double arrow

Методические подходы к оценке эффективности формирования и распределения прибыли


 

Формирование и распределение прибыли предприятия в настоящее время осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации [1, 2] (НК РФ).

Классификация доходов, предусмотренная действующим законодательством представлена на рисунке 1.1, расходов – рисунке 1.2.

 

 

 


Рисунок 1.1 –Классификация организации

 

Основным источником информации, отображающий финансовые результаты деятельности организации, является бухгалтерская отчетность, в частности отчет о финансовых результатах (форма 0710002 бухгалтерской отчетности), установленный Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» [5].

Как было ранее рассмотрено, на уровне хозяйствующего субъекта возникает целая система прибылей. Показателями дохода и прибыли являются прибыль (убыток) до уплаты налога, валовая (балансовая) прибыль, прибыль от основной деятельности (прибыль от продаж), чистая выручка, прибыль от финансовой деятельности, прибыль от хозяйственной деятельности, прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия, прибыль по прочим операциям, чрезвычайная прибыль, чистая прибыль (чистый убыток) [36]. Эти все прибыли имеют свой порядок формирования.

 

 

 


Рисунок 1.2 –Классификация организации

На этапе определяется прибыль как между выручкой продажи продукции себестоимостью проданных , продукции, работ, . Валовая прибыль для покрытия и управленческих . Она больше расходов на прибыли от . Это основной денежных средств и показатель реализации продукции денежной форме.

Основную часть прибыли организации получает от реализации продукции. Прибыль от продаж – это разница между выручкой и вычетов, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. прибыль от в идеале целью существования предприятия, так ее положительное показывает социальную вложенного в труда и ресурсов.

По окончанию деятельности организация получает прибыль, которая представляет собой сумму денежных средств, получаемых предприятием от совокупности всех видов его деятельности (маркетинговой, инновационной и инвестиционной) [11]. В дальнейшем такая прибыль, подвергается следующим корректировкам [18]:




1) уменьшение на сумму: доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся в пределах России; дивидендов и процентов, полученных по акциям, принадлежащим данному предприятию, а также с доходов по государственным ценным бумагам РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления; доходов от сдачи в аренду и других видов использования имущества.

2) уменьшение на сумму прибыли: от проведения массовых концерта, зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, вмещающих более 2000 человек; от работы казино, видеосалонов и использования игровых автоматов; от посреднических операций и сделок.

3) исключение суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы.

4) уплата налога на прибыль от суммы полученной после корректировок.

Таким образом, учитывать все деятельности предприятия, которым получены и произведены , путем корректировки от продаж сумму операционных внереализационных доходов расходов мы к показателю (убытка) до . После уплату налога на прибыль формируется чистый доход предприятия (чистая, нераспределенная прибыль предприятия).

Исходя из вышеизложенного, формирование прибыли организации можно представить обобщенной схемой (рисунок 1.3).

 

 

 


Рисунок 1.3 – Формирование финансовых результатов организации

 

 

Оставшаяся чистая прибыль используется на нужды производства: на его расширение, на подготовку кадров, на развитие социальной сферы, на экологию. Из чистой прибыли предприниматель получает также личный предпринимательский доход за свою деятельность по достижению эффективной работы предприятия. Предпринимательский доход, который получает предприниматель, не следует путать с вознаграждением менеджера, которое является не прибылью, а жалованьем, зарплатой, поскольку менеджер это не более чем наемный работник, в отличие от предпринимателя, он не несет за свои действия имущественной ответственности [25]. Таким образом, между экономической прибылью и предпринимательским доходом существует тесная связь, выражающаяся в следующем.



Предпринимательский доход – это часть прибыли от предпринимательской деятельности, которую получает сам предприниматель за риск, новаторство, организацию производства и труда. Другими словами, предпринимательский доход – это вознаграждение за проявленные предпринимательские способности. Количественно предпринимательский доход является разностью между валовой прибылью и суммой ссудного процента, налогов, других платежей в бюджет [52]

Предпринимательский доход включает в себя нормальную прибыль и экономическую прибыль. Нормальная прибыль – это гарантированный доход, минимальная норма прибыли предпринимателя на его капитал. Экономическая прибыль – это плата за риск, новизну, монопольную власть. Именно экономическая прибыль показывает уровень эффективности предпринимательской деятельности. При её отсутствии предпринимателю целесообразнее стать наёмным рабочим, чем заниматься бизнесом [14].

Предпринимательский доход не является статичной величиной. Существует два источника получения предпринимательского дохода: 1) реализация продукции предприятия, предоставление услуг; 2) получение внереализационных доходов, сюда входит получение пени, процентов, штрафов, дивидендов, арендной платы и др. [28]. У различных предпринимателей эти источники отличаются по величине, способам получения, целям использования. При этом, предпринимательский доход изменяется в зависимости от хозяйственных навыков предпринимателя и большого количества внешних причин: законодательная база, конкуренция, соотношение спроса и предложения и т. д.

В свою очередь, следует отметить, что в процессе формирования прибыль также подвергается влиянию различных факторов [41].

Традиционный подход к классификации предполагает деление факторов на внешние и внутренние (рисунок 1.4).

 

 

 


Рисунок 1.4 – Факторы, влияющие на формирование прибыли [56]

 

С точки зрения управляемости внутренние факторы, как отражающие результаты деятельности предприятия, поддаются управленческому воздействию и позволяют моделировать хозяйственные процессы с целью повышения прибыльности. При этом часть внутренних факторов объединяют в подгруппу основных, к которым относят [40]:

– рост объемов продаж, который в свою очередь зависит от того насколько конкурентоспособна продукция, как быстро она обновляется, каков ее ассортимент, имеется ли послепродажное или сервисное обслуживание, удовлетворяет ли потребителя качество продукции и уровень цен и др.;

– себестоимость продукции, оказывающую непосредственное влияние на размер прибыли, поскольку прибыль формируется в процессе производства. Именно в себестоимости необходимо искать резервы ее повышения. Эффективным инструментом управления затратами и прибылью может служить управленческий учет, который пока еще не в достаточной мере используется российскими предприятиями;

– воздействие фактора цены, на прибыль, при прочих равных условиях, определяется удельным весом валовых расходов в структуре цены. Чем он ниже, тем больше прибыль и наоборот повышение удельного веса валовых расходов приводит к снижению прибыли;

– влияние структуры продукции определяется соотношением высокорентабельной, низкорентабельной и убыточной продукции. Чем выше доля высокорентабельной продукции, тем больше прибыль, поэтому очень важно оптимизировать портфель заказов, увеличивая в нем долю именно высокорентабельной продукции;

– темпы воздействия цены и объемов продаж на прибыль, которые необходимо учитывать. Самое быстрое и эффективное воздействие оказывает цена, она может внести изменения, которые немедленно отразятся на объеме продаж, доходах, потоке денежных средств и прибыли.

Подгруппа второстепенных факторов оказывает менее существенное влияние, которое не сразу может быть заметно, но учитывать его необходимо, поскольку роль основных факторов, рассматриваемых как резервы, может быть в полной мере исчерпана, и тогда второстепенные приобретают другой уровень значимости. Необходимо устранить такие нарушения как: ценовые; в организации производства и условиях труда; в качестве продукции; в поставках ресурсов и пр. В сегодняшней ситуации значимым фактором становится корпоративная социальная ответственность, т. к. чем выше ее уровень, тем выше имидж и уровень конкурентоспособности предприятия, что способствует повышению его прибыльности [54].

Внешние факторы находятся вне зоны управляемости предприятия, но контролировать их необходимо с целью выработки адекватных и своевременных шагов в ответ на изменение этих факторов, что позволит избежать ситуаций, приводящих к убыточности деятельности и даже к банкротству. К основным внешним факторам можно отнести: конъюнктуру рынка; цен на материально– сырьевые топливно-энергетические ; нормы амортизационных ; природные условия; регулирование цен, , процентных ставок, ставок и , штрафных санкций др. [35]

Анализ внутренних факторов, вызывающих изменения величины прибыли, позволяет выявить резервы, т.е. неиспользованные (альтернативные) возможности, реализация которых приведет к увеличению прибыли. К ним относят [39]:

– рост объема производства продукции за счет совершенствования технологического процесса и технического перевооружения;

– увеличение объема продаж продукции, за счет создания благоприятных условий продажи и мотивации клиентов, выхода на новые рынки, совершенствования расчетно-платежных отношений и различных маркетинговых приемов;

– адаптацию цен к чувствительности рынка, на основе использования гибких цен;

– оптимизацию структуры производимой и продаваемой продукции за счет диверсификации производства и увеличения доли рентабельных продаж;

– снижение себестоимости производства и реализации продукции за счет повышения эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов;

– повышение качества и конкурентоспособности продукции;

– увеличение доходов от прочей деятельности предприятия (продажи основных фондов и прочего имущества, ценных бумаг и т.д.).

Для повышения эффективности производственной деятельности предприятий (организаций) необходимо учитывать ряд факторов, воздействующих как на сам производственный процесс, так и на формирование объема получаемой прибыли. Данные факторы могут быть тесно взаимосвязаны друг с другом так, как изменение одного из них оказывает влияние и на другие [48]. В частности внешние влияют на не прямо, через объем продукции и .

Таким образом, предпринимательский доход и экономическая прибыль является главным мотивом предпринимательской деятельности, которая, в свою очередь, выступает движущей силой экономического развития, содействует рациональному распределению ресурсов, развитию инноваций.

Как свидетельствует информация приведенная выше, каждая организация находится в постоянной зависимости от доходов и расходов от своей деятельности. Руководитель любого предприятия заинтересован не только в получении положительного результата, но и постоянном его увеличении, что, в конечном счете, повлияет на его дальнейшее функционирование и финансовое состояние. В условиях конкуренции приходится искать более эффективное производство, использовать качественные ресурсы, изобретать новые и востребованные продукты [43].

Чтобы достичь поставленных целей управленческий персонал должен построить эффективный механизм распределения прибыли. Система распределения прибыли должна обеспечивать выполнение финансовых обязательств перед государством, а также производственные, материальные и социальные нужды предприятий.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом [24]:

– прибыль, получаемая предприятием в результате производственно- хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

– прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налога, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

– величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшения результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

– прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части на потребление.

Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.

Система налогообложения регулирует отношения предприятия и государства. Налоги основной фактор, воздействующий на финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели накопления и потребления. Состав налогов, уплачиваемых предприятиями, входят федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги (таблица 1.5).

 

Таблица 1.5 – Классификация налогов, уплачиваемых организациями [1]

Федеральные налоги Налоги субъектов РФ Местные налоги
Налог на добавленную стоимость Транспортные налоги Земельный налог
Акцизы Налог на имущество организаций Налог на имущество физических лиц
Налог на прибыль    
Налог на доходы физических лиц    
Налог на добычу полезных ископаемых    

 

После уплаты налога в бюджет организация получает чистую прибыль, часть которой в первую очередь идет на выплату дивидендов собственникам организации, оставшуюся часть – на возникающие потребности [7]:

– покупка нового оборудования, технологий, ресурсов;

– единовременные поощрение и пособия уходящим на пенсию;

– оплата дополнительных отпусков;

– оплата жилья;

– материальная помощь;

– бесплатное питание или питание по льготным ценам.

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распорядительного процесса фиксируются в уставе предприятия. В соответствии с уставом или решением распорядительного органа на предприятии создаются фонды: накопления, потребления, социальной сферы. Если же фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств составляют сметы расходов на развитие производства, социальной нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников и благотворительные цели [50].

Общая схема распределения прибыли приведена на рисунке 1.5.

 

 


Рисунок 1.5 – Основные направления распределения прибыли [56]

Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, т. е. по сути экономической прибыли, заключается в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление [34, c. 258].

Таким образом, формирование и использование прибыли хозяйствующего субъекта зависит от ряда взаимосвязанных факторов, которые, в свою очередь, влияют на эффективность деятельности организации. Грамотное управление прибылью должно включать в себя учет данных факторов, что ведет за собой формирование особой системы управления, направленной на увеличение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта.

 

 






Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: