Становление Таможенного союза в ЕС

Таможенный союз является основополагающим элементом общей торговой политики ЕС. Он пред­ставляет собой международное соглашение между двумя или несколькими странами, согласно которому эти страны обязуются: отменить все барьеры во взаимной торговле, т.е. таможенные пошлины и аналогичные им сборы, импортные и экспортные квоты, а также все меры, имеющие характер экспортно-импортных ограни­чений (в первую очередь количественных); обеспечить сближение или даже унификацию на­ционального таможенного законодательства; ввести в отношении третьих стран единый тамо­женный тариф, который следует единообразно толковать и применять на всей таможенной тер­ритории[59].

Как уже было отмечено выше, решение об образовании таможенного союза было принято при подписании Римского договора об учреждении Европейского экономического сообщества (1957 г.). Данный Договор сформулировал понятие и принципы таможенного сообщества стран союза. Согласно данному Договору деятельность Сообщества наряду с иными аспектами предусматривала устранение между государствами-членами таможенных сборов и количественных ограничений на импорт и экспорт товаров, а также всех других эквивалентных по своим последствиям мер, что было достигнуто к 1 июля 1968 г.

Нормами Договора было также определено введение общего таможенного тарифа и общей торговой политики по отношению к третьим государствам. Провозглашалось, что основой Сообщества является таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных таможенных пошлин и любых равнозначных сборов в торговых отношениях между государствами-членами и установление общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами.

Государства-члены были обязаны воздерживаться от введения в отношении друг друга новых таможенных пошлин на импорт и экспорт или равнозначных сборов и не должны увеличивать пошлины и сборы, которые уже применялись в их взаимной торговле. Таможенные пошлины на импорт, действовавшие между государствами-членами, должны были быть постепенно отменены ими. Действовавшие в отношениях между государствами-членами сборы, равнозначные по своему эффекту таможенным пошлинам на импорт, должны были быть также постепенно отменены.

По мнению М.Е. Романовой, В.А. Абрамовича и Т.Ф. Цехановича, по степени глубины регулирования таможенных отношений Римский договор занимает важнейшее место как в истории, так и среди первичных источников таможенного права ЕС[60]. Правда, не менее значимую роль в таможенной интеграции на европейском пространстве роль сыграл Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. Им предусматривалось упразднение всех таможенных пошлин на импорт и экспорт, а также сборов равноценного действия, всех количественных ограничений на импорт и экспорт в отношении товаров, оборот которых связан с атомной энергетикой. Но поскольку основной задачей Договора было создание необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной промышленности, то вопросы таможенного регулирования в нем были затронуты только в отношении этой специфической сферы.

Два указанных Договора вступили в силу с 1 января 1958 г. Первоначально их членами были Франция, Италия, Нидерланды, Люксембург и ФРГ. Затем в 1973 г. в него вошли Великобритания, Ирландия и Дания, в 1981 г. – Греция, в 1986 г. – Испания и Португалия, в 1995 г. – Австрия, Швеция и Финляндия.

Таким образом, на данном этапе формирования таможенный союз вводил единые наднациональные нормы и правила, заменяющие национальное таможенное регулирование. С этой целью в 1968 г. Советом ЕС была создана единая концепция определения страны происхождения товара и введено унифицированное понятие таможенной территории Союза, а в 1969 г. – общие правила предъявления товаров к таможенному контролю и правила транзита в пределах сообществ. Позднее эти акты Совета ЕС и Комиссии ЕС стали основой для создания Таможенного кодекса ЕС[61].

Однако, наличие параллельных институтов и структур в сообществах, учрежденных на основании перечисленных Договоров, было признано нецелесообразным. Как следствие, 8 апреля 1965 г. был заключен соответствующий Договор о слиянии, который предусматривал создание единого Совета и Комиссии для всех трех сообществ.

Рассматривая вопросы истории формирования таможенного союза, следует обратить особое внимание на Единый европейский акт (ЕЕА) 1987 г. Данный акт дополнил уже существующие учредительные договоры, благодаря чему были ликвидированы технические барьеры, а также пограничные контрольные формальности внутри Сообщества. В рамках ЕЕА была четко сформулирована трехэтапная программа построения единого внутреннего рынка. ЕЕА предоставлял сообществам широкие правовые основания для уравнивания правовых и административных процедур государств-участников.

Данный акт содержал обязательства участников завершить формирование общего рынка – территории, не имеющей общих границ, в рамках которой происходит свободное движение товаров, капиталов и услуг. Был установлен и срок завершения построения общего рынка – 31 декабря 1992 г., вместе с тем специально оговаривалось, что определение этой даты не имеет юридической силы.

12 государств – членов Европейского сообщества: Великобритания, Дания, Франция, Португалия, Испания, Германия, Бельгия, Греция, Ирландия, Люксембург, Италия, Нидерланды – до 31 декабря 1992 г. создали таможенную территорию без внутренних границ, на которой обеспечивается свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капитала. Амстердамским договором 1997 г. было практически констатировано достижение задач таможенного союза[62].

Европейский таможенный союз (ЕТС), по признанию многих экспертов, сегодня считается субъектом с наиболее высокой степенью интеграции[63], объединяющим 28 государств и являющимся самым крупным экспортером товаров в мире и крупнейшим импортером.

Одним из существенных этапов формирования Европейского таможенного союза стала кодификация и систематизация правовых актов ЕС в области таможенного регулирования, что нашло свое отражение в принятии Таможенного кодекса Европейского сообщества, утвержденного в 1992 г.[64]. В последующем для его заменены был разработан, так называемый, "Модернизированный" (в различных источниках – обновленный, усовершенствованный) таможенный кодекс, утвержденный Регламентом № 450/2008[65].

Принятие нового Таможенного кодекса ЕС было обусловлено необходимостью создания для европейских субъектов хозяйственной деятельности благоприятных условий использования современных возможностей реализации обязательств в международной торговле, которая имеет важное значение при современном уровне конкуренции на международном рынке. По словам А. Мостового, устаревшие технологии, процедуры и другие нормы таможенного законодательства, созданные для бумажной версии таможенных процедур, создавали условия для злоупотреблений, наносили ущерб внешней экономической безопасности и ослабляли роль таможенных служб как главных субъектов, осуществляющих охрану и надзор таможенных границ ЕС в процессах международного товарооборота[66].

В интересах предпринимателей и таможенных органов ЕС была проведена кодификация всех предписаний таможенного права в единый нормативный акт. В обновленный ТК вошли общие принципы и процедуры в сфере применения тарифных и внетарифных средств тех политик ЕС, которые связаны с товарообменом между ЕС и третьими странами[67].

Однако, Кодекс в редакции 2008 г. так и не вступил в силу.

Новый Таможенный кодекс ЕС (Union Customs Code, далее по тексту – UCC) был опубликован 10 октября 2013 г. как Регламент (EU) № 952/2013[68]. Его появление стало результатом многолетних усилий ЕС по модернизации таможенных правил. Целью его принятия стало упрощение отдельных положений таможенного регулирования, оптимизация структуры регламента, а также обновление некоторых статей с учетом развития электронных систем обмена информацией и соответствующего оборудования. Кроме того, UCC призван привести общие критерии для лиц, желающих действовать в качестве таможенных представителей в другом государстве-члене ЕС, предусматривает право заявления своего мнения при вынесении решения таможенными органами; а также содержит новые положения о централизованной таможенной очистке (в т.ч. возможность подачи таможенных деклараций экономическим оператором в местный таможенный орган, независимо от места ввоза товаров на таможенную территорию).

Регламент вступил в силу на двадцатый день после его опубликования (30 октября 2013 г.), однако большинство его статей будет применяться с 1 июня 2016 г.

По своей сути UCC является пересмотренным вариантом "Модернизированного" таможенного кодекса 2008 г. Кодекс 2008 г., в свою очередь, также был направлен на замену более раннего Таможенного кодекса 1992 г., однако имплементирующие положения (implementing provisions) для него так и не были подготовлены, несмотря на перенос крайнего срока с июня на ноябрь 2013 г. Кроме того, в связи со вступлением в силу Лиссабонского договора, предусматривающего изменение системы делегированных и имплементирующих актов, стало очевидно, что "Модернизированный" таможенный кодекс требует пересмотра.

Посредством UCC инициируется столь необходимая реформа, затрагивающая, в том числе, переход таможенных органов на безбумажное, полностью электронное делопроизводство, а также упрощение таможенных процедур для заслуживающих доверие лиц, осуществляющих торговую деятельность (уполномоченных экономических операторов, authorized economic operators, AEO).

Однако и UCC не может действовать без принятия имплементирующих положений. По информации, предоставленной Еврокомиссией, в настоящее время идет их подготовка, однако итоговый вариант будет представлен не ранее конца 2014 г. (а, вероятнее всего, в середине 2015 г.). Конечной целью является принятие имплементирующих положений к июню 2016 г., когда наступает срок вступления в силу всех положений Кодекса. До того времени будет продолжать действовать Таможенный кодекс Сообщества (Регламент (EEC) № 2913/92) и имплементирующие положения к нему (Регламент Комиссии (EEC) № 2454/93).

Комиссар А. Шемета следующим образом прокомментировал принятие Европарламентом положительного решения при принятии UCC. "Таможенный союз – это история успеха ЕС. Более 40 лет он защищает наших граждан и представителей бизнеса, содействует постоянному росту объемов торговли", – отметил А. Шемета. "Таможенный кодекс Европейского союза, принятый Европейским парламентом обеспечит продолжение продуктивной работы таможни и даже сделает ее еще более эффективной, менее затратной и лучше отвечающей вызовам современной экономики", – добавил он[69].

По мнению экспертов, новый кодекс UCC, появление которого несколько раз откладывалось, в целом отвечает ожиданиям в ЕС. Однако окончательные выводы о его положительных сторонах и возможных недостатках можно будет сделать только после опубликования Комиссией имплементирующих положений.

В заключение сказанного стоит подчеркнуть, что для поддержания единого европейского рынка в стабильном состоянии безусловно необходимым является установление и развитие адекватных таможенных процедур на границах ЕС. Без этого свободное обращение товаров внутри Союза будет невозможным.

Постоянно обновляемое таможенное законодательство ЕС регулирует все аспекты торговой политики, устанавливает меры безопасности, регулирует процедуры контроля в сфере охраны здоровья и окружающей среды. Кроме того, оно отвечает за осуществление политики в сфере сельского хозяйства, рыболовства, защиты экономических интересов, а также применение определенных мер внешнеполитического характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: