Развитие материального мира, мышления и познания идёт путём количественных изменений, которые лишь на определенном этапе ведут к коренным качественным изменениям, а качественные изменения, в свою
Закономерность явлений – это объективная, нужная, значимая, устойчивая и циклическая связь между явлениями. Таковым образом, соответствующими чертами этого закона являются:
объективность: под термином «закон» в науке понимаются не правила, принятые людьми для регулирования собственной жизнедеятельности, а имеющиеся независимо от их конкретные связи бытия (напр., закон всемирного тяготения);
необходимость: в законе фиксируются главные, неизменные связи, а не случайные, побочные;
существенность: закон открывает суть объектов, а не их наружные характеристики и свойства; смешение сути и явления – одна из обстоятельств научных ошибок;
устойчивость и повторяемость -важные признаки, дозволяющие отделить закономерные связи от случайных, поверхностных и т.п. Научным способом, позволяющим отлично выявить устойчивость и повторяемость в связях меж объектами, является опыт. Его применение существенно ускоряет темпы научных открытий, так как дозволяет воспроизвести объект столько раз, сколько нужно для обнаружения стойкости и повторяемости.
Бытие многообразно, потому есть разные типы законов, которые можно классифицировать по различным основаниям.
Детерминизм – (лат. – определяю) философское учение о закономерной взаимосвязи. Основой принципа детерминизма является учение о причинности, то есть такой связи между явлениями, когда одно явление (причина) при определенных условиях порождает другое явление (следствие).
Причинно-следственная связь – это генетическая связь и носит необратимый характер. Современный детерминизм базируется на признании многообразия причинно-следственных связей: как необходимых, закономерных, так и случайных. На принципе детерминизма построена классическая физика. Особый вопрос представляют собой в этой связи термодинамика и молекулярная физика. Детерминизм не подразумевает обратимость времени, исходя из предположения, что частица не обязательно придёт в исходное состояние при обращении времени, имея в виду, что траектория не всегда будет однозначно определяться конечными условиями.
Вопрос 29. Структура, формы и закономерности познавательной деятельности. Проблема истины и её решение в философии.
В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание.
На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности.
Рациональное познание, которое наиболее полно воплощается в мышлении человека, представляет собой активный творческий процесс познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий.
Субъект - носитель познавательной активности, осуществляющий целенаправленную деятельность и оценивающий её результаты (человек, общество в целом);
Объект - то, на что направлена познавательная деятельность (мир реальных вещей и отношений).
Формы.
На эмпирическом уровне различают: ощущения, восприятия, представления. Все эти формы взаимосвязаны между собой. Самой простой формой являются ощущения – отражение отдельных сторон и свойств предмета. Из ощущений складываются восприятия, как целостный, непосредственно данный образ предмета познания; представления – обобщенный чувственный образ, воспроизведенный на основе памяти, из прошлых ощущений.
На теоретическом уровне познание наиболее полно выражается в мышлении, которое осуществляется в таких формах, как понятии, суждения, умозаключения. В мышлении иногда выделяют два уровня: рассудок и разум. Рассудок – это обычное житейское мышление, здравый смысл, где основное внимание обращено на форму знания, а не на его содержание. С помощью разума человек постигает сущность вещей, объединяет многообразное в единое.
Закономерности познавательных процессов - память, мышление, ощущение, восприятие, воображение, внимание, речь.