В условиях кризисного состояния здравоохранения большое значение придается изысканию дополнительных средств на восстановление здоровья граждан. Система медицинского страхования является одним из секторов рыночной экономики и формирует рыночные отношения субъектов здравоохранения с другими субъектами в стране. Задачей страховых организаций является придание медицинскому страхованию более гибкой, удобной и выгодной формы. При этом страховая медицинская организация выступает в роли заказчика, а ЛПУ – исполнителя. Такой механизм реализации ОМС будет способствовать развитию рыночных отношений в здравоохранении и обеспечит финансовую устойчивость системы ОМС.
Основными предпосылками введения обязательного медицинского страхования (ОМС), как одного из направлений реформы здравоохранения явились следующие факторы:
• размытость и недостаточность средств на здравоохранение при формировании государственного бюджета, остаточный принцип распределения средств:
|
|
• высокая стоимость содержания экстенсивно развивающейся системы медицинской помощи при уменьшении ее финансирования;
• низкая оплата труда медицинских работников, уравнительный принцип ее применения, отсутствие стимулов к труду;
• жесткие рамки финансирования лечебных учреждений, отсутствие местных инициатив в их развитии и реорганизации;
• иждивенческое отношение граждан к бесплатным медицинским услугам, пассивность в поддержании своего здоровья;
Одним из главных назначений медицинского страхования было создание финансовой системы поддержки здравоохранения с целью обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению.
В целом, с введением ОМС в системе здравоохранения должны были появиться:
новый, стабильный и дополнительный к бюджету источник финансирования в виде устанавливаемого правительством единого норматива отчислений от фонда оплаты труда;
• механизм движения финансовых средств за пациентом и осуществление оплаты медицинской помощи в зависимости от объема н качества работы;
• договорные, гражданско-правовые отношения между участниками системы ОМС, позволяющие определить ответственность и обязательность сторон;
• юридическая защита прав застрахованных граждан.
Виды и принципы медицинского страхования: обязательное и добровольное медицинское страхование
Принципы обязательного медицинского страхования (ОМС).
1. ВСЕОБНОСТЬ - ОМС подлежит все населения (работающее и неработающее).
2. ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ – средства ОМС находятся в государственной собственности, ими управляют государственные учреждения ФФ ОМС и ТФ ОМС.
|
|
3.НЕКОММЕРЧЕСКИЙ характер операций ОМС.
4. БЕЗВОЗВРАТНОСТЬ уплаченных страховых средств.
5. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ для работодателей и местных органов исполнительной власти производить отчисления по ОМС в ТФ ОМС и несут ответственность при нарушении платежей.
6.ПРАВО ЗАСТРАХОВАННЫХ ГРАЖДАН получать медицинскую помощь в любом медучреждении России, независимо от места проживания, а также по желанию выбрать ЛПУ и врача.
7. ПРАВО каждого застрахованного по ОМС получать дополнительно к бесплатным медицинским услугам платные за счет ДМС или на платной основе.
Добровольное медицинское страхование сейчас эффективно работает в 20 крупных странах, основанное на 80% из корпоративного страхования и на 20% из индивидуального. Преобладание корпоративного страхования объясняется его меньшей убыточностью, так как при индивидуальном страховании до 90% граждан оформляют его уже после возникновения проблем со здоровьем. Поэтому индивидуальное страхование стоит дороже.
Принципы добровольного медицинского страхования (ДМС).
1 В ДМС могут участвовать на добровольной основе как отдельные граждане, так и предприятия и организации (юридические лица), могущие заплатить за оказание дополнительных медицинских услуг.
2. ЛПУ получают дополнительную финансовую помощь по ДМС.
3. Граждане могут получать более дорогую специализированную помощь.
4. Часть финансовых средств, неиспользованных застрахованным, возвращается ему в конце года.
Причины, сдерживающие ДМС в РФ:
- нехватка ЛПУ, оснащенных современным оборудованием;
- распространение «серой» оплаты МУ;
- постоянный рост стоимости лечения, не сопровождающийся повышением качества МУ;
- отсутствие разницы в качестве МУ по ДМС и ОМС при непосредственном обращении в ЛПУ.