Если в нашем действии (бездеятельности) нет противоправности или вины или законом не предусмотрена административная ответственность за нее, наказать админштрафом нас не могут

Как обжаловать административный штраф

Запись опубликована Юридическая практика. Пожалуйста, оставляйте комментарии там.

Часто по итогам встречи с каким-то контролирующим органом предпринимателю «выписывают» административный штраф. Причем кое-где несправедливо, а иногда даже неправомерно. Когда что-то происходит несправедливо или неправомерно, мы жалуемся.
Как правильно обжаловать решение относительно административного штрафа, читайте в этой публикации.


Как обжаловать административный штраф

Особенности применения административного штрафа

Обжалование, очевидно, может дать позитивный эффект, лишь если для нас (как жалобщиков) является очевидной (видной) разница между тем, что состоялось фактически, и тем, как должно состояться согласно с законом.

В связи с этим, прежде чем говорить об обжаловании административных штрафов, наведем немного теории об административной ответственности (административный штраф является одним из проявлений этой ответственности).

Какое место занимает админответственность в «системе наказания», когда ее применяют, как ее применяют (должны применять) и с какой целью? Узнав ответы на эти вопросы, можно будет «пускаться» в обжалование – если на то будет повод.

В первую очередь, административную ответственность следует отличать от других видов ответственности – от хозяйственно-правовой (в том числе административно-хозяйственных санкций 1), от криминальной, дисциплинарной, гражданско-правовой и тому подобное. То есть админответственность – это отдельный институт, который действует за своими, четко определенными правилами. И правила эти определенно Кодексом Украины об административных правонарушениях (КПАП) и законами Украины.

( 1 Административно-хозяйственные санкции соединили в себе (с появлением Хозяйственного кодекса Украины) налоговые штрафы, штрафы за нарушение дисциплины цен, штрафы за нарушение в сфере наличного обращения и тому подобное (см. «Собственное Дело», 2004, № 11, с. 11).)

Админответственность (в том числе админштраф) применяется тогда, когда установлен административный проступок. Цель притягивания к админответственности – применив к лицу 2, которая совершила адмінпроступок, репрессивные мероприятия (от предупреждения к конфискации и административному аресту), перевоспитывать ее: в том числе принудить придерживаться требований закона и воздерживаться от совершения новых нарушений.

( 2 Админштраф налагается лишь на физических лиц, к юридическому лицу админштраф применить нельзя.)

Согласно с ст. 9 КПАП административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (преднамеренная или неосторожная) действие или бездеятельность, которая посягает на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления 3 и за которую законом предусмотрена административная ответственность.

( 3 Подавляющая часть адмінпроступків в сфере предпринимательства посягает именно на установленный порядок управления.)

То есть для того, чтобы действие (бездеятельность) можно было назвать административным проступком и соответственно наложить штраф, нужно, чтобы одновременно придерживались такие требования:

– действия (бездеятельность) лица являются противоправными;

– действия (бездеятельность) лица есть виновные;

КПАП или другим законом Украины (но не документом меньшей юридической силы) за такое действие (бездеятельность) предусмотрена административная ответственность.

Объясним приведенное выше простыми словами.

О противоправности можно говорить лишь в том случае, если с КПАП или из другого закона Украины выплывает, что определенное действие (бездеятельность) является именно административным проступком.

Относительно вины, то она характеризует психическое отношение правонарушителя к деянию, которое он делает, и последствиям, которые возникают через это деяние. Вина может проявляться в двух формах – намерения или неосторожности. Намерение – когда знаешь, что совершаешь нарушение, предусматриваешь его вредные последствия и желаешь их наступления или сознательно допускаешь их наступление. Например, незаключение трудового договора с работником: знаешь, что заключать нужно, предусматриваешь, что работнику не будут предоставляться установленные ему законом блага, этого и желаешь. Неосторожность – это когда:

– предусматриваешь вредные следствия своего действия (бездеятельности), но легкомысленно рассчитываешь на их предотвращение («понадеялся на как попало»);

– не предусматриваешь вредных следствий своего действия (бездеятельности), хотя должен и можешь их предусматривать (не знал, что нужно подавать декларацию, но должен и мог знать).

Если в нашем действии (бездеятельности) нет противоправности или вины или законом не предусмотрена административная ответственность за нее, наказать админштрафом нас не могут.

Следующая важная деталь: у КПАП предусмотрены обстоятельства, которые исключают административную ответственность «нарушителя». Это крайняя необходимость (ст. 18 КПАП), необходимая оборона (ст. 19 КПАП) или состояние неподсудности (ст. 20 КПАП).

Идем дальше. Админштрафы успешно подлежат обжалованию, когда во время их наложения были допущены нарушения, связанные с составлением протокола о совершении административного правонарушения.

В каждом конкретном случае выявление правонарушения уполномочено на то должностное лицо или представитель соответствующего органа обязан составить протокол о совершении административного правонарушения. Исключения составляют частные случаи, перечисленные в статье 258 КПАП, но исключения эти действуют лишь тогда, когда лицо, что привлекается к ответственности, со всем согласно, если не согласна, в этих случаях также должен складываться протокол.

Протокол – это документ, что официально удостоверяет факты неправомерных действий, за которые предусмотрена административная ответственность, и содержит данные о лице, которое совершило их.

Именно протокол является основанием для рассмотрения и вынесения решения по делу об административном правонарушении. Без протокола ни о каком начислении админштрафа не может и идет речь (кроме отмеченных выше исключений).

В ст. 255 КПАП четко очерчен круг лиц, которые имеют полномочие составлять протоколы о конкретном административном проступке с точным указанием соответствующей статьи нормативного источника. Кроме КПАП, уполномочить на составление протокола определенную лицо может лишь закон Украины. В том случае, если проступок выявлен лицом, которое не имеет права на составление протокола, она ставит это в известность того, кто может принять соответствующие меры.

Протокол складывается в двух экземплярах, подписывается лицом, которое составило его, правонарушителем, а также свидетелями или пострадавшими (если они есть).

В том случае, если обвиняемый отказывается подписывать протокол, в нем делается соответствующая запись. При этом он имеет право дать объяснение и замечание относительно содержания протокола, а также выложить мотивы своего отказа от его подписания, которые добавляются к протоколу, с соответствующей пометкой в нем (самый надежный способ – на обратной стороне бланка протокола).

Один экземпляр протокола остается у предпринимателя, другой – передается в орган, уполномоченный рассматривать дело об административных правонарушениях в соответствии с его компетенцией.

Следующий важный момент – большое значение при наложении административных штрафов имеют сроки давности. Однако часто через незнание законодательства эти сроки нарушаются, что по большей части приводит к неправомерному взысканию из предпринимателей штрафов за «старые правонарушения».

В действительности для привлечения к административной ответственности установлен срок, что равняется двум месяцам от дня совершения правонарушения (при длящемся правонарушении – от дня его выявления), по окончании которых возможность накладення административного взыскания исключается.

Сделано это для того, чтобы нарушитель осознавал связь между нарушением и неминуемым наказанием. Предусматривается, что если после нарушения минет больше времени, воспитательный эффект уже не будет достигнут. Взыскание лишь заострит напряженность в отношениях нарушителя с государством. Показательной в этом случае является аналогия с детьми – например, если ребенку, который разбил вазу, даты пинка только на следующий день, вреда от этого будет больше, чем пользы.

Что такое длящееся правонарушение? Длящееся правонарушение проявляется в длительном невыполнении обязанностей, за несоблюдение которых установлена административная ответственность. Такое правонарушение может длиться до той поры, пока сам предприниматель не прекратит его, поступив согласно с законом, или факт правонарушения не будет выявлен компетентным органом (например, ст. 165 1 КПАП – уклонение от регистрации в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков обязательных страховых взносов и нарушения порядка вычисления и уплаты взносов на пенсионное страхование).*

Статьей 38 КПАП предусмотрен и особенный случай накладення административного взыскания, когда во время рассмотрения уголовного дела оказывается отсутствие состава преступления, но есть все признаки совершения административного проступка. В этих случаях прокурор, следственный, орган дознания или судья отказывают в возбуждении уголовного дела или прекращают ее и направляют материалы о правонарушении в соответствующий орган (должностного лица) для привлечения виновного к административной ответственности. Административное взыскание в этом случае может быть наложено не позже чем за месяц из дня принятия решения относительно отказа в возбуждении уголовного дела или о ее закрытии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow