Допускаемые напряжения на изгиб определяют для шестерни и колеса отдельно
[σ]F = [σ]FO · YA · YN, (3.36)
где [σ]F –допускаемое напряжение на изгиб для колеса первой ступени, МПа;
[σ]FO – базовое допускаемое напряжение изгиба при нереверсивной нагрузке для колеса первой ступени, МПа;
YA – коэффициент, вводимый при двустороннем приложении нагрузки;
YA =1,1 – реверсивная нагрузка;
YN – коэффициент долговечности.
Базовые допускаемые напряжения на изгиб [σ]FO определяются по формуле
[σ]FO = σ Flim · YR · Yx · Yδ / SF, (3.37)
где σ Flim – предел выносливости, определяемый на зубьях, МПа;
YR – коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности: при зубофрезеровании и шлифовании с Rz = 40 мкм
YR = 1;
Yx – коэффициент размеров (при проектном расчете Yx = 1);
SF - коэффициент запаса прочности, SF = 1,7.
Предел выносливости для колеса после ТВЧ, цементации σFlim=1050МПа [1].
Коэффициент долговечности YN определится по формуле
, (3.38)
где NFO – базовое число циклов нагружения, NFO = 4*10 6;
NFE – эквивалентное число циклов нагружения;
m – показатель степени кривой выносливости,
m =6 - при улучшении, нормализации;
m =9 - при закалке ТВЧ, цементация.
Эквивалентное число циклов нагружения NFE определяется по выражению
(3.39)
В случае получения NFE > NFO, YN = 1.
Результаты расчетов сводим в таблицу 3.2
Таблица 3.2 – Расчет передачи на изгибную прочность
Шестерня | Колесо |
σFlim=1050МПа [σ]FO = 1050 · 1 · 1 · 1 / 1,7=617,6МПа [σ]F =617,6∙1,17=722,6МПа | σFlim=1050МПа [σ]FO = 1050 · 1 · 1 · 1 / 1,7=617,6МПа [σ]F =617,6∙1,17=722,6МПа |
Определение межосевого расстояния из условия контактной прочности
аw= , (3.40)
где Ка – вспомогательный коэффициент, для прямозубых колес Ка = 450;
Кн – коэффициент нагрузки;
φа – коэффициент ширины.
Для предварительных расчетов допускается принимать Кн = 1,4 [1].
Коэффициент ширины, φа = 0,25.
Подставляя значения в выражение (2.11) получаем
а w = мм
Назначаем аw = 400мм.