ЕТТ: структура и применение

Единая таможенная политика и Общий таможенный тариф (ЕТТ) составляют основу торговой политики Европейского Союза. ЕТТ распространяется на все товары, ввозимые на территорию ЕС.

ЕТТ является одной из наиболее важных составляющих таможенного союза ЕС, 75% доходов от общего таможенного тарифа поступают не государствам-членам, а напрямую Союзу, являясь одним из важных источников бюджета ЕС. ЕТТ утверждается Европейской комиссией и публикуется на ее сайте. В течение 2013 г. на единой таможенной территории Европейского союза действовали таможенные ставки в соответствии с утвержденным 24 октября 2012 г. Регламентом Европейской комиссии. 4 октября 2013 г. был принят Регламент ЕС № 1001/2013 о внесении изменений в Регламент ЕС № 2658/87 о ставках тарифов на 2014 г.[70]. Регламент вводит некоторые новые группы товаров в соответствии с утвержденной товарной номенклатурой. Других изменений тарифов за 2013 г. не отмечено.

Как известно, с завершением формирования внутреннего рынка ЕС товары стали циркулировать свободно между государствами-членами. Общий таможенный тариф поэтому применяется к импорту товаров через внешние границы ЕС (в отношениях с третьими странами). Тариф является общим для всех участников ЕС, но ставки пошлин отличаются от одного вида импорта к другому в зависимости от того, что они собой представляют и откуда они прибывают. Ставки зависят от экономической чувствительности товаров. Соответственно, тариф – это термин, объединяющий в себе комбинацию номенклатуры (классификации товаров) и ставок пошлин, которые применяются к каждому классу товаров. Кроме того, тариф содержит другие нормы ЕС, которые имеют отношение к таможенной пошлине, подлежащей оплате с импорта, например о стране происхождения. Через тариф реализуется принцип, по которому отечественные производители должны быть в состоянии конкурировать справедливо и одинаково на внутреннем рынке с изготовителями, экспортирующими из других стран[71].

Тариф – это объединение законов. В ЕС есть еще своего рода рабочий тариф, обозначаемый термином "TARIC", который не является фактически частью законодательства. Это тарифная база данных онлайн, в которой объединены все меры, касающиеся тарифа, коммерческого и сельскохозяйственного законодательства[72]. Объединяя и кодируя эти меры, TARIC обеспечивает их унифицированное применение всеми государствами-членами и дает всем экономическим операторам ясное представление о всех мерах, которые будут предприняты при импорте или экспорте товаров. Он также позволяет собрать статистические данные всего ЕС.

Кроме устранения препятствий торговле в рамках ЕС, таможенный союз включает гармонизацию таможенных постановлений о торговле с третьими странами. Усилия, нацеленные на применение таких постановлений в ЕС, приняли две формы. С одной стороны, Союз установил и применяет общий таможенный тариф. С другой стороны, правила Союза вписываются в международный контекст, за развитием которого они должны следовать. Таким образом, меры, согласованные предварительно в рамках, например, ГАТТ и ныне ВТО, должны быть включены в право ЕС.

Для участников ЕС, по мнению Р.А. Шепенко, ЕТТ означает как потерю выбора в проведении независимой таможенной или торговой политики, так и потерю таможенного дохода[73]. Никакой участник ЕС не может односторонне выбрать или договориться о тарифных вопросах; все изменения в общем таможенном тарифе решаются Советом ЕС после переговоров (в случае необходимости) и предложения Еврокомиссией. Все двусторонние (между ЕС и третьими странами) и многосторонние (в рамках ВТО) переговоры проводятся Еврокомиссией.

ЕТТ классифицирует товары с учетом всех мер торговой политики и тарифов, применяемых на территории ЕС (таких как временное освобождение от пошлин, антидемпинговые пошлины и т.д.). Его структура основана на 8-значном коде комбинированной номенклатуры и двух добавочных знаках (субпозиции TARIC). От восьмизначного цифрового кода комбинированной номенклатуры ЕС зависит уровень таможенного обложения того или иного товара. Например, ставка пошлины на кордовую ткань для шин из нейлона, пропитанную резиной (код 59021010), составляет 5,5%, а не пропитанную (код 59021090) – 7,8%.

ЕТТ состоит из 21 раздела, 99 групп, примерно 1300 тарифных позиций и более 5000 субпозиций, которые в свою очередь подразделяются на еще более мелкие подпозиции[74].

ЕТТ устанавливает договорные и автономные ставки таможенных пошлин. Применение договорных ставок основано на принципе режима наибольшего благоприятство­вания (РНБ) в отношении всех стран – членов ГАТТ/ВТО. Автономные ставки применяются крайне редко, в основном в отношении "чувствительных" товаров, например сельскохо­зяйственных.

Таможенно-тарифная политика, преже всего, направлена на поддержание конкурентоспособности промышленности ЕС. Поэтому товары, необходимые для производства, спрос на которые не может быть удовлетворен за счет внутренних ресурсов (сырье, некоторые полуфабрикаты и т.д.), облагаются минимальными таможенными ставками, либо не облагаются пошлинами вовсе (например, руды – 0%, нефть 3,5-4,7% в зависимости от типа, природный газ – 0,7%). Товары, по которым ЕС располагает конкурентоспособным производством, облагаются по средним ставкам для обеспечения конкуренции. Товары, производители которых нуждаются в поддержке, облагаются пошлинами от 15% и выше. В частности, высокими импорт­ными пошлинами облагаются наукоемкие и технически сложные изделия. Именно эти товары составляют экспортный профиль европейской экономики и являются предметом острой международной конкуренции. ЕС иногда временно снижает или отменяет пошлины на отдельные комплектую­щие для сложных изделий, тем самым, сокращая издержки производства и повышая ценовую конкурентоспособность производимого конечного продукта.

До момента создания ГАТТ средний уровень тамо­женных пошлин в странах, вошедших впоследствии в ЕС, составлял 40%. После завершения Диллон-раунда (1960-1962 гг.) и Кеннеди-раунда (середина 1960-х гг.) уровень тарифной защиты был снижен вдвое. Решения Токийского раунда (1978 г.) привели к сокращению ставок еще на 30%. В настоящее время средневзвешенный уровень тарифной защиты в ЕС составляет примерно 3,0% и является одним из самых низких в мире. По сельскохозяйственным това­рам он равен 11,8%, а по промышленным – 2,4%. Средний применяемый уровень ЕТТ составляет 5,2% (15,0 и 3,8% соответственно)[75].

В рамках ЕТТ также урегулированы вопросы преференций.

В странах ЕС имеют место несколько схем предоставления преференций. Одна из них – схема Общей системы преференций (далее – ОСП), предоставляемых развивающимся странам. Ставки пошлин ОСП указаны в восьмой колонке TARIC[76]. TARIC составлен таким образом, чтобы для каждой товарной позиции (субпозиции) отображались все применяемые в ЕС тарифные и нетарифные меры в отношении импорта и иногда экспорта[77].

ЕС, начиная с 1971 г., стал первым, кто осуществил ОСП на практике. Система тарифных преференций ЕС распространялась на большинство промышленных товаров, а также на ряд сельскохозяйственных товаров, прошедших определенную степень переработки. С тех пор схема ОСП возобновлялась на ежегодной основе и подлежала пересмотру каждые десять лет. При этом, однако, не происходило изменений принципиального характера: по-прежнему основным инструментом оставались "потолки и лимиты", в рамках которых можно было беспошлинно ввозить товары на рынок ЕС, изменялся лишь список стран-бенефициаров и товарный охват[78].

Важно подчеркнуть, что в настоящее время, в ходе пересмотров схемы ОСП, наряду с расширением льгот для наименее развитых стран, элементами упрощения, обычно сохраняются разного рода оговорки, дающие ЕС возможность не распространять преференциальный режим на отдельные товары и страны, чья растущая конкурентоспособность может представить угрозу для европейских производителей. Например, в рамках системы тарифных преференций, действующей на территории ЕС, странам Андского сообщества они предоставляются в расширенном объеме и без применения каких-либо количественных ограничений по причине их активной позиции в борьбе с наркобизнесом в южноамериканском регионе. В то же время в отношении Китая действуют жесткие ограничение в системе преференций ЕС, хотя и Китай, и страны Андского сообщества согласно классификации Всемирного банка являются развивающимися, что предполагает одинаковый уровень преференций до применения "защитных оговорок"[79].

Схема ОСП является автономным торговым инструментом, она реализуется на основании Регламента Совета ЕС. ОСП охватывает 3 отдельных преференциальных режима:

- "Стандартная схема ОСП", которая предоставляет преференции 87 развивающимся странам и распространяется на более 6300 тарифных позиций.

- Специальные стимулирующие соглашения для устойчивого развития и эффективного управления, известные как "схема ОСП+". Данная схема предполагает дополнительное снижение тарифов для поддержки наиболее уязвимых развивающихся стран, которые ратифицировали и эффективно внедрили 27 основных конвенций ООН и МОТ о правах человека и трудовых правах, а также другие международные конвенции, касающиеся охраны окружающей среды и принципов управления.

Следует отметить, что преференции "ОСП+" являются дополнением к стандартной схеме ОСП. Для того чтобы стране предоставлялись преференции по данной схеме, страна должна отправить формальный запрос на их предоставление. На начало 2014 г. странами-бенефициарами данной схемы являлись 15 стран: Грузия, Гватемала, Колумбия, Коста-Рика, Гондурас, Эквадор, Боливия, Монголия, Никарагуа, Панама, Перу, Шри-Ланка, Молдова, Венесуэла и Сальвадор[80].

- Соглашение "Все, кроме оружия", которое предоставляет беспошлинный и бесквотный доступ для всей продукции из 49 наименее развитых стран (НРС), кроме оружия. Данная программа была принята в марте 2001 г.[81].

Важно отметить то, что действие последнего Регламента ОСП на 2009-2011 гг. истекло 31 декабря 2011 г. Но 26 мая 2010 г. Комиссией ЕС было решено продлить действие данного Регламента до 31 декабря 2013 г. для того, чтобы иметь необходимое количество времени пересмотреть схему ОСП в связи с большим числом законодательных процедур, введенных Лиссабонским договором. Не подлежали пересмотру только правила определения страны происхождения товаров и схема ОСП "Все, кроме оружия".

Новый Регламент ЕС № 978/2012 от 25 октября 2012 г.[82], определяющий новую схему тарифных преференций, предоставляемых странами ЕС на импортируемый товар (Генеральная система преференций (ГСП)), вступил в силу с 20 ноября 2012 г. Новая же схема преференций применяется с 1 января 2014 г. С этой же даты применяется Перечень стран бенефициаров ГСП (приложение 2 к Регламенту 978/2012), из которого исключены ряд стран, в том числе и Россия.

Какова же доля преференций в общем объеме импорта ЕС? Согласно данным М. Потапенко, более 80% импорта ЕС приходится на применение РНБ и из этого объема 60% товаров импортируется беспошлинно. На стандартную схему ОСП, "ОСП+" и "Все, кроме оружия" приходится 4%, 0,46% и 0,46% от общего объема импорта соответственно. Оставшаяся часть импорта в ЕС приходится на ввозимые товары в рамках других преференциальных соглашений (региональных торговых соглашений) и др.[83]. Эти данные свидетельствуют о том, что роль преференций в общем объеме импорта ЕС незначительна.

В целом, стоит сказать, что используя преимущества таможенного союза, вытекающие из применения единого таможенного тарифа и общей торговой, в том числе тарифной политики стран-членов, ЕС не только успешно защищает свой внутренний рынок, но и добивается путем предоставления преференций отдельным странам и группам стран благоприятных условий доступа их предприятий на европейский рынок. ОСП ЕС предоставляет доступ на рынок ЕС в преференциальном режиме 87 развивающимся странам и территориям. Однако, нельзя не согласиться, что на данный момент функционирование схемы ОСП в ЕС имеет ряд проблем: преференции не сфокусированы на странах, которые наиболее в них нуждаются; недостаточная поддержка диверсификации экспорта; несоответствие общим целям торговли; низкий уровень использования преференций некоторыми странами; недостаточная поддержка устойчивого развития и эффективного управления; недостаточная охрана ЕС своих экономических интересов[84]. Все это подталкивает основные институты ЕС периодически пересматривать таможенно-тарифную политику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: