Праведного Фулвиана, князя Ефиопского, во святом крещении Матфея (I)

Преподобного Сергия Малопинежского (+ 1585).

Священномученика протоиерея Феодора Ксенофонтовича Коле-рова и иже с ним убиенных мучеников Анания Бойкова и Михаила Болдакова (+ 1929).

 

(Лк. 14; 12-15)

12 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови твоих друзей, ни твоих братьев, ни твоих родственников, ни богатых соседей, чтобы и они тебя когда-то не позвали, и не получил ты воздаяния.

13 Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,
14 и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царстве Божьем!

 

(2 Тим. 24 20-26)

20 В большом хозяйстве есть утварь не только золотая и серебряная, но и деревянная, и глиняная. Часть её для почётного употребления, а другая - для непочётного.

21 Так же и тот, кто очистился от нечистого, станет утварью для почётного употребления, священной утварью, угодной хозяину и готовой для всякой доброй работы.

22 Беги же от желаний молодости и стремись к жизни праведной, к вере, любви и миру вместе со всеми, кто обращается к Господу от чистого сердца.

23 Избегай глупых споров, ибо знаешь, что они приводят к ссорам.

24 Слуга же Господний не должен спорить, а должен быть приветлив ко всем, быть искусным в наставлениях и терпеливым.

25 Он должен наставлять своих противников с мягкостью, в надежде, что Бог дарует им покаяние к познанию истины,

26 они образумятся и избегут сетей дьявольских, в которые они были пойманы, чтобы исполнять волю дьявола.

 

 

Святой апостол и евангелист Матфей, именуемый также Левием (Мк. 2,14; Лк. 5,27), апостол из двенадцати (Мк. 3,18; Лк. 6,45; Деян. 1,13), брат апостола Иакова Алфеева (Мк. 2,14). Был мытарем, то есть сборщником податей для Рима, ибо евреи находились под властью Римской империи. Он жил в галилейском городе Капернауме. Матфей, услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф. 9,9), оставил свою должность и пошел за Спасителем. Христос и Его ученики не отвергли приглашения Матфея и посетили его дом, где разделили трапезу с друзьями и знако­мыми мытаря — такими же, как и хозяин, мытарями и грешниками. Это событие чрезвычайно поразило фарисеев и книжников.

Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой вы­годой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иуде­ев за предателей и изменников родины и религии. Слово «мытарь» зву­чало для иудеев так же как слова «грешник» и «идолопоклонник». Говорить с сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним — оск­вернением. Но иудейские учители не могли понять, что Господь «при­шел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мф. 9,13).

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде оби­рал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостола­ми последовал за Христом. Святой Матфей внимал наставлениям Боже­ственного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами с проповедью к «погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10,6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и слав­ного Его Вознесения на небо.

Восприняв благодатные дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, апостол Матфей вначале 8 лет проповедовал в Палес­тине. Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, оста­вавшихся в Иерусалиме, святой апостол Матфей запечатлел в Евангелии зем­ную жизнь Спасителя мира — Богочеловека Иисуса Христа и Его Учение.

В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Мес­том написания Евангелия называют Палестину. Евангелие написано свя­тым Матфеем в 42-м году (по Рождестве Христовом) на современном ему еврейском языке и переведено на греческий. Еврейский текст до нас не дошел, но о нем напоминают многие лингвистические и культурно-ис­торические особенности греческого перевода текста.

Апостол Матфей проповедовал среди народа, имевшего вполне опре­деленные религиозные представления о Мессии. Его Евангелие являет­ся ярким доказательством того, что Иисус Христос — подлинный Мес­сия, предреченный пророками, и другого не будет (Мф. 11, 3). Речи и деяния Спасителя евангелист излагает в трех разделах, соответствую­щих трем сторонам служения Мессии: как Пророка и Законодателя (гл. 5—7), Царя над миром видимым и невидимым (гл. 8—25) и Первосвящен­ника, приносящего Жертву за грехи всех людей (гл. 26—27). Богословс­кое содержание Евангелия, кроме христологической темы, включает также учение о Царствии Божием и о Церкви, которое Господь излагает в притчах о внутренней готовности к вхождению в Царство (гл. 5—7), о достоинстве служителей Царства в мире (гл. 10—11), о признаках Цар­ства и его возрастании в душах человеческих (гл. 13), о смирении и про­стоте наследников Царства (18, 1—35; 19, 13—30; 20, 1—16; 25—27; 23, 1— 28), об эсхатологическом раскрытии Царства во Втором Пришествии Христовом и в повседневной духовной жизни Церкви (гл. 24—25). Цар­ство Небесное и Церковь тесно сопряжены в духовном опыте христиан­ства: Церковь есть историческое воплощение Царства Небесного в мире, а Царство Небесное есть Церковь Христова в ее эсхатологической совер­шенности (16, 18—19; 28, 18—20).

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию, Пер­сию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кон­чиной в Ефиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей про­поведью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника, по имени Платон.

Когда святой апостол усердно просил Бога об обращении ефиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, по­велел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими.

Когда святой апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана, одержимых нечистым духом. Святой апостол Именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим бо­гам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой, а вокруг костра поставить 12 идолов. Но пламя растопило идолов и опали­ло Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о поща­де, и, по молитве мученика, пламя улеглось. Тело святого апостола оста­лось невредимым, а он отошел ко Господу (+ 60).

Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений сво­их еще не оставил. По его приказу, тело святого Матфея положили в же­лезный гроб и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то сле­дует поклоняться Этому Единому, Истинному Богу.

В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Мат­фей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Вместе с епископом на берег моря пришел и правитель Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, постро­енный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, ко­торое дал ему, повинуясь повелению Божию. Вскоре святой Фулвиан-Мат-фей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Плато­на ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в пропо­веди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.

 

Преподобный Сергий Малопинежский (в миру Симеон) родился в 1493 году. Его отец, Маркиан Стефанович Неклюд, происходил из нов­городских бояр. Вместе с другими согражданами ушел из родных мест «в сторону студеного моря», когда Иваном III окончательно был покорен под власть Москвы вольный Новгород. Там, на севере, Маркиан Стефа­нович женился на Аполлинарии, девушке из богатой и благородной се­мьи. Благочестивые супруги воспитали своего сына Симеона в страхе Божием, дали ему хорошее образование, привили любовь «к книжному учению». Состарившись, Маркиан и Аполлинария по обоюдному согла­сию приняли монашеский постриг. Маркиан (в иночестве Матфей) был впоследствии игуменом Воскресенской обители в городе Кевроле. Апол­линария скончалась в схиме с именем Пелагия.

Симеон в возрасте 30 лет был рукоположен во пресвитера к церквям Преображения Господня и великомученика Георгия в Малопинежской волости. Святой пресвитер Симеон 62 года с любовью исполнял пастырс­кое служение. С апостольской ревностью он трудился над обращением языческой чуди. Успеху проповеди много способствовали редкие личные достоинства пастыря. Как отмечает летопись, имел он душу милости­вую и чистый помысл, сердце бодрое, смирение и крепость молчаливую, любовь воистину нелицемерную, был милостив к нищим до самоотвер­жения. В последний год своей жизни преподобный принял схиму с име­нем Сергий и скончался 16 ноября 1585 года. По завещанию святого, его похоронили около алтаря Преображенской церкви. Над могилой его была поставлена часовня. О многочисленных чудесах, которые совершались у могилы преподобного, повествует древнее рукописное сказание.

 

Священномученик протоиерей Феодор Ксенофонтович Колеров родился в семье священника. Назначенный в 1912 году настоятелем хра­ма Преображения Господня в г. Кимры, он быстро привлек внимание ве­рующих своими проповедями. Впав в обновленчество, отец Феодор, однако, быстро понял, что путь этот неправильный, и вернулся в лоно Ис­тинной Церкви. Пострадал священномученик 16 (29) ноября 1929 года, будучи расстрелян. Вместе с ним мученическую кончину приняли Ана­ния Бойков и Михаил Болдаков.

 


Вариант 4: 17-й день

 

Святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского (+ ок. 266—270). Преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика преподобного Сергия (+ 1426).

Преподобного Лазаря иконописца (+ ок. 857). Мученика Гоброна, во святом Крещении Михаила, и с ним 133-х воинов (+ 914) (Груз.). Святых Захарии и Иоанна.

Преподобного Лонгина. Преподобного Иустина. Святого Генна­дия Ватопедского. Святого Иоанна Олимпийского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: