Глава 1. Формирование и функции органов земского самоуправления

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Формирование и функции органов земского самоуправления

1.1 Структура органов земского самоуправления в Российской империи

Функции земских учреждений

1.3 Попытки преобразований земских учреждений

Глава 2. Особенности финансово-хозяйственной деятельности органов земского самоуправления в Беларуси

2.1 Введение земских учреждений в белорусских губерниях

Социально-экономическая деятельность земских учреждений

Источники формирования земского бюджета в Беларуси

Заключение

Список источников и литературы



ВВЕДЕНИЕ

История местного самоуправления в Беларуси - одна из малоизвестных и малоисследованных страниц белорусской истории, которая требует всестороннего изучения. Формирование современного белорусского государства должно органично совмещаться с использованием опыта организации и функционирования органов местной власти и самоуправления на территории Беларуси в прежние времена. Создать современную и эффективную систему органов местной власти невозможно без опоры на национальные традиции в создании и функционировании органов местного управления и самоуправления.

Государство призвано выполнять многообразные и сложнейшие задачи, для успешного осуществления которых необходимы соответствующие материальные средства. Эти средства добываются разнообразными способами: с помощью налогов, доходов от государственной сферы экономики, путем проведения собственных финансовых операций, посредством внешних займов. Для этого государству необходимо иметь правовую базу, обширную и хорошо отрегулированную систему финансовых учреждений, представленную центральными и местными государственными органами финансового управления.

Наряду с государственными органами, выполнявшими функции финансового управления, вопросами финансов и налогообложения ведали органы общей компетенции: губернатор, полиция, позже ― земские учреждения. Однако пределы их полномочий в финансовой сфере были строго ограничены.

Земские учреждения оставили нам уникальный опыт успешной работы в области развития экономики, народного образования, статистики, социальной сферы, культуры. Земства производили регулярные массовые ассигнования по многим направлениям своей деятельности. Исследование структуры этих отчислений представляет определенную научную ценность, поскольку позволяет ответить на многие вопросы, касающиеся современного положения в данной области. В связи с этим представляется важным выявить те моменты в деятельности земств, которые с учетом современных реалий, возможно применить к осуществлению отдельных функций местных органов власти. При этом необходимо учесть то обстоятельство, что деятельность каждого земства протекала во многом в своеобразных условиях, зависящих от социально-экономических и политических особенностей отдельно взятого региона Российской империи. Деятельность земских учреждений на территории Минской, Могилёвской и Витебской губерний имела свою специфику и отличалась от других губерний.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1911 по 1914 год. Исходная дата обосновывается введением земских учреждений в трёх белорусских губерниях, а конечная дата определяется изменившимися условиями работы органов местного самоуправления в условиях Первой мировой войны. Рассматриваемый период был обусловлен формированием правовой и финансовой базы, форм и методов работы земских учреждений.

Земства, их возникновение, система, компетенция и важнейшие аспекты их деятельности в Белоруссии не были предметом глобального специального исследования в исторической литературе. Хотя большой вклад в разработку данной проблемы внёс В.П. Слобожанин в своём труде «Земское самоуправление в Беларуси (1905 - 1917 гг.)». Он весьма подробно, ссылаясь на архивные материалы и данные периодики того времени рассмотрел непосредственно деятельность земских учреждений на территории Беларуси. Только частные моменты этой многоаспектной проблемы затронуты в публикациях А.Я. Авреха [41] и Л.П. Липинского [56]. Что же касается финансов, финансовой системы и её влияния на деятельность земских учреждений, то данная проблема раньше рассматривалась только на общероссийском уровне. Исследований посвящённых финансово-хозяйственной деятельности земских учреждений в Белоруссии не было. А вот подобные проблемы в других губерниях Российской империи не были обойдены вниманием ученых ― юристов, историков, экономистов. Имеется достаточное количество работ, где, так или иначе, рассматриваются вопросы финансовой деятельности России.

Объект исследования ― финансово-хозяйственная деятельность земских органов местного самоуправления в 1911 ― 1914 гг.

Предметом изучения данной работы является нормативно-правовая база построения и деятельности финансового аппарата и государственной кредитной системы Минской, Могилёвской и Витебской губерний в период с 1865 по 1917 гг. В работе рассматриваются основные направления вложения капиталов органов местного самоуправления, система доходных и расходных статей бюджета. Анализу также подлежат экономические программы местного самоуправления. Исследуется соотношение губернских и уездных затрат, зависимость динамики бюджета земств от изменения численности по годам. земский самоуправление бюджет губерния

Целью работы является исследование финансовой деятельности органов местного самоуправления в белорусских губерниях в 1911―1914 гг. В соответствии с поставленной целью автором определены основные задачи исследования:

― изучить правовую базу земских учреждений, их взаимодействие с органами государственного управления;

― исследовать финансовую базу земских учреждений, проанализировав источники формирования доходной части бюджета;

― рассмотреть структуру денежных отчислений земств, а также изменение принципов их распределения;

― выявить соотношение в бюджете местных и государственных средств;

― изучить работу земских учреждений по выполнению обязательных и необязательных повинностей, показав эволюцию ее форм и методов;

― рассмотреть возникновения земских ходатайств;

― выявить причины неудовлетворения ходатайств правительством.

Методологической основой исследования является совокупность принципов исторического исследования: объективности, историзма, системности и специально-исторических методов. Принцип объективности предполагает безусловную опору на фактический материал. Позволяет рассмотреть финансово-хозяйственную деятельность органов земского самоуправления с разных позиций и точек зрения, с учётом объективных закономерностей социально-экономического развития, как Российской империи, так и белорусских губерний.

Принцип историзма позволяет изучить эволюцию развития структуры и основных видов деятельности земств при определённо сложившихся социально-экономических и политических условиях и соотнести события начала ХХ в. с практикой современности.

Принцип системности ориентирует на исследование исторических процессов как нечто единого, сложного и обусловленного взаимодействием различных элементов и отношений.

Принцип ценности в истории обосновал и помог определить тему исследования, так как в Беларуси нет исследований, касающихся финансово-хозяйственной деятельности земских учреждений в белорусских губерниях.

При анализе фактического материала использовались специально-исторические методы:

Историко-генетический метод позволил показать развитие структуры и функций земских учреждений на протяжении всего и существования в Российской империи.

При помощи сравнительно-исторического метода, возможно, выявить общее и различное в деятельности земств всей Российской империи и отдельно в белорусских губерниях.

При исследовании процессов, имеющих черты однородности, применялся историко-типологический метод, благодаря которому были определены закономерности и тенденции развития финансовой деятельности земств.

Широко использовались общенаучные методы: сравнение, аналогия, анализ, индукция и дедукция.

Источниковедческая база работы представлена четырьмя основными группами источников.

Первая группа источников ― опубликованные документы уездных и губернских органов самоуправления, носящие делопроизводственный и статистический характер: журналы заседаний, стенографические отчёты и систематические сборники постановлений собраний, протоколы заседаний управ, таблицы доходов и расходов органов самоуправления. Они позволяют составить целостную картину о финансово-хозяйственной деятельности земств, основных направлениях их бюджетной политики, формах и методах улучшения местной налогооблагаемой базы.

Ко второй группе относятся архивные (неопубликованные) источники Национального исторического архива Беларуси (НИАБ). В фондах архива представлены документы касающиеся хозяйственной, социальной и культурной деятельности земств Витебской, Минской и Могилёвской губерний (НИАБ, ф. 2084; ф. 2085; ф. 2094).

Третья группа источников ― периодические издания начала ХХ века. В них содержатся сведения о социальном составе гласных, корреспонденция, заметки и статистические данные о деятельности земств.

Четвёртую группу документов составляют мемуары земских и государственных деятелей, отражающие специфические стороны и дающие субъективные оценки той или иной стороне хозяйственной деятельности уездных и губернских органов самоуправления: образованию, здравоохранению, дорожному строительству и т.д.



ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ЗЕМСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: