Характеристика типов рыночных структур

Особый интерес в экономике отраслевых рынков привлекают активные (доминирующие) фирмы. Характерные черты построения их поведения на отраслевых рынках определяют условия либо конкурентного окружения, либо монополизации рынка. В современной экономике встречаются разнообразные типы отраслевых рыночных структур – конкурентные и неконкурентные. Особое внимание уделяется монополизированным рынкам и олигополиям, в которых фирмы оказывают существенное влияние на изменение рыночной конъюнктуры.

Среди наиболее распространенных типов рыночных структур выделяют совершенную конкуренцию, монополию, монополисти­ческую конкуренцию и олигополию. В таблице 1 приведены сравнительные характеристики четырех основных типов рыночных структур по параметрам структуры рынка. В ней отражается взаимосвязь между фундаментальными предпосылками моделей и характеристиками рыночных структур.

Однако, следует отметить, что в современной экономике монополии и рынок совершенной конкуренции практически не существуют. Рынок совершенной конкуренции – это идеальная модель, на этом рынке нет дифференциации продуктов, то есть продавцы торгуют одинаковым товаром по одинаковой цене, что в действительности почти не встречается, так как практически каждый производитель сегодня пытается наделить свой товар особенными качествами, чтобы продать его подороже, чем конкуренты. Исключением может быть рынок некоторых сельхозпродуктов (например зерна). Что касается монополий, то еще в начале 20 века, после мирового экономического кризиса, с ними начали бороться, т.е. крупные фирмы стали дробить, появились антимонопольные комитеты. Это связано с тем, что фирма-монополист для увеличения прибыли может увеличить либо объем выпускаемой продукции, либо цену, причем что-то только одно из двух. Увеличивать объем выпуска монополисту не выгодно - вырастут затраты, поэтому он будет увеличивать цену получая сверхприбыль, так как конкурентов в отрасли у него нет. На сегодняшний день монополии в чистом виде исчезли совсем. На отраслевых рынках работают только так называемые - естественные монополии (РЖД, водоканал и т.д.). Это крупные предприятия, инфраструктура которых имеет расширенный сетевой характер (провода, трубы, рельсы). Увеличение цен на продукцию этих предприятий отчасти регулирует государство, поэтому в чистом виде они не могут считаться монополиями.

 

 

Таблица 1- Характеристика основных рыночных структур

Критерии, определяющие структуру рынка

Совершенная конкуренция

Монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Степень влияния продавцов на установление рыночной цены

Продавцы не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены

Цену устанавливает продавец   Продавцы оказывают влияние на установление рыночной цены   Продавцы имеют возможность воздействовать на установление рыночной цены

Наличие стратегического взаимодействия продавцов на рынке

Нет стратегического взаимодей-ствия продавцов на рынке   Не предполагается стратегическое взаимодействие одного продавца на рынке Нет стратегического взаимодействия продавцов на рынке   Существует стратегическое взаимодействие продавцов на рынке  

Условия входа на рынок

Вход свободен   Вход полностью блокирован   Вход свободен   Вход может быть блокирован или свободен

Степень влияния покупателей на установление рыночной цены

Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены Покупатели не оказывают ни­какого влияния на установление рыночной цены

Параметры структуры рынка

Совершенная конкуренция   Монополия   Монополистическая конкуренция Олигополия  

Численность покупателей на рынке и их дифференциация по объему покупки

Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка

Численность продавцов на рынке и их дифференциация по объему продаж

Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка   Один продавец на рынке   Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка   Несколько про­давцов на рынке, объем продаж каждого из которых достаточно велик по отношению к размеру рынка

Характеристика товара

Продукты различных продавцов однородны   Не существует близких продуктов – заменителей товара   Продукты различ­ных продавцов неоднород-ны (дифференциация продукта) Продукты различных продавцов могут быть однородны и неоднородны

Барьеры входа на рынок

Барьеры входа не существуют   Технологические или другие барьеры полностью блокируют вход Барьеры входа не существуют   Технологические или другие барьеры входа возможны, но не обязательны
           

 

Власть фирм на отраслевом рынке. Показатели рыночной власти

Источник рыночной власти, как правило, заключен в высокой концентрации продавцов или захвате обширной доли рынка. Существуют два основных параметра для оценки уровня рыночной концентрации: численность продавцов на рынке (производителей в отрасли) и распределение рыночных долей фирм, реализующих товар на данном рынке.

Уровень концентрации считается выше, если на рынке функционирует меньшее число фирм. При одинаковом числе фирм на рынке уровень концентрации выше, чем больше неравномерность в распределении рыночных долей.

Для измерения рыночной концентрации используются различные показатели среди которых следует выделить: коэффициент концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Линда, коэффициент Джини.

    Коэффициент концентрации.  Измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

,                 (1)

где  – размер фирмы (например, рыночная доля);

  k – количество фирм, для которых рассчитывается показатель.

Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Рыночная доля измеряется в относительных долях (0 < Y < 1). Для одного и того же числа крупнейших фирм: чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции. Выделяют следующие критерии сопоставления рыночных структур:

- рынок считается неконцентрированным при значениях индекса   ниже 45%;

- умеренно концентрированным при 45 – 70%;

- высококонцентрированным при > 70%.

Показатель индекса концентрации имеет ряд недостатков. Он не показывает, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также относительную величину фирм из выборки. С этой особенностью индекса концентрации связана возможная неточность при его использовании.

Пример: 5 крупнейших фирм на рынке с рыночными долями: 29%, 21%, 18% и 11%

Найти индекс концентрации и сделать вывод

Ск = 0,29 +0,21 +0,18 +0,11 = 0,79% - концентрация высокая

Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Это показатель концентрации на отраслевом рынке, или, иначе говоря, распределения рыночной власти между всеми участниками рынка. При расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наименьшей к наибольшей:

            (2)

где  - рыночная доля фирмы i на рынке;

n – количество фирм на рынке

Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке. По значению индекса Херфиндаля-Хиршмана выделяют три типа рынка:

– рынки с высоким уровнем концентрации (монополистические рынки) 1800<HHI<10000 при таком значении индекса антимонопольный комитет будет проверять отраслевой рынок.

– рынки с сильным концентрации (олигополистические рынки) 1 000 < HHI < 1 800

– рынки с низким уровнем концентрации (конкурентные рынки) HHI < 1 000

Пример

На отраслевом рынке 9 фирм.  Доли фирм на рынке:

1 фирма 30%,

2 фирма 22%,

3 фирма -11%,  

4 фирма 9%,

5 фирма -8%,

6 фирма -6%,

7 фирма -5%,

8 фирма -5%,

9 фирма -4%

Рассчитать индекс Херфиндаля-Хиршмана и сделать выводы

ННI = 302 +222 + 112 +92 +82 +62 +52+52 +42 = 900+484 +121 +81+64+36+25+25+16 = 1753 – рынок сильной концентрации (олигополия)

Разрешит ли антимонопольный комитет объединение 5 и 9 фирмы

8+4 = 12%

. ННI = 302 +222 + 112 +92 +122 +62 +52+52 = 900+484 +121 +81+144+36+25+25 =1816 – рынок с высоким уровнем концентрации HHI>1800, поэтому антимонопольный комитет не разрешит объединение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: