Регулирование в нетарифной сфере внешней торговли

Обращаясь к вопросу организационно-правовых основ нетарифного регулирования в ЕС, следует, прежде всего, сказать о том, что европейская традиция защиты национальных интересов на внутренних и внешних рынках представляет собой сочетание в различных пропорциях протекционизма и принципов свободы торговли. При этом она предполагает, как отмечает В.П. Гутник, защиту как интересов отдельных хозяйствующих субъектов (производителей и потребителей), так и экономических интересов государства в целом (которые нередко переплетались с внутри- и внешнеполитическими интересами, а также идеологическими и геостратегическими постулатами)[85].

Законодательство ЕС устанавливает так называемые "общие условия импорта из третьих стран". Большинство данных положений содержатся в Регламенте Совета Европейского союза № 3285/94 от 22 декабря 1994 г.[86]. Понятие "общих условий импорта" распространяется на условия ввоза на таможенную территорию ЕС товаров из стран, не входящих в ЕС. Рассматриваемый Регламент, по замечанию Т.Н. Трошкиной, является неким системообразующим документом по применению мер нетарифного регулирования на уровне ЕС[87]. В соответствии с его правилами, введение любой меры, каким-либо образом ограничивающей свободу торговли с ЕС, должно осуществляться в соответствии с принципом недискриминации; условия и процедуры применения меры должны быть четко регламентированы, а их применение не должно отягчать положение импортера в большей степени, чем это требуется для достижения целей вводимой меры.

Общие условия импорта не распространяются на поставки отдельных видов товаров (например, они не применяются к текстильным товарам, которые импортируются из стран, с которыми ЕС не заключены соответствующие двусторонние договоры и соглашения[88]) или товаров, происходящих из отдельных стран (так, в отношении импортных поставок из стран СНГ, Албании, Китая, Вьетнама, КНДР, Монголии действуют особые правила, установленные Регламентом Совета ЕС № 519/94 от 7 марта 1994 г.[89]).

Вопрос о применении нетарифной меры может быть поставлен в повестку дня по запросу уполномоченного органа государства – члена ЕС либо по решению Еврокомиссии. Сразу же после принятия вопроса к рассмотрению начинаются консультации, в ходе которых выявляются основные тенденции импорта конкретного товара из определенной страны и его динамика на этапе, непосредственно предшествовавшем запросу или решению о начале процедур. Если в результате таких взаимных консультаций становится ясно, что реальные основания для продолжения процедур существуют, начинается проведение расследования – этапа, предшествующего введению ЕС практически любой меры нетарифного регулирования.

В ходе расследования устанавливается факт того, что импорт товара наносит или может нанести серьезный ущерб "национальным производителям" (community producers), под которыми в европейском праве понимаются производители того же самого или непосредственно конкурирующего товара, ведущие свою хозяйственную деятельность на территории ЕС, совокупный объем производства которых составляет превалирующую часть производства данного товара на таможенной территории ЕС. По результатам расследования Еврокомиссия готовит специальный отчет и принимает решение о введении нетарифных мер или об отклонении соответствующего предложения. Принятое решение передается в Совет ЕС, а также во все страны – члены ЕС и подлежит обязательному опубликованию в Официальном журнале ЕС. По запросу любой страны – члена ЕС Совет Евросоюза квалифицированным большинством голосов может подтвердить, изменить или аннулировать данное решение.

В случае принятия решения о введении ограничительных мер на практике могут применяться меры наблюдения (surveillance measures) или защитные меры (safeguard measures).

Касаясь инструментария нетарифного регулирования, следует отметить активное и действенное применение в ЕС мер как экономического, так и административного характера.

Среди нетарифных мер экономического характера особую роль в ЕС играет антидемпинговое регулирование. ЕС входит в первую тройку государств и таможенных союзов, которые лидируют по количеству используемых антидемпинговых расследований[90]. Антидемпинговые меры введены и распространяются сейчас приблизительно на 0,5% общего объема импорта товаров на таможенную территорию Европейского союза[91].

Нормативное регулирование применения антидемпинговых мер в ЕС характеризуется тем, что, во-первых, оно выведено из компетенции государств-членов и передано в ведение европейской администрации, а во-вторых, оно, в силу членства ЕС в ВТО, должно выстраиваться в строгом соответствии с нормами Соглашения о толковании статьи VI ГАТТ. Основным источником, регулирующим сегодня антидемпинговую практику в ЕС, является Регламент ЕС от 30 ноября 2011 г. № 1225/2009 о защите от демпингового импорта из стран, не являющихся членами ЕС. Данный Регламент содержит определение демпинга, устанавливает порядок расчета демпинговой маржи и проведения антидемпинговых расследований[92].

Компенсационные меры – еще один экономический инструмент нетарифного регулирования, используемый в ЕС с целью нейтрализовать воздействие субсидирования импорта на условия конкуренции. Порядок применения компенсационных мер в ЕС определен согласно Регламенте Совета ЕС 597/2009 от 11 июня 2009 г. о защите от субсидированного импорта со стороны государств – не членов ЕС[93]. В соответствии со статьей 1 этого Постановления компенсационная пошлина применяется в целях нейтрализации воздействия любой субсидии, предоставленной прямо или косвенно, на изготовление, производство, экспорт или транспортировку любого товара, выпуск которого в свободное обращение в ЕС причиняет ущерб той или иной отрасли промышленности.

Эффективным нетарифным инструментом экономического характера в ЕС продолжают оставаться налоги и сборы. Однако, несмотря на значительное продвижение в деле унификации правил применения нетарифных инструментов в ЕС, сфера налогообложения продолжает в этом смысле стоять особняком: ведущую роль здесь продолжают играть национальные регуляторы.

В соответствии со ст. 110 ДФЕС запрещается дискриминационное внутреннее налогообложение. При этом запрещена как явная дискриминация в вопросах налогообложения "подобных" товаров, так и скрытая дискриминация. Вот пример такой скрытой дискриминации. Согласно французскому законодательству ставка налога на автомобили повышается в зависимости от мощности двигателя, при этом к автомобилям, мощность которых ниже 16 CV, применяются ставки иные, чем к автомобилям, мощность которых превышает 16 CV. Мощность французских автомобилей не превышает 16 CV, следовательно, высоким налогом облагаются исключительно импортные автомобили. В результате суд признал, что французская система внутреннего налогообложения автомобилей основывается на принципе скрытой дискриминации[94].

В отношении уравнительных импортных налогов ЕС последовательно проводит курс на унификацию косвенного налогообложения, однако полная унификация пока еще не достигнута. Действует единый порядок взимания налога на добавленную стоимость (НДС), но в то же время продолжают сохраняться существенные различия в ставках НДС в разных странах ЕС. Различаются национальные перечни подакцизных товаров и ставки акцизов.

Ограничительное воздействие на импорт в ЕС способны оказывать разнообразные дополнительные импортные сборы, порядок которых, как правило, нечетко прописан и не унифицирован в рамках ЕС (статистические сборы, сборы за санитарный контроль и т.д.). При этом такие сборы, в соответствии с европейской судебной практикой, не приравниваются к запретительным мерам и могут применяться на практике, если соответствующая услуга реально предоставлена, может быть индивидуально определена, а размер сбора соизмерим с объемом предоставленной услуги[95].

Административный блок нетарифных мер в ЕС также чрезвычайно разнообразен, причем он постоянно пополняется новыми инструментами. Центральное место в нем занимают количественные ограничения и иные меры сходного характера воздействия (в частности, квотирование, лицензирование и пр.).

Как отмечает С.В. Зимнин, "использование тех или иных инструментов зависит от степени экономического развития страны – торгового партнера ЕС: для развивающихся стран, как правило, используются неформальные ограничения экспорта, антидемпинговые меры и квотирование, для развитых стран – технические барьеры и экологические стандарты"[96].

Завершая анализ опыта ЕС в практике применения нетарифных мер регулирования, стоит отметить следующее.

Европейская модель нетарифного регулирования отличается оригинальностью, и в то же время, в силу членства ЕС в ВТО и участия в основных многосторонних торговых и экономических соглашениях, она гармонично дополняет мировую систему торгового регулирования. С помощью нетарифных инструментов европейским властям удается эффективно регулировать внешний товарооборот и обеспечивать необходимый уровень протекционизма в отношении европейских товаропроизводителей, который при этом не противоречил бы международным торговым правилам и стандартам. При этом, когда применение нетарифных мер оказывается не в полной мере соответствующим нормам ВТО, на первый план в процессе принятия соответствующих торгово-политических решений выступают интересы национальной экономики (национальных экономик – для стран ЕС).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: