Дополнительного образования
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
СОСТАВИТЕЛЬ: | Кожина Ирина Анатольевна, педагог-организатор МАОУДО ДЮЦ |
РЕЦЕНЗЕНТ: | Ганькова Елена Геннадьевна, педагог дополнительного образования МАОУДО ДЮЦ |
ВЕРСТКА: | Конев Степан Иванович, оператор электронного набора и верстки МАОУДО ДЮЦ |
Содержание:
Экология в современной школе Белозерцева М.А. | 4 |
Практика экологического воспитания обучающихся в МАОУ«Морская кадетская школа» Темежникова Н.Н. | 7 |
Внеурочное мероприятие для 6-8 классов Классный час по теме: «Арктика – фасад России» Гольдфайн Юлия Владимировна | 10 |
Методическая разработка занятия «Ее величество – ВОДА!» Летовальцева Оксана Николаевна | 15 |
Методическая разработка урока в 11 классе по теме «Экологические правонарушения и способы защиты экологических прав» Кожевникова Ю.В., Фомина А.А. | 20 |
Мастер- класс по теме «Создание модели животных из вторсырья» Завьялова Ольга Николаевна | 23 |
Деятельность эковолонтёрского отряда в «Морской кадетской школе» Ковалева Татьяна Александровна | 26 |
Формирование экологической культуры обучающихся через КТД Наш класс – «Экокласс»! Усачева Анна Валерьевна | 28 |
Внеурочное экологическое мероприятие «Квест-игра «Экопутешествие» Кожина Ирина Анатольевна | 31 |
|
|
Белозерцева М.А., учитель биологи 1 кв. категории МБОУ «СОШ № 24» |
Экология в современной школе
Сегодня перед человечеством стоит один из самых актуальных вопросов всего мирового сообщества - вопрос о необходимости изменить свое отношение к природе и обеспечить условия для экологического воспитания и образования нового поколения XXI века.
Цель экологического образования и воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защиту и возобновление природных богатств.
Задачи экологического воспитания:
· обеспечение взаимосвязи биологии с другими предметами школьного курса, проведение интегрированных уроков;
· формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
· развитие таланта и способностей как особой ценности;
· формирование здорового образа жизни учащихся.
· вовлечение социума к решению экологических проблем;
· формирование гражданской ответственности учащихся через уроки, открытые мероприятия, внеурочную деятельность.
Экологическое воспитание
В настоящее время экологическое образование школьников является непрерывным и целенаправленным процессом и реализуется в различных формах и на разных ступеньках общего образования. Оно получает дальнейшее развитие с введением ФГОС общего образования.
|
|
В ФГОС заложены основы формирования экологического мышления и проектирования в соответствии с новой методологией стандарта – системно-деятельностным подходом.
В итоговом результате, который должен быть получен в основной школе по требованиям ФГОС, должны быть сформированы личностные характеристики, обеспечивающие осознанное выполнение правил экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Таким образом, ФГОС открывает новые возможности для творческого подхода по воспитанию человека-гражданина, способного сохранять своё здоровье и жизнь на нашей планете.
Несмотря на то, что отдельного предмета «Экология» в школе нет, вопросы экологического образования рассматриваются в начальной школе на уроках окружающего мира, в основной и старшей школе на уроках биологии.
В нашей школе мы разработали систему уроков по экологии:
· экоуроки «Как жить экологично в мегаполисе», 5-9 классы;
· интегрированные уроки биологии и ИЗО, биологии и химии;
· уроки – лекции;
Работа по экологическому воспитанию в школе ведется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, где мы применяем различные формы работы:
- конкурсные (конкурсы рисунков и плакатов «Земля – наш дом», фото-, видео- коллекции «Экологические проблемы микрорайона», конкурсы поделок из вторичного сырья «Вторая жизнь мусора» и др.);
- игровые (экологические викторины, эко-квесты);
- познавательные (классные часы на экологическую тематику, уроки-диспуты, «круглые столы»);
- продуктивные (сбор макулатуры, сбор батареек, уборка береговой зоны реки Камбалицы и Белого моря, а также уборка территории Соснового бора, озеленение школьного участка, уборка территории).
Ежегодно школьники вместе с родителями принимают активное участие в экологическом субботнике: прибирают территорию школы, озеленяют ее, высаживают саженцы (в этом году высажено 3 саженца сирени и 2 клена, куст сирени и жасмина).
Вместе с родителями ученики участвуют в различных акциях:
· акция «Генеральная уборка страны»;
· акция «Покормите птиц!»;
· акция «Час Земли».
В школе ежегодно проводится неделя экологии, где мы обязательно затрагиваем актуальные экологические проблемы. Согласно плану проведения недели организуются внеклассные мероприятия, которые интересны по форме и содержанию. На всех мероприятиях применяются информационные технологии, которые способствуют развитию интереса учащихся.
В 2017 году в школе был создан экологический отряд «ЭкоМишки», который участвует в муниципальных социально-экологических проектах.
С отрядом работа ведется по 3 направлениям:
1. «Просветительская» (ребята готовят выступления на актуальные проблемы и выступают перед учащимися школы).
2. «Познавательная» (составление и проведение экологических проектов).
3. «Общественно-полезная» (участие в различных экологических акциях, конкурсах).
По некоторым направлениям отряд накопил уже определенный опыт работы и имеет результаты в городских мероприятиях.
Экологическое воспитание учащихся должно обязательно находить своё применение в практической деятельности, участии в решении конкретных экологических проблем своего региона, края, города. Только тогда можно надеяться на формирование у детей экологического сознания, активной гражданской позиции, ответственности за состояние окружающей среды.
«Практика экологического воспитания обучающихся
Темежникова Н.Н., заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «Морская кадетская школа» |
в МАОУ «Морская кадетская школа»
|
|
Одним из направлений работы школы является формирование экологической культуры обучающихся.
При реализации программы курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности» в 1-4 классах на каждой возрастной ступени отведено определённое количество часов для экологического воспитания: в 1 классах освещаются вопросы бережного отношения к природе, во 2-х классах – занятия посвящены знакомству с богатством северной тайги, экологическим бедствиям, их последствия, в 3 классах – раскрываются факторы загрязнения окружающей среды, экологическая ситуация г. Северодвинска, проводятся ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия, проектная деятельность по изучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения, в 4 кл. учащиеся знакомятся с Красной книгой Архангельской области.
В школе реализуется региональная программа "Увлекательное путешествие по Архангельской области" через систему классных часов, внеурочную деятельность: экскурсии по родному краю, походы, посещение краеведческого музея и занятий в библиотеках, участие классов в МСПП туристическо-краеведческой направленности.
Обучающиеся школы принимают участие в мероприятиях экологической направленности различного уровня. Например, в своих стенгазетах, в рамках областного конкурса экологических стенгазет «Час Земли», организованного Центром природопользования и охраны окружающей среды Архангельской области, ребята рассказали о Международной акции «Час Земли», дали эко-советы о том, как можно заботиться о природе каждый день.
Традиционно кадеты морской кадетской школы принимают участие в проводимых социально-экологических проектах и акциях различного уровня: всероссийские акции «Сделаем вместе» и «Зелёная весна», муниципальные проекты, ЭКОдесант: выезды в опытный питомник на Окружном шоссе, «Добрый десант»: помощь приюту для бездомных животных «4 лапы».
Экскурсии по родному краю позволяют приобретать новые знания о Северном крае, в котором живут. Любимые места для посещения: Пинежский край, Голубино, Нёнокса, Малые Карелы, фермерская слобода и т.д. Также ежегодно в мае и в сентябре проходят походы «Тропой родного края» на остров Ягры, на остров Камбалица, на реку Солза.
|
|
Широко используются возможности классных часов. Различные видеоэкскурсии: «Малые Корелы – музей под открытым небом», «Истории Соловецких островов» и другие. Беседы «Почему важно беречь лес», «Земля – наш общий дом», «Берегите воду!». 26 апреля – памятная дата – День памяти о чернобыльской катастрофе и т.д.
В марте каждого года проходит общешкольный традиционный праздник «День семьи» на тему «Северодвинская весна». «День семьи» собирает более 200 семей. Учителя и кадеты нашей школы подготавливают увлекательные мастер-классы и озорные игры. Заглянув на станцию «Воодушевлённые морем», можно оформить панно по мотивам Белого моря. В мастерских «Весенняя открытка», «Удивительные бабочки», «Царь-рыба», «Народная кукла», «Травянчик» дети с родителями создают маленькие творческие шедевры. Главными спутниками это дня всегда являются хорошее настроение, позитивный настрой всех участников праздника!
«Экопутешествие в мир родного края» - игра для воспитанников 6-х классов проходит в нашей школе в апреле. Ученики отправляются в мир экологии Архангельской области. Демонстрируют свои знания, узнают что-то новое, соревнуются между собой.
Экологический квест для 5-х классов. Ребятам предлагается определить, что обозначают запрещающие знаки в лесу, рассортировать мусор в картинках, расположить различные отходы по срокам их разложения.
В течение всего учебного года организуется ЭКОакции «Сдай батарейку – спаси ёжика!», «Сдай макулатуру – спаси дерево!», акция по уборке пришкольной территории «Мой дом – моя школа!» и др.
С целью развития у подрастающего поколения чувства причастности к экологическим проблемам, в мае традиционно проходит научно – исследовательская конференция «Экологические проблемы» в которой принимают участие кадеты старших классов. В рамках данной конференции раскрываются сущность, специфичность, масштабность, причины, последствия и пути решения глобальных экологических проблем, а также проблем Архангельской области и г. Северодвинска.
Проведение подобных мероприятий в школе позволяет расширить кругозор школьников, повысить их культурный уровень, а главное, убедить учащихся в том, что забота об окружающей среде – это ответственность каждого!