Социально-педагогическое сопровождение

Функции социально-педагогического сопровождения

· Воспитательная: предполагает восстановление положительных качеств, позволяющих личности комфортно чувствовать себя в окруж. среде;

· Компенсаторская: заключается в формировании у личности стремления компенсировать имеющиеся недостатки приложением сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успехов, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении;

· Стимулирующая, направленна на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности, и реализуется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного эмоционального отношения к личности и ее поступкам;

· Корректирующая: связанна с исправлением отрицательных качеств личности и подразумевает применение разнообразных методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.

Две группы функций социально-педагогического сопровождения (М.И. Рожков) в соответствии с классификацией сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной.

1 группа – целевые функции, отражающие содержание педагогических задач, решаемых субъектами социально-педагогического сопровождения.

2 группа - инструментальные функции, отражающие технологию соц-пед. сопровождения. К этим функциям следует отнести диагностическую, коммуникативную, прогностическую и организаторскую функции.

Диагностическая функция соц-пед. сопровождения предполагает выявление причин возникающих у личности затруднений и выбор наиболее оптимальных пед. средств и условий для решения имеющихся у нее проблем. Реализация диагностической функции соц-пед. сопровождения предполагает прохождение ряда этапов: 1) изучения практического запроса; 2) формулировки проблемы; 3) выдвижения гипотез о причинах наблюдаемых явлений; 4) выбора метода исследования; 5) практического использования метода; 6) формулировки социально-педагогического диагноза; 7) поиска средств организации развивающей работы.

Коммуникативная функция соц-пед. сопровождения: при ее реализации необходима соответствующая подготовка к общению, установление контакта, совместное переживание проблемы, поиск ее решения, постоянное уточнение ролей участников коммуникации, а также коррекция отношений.

Прогностическая функция, суть которой заключается в обосновании определенного прогноза изменений, которые могут произойти с конкретными членами социума, базирующегося на достоверных данных, и на основе этого прогноза создание проекта дальнейшего взаимодействия.

Организаторская функция предполагает использование организуемых педагогом ситуаций, мероприятий для решения возникших проблем. Основным требованием к таким ситуациям является их эмоциональная значимость для личности и осознаваемость как важного события своей жизни. При реализации данной функции предполагается формирование социальной группы (коллектива) и координация деятельности социальных институтов, взаимодействующих с ребенком.

Этапы процесса социально-педагогического сопровождения.

1 этап – Проблематизация. Обнаружение и актуализизация предмета соц-пед. сопровождения, то есть проблемы, трудности, которая определяются совмествно педагогом и обучающимся. Выявляется его суть, причины возникновения, обнаруживаются противоречия.

2 этап – Поисково-вариативный. Осуществляется поиск вариантов решения проблемы, определяется степень участия педагога в этом процессе, а также средства социально-педагогического сопровождения.

3 этап - Практически-действенный. Педагогом и обучающимся совместно совершаются реальные или моделируемые действия, которые приводят обучающегося к самостоятельному решению проблемы.

4 этап – Аналитический. Совместный анализ совершенных действий, прогнозирование появления возможных трудностей и путей их преодоления.

Принципы социально-педагогического сопровождения:

· принцип личностного центрирования сопровождения, который предполагает рассматривать личность каждого субъекта как уникального в своем социальном становлении, способного самостоятельно сделать свой социальный выбор, для которого соц-пед. сопровождение выступает в качестве средства осмысления своей жизненной ситуации;

· принцип персонификации сопровождения, который предполагает выбор задач и средств сопровождения, адекватных соц. ситуации субъекта;

· принцип конвенциальности сопровождения предполагает, что его основой являются потребности самого подростка;

· принцип оптимистической стратегии сопровождения: развитие субъекта рассматривается с учетом того позитивного соц. опыта, которым он владеет; доминирование убеждения в его позитивном развитии;

· принцип социального закаливания предполагает включение субъекта в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладение способами этого преодоления, формирование соц. иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Социально-педагогическое сопровождение

В основе психолого-педагогического сопровождения детей лежит психологические особенности детей, кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Проблему осуществления развивающего обучения можно решить через четкое осознание закономерностей развития личности ребенка, его источников и движение.

Целью социально-психологического сопровождения детей является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи социально-психологического сопровождения:

· предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

· помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

· психологическое обеспечение образовательных программ;

· развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

· Позволю себе напомнить основные направления психолого-педагогической работы.

Направления работы по социально-психологическому сопровождению

· Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей;

· Диагностика (индивидуальная, групповая (скрининг)). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать в дошкольном учреждении, а значит и диагностировать их: во-первых, так как мы отслеживаем норму развития ребенка, и знаем кризисные периоды и новообразования разных возрастных этапов, можно выделить проблемные зоны, такие как адаптационный период к дошкольному образовательному учреждению (от 1,5 лет и старше), т.к. дети приходят в детский сад в разном возрасте. Сопровождение кризиса 3-х лет. Мы о нем уже говорили подробно. Отслеживание возрастных новообразований по основным критериям на каждом возрастном периоде, которые уже перечислялись. А так же сопровождать готовность к обучению в школе. Хочется отметить, что у вас есть помощники педагоги, которые так же отслеживают результативность педагогической деятельности.

· Консультирование (индивидуальная, групповая), осуществляется как правило по заявленным проблемам как с педагогами, так и с родителями;

· Развивающая работа (индивидуальная, групповая);

· Коррекционная работа (индивидуальная, групповая);

· Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

· Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Рис. 1. Направления работы по социально-педагогическому сопровождению

На смену уходящей в прошлое основной цели ДОУ транслировать знания воспитанникам пришла новая функция образования - создание единого образовательного пространства, в котором воспитатель, психолог и социальный педагог - это субъекты профессионального взаимодействия, а воспитанник - субъект, способный к саморазвитию.

Взаимодействие психолога и воспитателей способствует повышению их профессиональной компетентности в теоретических, методических, практических и прикладных аспектах решения проблем учета особенностей детей.

Педагоги совместно с психологом, изучая индивидуальные особенности детей, могут моделировать дальнейшие ситуации развития для каждого воспитанника.

Необходимо определить непосредственные задачи взаимодействия педагога-психолога с воспитателями ДОУ:

· на основе диагностики разработать совместно с воспитателями, индивидуальную программу развития детей, индивидуальный маршрут развития, подобрать комплекс коррекционно-развивающих упражнений;

· сформулировать психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;

· обеспечить воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, их личностного роста;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: