2008-2012 гг. [102]
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Всего, евро, в т.ч. | 97 697 328 | 51 939 437 | 29 872 803 | 18 944 934 | 5 781 374 |
Зерновые | 1 017 186 | 151 105 | 10 259 | 211 744 | - |
Рис | - | - | - | - | - |
Сахар | 40 487 480 | 6 489 692 | - 10 024 | - | - |
Фрукты, овощи | 3 036 | - | - | - | - |
Продукты из фруктов и овощей | 406 693 | 225 592 | 812 | - | - |
Говядина | 11 042 800 | 8 057 794 | 10 631 382 | 14 427 212 | 3 321 173 |
Молоко и молочные продукты | 422 085 | 20 735 647 | 13 717 880 | 75 404 | Н.д. |
Свинина | 22 699 356 | 2 717 196 | 813 009 | 305 542 | 180 506 |
Яйца | 831 308 | 414 227 | 268 605 | 211 459 | 15 580 |
Мясо птицы | 7 710 369 | 5 510 513 | 2 864 327 | 2 823 176 | 1 559 912 |
Прочие | 13 077 014 | 7 276 671 | 1 576 553 | 890 397 | 702 203 |
Учитывая это, на первый план выходят иные меры экспортного стимулирования, в частности, такие, как экспортное кредитование и государственное страхование экспортных кредитов. Главным документом, который регламентирует данный тип поддержки, является Директива ОЭСР по гармонизации системы страхования экспортных кредитов при осуществлении среднесрочного и долгосрочного кредитования, вступившая в силу в 1998 г. и дополненная регламентами в 2003 г. и 2004 г.[103]. Однако, несмотря на установленные регламенты ЕС для этой сферы, каждая страна-член ЕС обладает собственной системой стимулирования экспорта[104].
К примеру, в Германии важными институтами в осуществлении экспортной поддержки являются страховое общество Euler Hermes и кредитно-финансовые институты, такие как Банк реконструкции и развития KfW(Kreditanstalt für Wiederaufbau) и "АКА" (Ausfuhrkredit GmbH). Их деятельность преимущественно направлена на финансирование экспортных и инвестиционных проектов. В программах стимулирования экспорта в Германии принимают участие федеральные и земельные органы исполнительной власти, а также различные предпринимательские объединения (отраслевые союзы, ассоциации, объединения, фонды и другие негосударственные структуры).
В частности, Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии в качестве мер по содействию экспорту на регулярной основе осуществляет софинансирование участия германских компаний в международных аграрных выставках, предоставляет информационную поддержку предприятий сельского хозяйства и пищевой промышленности (статистические и аналитические данные о потенциальных рынках сбыта, информация о финансовых возможностях и гарантиях).
Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы.
Одной из основ ЕС является Таможенный союз. Он играет большое значение для развития внешней компетенции объединения и его влияния на государства, не входящие в Союз. При этом акты таможенного законодательства (например, таможенный кодекс ЕС, антидемпинговые решения и пр.) относятся к инструментам внешнеторговой политики Евросоюза.
Важнейшим условием существования Таможенного союза и инструментом общей торговой политики ЕС является внешний единый таможенный тариф. Именно он позволил ЕЭС вести независимую таможенную и общую торговую политики, а с середины 1970-х гг. доходы от общей торговой политики стали поступать не к государствам-членам, а напрямую Сообществу, являясь одним из важнейших источников бюджета ЕС.
Таможенно-тарифные средства и сегодня остаются основным инструментом регулирования внешней торговли ЕС. Вместе с тем, по мере достижения прогресса на тарифных переговорах в рамках ГАТТ/ВТО их роль постепенно ослабевает. ЕС активно применяет различные меры защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции, в том числе антидемпинговые и компенсационные пошлины, технические требования и санитарно-ветеринарные нормы. Кроме того, страны ЕС используют различные средства стимулирования экспорта.
Глава 3. Взаимоотношение ЕС и России в сфере внешней торговли