Дополнительные услуги являются непременной составляющей деятельности любого отеля. Их количество и качество напрямую связаны со степенью востребованности, которая в свою очередь связана с ориентацией отеля на тот или иной сегмент рынка. Не секрет, чем больше разнообразных услуг предоставляет предприятие индустрии гостеприимства своим гостям, тем более выигрывает оно в их глазах.
Есть отели, которые отслеживают, какими видами деятельности занимался гость, а затем стараются поддерживать те же условия при последующем посещении гостя. Это усиливает связь между гостем и отелем, и чувство лояльности развивается по нарастающей. Чтобы предложить именно то, что нужно гостю, необходимы личные его встречи с персоналом и внимание во время оформления заказа. Все сведения заносятся в базу данных, а в следующий визит гостя подготавливаются особые предложения. В результате у постояльцев гостиницы крепнут вера и чувство, что это их место, что обслуживающий персонал здесь заботится о них.
|
|
Компания Airport Express опросила более 600 деловых людей-путешественников по всему миру и выяснила, что 57% из них считают бесплатный Wi-Fi самой важной дополнительной услугой в отеле.
Однако отметим, что медленный Wi-Fi отбивает у гостей желание возвращаться в отель. Как показал опрос, проведенный Hotel Internet Services, 76% путешественников, берущих с собой в поездку смартфоны, почти на 10% больше, чем тех, кто в путешествии пользуется ноутбуком (68%).
При этом сети Wi-Fi в отелях рассчитаны в основном на компьютеры, из-за чего качество связи на мобильных устройствах порой невысокое. Около 80% респондентов отметили, что уже не один раз сталкивались с сетью Интернет невысокого уровня в гостинице.
Большинство путешественников (67%) подключают к Интернету в номере сразу несколько устройств, но чаще всего смартфон.
На втором месте по значимости находится организация трансфера от аэропорта до отеля (за нее высказались 30% опрошенных). Попить чай или кофе в номере любят четверть туристов (25%), фитнес-клуб и бассейн порадует 17%, а 15% гостей с удовольствием читают газеты в лобби гостиницы. Проходить регистрацию на рейс и сдавать багаж во время выезда из гостиницы предпочитают 14%.
О необходимости гладильной доски в номере заявили 9% гостей, банный халат примерят 6%, еще столько же будут довольны, обнаружив в номере зонтик. И всего лишь 3% найдут время покататься на велосипедах, бесплатно предоставляемых гостям.
|
|
Клиент гостиницы всегда по достоинству оценит высокое качество сервиса, широкий ассортимент услуг, который можно получить в отеле, комфортную атмосферу в гостиничном номере. Интерьер помещения имеет огромное влияние на человека, ведь дома каждый старается создать комфортную для себя атмосферу. В гостиничных номерах останавливаются люди с разными характерами и предпочтениями, поэтому важно выбрать подходящую цветовую гамму для номера.
Портал ProHotel.ru провел опрос среди пользователей различных социальных сетей с целью выяснить предпочтения туристов. Большинство туристов предпочитают пастельные тона (персиковый и фисташковый), зеленый слишком тривиален и наводит тоску, а номера с яркими, кричащими цветами гости не очень любят. Кроме того, комната не должна быть темной.
Лишь 8% респондентов отметили, что цвет интерьера, оформление номера не имеют никакого значения, главное чтобы в номере были халат, полотенце, тапочки и гигиенические принадлежности.
Некоторые туристы отдельно отмечают грамотное использование света в интерьере, который позволяет визуально разделить помещение на зоны и увеличить пространство.
Гостиницы пытаются найти или придумать разные сервисные мелочи. Например, приветственные цветы, фрукты или комплимент, меню подушек, персональное письмо от руководителя каждому гостю. Конфеты или маленькая открытка с текстом: «Нам приятно Вас видеть», положенная горничной на убранную кровать, информация о том, как пользоваться сантехникой ультрасовременного дизайна («влево — холодная, вправо — горячая»). Все эти мелочи сделают пребывание гостя в отеле приятным, комфортным, а главное запоминающим и незабываемым.
Потенциально клиент гостиницы имеет возможность получить множество самых разных услуг, хотя и не всеми ими воспользуется. Тем не менее обширный комплекс услуг существует и себя окупает. Для отеля категории «5 звезд» такая практика — это норма, для отеля классом ниже — приятное для постояльцев излишество. Наличие таких услуг является хорошей характеристикой для предприятия индустрии гостеприимства.
На основе опроса, проведенного среди 4700 туристов в 28 странах мира, международная компания по бронированию отелей Hotels.com составила список необычных услуг, которых недостает путешественникам в гостиницах, в том числе из России.
Большинство опрошенных россиян хотели бы видеть в своем номере живые цветы: за эту услугу проголосовало 51%, туристов из Финляндии желающих иметь букет в своих апартаментах — 45%, Дании — 43%, а самый низкий спрос у туристов из Ирландии — 19%.
Почти четверть россиян мечтают найти набор шоколадок в номере — 23%, среди путешественников из Аргентины таких 55%, Бразилии — 47% и из Индии — 43%.
Примерно каждый десятый российский турист желает иметь в номере образцы парфюмерии и каждый день пребывания в отеле пробовать новый аромат. Больше всего любителей парфюма оказалось при путешествии в страны Азии: в Тайване такой услугой хотели бы воспользоваться 45% опрошенных, в Корее — 36%, а в Таиланде — 27%.
|
|
Менее популярные услуги у россиян — это консультация «инструктора сна», который помог бы хорошо выспаться и избавиться от бессонницы (5% опрошенных), аренда золотой рыбки в аквариуме (4%), «будильник от звезды» — когда по утрам туриста будит звонок от знаменитости (4%), гитара в номер (3%) и сиделка для домашнего животного (2%).
Критериями организации любой дополнительной услуги в отеле являются:
§ оправданность и целесообразность;
§ внешние и внутренние условия;
§ имеющиеся ресурсы;
§ грамотное руководство данным направлением работы;
§ инновационный подход.
В системе дополнительных услуг как ни в какой другой части гостиничного бизнеса востребованы нестандартные подходы к решению многих вопросов. Это дает отелю хоть и небольшую, но реальную возможность выделиться на фоне конкурентов.
Разрабатывая дополнительные услуги, необходимо определить цель, для достижения которой они могут вводиться. Существуют следующие подходы к организации дополнительных услуг в отеле:
§ получать ощутимую прибыль от дополнительных услуг;
§ организация дополнительных услуг как одного из средств привлечения клиентов и формирования их лояльности.
Наибольшая эффективность от таких инициатив достигается тогда, когда они реализуются в контексте некой общей программы по привлечению гостей.
Например, в отелях Санкт-Петербурга практикуют междугородную связь через Интернет. Стоимость таких звонков на нескольких направлениях значительно ниже тарифов обычной междугородной связи. Гостям отеля предоставляется возможность звонить по той цене, по какой отель покупает время. В результате звонок, например, в Москву для гостя очень дешев. Прибыли от междугородной связи нет, но постояльцу это приятно и выгодно, что в конечном счете приносит прибыль отелю. Когда москвич вновь приезжает в Санкт-Петербург, невысокая стоимость звонков в свой город зачастую оказывается одним из решающих факторов в выборе именно этого отеля.
|
|
Среди дополнительных услуг можно выделить следующие категории.
1. Бытовые услуги:
§ салон красоты, маникюр/педикюр;
§ сауна, турецкая баня;
§ парковка, стоянка (гараж);
§ прачечная;
§ химчистка (нередко костюмы гостей, побывав в дороге более трех часов, нуждаются в экстренной чистке, поэтому крайне важно, чтобы возможность привести одежду в порядок была предоставлена клиенту прямо в гостинице);
§ пользование аптечкой в приемной при возникновении необходимости;
§ услуга «будильник»;
§ обмен валюты;
§ продажа сувениров, подарков, книг, журналов и других товаров;
§ присмотр за детьми — детская игровая, услуги гувернанток, бесплатные дневные показы популярных фильмов в ночном клубе и др.;
§ заказ железнодорожных и авиабилетов;
§ визовая поддержка.
2. Корпоративные услуги:
§ аренда конференц-залов;
§ проведение различных корпоративных мероприятий, банкетов, выставок и пресс-конференций.
3. Транспортные услуги:
§ трансфер;
§ такси;
§ аренда автомобилей (с водителем и без).
4. Справочно-информационные услуги:
§ индивидуальное бронирование;
§ справки о городе и его достопримечательностях;
§ информация о любых услугах отеля (по стандартам государственной системы классификации гостиниц и других средств размещения в номерах высшей категорий среди информационных материалов должно находиться меню завтрака).
5. Технические услуги:
§ предоставление оборудования, оргтехники, сейфов;
§ Интернет, e-mail, Wi-Fi (для многих гостей, и в первую очередь для бизнесменов, беспроводной Интернет с возможностью подключения к собственному ноутбуку сегодня является неотъемлемой услугой в отеле.
Наиболее сложная задача — всегда предоставлять гостям такой же качественный, быстрый и надежный доступ в Интернет, каким они пользуются дома, поэтому поставщики гостиничных систем беспроводного доступа в Интернет дают отелям возможность самим контролировать параметры предоставления доступа — скорость соединения, объем предоплаченного трафика и/или времени). Причем гости хотят выходить в Интернет не только из бизнес-центра или гостиничного номера, но и из любого места на территории отеля — территории бассейна, ресторана. Плохое качество мобильного Интернета может отрицательно сказаться на работе новых приложений; например, консьерж-сервиса, который уже стал обязательным для большинства крупных брендов;
§ услуги междугородной и международной связи;
§ отправка факсов;
§ ксерокопирование документов.
6. Развлекательные услуги:
§ заказ театральных билетов и экскурсий;
§ заключение договора с развлекательными заведениями и объектами туристского интереса (как правило, расположенными неподалеку) о льготном посещении их клиентами отеля.
Для туристских или курортных отелей важны практически все виды дополнительных услуг:
§ SPA- и фитнес-центр;
§ плавательный бассейн, сауна и медицинский кабинет;
§ казино, ночной клуб, игровые автоматы и бильярд;
§ конференц-зал и бизнес-центр;
§ детская площадка или зона для детей;
§ услуги по бронированию (прокату) автомобилей.
В туристских и курортных отелях доходы от ресторана составляют 30% прибыли гостиницы, а от остальных дополнительных услуг — 20%.
Следующее по важности место в пакете дополнительных услуг для бизнес-отелей занимает служба предоставления конференц-услуг и услуг бизнес-центра, затем услуги плавательного бассейна (или сауны) и ночного клуба (или казино).
Услуги отеля делятся на обязательные (включенные в стоимость номера и предоставляемые за дополнительную плату) и дополнительные (бесплатные и предоставляемые за отдельную плату). Набор услуг зависит от класса отеля.
Без дополнительной оплаты отель любой категории обязан предоставить гостю вызов скорой помощи, пользование медицинской аптечкой, доставку в номер корреспонденции, побудку к определенному времени, а также предоставление кипятка, одного комплекта посуды и столовых приборов.
Например, наиболее популярные дополнительные услуги, которые гости заказывают через 3-звездочную гостиницу «Вега», — это услуги бизнес-ценра, заказ такси и визовая поддержка иностранных граждан. В 4-звездочной «Рэдиссон САС Славянской» заказывают транспортные услуги, предоставляемые компанией «Баджет», помощь гида-переводчика и билеты в Большой театр через службу консьержей. В «Национале», как в гостинице более высокого класса, спектр наиболее востребованных услуг очень широк, но и здесь основным спросом пользуются прокат автомобилей, услуги бизнес-центра, профессиональных переводчиков, консьержей.
Английским журналом Daily Mail был проведен опрос туристов, касающийся услуг, предоставляемых отелями бесплатно. Третье место заняла услуга паркинга, на втором — утренний завтрак, а вот на первом месте находится доступ во всемирную паутину. При этом 31% респондентов высказались о необходимости воспользоваться Wi-Fi-услугой.
Гости в отелях желают посещать информационные сайты, проверять электронную почту или же «посидеть» в сети Facebook. Для этого просто необходим беспроводной доступ в Интернет. Такое требование едва ли можно назвать удивительным: в последнее время редко увидишь туриста, который бы отправился в путешествие, не прихватив с собой смартфон или ноутбук.
В общем рейтинге пожелания туристов распределились следующим образом: удобных матрасов не хватает — 9% опрошенных, 4% желают лучшего сервиса, 3% хотели бы иметь свободный доступ в фитнес-клуб.
Услуги, включаемые в стоимость номера:
§ бронирование (через Интернет, GDS, по телефону);
§ различные способы оплаты (наличными, кредитными картами, по счету);
§ правильное выставление счета;
§ безопасность;
§ туалетные принадлежности (полотенца, шампунь, мыло, туалетная бумага);
§ уборка номера;
§ международное телевидение;
§ правильная информация в службе портье;
§ услуги носильщика (по данным английского журнала Daily Mail около 45% гостей были бы не против, если бы их багаж доставляли в номера бесплатно. Среди сторонников этой услуги больше женщин — 54%, впрочем 37% мужчин тоже не против передать чемоданы носильщикам);
§ ограниченное F&B (завтрак, бар);
§ сейф (обычно в 4- и 5-звездочных гостиницах);
§ хранение багажа.
Дополнительно могут предоставляться следующие бесплатные услуги:
§ консьержа;
§ обмена валюты;
§ оборудования для инвалидов;
§ Wi-Fi (в московских гостиницах эта услуга чаще предоставляется бесплатно. Это та услуга, которая сегодня заманивает гостя. Лучше предоставить ее бесплатно — гость останется доволен и будет постоянно приезжать в гостиницу);
§ транспортные;
§ фен;
§ чистки обуви (должна выполняться в течение 30 мин после поступления заявки. Обувь завертывают в гостиничную фирменную бумагу, кладут в корзину и возвращают в указанный номер);
§ быстрого оформления при заезде и выезде;
§ этаж люкс для корпоративных клиентов.
Обязательные услуги за отдельную плату:
§ прачечная;
§ телефон;
§ доступ в Интернет — одно из самых необходимых и привлекательных условий размещения гостей в отелях. Для современных путешественников возможность удобного выхода в Интернет является условием приятного отдыха и решения деловых вопросов, находясь в поездке в другом городе или стране. Именно поэтому владельцы гостиниц стараются максимально удовлетворить требованиям постояльцев, оснащая номера и общественные зоны отелей доступом в Интернет;
§ медицинская помощь.
В 1- и 2-звездочных отелях этих услуг может не быть.
Дополнительные услуги за отдельную плату:
§ ресторан (по данным MovEstate ресторанная служба является ключевой составляющей комплекса дополнительных услуг. В бизнес-отелях прибыль от ресторанов составляет в среднем 20% их совокупного дохода, и только 10% прибыли они получают от остальных дополнительных услуг. Завтрак в бизнес-отелях заказывают 85—90% постояльцев, обед — 30%, ужин — 50—60%. В туристических и курортных отелях завтракают от 85 до 100% постояльцев);
§ магазины (газеты, сувениры);
§ гараж;
§ фитнес-клуб (по стандартам государственной системы классификации гостиниц и других средств размещения наличие фитнес-центра считается обязательным в отелях категорий «4 и 5 звезд»;
§ набор услуг для занятия спортом и отдыха: бассейн, солярий, сауна, массаж, как правило, данные услуги включены в перечень спортивно-оздоровительного комплекса. Инструкторы оздоровительного центра обеспечивают посетителей халатами, тапочками, полотенцами и т.д.
Посещение бассейна, сауны, тренажерного зала может входить в стоимость номера. Гости также могут воспользоваться услугами массажиста (в номере) за дополнительную плату. В некоторых наиболее престижных отелях есть возможность попадать непосредственно с жилых этажей в оздоровительный центр с помощью специального лифта.
По стандартам государственной системы классификации гостиниц и других средств размещения наличие бассейна или хотя бы мини-бассейна считается обязательным в отелях категории «4 звезды»
§ банкетные и конференц-залы;
§ салон красоты;
§ мини-бар (по результатам опроса только 40% путешественников когда-либо пользовались мини-баром, однако 94% туристов чаще использовали бы мини-бары, если бы цены были более доступными. Например, гостиница «Катерина Сити» сделала услугу мини-бара полностью бесплатной для гостей, отказавшись от алкоголя в маленьких бутылочках. Гостям предложены в мини-барах только самые необходимые первоочередные позиции, включая минеральную воду, пиво, шоколад и др. Наполнение мини-баров производится перед заездом и на каждый третий день проживания гостя);
§ обслуживание в номере (по данным MovEstate 46% в основном женщины и молодежь с удовольствием бы завтракали в кровати, если бы им бесплатно доставляли туда еду. Среди пожилых постояльцев гостиниц этого хотят лишь 35% опрошенных);
§ услуги такси (трансфер из аэропорта);
§ гольф (мини-гольф). Например, отель «Ле Меридиен Москоу Кантри Клаб» в Нахабино стал центром сбора респектабельной публики, российских и мировых знаменитостей и поклонников игры в гольф, местом, где можно в полной мере насладиться эстетикой престижного вида спорта и связанным с ним стилем жизни. Поле для игры в мини-гольф есть у гостиницы «Оксана». Площадка для мини-гольфа расположена во дворе гостиницы;
§ няня;
§ платное телевидение;
§ чай или кофеварка;
§ сейф в номере.
В номере обычно на столе в папке гостя лежит листок с прейскурантом дополнительных услуг (цены на напитки в мини-баре, обслуживание в номерах, химчистка, стирка и др.). Чем выше категория отеля, тем дороже дополнительные услуги.
Практически в каждой гостиничной сети или отдельном отеле существуют программы поощрения постоянных клиентов. Наиболее часто используется система скидок на номера и накопительная система, когда клиент, набрав определенное количество очков или баллов за проведенные в гостинице ночи, затем получает значительные льготы на пользование гостиничными услугами. Данные программы стали сегодня неотъемлемой частью корпоративной политики отеля и залогом успешного ведения бизнеса. Ведь подобные акции используются не только для поддержания благоприятного имиджа отеля, но и для удержания постоянных и привлечения новых клиентов.
Например, в гостинице «Космос» разработана двухуровневая система поощрения гостей «Космос Клуб», предусматривающая выдачу двух видов дисконтных карт — серебряной и золотой. Серебряная карта выдается гостю при бронировании номера по базовым тарифам (rack rate) при первом поселении. Право на скидку он получает уже при втором заезде. Золотую карту гость может получить после того, как сумма оплаченных им в гостинице услуг составит 5000 условных единиц.
Гибкая программа поощрения постоянных клиентов Star Club действует в московском отеле «Аэростаре». В зависимости от числа ночей, которые гость провел в отеле, он получает серебряное, золотое, платиновое или бриллиантовое членство. Среди обеспечиваемых ими привилегий — проживание в номерах повышенной категории, приглашение на специальный ужин, получение махрового халата с личной монограммой, бесплатное пользование массажной процедурой в фитнес-центре и даже проход через VIP-зал в аэропорту Шереметьево-2.
Специальные VIP-карты получают и гости «Кволити-отеля» в Тюмени. Они выдаются сроком на один год и дают 10% скидку на проживание и пользование услугами бара, ресторана и фитнес-центра «Аквамарин».
Представленные в России международные гостиничные сети уделяют особое внимание разработке программ для постоянных клиентов. Характерно, что получив привилегии, гость может пользоваться льготами в любом из принадлежащих сети отелей. Так, в московском «Шератон Паласе», как и во всей сети Starwood, действует программа Starwood Preferred Guest. За каждую ночь, проведенную в гостинице, постоялец получает бонусные баллы — старпойнты. Накопленные баллы можно использовать для бесплатного проживания в любом из отелей цепочки, при приобретении авиабилетов у компаний-партнеров, а также потратить их непосредственно на месте, оплатив ужин, массаж, spa-процедуры или на приобретение сувениров.
Наиболее широкий набор бонусов получают в отелях сети Kempinski те гости, которым присвоен статус Private Concierge. Это ранний приезд и поздний отъезд без дополнительной оплаты, заселение в номер более высокой категории, бесплатное посещение фитнес-центра. Также предоставляются скидки — 15% на услуги ресторанов, 20% на услуги прачечной, и возможность бесплатного просмотра одного фильма на платном канале. Кроме того, частому гостю даются специальные цены на проживание во всех отелях сети, с него не берется оплата за второго человека или за дополнительную кровать для ребенка и применяется особая льготная политика при отмене бронирования.