Специфика правового регулирования экспортных операций

Цель общей торговой политики ЕС – контроль над объемом импорта при максимизации объема экспорта. Непосредственно экспортная политика ЕС включает в себя и меры по ограничению, и меры по стимулированию экспорта.

Общие правила осуществления экспортных операций были впервые приняты в ЕЭС в 1969 г. Речь идет о Директиве Совета ЕС № 2603/69[97]. Правила, закрепленные Директивой, просуществовали почти без изменений до 1992 г., когда Маастрихтский договор внес отдельные коррективы в проце­дуру принятия решений. Договор подтвердил окончательную отмену всех ограничений внутри Сообщества. Он также уста­новил, что все вновь вводимые меры должны утверждаться на наднациональном уровне.

К основным принципам экспортной политики ЕС относятся:

· действие Директивы Совета ЕС № 2603/69 охватывает экспорт всех промышленных и сельскохозяйственных товаров. Регламенты и постановления, сформулированные для такой отрасли как сельское хозяйство, дополняются положениями экспортной политики;

· действие Директивы Совета ЕС № 2603/69 распространяется на все страны, не входящие в ЕС;

· Директива предусматривает процесс информирования и проведения консультаций по вопросам введения защитных и стимулирующих мер. Например, если одно государство считает необходимым применить защитные меры, оно информирует Еврокомиссию о своем намерении и организовывает консультацию с другими участниками рынка. Такая процедура позволяет привлечь внимание всех участников рынка к существующей проблеме и также сохранить контроль над принятием решений наднациональными органами ЕС.

Согласно правилам и нормам многосторонней торговой системы экспорт из ЕС в третьи страны осуществляется без ограничений. Вместе с тем, страны ЕС могут количественно ограничивать экспорт, исходя из интересов общественной морали, общественного порядка и государственной безопасности, а также в случае острой нехватки товара на внутреннем рынке.

Понятия "государственная безопасность" и "общественный порядок" включают, прежде всего, защиту целостности высших правовых принципов, призванных сто­ять на страже существующего общественного строя и служить правовой основой для отстаивания высших государственных интересов, обеспечивать эффективное функционирование органов исполнительной и законодательной власти[98].

Классическим примером мер по защите государственной безопасности (правда, применительно к импорту) служит решение Суда ЕС по делу 72/83 Campus Oil. В своем решении Суд оправ­дал Закон Ирландии, целиком зависящей от ввоза нефти и нефтепродуктов из-за рубежа. Закон предписывал частным импортерам покупать определенную долю этих товаров у государственных нефтеперерабатывающих предприятий по фик­сированным ценам с целью частично компенсировать издержки последних. Суд аргументировал правомерность действий Ирландии тем, что перерывы в поставках нефти и нефтепродуктов чреваты опасностью самому существованию страны и ее государственной безопасности. Суд не придал значения экономическим аспектам Закона, подчеркнув, что "обеспечение минимальных стратегических запасов нефтепродуктов во все времена выходили за рамки чисто экономических интересов"[99].

Под "общественной моралью" понимают, как правило, господствующие в данное время и в данном обществе представления о правилах общежития. Эти представле­ния могут быть разными в разных странах и меняться с течением времени. В одном из своих первых решений по данному вопросу Суд ЕС признал, что "государства-члены компетентны сами определять на своей территории содержание понятия общественной морали и форм ее проявления в соответствии с национальными законами"[100].

Особым образом в ЕС контролируется экспорт товаров и технологий двойного назначения, которые используются в мирных целях, но могут быть применены для создании оружия массового уничтожения и средств его доставки. Правовую основу такого контроля составляет Регламент Совета ЕС № 428/2009[101].

Интересно отметить, что Регламент, относящийся к позициям двойного назначения, не применяется к экспорту этих позиций с территории ЕС. Она применяется, однако, если товары транзитируются по территории ЕС, или если те или иные физические лица или компании ЕС предоставляют брокерские услуги (т.е. помогают в осуществлении продажи или в проведении соответствующих переговоров) в отношении позиций двойного назначения. В этих случаях, нормы Регламента будут применяться, даже если товары экспортируются из какой-нибудь третьей страны в другую в обход территории ЕС. Если товары охвачены Регламентом, экспортер должен обратиться за разрешением на экспорт до осуществления сделки.

В дополнение к регулированию продаж и экспорта ряда конкретных товаров двойного назначения Регламент также включает положение об охвате всех позиций (catch-all clause). Это положение позволяет странам – членам ЕС контролировать товары и технологии, не перечисленные в Регламенте в случаях, когда они имеют основания считать, что товары будут использованы в недозволенных целях, например, страной, находящейся под эмбарго по поставкам оружия, или когда имеется подозрение, что товары послужат в конечном счете для создания оружия массового поражения. Это положение требует, чтобы компании тщательно проверяли своих клиентов, поскольку те могут быть объектом обеспечительных мер даже в том случае, если поставляемые им товары не фигурируют в соответствующем списке.

Важной составляющей экспортной политики ЕС является комплекс мероприятий по стимулиро­ванию экспорта. Некоторые товары, главным образом, сель­скохозяйственные, подлежат экспортному субсидированию. Правда, в результате настойчивых требований ГАТТ/ВТО ЕС постепенно снижает разме­ры таких субсидий.

Как эти планы реализуются на практике, можно посмотреть на примере Германии. Согласно данным Главного таможенного управления Гамбург-Йонас, ответственного за выплаты экспортных субсидий в Германии, объем выплат субсидий в Германии с 2008 по 2012 гг. сократился в 17,1 раза с 97,7 млн. евро до 5,7 млн. евро. (см. табл. 1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: