· Кабинет здорового ребенка организуется в составе детской городской поликлиники (отделения) для осуществления профилактической работы со здоровыми детьми раннего возраста.
· В кабинете здорового ребенка работает фельдшер или медицинская сестра, прошедшие подготовку по профилактической работе с детьми и санитарно-просветительской работе с населением.
· Руководство работой кабинета осуществляет заведующий одним из педиатрических отделений.
· Медицинский персонал кабинета здорового ребенка работает под контролем главной (старшей) медицинской сестры детской городской поликлиники (отделения).
Задачи:
· пропаганда здорового образа жизни в семье;
· обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход и др.);
· санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка.
Функции:
Медицинский персонал кабинета здорового ребенка:
· - проводит индивидуальные и коллективные беседы с родителями детей раннего возраста, выдает им памяти и методическую литературу по вопросам охраны здоровья ребенка
· - обучает родителей методике по уходу за детьми, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма
· - проводит работу по профилактике рахита у детей
· - совместно с участковым педиатром и медицинской сестрой проводит индивидуальную подготовку детей к поступлению в детское дошкольное учреждение
· - обучает участковых медицинских сестер вопросам профилактической работы с детьми, методике массажа, гимнастики, закаливающих процедур и др.
· - осуществляет связь с центром здоровья для изучения и распространения новых материалов, оформления кабинета по вопросам развития и воспитания здорового ребенка
· - ведет необходимую рабочую документацию и учет инструктивно-методических материалов по развитию и воспитанию детей раннего возраста
Дородовой патронаж осуществляет участковая акушерка в обязательном порядке дважды: при взятии на учет и перед родами. Кроме того, он проводится по мере необходимости (для вызова беременной к врачу, контроля за выполнением назначенного режима). При первом патронаже акушерка знакомится с бытовыми условиями и санитарным состоянием жилья беременной, по возможности выясняет характер взаимоотношений в семье. Во время патронажа важно продолжать санитарно-просветительную работу, начатую врачом, рассказать беременной и членам ее семьи о необходимости соблюдения правил личной гигиены, рационального питания, регулярного посещения врача. Также в 32 недели беременности и перед родами патронаж женщин осуществляет средний медицинский персонал детской поликлиники. Врач обязан проследить за своевременной передачей сведений о взятых на учет беременных в районную детскую поликлинику.
Первичный патронаж новорожденного должен состояться не позднее 2 дней после выписки младенца и мамы из родильного дома. Если же ребенок не был доношен или страдает от перинатальной или врожденной патологии, первый патронаж медсестры к новорожденному осуществляется в тот же день. Если этот день приходится на выходной или праздничный, то первый патронаж новорожденного проводится только дежурным врачом-педиатром
Патронажное наблюдение за новорожденными начинается после выписки из родильного дома:
а) 1-ое патронажное посещение проводится врачом совместно с медицинской сестрой в первые 3 дня.
б) 2-ое посещение ребенка на первом месяце жизни врач осуществляет на 20-й день жизни, медицинская сестра обязана посетить его еще как минимум 2 раза.
в) на первом году жизни осуществляется ежемесячное наблюдение за ребенком в поликлинике, а также посредством патронажных ежемесячных посещений медицинской сестрой на дому.
г) в возрасте 1 года участковый врач-педиатр проводит полное обследование ребенка: обобщает ежемесячно проводившиеся измерения массы тела, роста, окружности грудной клетки, анализирует результаты осмотров специалистами (регламентирован осмотр хирурга, невропатолога, окулиста) и составляет краткий эпикриз состояния его здоровья.
д) детям в возрасте 1-3 лет проводится патронаж 1 раз в квартал, а старше 3 лет – 1 раз в год
Диспансеризация – основная форма работы детских поликлиник, которая проводится по возрастному признаку вне зависимости от состояния ребенка или в зависимости от имеющегося заболевания. Важнейшее звено диспансеризации – организация профилактических осмотров различных видов:
· - профилактический осмотр, который проводит врач, обслуживающий ребенка по месту жительства или в детском учреждении
· - углубленный профилактический осмотр, при котором осмотру предшествует проведение определенных функционально-диагностических исследований
· - комплексный профилактический осмотр, при котором здоровье ребенка оценивается бригадой врачей-специалистов
В поликлиниках выделяют 3 группы детей, подлежащих профилактическим осмотрам:
- дети до 7-летнего возраста, не посещающие детские дошкольные учреждения
- дети до 7 лет, посещающие детские дошкольные учреждения
- дети школьного возраста
Для первой группы детей наиболее целесообразным является выделение в поликлиниках профилактических дней, когда все специалисты в поликлиниках принимают только здоровых детей (обычно 2 дня в неделю).
Для упорядочения работы матерям вручают памятку о том, какими специалистами должен быть осмотрен ребенок в различные возрастные периоды его жизни. В вестибюле вывешивается хорошо оформленная справка аналогичного содержания.
Частота профилактических осмотров врачами-специалистами предусмотрена так, чтобы своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья детей и организовать необходимые лечебные и оздоровительные мероприятия.
В настоящее время профилактические осмотры детей, посещающих образовательные учреждения, проводятся в виде обязательных углубленных обследований в соответствии с «декретированными возрастными группами»:
- перед поступлением в дошкольное учреждение
- за год до поступления в школу
- перед поступлением в школу
- конец первого года обучения
- переход к предметному обучению
- пубертатный период (14-15 лет)
- перед окончанием общеобразовательного учреждения (10-11 класс, 15-17 лет)
По завершении профилактических осмотров проводится комплексная оценка здоровья детей. На каждого ребенка с выявленными заболеваниями, подлежащими диспансерному наблюдению, заводится «Контрольная карта диспансерного больного» (ф. 030/у), которая наряду с выполнением сигнальных функций (контроль за диспансерными посещениями) отражает данные о больном, помогающие врачу в проведении диспансерного наблюдения.
Каждому больному, взятому на учет, должно быть обеспечено тщательное наблюдение и активное лечение. Содержание диспансерной работы должно быть отражено в индивидуальных планах диспансерного наблюдения, которые разрабатываются врачами конкретно для каждого больного и вносятся в «Историю развития ребенка».
В конце года врачи составляют на каждого состоящего на учете больного этапный эпикриз, в котором дается оценка состояния здоровья и эффективности проведения лечебно-профилактических мероприятий. Критериями оценки результатов проводимой диспансеризации являются: выздоровление, улучшение, состояние без перемен, ухудшение. Эта общая оценка делается на основании данных записей «Истории развития», жалоб, объективного состояния. Если ребенок не снимается с диспансерного учета, то одновременно составляется план лечебно-профилактических мероприятий на следующий год.
После оформления эпикризов на всех детей, взятых под диспансерное наблюдение, участковый педиатр проводит анализ диспансеризации по отдельным нозологическим группам за истекший год и его результат представляет заведующему отделением, которой составляет сводный отчет об итогах диспансерной работы за прошедший год.
После анализа проведенной работы планируются мероприятия, направленные на повышение качества диспансерного обслуживания детей.