На рынке продаются не только ресурсы, товары и услуги, на рынке также реализуются и фирмы через процессы слияния и поглощения фирм. Чистая теория слияний исходит из того, что руководство активной фирмы эффективно использует собственные ресурсы и так же эффективно планирует их использование на приобретенном предприятии. Приобретения могут осуществляться в виде групп сделок:
1) согласованное слияние – когда фирма А приобретает фирму Б на условиях, которые рекомендованы руководством фирмы Б держателям ее акций;
2) оспариваемые поглощения – обычно реализуются при помощи предложения о покупке акций фирмой А, непосредственно у их держателей, минуя руководство данной компании;
3) отторжение – когда фирма А продает фирме Б одно из своих подразделений;
4) выкуп управляющими – этот вид сделки схож с предыдущей, за исключением того, что филиал продается не другой фирме, а его управляющим.
С точки зрения рынков, к которым принадлежат фирмы-участницы, слияние классифицируется на следующие виды:
- горизонтальные слияния, когда обе фирмы действуют на одном и том же продуктовом рынке;
- вертикальные слияния происходят тогда, когда фирма приобретает или фирму-поставщика, или фирму-покупателя.
- конгломеративные слияния происходят в случае, когда между двумя сливающимися фирмами нет ни горизонтальной, ни вертикальной связи.
Мотивами слияний могут служить: предположение об усилении рыночной власти фирмы, т.к. после слияния увеличится степень рыночной концентрации, и это даст объединенной фирме большую рыночную власть; стремление к сокращению рекламных и других расходов на стимулирование сбыта; расчет на выигрыш от синергии, недоступный в другом случае, например реализация экономии масштаба.
Слияния фирм приводят к явным выгодам от таких действий:
1) слияние позволяет приобрести специфический ресурс в виде организованного производителя, имеющего собственный механизм комбинации ресурсов;
2) при слиянии автоматически увеличивается доля фирмы на рынке;
3) слияние позволяет обойти барьеры входа на рынок, так как приобретенная фирма – уже участник данного рынка;
4) слияние резко уменьшает временной лаг начала бизнеса, поскольку для реализации инвестиционной программы требуется значительное время;
5) степень риска организации бизнеса на купленном предприятии и на проверенном рынке значительно ниже, чем при реализации собственной инвестиционной программы.