО «Ярославский полиграфкомбинат» 150049, Ярославль, ул. Свободы, 97
1 Сомнительное утверждение. Согласно одному из тибетских преданий, учение бон 15-16 тысяч лет до н. э. было принесено из центральноазиатской страны Олмо Лун- гринг пробуждённым Тонпа Шенрабом. А тибетский термин «бон» можно перевести как «ритуал», точнее — «ритуальное речевое действие». — При е. ред.
3 Э едра, или хвойник, — род кустарников класса Гнетовые, содержит алкалоид эфедрин. — При е. ред.
3 Цитата из книги «Тибет. Его история, религия и люди» («Tibet: Its History, Religion and People»), Тхубтен Джигме Норбу и Колин Турнбулл (L.: Pelican Books, 1972).
1 Цитата из книги «Тибет. Его история, религия и люди» («Tibet: Its History, Religion and People»), Тхубтен Джигме Норбу и Колин Турнбулл (L.: Pelican Books, 1972).
1 Использование этого слова в данном контексте может ввести в заблуждение, поскольку словом «дордже» также называется ритуальный предмет. Изначально термин означал «молнию» или «бриллиант», отсюда и его особое употребление для описания тонкого тела.
3 Стандартная ссылка в мире буддизма, когда последователи заявляют, что находят прибежище в Будде, в его учениях и в буддийском священстве.
1 Тот факт, что вы читаете данную книгу, уже способствует осознанию этого вопроса, пусть и незначительно.
|
|
1 Цитируется У. И. Эвансом-Венцем в книге «и етска йо а и секреты е доктри н, Oxford: Oxford University Press, 1969-
2 Цитата приведена в книге Древн удростъ почтенным Гьятрулом Ринпоче. N. Y.: Snow Lion Publications, 1993.
1 «Кродхешвари» можно перевести как «Владычица гнева». — При е. ер.
www.e-puzzle.ru
www.e-puzzle.ru
[1] Цитата из книги «Тибет. Его история, религия и люди» («Tibet: Its History, Religion and People»), Тхубтен Джигме Норбу и Колин Турнбулл (L.: Pelican Books, 1972). — При е. ред.
[2] Как и в Древней Греции, боги считались существами капризными, зачастую враждебными и всегда опасными.
[3] Скорее «первичное пространство», «эфир». Тибетский аналог индуистского «ака- ши». — При е. ред.
[4] Сидд атт а Готама (пали) или Сиддхартха Гаутама (санскрит) — «потомок Гота- мы, успешный в достижении целей». — При е. ред.
[5] Западные комментаторы до сих пор зачастую приравнивают этот термин (что неправильно) к понятию «небеса», но еще чаще его сравнивают с состоянием блаженства. На самом деле исходное значение этого слова «пустота» или «ничто», прекращение страдания, которое предполагает состояние блаженства, сравнимое с облегчением, которое вы можете почувствовать, прекратив биться головой о кирпичную стену.
[6] В большинстве источников говорится о 49 днях медитации. — При е. ред.
[7] Жажда употребляется здесь в смысле обобщенных человеческих желаний. Источник желаний — привязанность и ненависть. — При е. ред.
[8] Ряд психологических, духовных и физических дисциплин, которые обещали силу и просвещение, но в то же время уводили в сторону от истинного послания Будды.
[9] Буддизм переживал настолько сильный упадок, что, в конце концов, фактически исчез из страны, которая его породила.
[10] Эта традиция сохраняется до сих пор. Государственный оракул — человек, в которого время от времени вселяется божество, в состоянии транса он делает предсказания для Тибетского правительства и Далай-ламы. — При е. ер.
[11] Британский автор Джон Симондс.
[12] Мескалин — психоделик, алкалоид из группы фенилэтиламинов. — При е. ред.
[13] Этот вывод бьи подтвержден в 2000 году в ходе проведения научного исследования в Шотландии. В рамках этого исследования ученые отметили несколько случаев, когда у пациентов была зафиксирована смерть мозга, и после этого, вернувшись к жизни, пациенты сообщали о своих воспоминаниях о том времени, когда они, судя по показаниям приборов, были мертвы. Это позволяет предположить, что их разум продолжал жить, несмотря на временную смерть головного мозга.
[13] В организационном плане движение «Новая Эра» (Нью эйдж) — это международная сеть маленьких групп, работающих ради общей цели — установления единой системы оккультных воззрений среди разных народов мира. В настоящее время существует около 5000 религиозных групп движения. — При е. ер.
[14] В действительности, количество гармоник, порождаемых кроновой чакрой, не является бесконечным, но оно очень велико. Если предположить, что количество энергетических потоков других чакр указано верно, тогда, по моим подсчетам, общее число гармоник кроновой чакры составит 4 423 680.
[15] Иногда встречается написание «тиг-ле» (<thig-le->) или даже «тигле» (<thigle->).
[16] По крайней мере, до китайского вторжения.
[17] Практики медитации связаны со способностью по желанию создавать в уме зрительные образы. — При е. ред.
[18] up аци (от лат. Affirmatio — подтверждение) — краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека. — При е. ред.
[19] Что интересно, в индуистской традиции сердечную чакру символизирует лотос с двенадцатью лепестками.
[20] Таким образом, линия начинается и заканчивается ментальной репрезентацией Высшего Небесного Будды.
[21] Будда Амитабха — один из пяти Дхьяни-будд, Будд Мудрости. — При е. ред.
[22] Что интересно, в еврейской каббале также присутствует концепт бесконечного света как символа реальности за миром явлений.
[23] Психология бессознательного (глубинная психология), в частности, Юнгианская школа, во многом разделяет Тибетскую традицию, и на первый взгляд обе они развиваются в одном направлении, но в Тибете подобные исследования начались на три века раньше.
[24] Не следует воспринимать число 84 буквально, оно всего лишь обозначает некоторую общность.
[25] Индийский учитель буддийской Тантры, внесший большой вклад в развитие тибетской формы буддизма. Известен также как Гуру Ринпоче (Драгоценный Учитель). — При е. ред.
[26] Ку ертино — небольшой город в округе Санта-Клара штата Калифорния, США — При е. ред.
[27] вила — город в Испании, административный центр одноименной провинции. — При е. ред.
[28] Речь о психологических приемах, а не об электромагнитных приборах. — При е. ред.
[29] Просветленный человек, которому суждено стать Буддой.
[30] Универсальная правда, которую возвестил сам Будда.
[31] Очевидно, это не бьио имя, с которым он родился, оно переводится как «зловещий и победоносный учитель зла».
[32] Еще в XX веке эта конструкция продолжала стоять где-то в Южном Тибете.
[33] Многие на Западе считают, что есть только один Будда, но это не так. Принц Гаута- ма, который основал религию, известную под названием буддизм, примерно за 500 лет до рождения Христа, был всего лишь одним из целого ряда будд прошлого и настоящего. Термин «будда» сам по себе означает «Просветленный».
[34] Далее мы рассмотрим эту дисциплину более подробно.
[35] Называется «дул тсон киил к op» («du t on і ог»), круг мандалы из цветного порошка.
[36] Используемые длины бьии относительными. Мандалы могут быть различных размеров, но их традиционные пропорции всегда остаются одинаковыми. Чтобы вызвать йидама, следует построить килкхор очень больших размеров.
[37] Одна из шести ортодоксальных школ в философии индуизма. — При е. ред.
[38] В веданте называется «т ап». Если быть точнее, термин «Бра ап» используется только для описания внешней, трансцендентной реальности, тогда как та же самая реальность, рассматриваемая в качестве внутренней и имманентной, называется «т ап». В этом кратком изложении основ веданты я для упрощения использовал термин «Бра ап» для обозначения обоих понятий.
[39] Цитата из работ великого и мудрого Патанджали, основателя Йоги.
[40] В книге «Мистики и а и и ета» («а і and ter in ibet»). L.: Souvenir Press, 1967.
[41] В описании приведен внешний облик богини, но вы должны также представлять, что внутри вы пусты, словно шар.
[42] В оригинальном тексте используется санскритский термин «тил» («#») или «кунжут», крошечное семя индийского растения. Я позволил себе заменить это растение тем, с которым западный читатель, возможно, лучше знаком.
[43] В индо-тибетском тантризме понятия «дакини» и «йогини» синонимичны. — При е. ред.
[44] В исходных тибетских текстах говорится, что нужно представлять по одной гласной и одной согласной в левом и правом каналах соответственно, но последующие инструкции дают ясно понять, что следует использовать весь алфавит.
[45] Для тех, кто не знаком с тибетским алфавитом, можно попробовать английский алфавит. Предварительные исследования показывают, что это работает не хуже.
[46] В индуистской традиции данная техника называется «бхастрика». — При е. ер.
[47] Это не очень логичная инструкция, но она точно передает то, что нужно сделать.
[48] В книге У. И. Эванс-Венц, «и етска йо а и тайн е доктрин» («ibetan о a and е ret о trine»). L.: Oxford University Press, 1969-
[49] На этом этапе вы можете столкнуться с интересным явлением, когда огонь будет появляться перед вашим мысленным взором еще до того, как вы этого в действительности пожелаете. Это явление подтверждает идею тибетцев о тесной связи между энергетической системой и зрительным воображением.
[50] В тибетских текстах довольно четко говорится, что «лунная жидкость» ассоциируется с семенем, но с другой стороны так же четко говорится, что семя и лунная жидкость — это не одно и то же.
[51] Кар а — это совокупность действий человека в предыдущих жизнях, определяющая его судьбу в будущих жизнях.
[52] Интересно, что многие изображения Будды показывают в этом месте выпуклость, однако чаще всего ее считают неким головным убором с орнаментом.
[53] Возможно, поэту и провидцу Уильяму Блейку самому удалось проникнуть в суть данного вопроса, после чего он написал, что «воображение — это доказательство существования Божественного».
[54] Впоследствии, однако, Юнг решил, что «гипотеза о духах лучше соотносится с феноменом медиумизма». Другими словами, медиумы действительно вступали в контакт с духами, а не просто с аспектами своего собственного глубинного разума.
[55] Таких свидетельств мало, но они существуют. Британский оккультист Дион Фортуне сообщала о появлении «астрального волка», видимого существа с твердым телом и некоторым весом, который, по ее мнению, был проекцией ее собственного подсознания.
[56] В западном научном сообществе принято считать: то, что мы называем «разумом», есть ничто иное, как результат работы нейронов головного мозга.
[57] Карма, конечно же, появляется во внешнем мире. В одной из следующих глав мы рассмотрим технику медитации в состоянии разума, освобожденного от всех мыслей, и узнаем, как это возможно.
[58] Что объясняет, почему многие недобрые люди живут хорошо.
[59] Сравните: когда вы идете спать в плохом настроении, вам снятся кошмары.
[60] По крайней мере, более консервативные буддийские доктрины с этим не согласны. Некоторые ученые считают, что это символические описания различных образов жизни.
[61] Российскому читателю более привычен термин «сансара», но «самсара» правильнее. — При е. ред.
[62] Если вы склонны считать, что страдание доставляет боль как таковая (а не желание избежать боли), стоит вспомнить, что мазохисты наслаящаются болью.
[63] Процесс освобождения для обычного тибетца, как и для большинства жителей Запада является противоречащим здравому смыслу. Жизнь учит нас: «1. Хватай то, что можно. 2. Смотри пункт 1». Процесс накопления положительных качеств, непосредственно вытекающий из морального образа жизни, требует от нас принять совершенно иную систему ценностей.
[64] Круглая, часто куполообразная конструкция, очень распространенная в Тибете до эпохи вторжения, использовалась в качестве часовни путешественниками.
[65] В одном тибетском источнике говорится, что подношением может служить шоколад. Хочу заметить, что, если Будда имеет что-то общее со мной, то такое подношение будет ему особенно приятно.
[66] В данном контексте совершенно не имеет значения то, что буддисты не смотрят на Будду как на единственного Бога или одного из богов. Даже когда он пребывал в своей наиболее одухотворенной форме, он считался всего лишь существом, которому удалось добиться освобождения от самсары.
[67] «Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель...»
[68] На санскрите термин звучит как «Триратна». — При е. ред.
[69] Община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих, сообщество носителей Закона (дхармы), хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды. — При е. ред.
[70] Тот, кто может достичь Чистого Света, но откладывает переход в это состояние из сострадания к остальным страдающим существам.
[71] Что, конечно, не очень хорошо и нежелательно.
[72] антра — одно из эзотерических течений индуизма. В индийской терминологии тантризм — учение о двуединой природе мира, в котором представлены мужское и женское начала, о нераздельном союзе блаженства и пустоты как мужского, так и женского начал. В тибетской и бонской терминологии Тантра определяется как система практик для достижения высшей реализации. Разнообразные толкования слова Тантра различными школами и группировками часто приводит к недоразумениям. Поскольку даже в Индии и в Тибете термином Тантра обозначают совершенно разные понятия, от обычной магии до пути к просветлению. — При е. ред.
[73] И, на самом деле, также и в индуистской.
[74] Который стал одним из пяти Будд Мудрости. — При е. ред.
[75] Но не забывайте, что это только на ало. Медитация — это то, чем можно заниматься в течение всей жизни, и впоследствии вам понадобится гораздо больше рекомендаций, чем вы сможете найти в одной главе одной книги.
[76] Термин чквали ицированн й» обозначает здесь не того человека, который провел академические исследования, а того, кто преуспел на духовном поприще. Такой человек едва ли имеет документы, подтверждающие его знания.
[77] В 2004 году.
[78] В книге «Бо и Эде а» («od о den»). L.: Headline, 1998.
[79] В книге чСвер естественное» («и emature»). L: Hodder and Staughton, 1973.
[80] В книге «айна истори древне о и та» («е ret і tor о п ient f»). L.: Piatkus, 2000.
[81] В книге «Бандит св енники и де он» («andit rie t and e on»). The Hague, Holland: Uitgeverij Sirius en Siderius, 1988.
[82] В оригинале использовалось слово «зун с» («zun»), обозначающее магическую формулу, то, что «захватывает».
[83] Что иногда переводится как «Слава Сокровищу в Лотосе», хотя фактическое значение не соотносится с использованием в мантре.
[84] Как бы там ни бьио, ученые только в конце XX века обнаружили, что у планеты есть основная вибрация, резонанс.
[85] В принесении даров есть тактильный аспект, поскольку к отдельным предметам необходимо прикасаться.
[86] Джон Блофельд, один из первых переводчиков китайской Книги Перемен.
[87] Если только у вас нет большого опыта в медитации.
[88] Включая массовое выборочное обследование, проводимое «ВВС» в Британии.
[89] Различия, меж тем, погребены под тяжестью допущений. Часто ли вы спрашивали человека рядом с собой, чтобы удостовериться, что вы с ним видите одно и то же в мельчайших деталях?
[90] Ад, голодные призраки, животные, люди, полубоги, боги.
[91] Хотя, как мы увидим далее, это не дарует освобождения от коллективной кармы.
[92] В Тибете традиционно принято начинать практику сна в 22 часа. Это означает, что начало второго этапа совпадает с полночью, а третий этап начинается примерно за 2 часа до рассвета. Хотя точное время здесь не играет большой роли, очевидно, что тибетские мудрецы, которые разрабатывали йогу сна, хорошо представляли себе естественные фазы сна.
[93] Парадокс, который заключен в светящемся черном объекте, менее резкий в воображаемом мире, как вы сами увидите в процессе визуализации.
[94] Отрицание смерти очень широко распространено. Когда я несколько лет назад написал книгу о смерти, некоторые издатели отказали мне по той простой причине, что «им не нравится думать на эту тему».
[95] Но не слепо. Например, когда ищут реинкарнацию Далай-ламы, прилагается много усилий, чтобы отыскать доказательства перерождения.
[96] Читатели, у которых есть дети-подростки, согласятся со мной.
[97] Как вы уже, возможно, поняли из предыдущих глав, тибетские мистики считают сны «объективными» мирами, нежели творениями отдельной личности.
[98] Точнее, просто «Книга Мертвых». «Тибетская» добавляется, чтобы не путать с древнеегипетской Книгой Мертвых — При е. ред.
[99] Когда это происходит с вами, это не очевидно.
[100] Один из пяти Дхьяни-будд. — При е. ред.
[101] Некоторые толкователи полагают, что это объятие содержит сексуальный подтекст и символизирует независимость двух аспектов просветления, олицетворяемых этими божествами.
[102] Один из пяти Дхьяни-будд. — При е. ред.
[103] Еще один термин для обозначения ритуального воплощения дордже, но этот термин содержит философские оттенки несокрушимой мудрости.
[104] Один из пяти Дхьяни-будд. — При е. ред.
[105] Считается, что драгоценный камень дарует желания, это еще один загадочный символ в контексте буддистской философии. — При е. ред.
[106] Один из пяти Дхьяни-будд. — При е. ред.
[107] Один из пяти Дхьяни-будд. — При е. ред.
[108] Читатели, знакомые с теорией соотнесения элементов со сторонами света в восточной эзотерической традиции, теперь понимают, что она несколько отличается от представлений тибетцев, как и некоторые цвета, ассоциируемые с элементами.
[109] Защитные изображения мандалы Будды на шелке с вышивкой. — При е. авт.
[110] Очень приблизительная и усредненная цифра. Фактический период определяется вашей кармой.
[111] Этот момент, согласно тибетской доктрине, действительно очень скоротечен.
[112] Питер Бишоп в своей книге Си сил («геа о о ег»), L.: Athlone Press, 1993.
[113] Слова из песни «Gone Fishin» Луи Армстронга (Shangrila, really la). — При е. ер.
[114] Речь в данном разделе идет об английском произношении тибетских слов, однако эта информация может быть весьма интересна и для русского читателя. — При е. ред.