Глоссарий тибетских терминов

п иг — передача определенных способностей, обычно передается от учителя к ученику. ига — житель царства полубогов. аіап ага а — тибетская горная цепь. ardo odo — Тибетская Книга Смерти.

ardo — дословно: «состояние сознания», но обычно используется для описания одного из промежуточных состояний, в которых человек находится после смерти до момента перерождения. дп — исконная религия Тибета. on oba — приверженец религии on.

udd а — просвещенный. Обычно используется для обозначения последнего Будды в истории, принца Гаутамы из Индии. ап ап — область на севере Тибета. ап — ритуальный колокольчик.

епге і — бог-покровитель Тибета. Считается, что он возрождается в образе Далай-ламы.

od — обряд магического самопожертвования, о ми — тибетские исторические хроники, написанные в XIII веке. a ini — духовное существо женского пола. a ai La а — светский и духовный лидер Тибета. а аги — маленький двойной барабан.

Ьи а — центральный энергетический канал человеческого тела. ore о ture — поза Лотоса в Хатха-йоге.

ore — ритуальный предмет. Также иногда используется для обозначения «алмазного тела», которое представляет собой природу Будды отдельного человека или божественную искру. ип on а а а — ранние буддистские священные писания. za bu L in — планета Земля.

zo а — тибетское горное племя, члены которого считают себя потомками, путешествующих в пространстве странников.

о еп — мистическое название, которое переводится как «великий отшельник». а — буква тибетского алфавита. dab- ton — кроновая чакра.

и — тибетский символ для обозначения священной жизненной силы.

Hung — тибетский слог.

і ten a t и — тибетские священные писания. ап епип а — вторая по высоте гора в мире. an in — труба из берцовой кости человека.

ar ut а — школа тибетского буддизма, основанная тибетским святым Марпой.

or ba — страдание; эквивалентно индийскому термину ап ага. or о — энергетический центр (чакра) человеческого тела. or — магический круг.

La — тибетский слог.

La а — тибетский монах.

La — чужая раса, эволюционировавшая в человеческую расу.

L а а — тибетская столица.

Lun о а — тибетский бегун в состоянии транса. а е etan — церемониальный бегун, который преследует демонов. а а — тибетские четки.

anda а — сбалансированное специальное изображение, используемое в медитации.

ir апа — состояние, достигаемое человеком, когда он преодолевает все двойственности и больше не перерождается.

О      — мантрический звук, который, как считается, является основным во вселенной.

an еп La а — второй по значению лама Тибета после Далай-ламы. a Ri — самый высокогорный город в мире. urba — церемониальная стрела.

и ta а — маленький церемониальный образ священной книги.

Ra — тибетский слог.

Re а — легкая хлопчатобумажная одежда. Также данное слово в качестве производного используется для обозначения адепта «ггум-мо».

Ri а — ощущение недвойственности.

Rin о е — мистическое название, обозначающее в переводе «некто ценный».

Rirab L ип о — планета, с которой прибыли I. а.

R ап а — левый энергетический канал в человеческом теле.

Run — энергия, которая течет через каналы рца, эквивалентно «ки» в китайской акупунктуре.

Ro а — правый энергетический канал в человеческом теле.

Rt а — энергетический канал человеческого тела. а — тибетский слог.

a ad і — экстатическое состояние транса, считается, что оно предшествует состоянию нирваны. ап па — корневая чакра.

ап а — церемониальная раковина, используемая в качестве музыкального инструмента.

а — тибетский слог.

а и о а — тибетский монастырь, специализирующийся на подготовке бегунов «лунг-гом-па». и — энергия, содержащаяся в семенной жидкости. ап а — изображение Будды, используемое для защиты.

і і — тонкие сущности, пронизывающе все тело человека. in а — церемониальный цимбал, п и а — церемониальный трезубец. и а — существо, порожденное силой мысли. ага о ini — тантрическая богиня. id а — божество, опекающее ученика. ine — созерцательная медитация.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Bishop Peter, rea о о er. L.: Athlone Press, 1993-

Blofeld John, e antri ti і о ibet. N. Y.: E. P. Dutton & Co. Inc., 1970.

Brennan J. H. і о er Rein amation. L.: Aquarian Press, 1992.

Butler W. E. e а і ian і rainin and or. L.: Aquarian Press, 1963.

Clifford Terry, ibetan udd і t edi ine and iatr. Maine: Samuel Weiser Inc., 1990.

David-Neel Alexandra, nitiation and nitiate in ibet. L.: Rider, 1970.

David-Neel Alexandra and Lama Yongden. e e ret Ora ea in in і betan udd it e t. San Francisco: City Lights, 1971.

Evans-Wentz W. Y, ed. ibetan 0 a and e ret 0 trine Oxford: Oxford University Press, 1969.

Ford Robert, a tured in ibet. L.: Pan Books, 1958.

Govinda Lama Anagarika. oundation 0 ibetan ti і. Maine: Samuel Weiser Inc., 1969.

Guiley Rosemary Ellen, ar er n 0 edia 0 ti a and aranor a

erien e. San Francisco: HarperSanFrancisco, 1991.

Gyatso Geshe Kelsang. editation andboo. L.: Tharpa Publications, 1993-

Hodge Stephen and Boord Martin, e и trated ibetan 00 0 t e ead. New Alresford, Hants, England: Godsfield Press, 2000.

Houston Jean, e его and t e odde. L.: Aquarian Press, 1993-

Jansen Eva Rudy, in in 0. Holland: Binkey Kok Publications, 1997.

Kelder Peter, ibetan e ret 0 out and ita it. Wellingborough: Aquarian Press, 1988.

Landon Perceval. L a a. Published in two vols. L.: Hurst and Blackett, 1905. a і and ter in ibet. L.: Souvenir Press, 1967.

Rinpoche Sogyal. e ibetan 00 0 Li in and in. L.: Rider, 1992.

Snellgrove David L. and Hugh Richardson. и turn і tor 0 ibet. Ban- cock: Orchid Press, 2003.

Thurman Robert A. F. entia ibetan udd і. New Jersey: Castle Books, 1995.

e ibetan 00 0 t e ead. L.: Aquarian Press, 1994.

Yeshe Lama and Zopa Rinpoche. і do ner. Boston: Wisdom Publications, 2000.

 

ОБ АВТОРЕ

Джеймс X. (Херби) Бреннан является автором более 70 работ беллетристического и научного содержания. Некоторые из них стали международными бестселлерами. Книги Бреннана получили распространение в более чем 50 странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки и Австралии. Его серия приключенческих книг-игр для юных читателей «В поисках Священного Грааля» («Grailquest») имеет феноменальный успех во всем мире.

Автор начал свое интеллектуальное путешествие в очень раннем возрасте. Едва научившись читать, он занялся изучением психологии, и уже в 9 лет ему удалось загипнотизировать школьного товарища! В 24 года он был самым молодым редактором газеты в Ирландии. К 25 годам опубликовал свое первое произведение, а его работа «Дверь в астральный мир» («Astral Doorways»), посвященная собственному опыту внетелесных путешествий, стала классикой жанра.

Херби Бреннан — человек идей. Он занимается литературной работой, серьезно интересуется разработкой программного обеспечения, методиками самосовершенствования и исследованием теории реинкарнации. Он нередко выступает с лекциями и является частым гостем радио- и телевизионных программ в Великобритании и в Ирландии.

Если вы хотите связаться с автором или получить больше информации о данной книге, направляйте письма в издательство «Llewellyn Worldwide». Автор будет очень рад услышать ваши положительные отзывы о данной работе, а также о том, насколько она оказалась для вас полезной.

J. Н. Brennan

с/о Llewellyn Worldwide

2143 Woodale Drive, Dept. 0-7387-0713-9

Woodbury, MN 55125-2989, USA

 

Бреннан Джеймс X.

ТИБЕТСКАЯ МАГИЯ И МИСТИЦИЗМ Древняя мудрость с вершины мира

Подписано в печать 25.04.2011.

Формат 70x100 716- Печ. л. 12. Тираж 1000 экз. Заказ № Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции (Ж-005-93, том 953130 — литература по философским наукам, социологии, психологии

Издательская группа «Весь»

197101, Санкт-Петербург, а/я 518.

E-mail: info@vesbook.ru

Посетите наш сайт: http://www.vesbook.ru

Вы можете заказать наши книги:

в России («Книга — почтой») по адресу издательства: 197101, Санкт-Петербург, а/я 518, или на сайтах www.vesbook.ru, ЬИр://точка24.рф в Германии + 49(0) 721 183 1212.

+ 49(0) 721 183 1213. atlant.book@t-online.de www.atlant-shop.com в Белоруссии + 10(37517) 242 0752.

+ 10(37517)238 3852

в Украине магазин EZOP.UA + 38(044)578 2454 www.ezop.ua

Отпечатано в ОАО «Ярославский полиграфкомбинат» 150049, Ярославль, ул. Свободы, 97

 

1 Сомнительное утверждение. Согласно одному из тибетских преданий, учение бон 15-16 тысяч лет до н. э. было принесено из центральноазиатской страны Олмо Лун- гринг пробуждённым Тонпа Шенрабом. А тибетский термин «бон» можно перевести как «ритуал», точнее — «ритуальное речевое действие». — При е. ред.

3 Э едра, или хвойник, — род кустарников класса Гнетовые, содержит алкалоид эфедрин. — При е. ред.

3 Цитата из книги «Тибет. Его история, религия и люди» («Tibet: Its History, Religion and People»), Тхубтен Джигме Норбу и Колин Турнбулл (L.: Pelican Books, 1972).

1 Цитата из книги «Тибет. Его история, религия и люди» («Tibet: Its History, Religion and People»), Тхубтен Джигме Норбу и Колин Турнбулл (L.: Pelican Books, 1972).

1 Использование этого слова в данном контексте может ввести в заблуждение, поскольку словом «дордже» также называется ритуальный предмет. Изначально термин означал «молнию» или «бриллиант», отсюда и его особое употребление для описания тонкого тела.

3 Стандартная ссылка в мире буддизма, когда последователи заявляют, что находят прибежище в Будде, в его учениях и в буддийском священстве.

1 Тот факт, что вы читаете данную книгу, уже способствует осознанию этого вопроса, пусть и незначительно.

1 Цитируется У. И. Эвансом-Венцем в книге «и етска йо а и секреты е доктри н, Oxford: Oxford University Press, 1969-

2 Цитата приведена в книге Древн удростъ почтенным Гьятрулом Ринпоче. N. Y.: Snow Lion Publications, 1993.

1 «Кродхешвари» можно перевести как «Владычица гнева». — При е. ер.

www.e-puzzle.ru

www.e-puzzle.ru


[1] Цитата из книги «Тибет. Его история, религия и люди» («Tibet: Its History, Religion and People»), Тхубтен Джигме Норбу и Колин Турнбулл (L.: Pelican Books, 1972). — При е. ред.

[2] Как и в Древней Греции, боги считались существами капризными, зачастую враж­дебными и всегда опасными.

[3] Скорее «первичное пространство», «эфир». Тибетский аналог индуистского «ака- ши». — При е. ред.

[4] Сидд атт а Готама (пали) или Сиддхартха Гаутама (санскрит) — «потомок Гота- мы, успешный в достижении целей». — При е. ред.

[5] Западные комментаторы до сих пор зачастую приравнивают этот термин (что не­правильно) к понятию «небеса», но еще чаще его сравнивают с состоянием блаженства. На самом деле исходное значение этого слова «пустота» или «ничто», прекращение стра­дания, которое предполагает состояние блаженства, сравнимое с облегчением, которое вы можете почувствовать, прекратив биться головой о кирпичную стену.

[6] В большинстве источников говорится о 49 днях медитации. — При е. ред.

[7] Жажда употребляется здесь в смысле обобщенных человеческих желаний. Источ­ник желаний — привязанность и ненависть. — При е. ред.

[8] Ряд психологических, духовных и физических дисциплин, которые обещали силу и просвещение, но в то же время уводили в сторону от истинного послания Будды.

[9] Буддизм переживал настолько сильный упадок, что, в конце концов, фактически исчез из страны, которая его породила.

[10] Эта традиция сохраняется до сих пор. Государственный оракул — человек, в кото­рого время от времени вселяется божество, в состоянии транса он делает предсказания для Тибетского правительства и Далай-ламы. — При е. ер.

[11] Британский автор Джон Симондс.

[12]        Мескалин — психоделик, алкалоид из группы фенилэтиламинов. — При е. ред.

[13] Этот вывод бьи подтвержден в 2000 году в ходе проведения научного исследова­ния в Шотландии. В рамках этого исследования ученые отметили несколько случаев, ког­да у пациентов была зафиксирована смерть мозга, и после этого, вернувшись к жизни, пациенты сообщали о своих воспоминаниях о том времени, когда они, судя по пока­заниям приборов, были мертвы. Это позволяет предположить, что их разум продолжал жить, несмотря на временную смерть головного мозга.

[13] В организационном плане движение «Новая Эра» (Нью эйдж) — это международ­ная сеть маленьких групп, работающих ради общей цели — установления единой си­стемы оккультных воззрений среди разных народов мира. В настоящее время существу­ет около 5000 религиозных групп движения. — При е. ер.

[14] В действительности, количество гармоник, порождаемых кроновой чакрой, не яв­ляется бесконечным, но оно очень велико. Если предположить, что количество энерге­тических потоков других чакр указано верно, тогда, по моим подсчетам, общее число гармоник кроновой чакры составит 4 423 680.

[15] Иногда встречается написание «тиг-ле» (<thig-le->) или даже «тигле» (<thigle->).

[16] По крайней мере, до китайского вторжения.

[17] Практики медитации связаны со способностью по желанию создавать в уме зри­тельные образы. — При е. ред.

[18]  up аци (от лат. Affirmatio — подтверждение) — краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый об­раз или установку в подсознании человека. — При е. ред.

[19] Что интересно, в индуистской традиции сердечную чакру символизирует лотос с двенадцатью лепестками.

[20] Таким образом, линия начинается и заканчивается ментальной репрезентацией Высшего Небесного Будды.

[21] Будда Амитабха — один из пяти Дхьяни-будд, Будд Мудрости. — При е. ред.

[22] Что интересно, в еврейской каббале также присутствует концепт бесконечного све­та как символа реальности за миром явлений.

[23] Психология бессознательного (глубинная психология), в частности, Юнгианская школа, во многом разделяет Тибетскую традицию, и на первый взгляд обе они развива­ются в одном направлении, но в Тибете подобные исследования начались на три века раньше.

[24] Не следует воспринимать число 84 буквально, оно всего лишь обозначает неко­торую общность.

[25] Индийский учитель буддийской Тантры, внесший большой вклад в развитие ти­бетской формы буддизма. Известен также как Гуру Ринпоче (Драгоценный Учитель). — При е. ред.

[26] Ку ертино — небольшой город в округе Санта-Клара штата Калифорния, США — При е. ред.

[27] вила — город в Испании, административный центр одноименной провинции. — При е. ред.

[28] Речь о психологических приемах, а не об электромагнитных приборах. — При е. ред.

[29] Просветленный человек, которому суждено стать Буддой.

[30] Универсальная правда, которую возвестил сам Будда.

[31] Очевидно, это не бьио имя, с которым он родился, оно переводится как «злове­щий и победоносный учитель зла».

[32]    Еще в XX веке эта конструкция продолжала стоять где-то в Южном Тибете.

[33] Многие на Западе считают, что есть только один Будда, но это не так. Принц Гаута- ма, который основал религию, известную под названием буддизм, примерно за 500 лет до рождения Христа, был всего лишь одним из целого ряда будд прошлого и настоя­щего. Термин «будда» сам по себе означает «Просветленный».

[34] Далее мы рассмотрим эту дисциплину более подробно.

[35] Называется «дул тсон киил к op» («du t on і ог»), круг мандалы из цветно­го порошка.

[36] Используемые длины бьии относительными. Мандалы могут быть различных раз­меров, но их традиционные пропорции всегда остаются одинаковыми. Чтобы вызвать йидама, следует построить килкхор очень больших размеров.

[37] Одна из шести ортодоксальных школ в философии индуизма. — При е. ред.

[38] В веданте называется «т ап». Если быть точнее, термин «Бра ап» используется только для описания внешней, трансцендентной реальности, тогда как та же самая ре­альность, рассматриваемая в качестве внутренней и имманентной, называется «т ап». В этом кратком изложении основ веданты я для упрощения использовал термин «Бра ап» для обозначения обоих понятий.

[39] Цитата из работ великого и мудрого Патанджали, основателя Йоги.

[40] В книге «Мистики и а и и ета» («а і and ter in ibet»). L.: Souvenir Press, 1967.

[41] В описании приведен внешний облик богини, но вы должны также представлять, что внутри вы пусты, словно шар.

[42] В оригинальном тексте используется санскритский термин «тил» («#») или «кун­жут», крошечное семя индийского растения. Я позволил себе заменить это растение тем, с которым западный читатель, возможно, лучше знаком.

[43] В индо-тибетском тантризме понятия «дакини» и «йогини» синонимичны. — При е. ред.

[44] В исходных тибетских текстах говорится, что нужно представлять по одной глас­ной и одной согласной в левом и правом каналах соответственно, но последующие ин­струкции дают ясно понять, что следует использовать весь алфавит.

[45] Для тех, кто не знаком с тибетским алфавитом, можно попробовать английский алфавит. Предварительные исследования показывают, что это работает не хуже.

[46]        В индуистской традиции данная техника называется «бхастрика». — При е. ер.

[47]        Это не очень логичная инструкция, но она точно передает то, что нужно сделать.

[48] В книге У. И. Эванс-Венц, «и етска йо а и тайн е доктрин» («ibetan о a and е ret о trine»). L.: Oxford University Press, 1969-

[49] На этом этапе вы можете столкнуться с интересным явлением, когда огонь будет появляться перед вашим мысленным взором еще до того, как вы этого в действитель­ности пожелаете. Это явление подтверждает идею тибетцев о тесной связи между энер­гетической системой и зрительным воображением.

[50] В тибетских текстах довольно четко говорится, что «лунная жидкость» ассоцииру­ется с семенем, но с другой стороны так же четко говорится, что семя и лунная жид­кость — это не одно и то же.

[51] Кар а — это совокупность действий человека в предыдущих жизнях, определяю­щая его судьбу в будущих жизнях.

[52] Интересно, что многие изображения Будды показывают в этом месте выпуклость, однако чаще всего ее считают неким головным убором с орнаментом.

[53] Возможно, поэту и провидцу Уильяму Блейку самому удалось проникнуть в суть данного вопроса, после чего он написал, что «воображение — это доказательство суще­ствования Божественного».

[54] Впоследствии, однако, Юнг решил, что «гипотеза о духах лучше соотносится с фе­номеном медиумизма». Другими словами, медиумы действительно вступали в контакт с духами, а не просто с аспектами своего собственного глубинного разума.

[55] Таких свидетельств мало, но они существуют. Британский оккультист Дион Фортуне сообщала о появлении «астрального волка», видимого существа с твердым телом и не­которым весом, который, по ее мнению, был проекцией ее собственного подсознания.

[56] В западном научном сообществе принято считать: то, что мы называем «разумом», есть ничто иное, как результат работы нейронов головного мозга.

[57] Карма, конечно же, появляется во внешнем мире. В одной из следующих глав мы рассмотрим технику медитации в состоянии разума, освобожденного от всех мыслей, и узнаем, как это возможно.

[58] Что объясняет, почему многие недобрые люди живут хорошо.

[59] Сравните: когда вы идете спать в плохом настроении, вам снятся кошмары.

[60] По крайней мере, более консервативные буддийские доктрины с этим не согласны. Некоторые ученые считают, что это символические описания различных образов жизни.

[61] Российскому читателю более привычен термин «сансара», но «самсара» правиль­нее. — При е. ред.

[62] Если вы склонны считать, что страдание доставляет боль как таковая (а не жела­ние избежать боли), стоит вспомнить, что мазохисты наслаящаются болью.

[63] Процесс освобождения для обычного тибетца, как и для большинства жителей За­пада является противоречащим здравому смыслу. Жизнь учит нас: «1. Хватай то, что мож­но. 2. Смотри пункт 1». Процесс накопления положительных качеств, непосредственно вытекающий из морального образа жизни, требует от нас принять совершенно иную систему ценностей.

[64] Круглая, часто куполообразная конструкция, очень распространенная в Тибете до эпохи вторжения, использовалась в качестве часовни путешественниками.

[65] В одном тибетском источнике говорится, что подношением может служить шоко­лад. Хочу заметить, что, если Будда имеет что-то общее со мной, то такое подношение будет ему особенно приятно.

[66] В данном контексте совершенно не имеет значения то, что буддисты не смотрят на Будду как на единственного Бога или одного из богов. Даже когда он пребывал в своей наиболее одухотворенной форме, он считался всего лишь существом, которому удалось добиться освобождения от самсары.

[67] «Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель...»

[68] На санскрите термин звучит как «Триратна». — При е. ред.

[69] Община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих, сообще­ство носителей Закона (дхармы), хранителей знаний и мастерства, которые из поколе­ния в поколение следуют путем Будды. — При е. ред.

[70] Тот, кто может достичь Чистого Света, но откладывает переход в это состояние из сострадания к остальным страдающим существам.

[71] Что, конечно, не очень хорошо и нежелательно.

[72] антра — одно из эзотерических течений индуизма. В индийской терминологии тантризм — учение о двуединой природе мира, в котором представлены мужское и жен­ское начала, о нераздельном союзе блаженства и пустоты как мужского, так и женского начал. В тибетской и бонской терминологии Тантра определяется как система практик для достижения высшей реализации. Разнообразные толкования слова Тантра различ­ными школами и группировками часто приводит к недоразумениям. Поскольку даже в Индии и в Тибете термином Тантра обозначают совершенно разные понятия, от обыч­ной магии до пути к просветлению. — При е. ред.

[73] И, на самом деле, также и в индуистской.

[74] Который стал одним из пяти Будд Мудрости. — При е. ред.

[75] Но не забывайте, что это только на ало. Медитация — это то, чем можно зани­маться в течение всей жизни, и впоследствии вам понадобится гораздо больше реко­мендаций, чем вы сможете найти в одной главе одной книги.

[76] Термин чквали ицированн й» обозначает здесь не того человека, который провел академические исследования, а того, кто преуспел на духовном поприще. Такой человек едва ли имеет документы, подтверждающие его знания.

[77] В 2004 году.

[78] В книге «Бо и Эде а» («od о den»). L.: Headline, 1998.

[79] В книге чСвер естественное» («и emature»). L: Hodder and Staughton, 1973.

[80] В книге «айна истори древне о и та» («е ret і tor о п ient f»). L.: Piatkus, 2000.

[81] В книге «Бандит св енники и де он» («andit rie t and e on»). The Hague, Holland: Uitgeverij Sirius en Siderius, 1988.

[82] В оригинале использовалось слово «зун с» («zun»), обозначающее магическую формулу, то, что «захватывает».

[83] Что иногда переводится как «Слава Сокровищу в Лотосе», хотя фактическое значе­ние не соотносится с использованием в мантре.

[84] Как бы там ни бьио, ученые только в конце XX века обнаружили, что у планеты есть основная вибрация, резонанс.

[85] В принесении даров есть тактильный аспект, поскольку к отдельным предметам необходимо прикасаться.

[86] Джон Блофельд, один из первых переводчиков китайской Книги Перемен.

[87] Если только у вас нет большого опыта в медитации.

[88]       Включая массовое выборочное обследование, проводимое «ВВС» в Британии.

[89] Различия, меж тем, погребены под тяжестью допущений. Часто ли вы спрашива­ли человека рядом с собой, чтобы удостовериться, что вы с ним видите одно и то же в мельчайших деталях?

[90] Ад, голодные призраки, животные, люди, полубоги, боги.

[91] Хотя, как мы увидим далее, это не дарует освобождения от коллективной кармы.

[92] В Тибете традиционно принято начинать практику сна в 22 часа. Это означает, что начало второго этапа совпадает с полночью, а третий этап начинается примерно за 2 часа до рассвета. Хотя точное время здесь не играет большой роли, очевидно, что тибетские му­дрецы, которые разрабатывали йогу сна, хорошо представляли себе естественные фазы сна.

[93] Парадокс, который заключен в светящемся черном объекте, менее резкий в вооб­ражаемом мире, как вы сами увидите в процессе визуализации.

[94] Отрицание смерти очень широко распространено. Когда я несколько лет назад на­писал книгу о смерти, некоторые издатели отказали мне по той простой причине, что «им не нравится думать на эту тему».

[95] Но не слепо. Например, когда ищут реинкарнацию Далай-ламы, прилагается мно­го усилий, чтобы отыскать доказательства перерождения.

[96] Читатели, у которых есть дети-подростки, согласятся со мной.

[97] Как вы уже, возможно, поняли из предыдущих глав, тибетские мистики считают сны «объективными» мирами, нежели творениями отдельной личности.

[98] Точнее, просто «Книга Мертвых». «Тибетская» добавляется, чтобы не путать с древ­неегипетской Книгой Мертвых — При е. ред.

[99] Когда это происходит с вами, это не очевидно.

[100] Один из пяти Дхьяни-будд. — При е. ред.

[101] Некоторые толкователи полагают, что это объятие содержит сексуальный подтекст и символизирует независимость двух аспектов просветления, олицетворяемых этими божествами.

[102] Один из пяти Дхьяни-будд. — При е. ред.

[103] Еще один термин для обозначения ритуального воплощения дордже, но этот тер­мин содержит философские оттенки несокрушимой мудрости.

[104] Один из пяти Дхьяни-будд. — При е. ред.

[105] Считается, что драгоценный камень дарует желания, это еще один загадочный сим­вол в контексте буддистской философии. — При е. ред.

[106] Один из пяти Дхьяни-будд. — При е. ред.

[107] Один из пяти Дхьяни-будд. — При е. ред.

[108] Читатели, знакомые с теорией соотнесения элементов со сторонами света в восточ­ной эзотерической традиции, теперь понимают, что она несколько отличается от пред­ставлений тибетцев, как и некоторые цвета, ассоциируемые с элементами.

[109] Защитные изображения мандалы Будды на шелке с вышивкой. — При е. авт.

[110] Очень приблизительная и усредненная цифра. Фактический период определяет­ся вашей кармой.

[111]      Этот момент, согласно тибетской доктрине, действительно очень скоротечен.

[112]       Питер Бишоп в своей книге Си сил («геа о о ег»), L.: Athlone Press, 1993.

[113]       Слова из песни «Gone Fishin» Луи Армстронга (Shangrila, really la). — При е. ер.

[114] Речь в данном разделе идет об английском произношении тибетских слов, однако эта информация может быть весьма интересна и для русского читателя. — При е. ред.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: