Глубокий интерес к народу

3. Важная роль проблем нравственности, добра и правды (Соловьев, Достоевский, Толстой, Тютчев).

4. Гносеологический реализм, т.е. человек не противопоставляется миру, но принадлежит ему и не сомневается в его познаваемости.

5. Огромная роль интуиции, чувственного опыта.

6. Развитие понятия Соборности – сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям (Хомяков и др.). Соборность означает, что абсолютным носителем истины является только церковь, а не патриарх или духовенство.

7. Религиозность. Религиозный опыт является основой для реализации главной задачи философии – разработки теории о мире как едином целом. Ряд русских мыслителей посвятили свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения (Соловьев, Булгаков, Флоренский и др.).

Этапы:

Киевская Русь. Первые философские идеи возникли период крещения Руси в 10 веке. Первым философом, богословом был митрополит- Илларион, который в знаменитой проповеди «слово о законе и благодати» в первые определил место и значение России в общее мировом пространстве после принятия христианства, он считал что будущее России без христианства не возможно.

Московское государство. В эту эпоху широкое распространение получила идея монаха Филофея - «Москва - Рим».

Конец 17 начало 18 веков (до середины 18 века) - основание философии как науки связывает: 1. Открытие академии наук(1725 год). 2. Открытие Московского университета(1755 год). Большой вклад в развитие философии и первым материалистом был Ломоносов. Первым профессиональным светским философом является Григорий Сковорода, который в рамках философии решал проблемы гносеологии, метафизики, этики, антропологии. Он наметил пути развития философии свободной от религии.

Вторая половина 18 века. Характеризуется развитием светской культуры под влиянием европейского просвещения (Эпоха просвещения). На первый план выходит две проблемы: 1. проблема образования, распространения знаний 2. Проблема установления справедливого общества, кроме этических вопросов рассматривались социальные вопросы. Большой вклад в этом периоде внесли Татищев, Дашкова, Новиков, Радищев.

19 век. Создаются первые философские кружки под руководством Одоевского и Чаадаева, где вновь главной проблемой становится проблема места и роли России в общей мировой цивилизации. В это же время в рамках революционно демократического направления создается философская школа «Русский марксизм» (Плеханов).

Конец 19 века начало 20 века. Серебряный век русской культуры. В русской философии характеризуется как период систем. Первую систему о все единстве пытался представить Владимир Соловьев. Соловьев пытался определить в глобальном масштабе проблемы гносеологии, антропологии, этики и космологии. Считал, что все единство заключается в соединении идей религиозной морали, с идеями социального устройства.

Западники и Славянофилы – два противоборствующих направления в идеологии и философии России. Борьба «западничества», у истоков которого стоял П. Чаадаев, и славянофильства, связанного, прежде всего с именами А. Хомякова и И. Киреевского.

Западники считали, что существует единый общечеловеческий путь развития, определенный западной цивилизацией, поэтому Россия должна всему учиться у Запада.

Славянофилы полагали, что у России свой собственный путь развития, определенный, в частности, православием русского народа. Отличительной чертой славянофилов явилось соединение в их творчестве Православия и российского Патриотизма. Главное в их учении – стремление к целостности и единству. В этой связи ими развивалось учение о Соборности.

Западники положительно относились к реформам Петра, славянофилы – отрицательно. Западники относились равнодушно к религии и критически к православию в отличие от славянофилов, отношение которых к религии и православию было позитивным. От крепостного права можно избавиться: идя по пути просвещения дворян (западники); благодаря освобождению крестьян царской властью (славянофилы). Для обеспечения свободы слова и свободы личности западники предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, коренной ломки традиций русского общества. Славянофилы были противниками подобных методов.

Западники: Чаадаев, Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский. Славянофилы: Хомяков, Киреевский, братья Аксаковы, Достоевский.

 

Вопрос 28. Бытие, материя, природа: всеобщие законы бытия, Детерминизм и закономерность явлений.

    Закон единства и борьбы противоположностей.

Этот закон показывает, что развитие материального мира, мышления и познания идёт путем раздвоения единого на две противоположные взаимоисключающие стороны и разрешение противоречия между которыми является внутренним источником развития. Всё бытие буквально пронизано противоположностями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: