Подходы к изучению организации отраслевых рынков

Кафедра «Экономика, управление и финансы»

 

 

ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

 

Учебное пособие  по дисциплине «Теория отраслевых рынков»

Для студентов всех направлений, всех форм обучения

 

Нижний Новгород 2016

 

 

Общие понятия экономики отраслевых рынков

Субъекты отраслевого рынка

Любая экономическая система состоит как минимум,  из трех группы экономических агентов: государство, представители бизнеса (фирмы) и домохозяйства.

Домохозяйства могут быть представлены отдельными лицами или группами лиц, совместно принимающих решения, например семьями. Домохозяйство взаимодействует с другими субъектами рынка и в экономической системе играет двоякую роль с одной стороны как поставщик ресурсов, с другой стороны как потребитель товаров и услуг. Например, как поставщик предлагают фирмам рабочую силу, а как потребитель домохозяйства приобретают необходимые изделия для личного потребления или домашнего производства. Доходы домохозяйств облагаются налогами – так осуществляется взаимодействие между домохозяйствами и государственными органами. Сбережения домохозяйств размещаются в финансовых институтах, таким образом, домохозяйства становятся участниками финансового рынка.

Бизнес (фирмы) делится на две группы: первая поставляет готовую продукцию на рынок товаров и услуг, вторая группа обслуживает эти производящие фирмы (банки, биржи, складские хозяйства, связь, транспорт, страховые компании). Главной функцией фирм является преобразование ресурсов в блага. Они выполняют столь же двойственную функцию, как и домохозяйства, с той лишь разницей, что на рынке факторов производства они выступают в роли покупателей, приобретая материальные и трудовые ресурсы, а на рынке благ – в роли продавцов, реализуя произведенные товары и услуги. Денежные средства, временно не задействованные в бизнесе, фирмы размещают на финансовом рынке, а недостающие деньги получают на этом же рынке в виде кредитов; доходы фирм облагаются налогами, а правила поведения фирм устанавливаются государством.

Государство выступает главным хозяйствующим субъектом при любой экономической системе. Оно выступает как потребитель ресурсов для организации производственной деятельности по выпуску товаров и услуг, а так же реализует произведенные товары на рынке. Таким образом, государство, как и домохозяйства, и фирмы, играет на рынке двоякую роль: потребителя и поставщика. Государство кроме установления правил в экономике и взимания налогов, пошлин также может участвовать в осуществлении ряда программ: социальных, военных, экологических, экономических.

В современном мире у каждого из институтов – гражданского, государственного и рыночного – есть своя, присущая им роль в удовлетворении потребностей нормально функционирующего общества. Многообразие контактов между субъектами рыночной организации является базой для развития различных рынков: финансового, ресурсного, товарного и рынка труда.

Дисциплина «Экономика отраслевых рынков» исследует преимущественно товарные рынки, на которых в качестве субъектов присутствуют институты бизнеса, государства и домохозяйства.

 

Подходы к изучению организации отраслевых рынков

Подходы к изучению организации отраслевых рынков изначально связывают  с работами А. Смита и А. Маршалла, посвященными классическому подходу к теории фирмы и рынка совершенной конкуренции. Далее в XIX в. О. Курно и Ж. Бертран исследовали рыночные равновесия, включая выработку дуополиями стратегий по определению эффективного объема производства. При этом работы О. Курно направлены на принятие решений в области объема производства, а работы Ж. Бертрана ориентированы на цену.

В начале ХХ в. сформировались основные подходы к анализу организации отраслевых рынков: гарвардская школа и чикагская школа. Первый подход можно назвать системным подходом (с точки зрения парадигмы, получившей название «структура – поведение – результат»). Второй подход базируется на использовании моделей микроэкономики и теории ценообразования.

Гарвардская парадигма была разработана профессорами Гарвардского университета Э. Мэйсоном и Д. Бэйном в 1930-50-е гг. В центре данного подхода выделяются три основных элемента. В упрощенном виде это выглядит следующим образом: структура некоторого рынка (например, олигополия) определяет тип рыночного поведения вовлеченных в нее рыночных агентов (например, ценовой сговор предприятий), что, в свою очередь, определяет результаты функционирования рынка и предприятия (например, высокий уровень прибыльности) (рис. 1).

Структура рынка Поведение фирмы Результативность рынка

Рис.1. Базовая парадигма экономики отраслевых рынков

«структура – поведение – результат»

Позднее стал использоваться более сложный вариант предложенной парадигмы, вариант с обратными связями, в котором присутствует еще один важный элемент – государство. Государственные органы могут непосредственно воздействовать на результативность отраслевого рынка и его структуру. Но при этом вмешательство государства не допустимо, если отраслевые рынки самостоятельно осуществляют эффективную деятельность.

Результативность функционирования отраслевых рынков значительно зависит от поведения продавцов и покупателей. Поведение продавцов и покупателей в свою очередь, зависит от сложившейся структуры соответствующих отраслевых рынков: количества продавцов и покупателей, наличия  барьеров для входа на отраслевой рынок новых производителей, степени дифференциации продукта, развитости  рыночной инфраструктуры.

Представители Чикагской школы характеризуют отраслевой рынок с позиций микроэкономики. Развитие этого подхода связано с достижениями в области теории ценообразования, с одной стороны, и с доступностью статистической информации на более детальном микроэкономическом уровне – с другой.

Исследование экономики отраслевых рынков основано главным образом на теоретической базе микроэкономики, посредством методов которой определяется конкурентоспособность фирмы на рынке. Кроме этого данной дисциплиной используются методы маркетинга и менеджмента, позволяющие определить место фирмы на рынке и возможности привлечения новых покупателей  (рис. 2).

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

Маркетинга Конкуренции Менеджмента
Где и как применять стимулирование сбыта Как реагировать на действия конкурентов Как завоевать достойное место на рынке

 

Рис. 2. Теоретический фундамент экономики отраслевых рынков

 

В современных исследованиях в области экономики отраслевых рынков получили существенное развитие три направления исследований:  применение теоретико-игровых моделей в анализе олигополистических рынков; использование теории трансакционных издержек; разработка теории состязательных рынков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: