Заговение на Рождественский (Филиппов) пост

 

(Лк. 9; 37-42)
37 В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа.
38 Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на моего сына, он один у меня:
39 его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.
40 Я просил Твоих учеников изгнать его, и они не могли.
41 Иисус же, отвечая, сказал: о, неверный и развращенный род! как долго буду с вами и буду терпеть вас? приведи твоего сына сюда.
42 Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.

 

(1 Кор. 4; 9-16)

9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и людей.

10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,
12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;

13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

14 Не к вашему постыжению пишу это, но вразумляю вас, как моих возлюбленных детей.
15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
16 Поэтому умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

 

Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея), был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спаси­теля (Ин. 1, 43) он пошел за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин. 1,46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хле­ба 5-ти тысячам человек (Ин. 6,7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (Ин. 12, 21—22); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце (Ин. 14, 8).

После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил мла­денца, умершего на руках у матери. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвине­ния апостола Филиппа. Апостол Филипп обличил ложь первосвященни­ка, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Госпо­да, рассказав, как фарисеи подкупили воинов стражи, распустивших этот слух. Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на апостола Филиппа, они внезапно ослепли. По молитве апостола все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа. Апостол Филипп поставил им епископа, именем Наркисс (при­чтен к лику 70 апостолов).

Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, приняв­шего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством.

Из Азота апостол Филипп отправился в Иераполь Сирийский, где, под­стрекаемые фарисеями, иудеи подожгли дом Ира, принявшего к себе апо­стола Филиппа, а апостола хотели убить. Но, видя чудеса, совершенные апостолом: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хо­тевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока, —раскаялись и многие приняли святое Крещение. Поставив Ира епископом в Иераполь, апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и перенося страдания. Его и сопутствовавшую ему сестру Мариамну побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений.

Затем апостол прибыл во Фригию, в город Иераполь Фригийский, где было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умерт­вил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. Уз­нав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению жрецов хра­ма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Вар­фоломея. В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Висящий на кресте у храма ехидны апос­тол Филипп молился о спасении распявших его от последствий земле­трясения. Видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требо-жгь снятия с креста апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших и оставил им епископа.

Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте.

Сестра его Мариамна погребла его тело и вместе с апостолом Варфо­ломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей был распят (память 11 июня), Мариамна же проповедовала до своей кон­чины в Ликаонии (память 17 февраля).

 

Преподобный Филипп, в миру Феофил, был основателем Иранской пустыни. Не помнивший родителей, круглый сирота, 12-летний Феофил поселился вблизи Комельской обители и жил подаянием. Преподобный Корнилий (память 19 мая) принял благочестивого отрока в обитель и че­рез три года постриг в иночество с именем Филипп. Кроткий, смирен­ный и трудолюбивый, он, по ходатайству братии, был удостоен священ­ства. Стремление к высшим подвигам побудило его удалиться в Белозерскую округу. Здесь, пользуясь покровительством князя Андрея Шелешпанского, выделившего ему землю близ реки Ирапа, в 45 верстах от Череповца, преподобный поставил часовню во Имя Пресвятой Трои­цы и соорудил себе келию. Молва о святом пустыннике распространи­лась по всей округе, и к нему стали стекаться иноки. Вскоре на месте часовни была поставлена церковь во Имя Святой Живоначальной Трои­цы. Преподобный Филипп провел в пустыни 15 лет и скончался в возрас­те 45 лет. Мощи его были положены под спудом в Троицком храме. Над его гробницей была икона, написанная по видению иноком Феодосием. Вскоре после кончины святого Филиппа на месте его подвига возник Красноборский Филиппов монастырь.

Празднование преподобному Филиппу было установлено в конце XVI века. Рукописная служба ему относится к концу XVI века.

 

Святой правоверный царь Иустиниан и царица Феодора. Святой Иустиниан, выдающийся государственный деятель Византии, великий ревнитель Православия, строитель храмов и церковный писатель, был славянином, родом из Болгарии. В его царствование (527—565) Византия прославилась военными победами в Персии, Африке, Италии, в резуль­тате которых решительно искоренялось язычество среди вандалов и вест­готов. По распоряжению царя Иустиниана были закрыты языческие шко­лы в Афинах. С целью распространения христианства в пределах Малой Азии Иустиниан послал туда епископа Ефесского Иоанна, который кре­стил более 70 тысяч язычников. Царь приказал построить для новообра­щенных 90 церквей, щедро поддерживал храмовое строительство в им­перии. Лучшими постройками его времени считаются монастырь на Синае и храм Святой Софии в Константинополе. При святом Иустиниане было построено особенно много храмов во имя Пресвятой Владычи­цы нашей Богородицы. Будучи человеком разносторонне образованным, святой Иустиниан тщательно заботился об образовании церковных кли­риков и иноков, повелев преподавать им риторику, философию и бого­словие.

Благоверный государь много внимания и сил посвятил борьбе с оригенистами, возрождавшими ересь несториан. Против этих еретических измышлений святой Иустиниан составил песнь «Единородный Сыне и Слове Божий» и ввел обязательное ее пение в церквах. С этого времени и по сегодняшний день эта песнь поется на Божественной литургии перед малым входом. По повелению государя в 553 году был созван V Вселенс­кий Собор, осудивший учение Оригена и подтвердивший определения IV Халкидонского Собора. Святой император Иустиниан заботился о по­рядке, праве и законности в государстве. Под его руководством и надзо­ром было составлено полное собрание римских законов, дошедшее до нас под названием «Кодекс Юстиниана». «Новеллы» Иустиниана входят во все варианты русской Кормчей Книги.

В личной жизни святой Иустиниан соблюдал строгое благочестие, мно­го и усердно постился. Скончался святой царь Иустиниан в 565 году.

Вместе с императором к лику святых причислена супруга его и едино­мышленница императрица Феодора, скончавшаяся в 548 году. Она была сначала великой грешницей, сторонницей монофизитов, а потом раская­лась и вела добродетельную жизнь, соблюдая чистоту душевную и телесную.

 

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282—1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при им­ператоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способ­ностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все пред­меты, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятель­ности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в мо­настырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля), принял постриг и начал путь под­вижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вмес­те с его сестрами также приняла монашество.

После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память 12 марта) под­робное освещение получили внешние молитвенные приемы умного де­лания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное примене­ние умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. icuxia — покой, молчание), а сами практи­кующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глос­сии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью от­шельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу — совершал богослу­жение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у пред­стоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от об­щественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с бу­дущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинопо­ля, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельни­ков и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афа­насия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монасты­ря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не остав­лял уже до конца жизни.

А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назрева­ли события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значитель­ных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое бого­словие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Цер­квями. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом ду­ховной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Пу­тешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем сновав Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился снача­ла с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триа­ды в защиту святых исихастов» (1338). К1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама-так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Собо­ре 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются нечувственными и несотворенными. Учение Варлаамабыло осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закон­чены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский мо­нах Акиндин, и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341—1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328—1341). Акиндин выступил с рядом трак­татов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов ви­новниками церковных смут. Святитель написал подробное опроверже­ние домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347—1349), святитель Григорий Палама был освобожден и воз­веден в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года прода­вали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо про­должал проповедь христианской веры.

Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его пре­ставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константи­нопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354—1355, 1362—1376), ко­торый написал житие и службу святителю.

 

Священномученик Аверкий, архиепископ Волынский и Жито­мирский, родился в 1879 году в семье священника. В возрасте 31 года он принял монашеский постриг и вскоре был рукоположен в сан иеромона­ха. Став архиепископом, он продолжает свое служение Господу, но в 1937 году, претерпев несколько заключений и ссылок, священномученик приговаривается к расстрелу (+ 14 (ст. ст.) ноября 1937 года).

 

Священномученик Димитрий Михайлович Беневоленский постра­дал во время гонения на Церковь в 1937 году. 14 (ст. ст.) ноября его расстре­ляли и погребли в братской могиле, местонахождение которой неизвестно.

 












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: