История торгово-экономического сотрудничества ЕС и России

Принято считать, что начало торгово-экономическому сотрудничеству ЕС с Россией было положено 19 декабря 1989 г., когда Советский Союз заключил Соглашение о торговле и сотрудничестве с Европейскими сообществами[105]. Соглашение предусматривало четкие сроки для постепенного и полного устранения Сообществом количественных ограничений на импорт из Советского Союза товаров (за исключением текстиля, каменного угля и стали). Соглашение о торговле и сотрудничестве содержало раздел, призванный обеспечить структурный рост производительных сил в экономике СССР и поддержку среднесрочных и долгосрочных перспектив расширения двусторонней торговли между договаривающимися сторонами. С этой целью была создана специальная институционная структура, в которую входили Совместные комитеты, формируемые из равного числа участников с каждой стороны, призванные осуществлять реализацию Соглашения с учетом динамично меняющейся обстановки.

Однако, торгово-экономическое сотрудничество ЕС с Россией имеет более продолжительную историю. Идея партнерства СССР/России со странами Западной Европы зародилась в середине 1960-х гг. В 1964 г. французский президент Шарль де Голль выдвинул концепцию "общеевропейского дома" – единого политического пространства от Атлантики до Урала с минимальным американским влиянием. Эта идея нашла отклик и в Советском Союзе, и в западноевропейских странах. СССР надеялся с ее помощью отколоть страны Западной Европы от США. Западноевропейские элиты стремились сделать советскую внешнюю политику более предсказуемой. Поэтому абстрактная программа построения общеевропейского дома быстро превратилась в реальный "общеевропейский процесс"[106].

В 1970-е гг. партнерство Кремля со странами Западной Европы стало приобретать реальные очертания. СССР подписал серию протоколов о политических консультациях с западноевропейскими странами. Из Советского Союза протянулась сеть нефте- и газопроводов в Западную Европу.

На протяжении 1970-80-х гг. углеводородное топливо превратилось в главную составляющую торговых связей между ЕЭС и СССР. В результате возник стойкий дисбаланс в структуре торгового обмена: более трех четвертей советского экспорта на европейский рынок приходилось на первичное сырье, тогда как в страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в основном поступали оборудование и технологии, по большей части предназначенные для развития энергетики. Оборудование для нефтегазовой промышленности поставлялось преимущественно из ФРГ, Италии, Франции и Японии и составляло 60-70% от общего объема импортных поставок. Около трети импорта технологий и оборудования в СССР приходилось на Германию, которая по сей день остается одним из ведущих торговых партнеров России.

Развитие энерготорговли сопровождалось строительством крупных трансъевропейских энергосистем. Это, в частности, газопроводы: Оренбург-Ужгород (протяженность 2750 км, пропускная способность 28 млрд. м3 газа в год), Уренгой-Торжок-Минск-Ужгород (4000 км, 18 млрд. м3 газа в год), Уренгой-Помары-Ужгород (4451 км, 30 м3 газа в год)[107]. Как отмечает П.Г. Лахно, газовые контракты 1970-1980-х гг. стали началом крупномасштабного сотрудничества между Востоком и Западом, которое развивалось все последующие годы. Благодаря им, была построена не имеющая аналогов в мире система магистральных нефте- и газопроводов, связывающая Россию со странами Евросоюза[108].

С распадом СССР и обретением Россией независимости ее торгово-экономическое сотрудничество с Европой получило новый импульс. Однако взаимодействие сторон с самого начала отличалось непростым характером; об этом говорит уже то, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное РФ и ЕС в 1994 г. вступило в силу лишь три года спустя – в 1997 г.[109]. В течение всех последующих лет наполнение партнерства реальным содержанием в большой степени зависело от значительного количества внутренних и внешних факторов.

Россия после 1991 г. переживала трудный период становления, обретения новой идентичности, внутренних и внешнеполитических приоритетов. Евросоюз также находился в процессе перманентной трансформации. 1990-е гг. ушли на претворение в жизнь целей Экономического и валютного союза, заложенных в Маастрихтском договоре 1992 г., в первую очередь на создание единой европейской валюты – евро. Параллельно с этим продолжался дальнейший рост количества членов ЕС, происходила соответствующая ему институциональная адаптация, выразившаяся в Амстердамском договоре 1997 г., Ниццком договоре 2000 г. и Лиссабонском договоре 2007 г.

Новое дыхание, несмотря на наличие целого ряда трудностей, сотрудничество между Россией и ЕС получило в первые годы XXI в. В 2001 г. был преодолен кризис в отношениях, связанный со "второй чеченской войной" (предыдущие два кризиса пришлись на 1995 г. из-за "первой войны" в Чечне и на 1998 г. из-за дефолта России)[110]. Связано это было в первую очередь с тем, что обе стороны партнерства вышли на устойчивую повышательную кривую экономического роста, достаточно успешно решали свои внутренние проблемы. В прогнозах своего среднесрочного и даже долгосрочного развития ЕС и Россия придерживались однозначно оптимистических оценок. Росли их внешнеполитические амбиции и ресурсы. Из года в год нарастала экономическая взаимозависимость России и ЕС; интересы все большего числа экономических субъектов с обеих сторон усиливали вектор взаимной интеграции.

Рекорд торгово-экономического сотрудничества пришелся на 2012 г., когда товарооборот Россия-ЕС, согласно данным Евростата, достиг 336,5 млрд. евро. Объем экспорта товаров из России в ЕС в ценовом выражении составил 213,3 млрд. евро. Объем импорта из ЕС в Россию составил 123,2 млрд. евро.

По итогам 2013 г., несмотря на неблагоприятную международную экономическую конъюнктуру (в том числе, несмотря на кризис в зоне евро), товарооборот Россия-ЕС несущественно снизился (на 3,6%), составив 326,4 млрд. евро. По данным Евростата, экспорт из стран ЕС в Россию снизился на 3% и составил 119,8 млрд. евро. Импорт в Евросоюз из России сократился на 4% до 206,6 млрд. евро.

Крупнейшим европейским торговым партнером России являются Нидерланды (годовой оборот 76 млрд. долл.), затем следует Германия (почти 75 млрд. долл.), затем Италия (56 млрд. долл.), Польша (почти 28 млрд. долл.), Британия (24,6 млрд. долл.) и Франция (22,2 млрд. лолл.). В итоге, из 11 главных торговых партнеров России 6 – это страны ЕС, в сумме они значительно превышают товарооборот с первым торговым партнером России, КНР (88,8 млрд. долл.).

В целом, ЕС прочно занимает первое место во внешней торговле России.

Во внешней торговле ЕС Россия занимает третье место после США и Китая. Однако по объему импорта товаров из ЕС в 2012 г. Россия опередила США и вышла на второе место, удержав его в 2013 г. Среди основных экспортных рынков Евросоюза Россия занимает четвертое место после США, Китая и Швейцарии.

После 18 лет переговоров Россия присоединилась к ВТО, став ее 156 членом. Вступление России в ВТО, несомненно, является важным и для ЕС, поскольку ведение торгово-экономической деятельности на основе единых принципов и правил стимулирует взаимные инвестиции и укрепляет торговые отношения между партнерами.

В соответствии со своими обязательствами Россия после присоединения к ВТО снизила ставки импортных пошлин в среднем с 10% до 7,8%. В таких ключевых секторах, как, например, автомобильная промышленность, импортные пошлины снизились с 30% до 25%, а по истечении семилетнего переходного периода они будут снижены до 15%. По подсчетам экспертов, в среднем снижение импортных пошлин сэкономит экспортерам стран-членов ЕС до 2,5 млрд. евро ежегодно. При этом ожидается дополнительный рост экспорта товаров из ЕС в Россию на сумму около 3,9 млрд. евро ежегодно[111].

Итак, как видно из вышеизложенного, на протяжении многих десятилетий, несмотря на наличие ряда дисбалансов, торгово-экономические отношения России и ЕС активно развиваются, причем потенциал для углубления сотрудничества остается крайне существенным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: