Оценка качества работы медицинской сестры.
Обеспечение высокого качества медсестринского ухода является одной из важнейших задач сестринского дела в России. При определении задач и содержания сестринской деятельности по улучшению качества ухода эксперты ВОЗ рекомендуют ориентироваться на четыре компонента:
■ выполнение профессиональных функций по стандарту;
■ использование ресурсов;
■ снижение риска для пациента в результате сестринской помощи;
■ удовлетворенность пациента сестринской помощью, уходом.
Каждый компонент должен содержать множество критериев и оценок качества ухода, важнейшими из которых являются:
ü выполнение требований санитарно-эпидемического надзора;
ü своевременность выполнения врачебных назначений;
ü своевременность и правильное оказание сестринской помощи;
ü своевременность и правильное оказание доврачебной помощи;
ü сохранение медицинской тайны;
ü соблюдение требований этического кодекса медицинской сестры, принципов медицинской этики и деонтологии;
|
|
ü организация работы по утвержденным в установленном порядке медико-технологическим протоколам (алгоритмам) сестринских манипуляций;
ü соблюдение назначенного режима питания;
ü организация обучения, проведение бесед, консультирования пациентов и членов их семьи;
ü осуществление мероприятий по профилактике осложнений и укреплению здоровья пациентов.
Эти и многие другие критерии рекомендуется применять для создания системы критериев качества работы медицинской сестры на каждом рабочем месте. Сегодня основной задачей коллективов ЛПУ является создание единой системы оценки качества в работе медицинской сестры. Для этого необходимо:
· провести стандартизацию рабочих мест в соответствии требований стандартов с учетом ресурсов;
· создать эффективные стандарты качества сестринской помощи и ухода, разработать и внедрить в деятельность ЛПУ критерии контроля качества на каждом рабочем месте;
· проводить анализ ошибок по принципу «хорошую работу можно сделать еще лучше», отказываясь от мнения, что невозможно работать без ошибок. Главная цель работы над ошибками — не наказание, а обучение медицинских сестер с целью исправления своих ошибок, создание атмосферы в коллективе работать без страха перед контролем.
О качестве работы могут свидетельствовать и многие как объективные (статистические), так и субъективные (собеседования с пациентами, их родственниками, коллегами) критерии. Очень важно, чтобы достойное качество сестринской работы поощрялось и вознаграждалось.
|
|
Таким образом, обеспечение высокого качества сестринской деятельности требует от руководителей и организаторов сестринского дела комплекса организационных, регламентирующих и воспитательных мероприятий, обучения, контроля, достаточного оснащения рабочих мест, лекарственного обеспечения и др.
Перспективы развития сестринского дела в России
Деятельность медсестры, фельдшера, акушерки направлена на сохранение здоровья населения, обеспечение высокого качества сестринской помощи. В современных условиях существенно меняются функции среднего медицинского персонала в связи с внедрением в деятельность ЛПУ новых лечебно-диагностических технологий. Выхаживание пациентов обеспечивается как умением, так и терпением медицинского персонала, прежде всего сестер, акушерок. В основе новых функциональных обязанностей медсестер, акушерок должны лежать клинические стандарты практических умений и навыков медсестер, акушерок.Но кроме того, особенностью современных требований к профессии фельдшера, медицинской сестры, акушерки наряду с лечебно-диагностическими манипуляциями является владение навыками общения, знание основ психологии, уважение прав и достоинства пациента.
5. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию
Федеральный закон РФ от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» утвердил показатели объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, которые применяются с 2011 года для организации их контроля.
Виды контроля:
1. Медико-экономический контроль - установление соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам на основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, территориальной программе обязательного медицинского страхования, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи.
2. Медико-экономическая экспертиза - установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации. Медико-экономическая экспертиза проводится специалистом-экспертом, являющимся врачом, имеющим стаж работы по врачебной специальности не менее пяти лет и прошедшим соответствующую подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.
3. Экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений в оказании медицинской помощи, в том числе оценка правильности выбора медицинской технологии, степени достижения запланированного результата и установление причинно-следственных связей выявленных дефектов в оказании медицинской помощи. Экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи. Экспертом качества медицинской помощи является врач-специалист, имеющий высшее профессиональное образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд, территориальный фонд, страховая медицинская организация для организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи поручают проведение указанной экспертизы эксперту качества медицинской помощи из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи.
|
|
Условия проведения контроля:
1. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.
2. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
3. Медицинская организация не вправе препятствовать доступу экспертов к материалам, необходимым для проведения медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и обязана предоставлять экспертам запрашиваемую ими информацию.
4. Результаты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи оформляются соответствующими актами по формам, установленным Федеральным фондом.
5. По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи территориальный фонд и (или) страховая медицинская организация информируют застрахованных лиц о выявленных нарушениях при оказании им медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования
.
Контрольные вопросы:
1. Значение показателей деятельности здравоохранения в современных условиях.
2. Показатели социальной эффективности медицинской помощи.
3. Медико-экономические показатели деятельности поликлиники в условиях рынка.
|
|
4. Медико-экономические показатели деятельности стационара в условиях рынка.
5. Медико-экономические показатели деятельности станции скорой помощи в условиях рынка.
6. Зачем нужны медико-экономические показатели работы ЛПУ в здравоохранении?
7. Основные медико-экономические показатели деятельности средних медицинских работников.
8. Как должны измениться стандарты качества работы средних медицинских работников в современных условиях?
9. Контроль объемов и сроков предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
10. Контроль качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.