Место дисциплины в структуре ООП

Модуль 2. Педагогика и психология развития детей

Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся

 

Методические рекомендации к практическим занятиям

и самостоятельной работе студентов

 

методическое пособие к практическим занятиям

и самостоятельной работе

(для студентов 2 курса по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика)

 

 

Славянск-на-Кубани

2013

 

Методические рекомендации помогут студентам ознакомиться с психолого-педагогической технологией комплексной оценки готовности школьников к профессиональному самоопределению на разных возрастных этапах, а также развить умения по организации и планированию  работы, направленной на повышение уровня профессиональной зрелости школьников, способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.

 Методические рекомендации содержат краткое содержание теоретического материала, рекомендации к практическим занятиям, выполнению самостоятельной работы студентов.

 Нормативный срок освоения дисциплины 4 семестр.

Адресовано студентам по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование». Профиль:«Психология и социальная педагогика» очной формы обучения.

Методические рекомендации разработаны на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр).

 

Авторы-составители Ковалева Н.И., Юрченко Л.Г.

 

Рецензенты:

Е.Ю.Пряжникова, доктор психологических наук, профессор МГППУ

М.А.Лукьяненко, кандидат психологических наук, доцент филиала Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани           

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….

 

1. Общие положения ……………………………………………………………

 

2. Структура и содержание дисциплины модуля «Самоопределение

и профессиональная ориентация учащихся»………………………………….

 

3. Содержание теоретического материала……………………………………..

 

4. Рекомендации к практическим занятиям…………………………………….

 

5. Рекомендации к самостоятельной работе студентов ……………………

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации студентов…………………………………….

 

7. Примерные вопросы к экзамену…………………………………………

 

8. Примерные тестовые задания…………………………………………………

 

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………

 

Введение

 

Необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Профиль:психология и социальная педагогика делает актуальным повышение уровня психологической грамотности за счет расширения круга подлежащих изучению психологических дисциплин и дифференциации их содержания.

       Назначение модуля 2 «Психология и педагогика развития детей» дисциплины «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» состоит в состоит в формировании и развитии психологической компетентности будущих специалистов, которые должны быть готовы к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи учащимся в правильном выборе профессии, специальной организации их деятельности, включающей: получение знаний о себе (Образ Я), о мире профессионального труда, соотнесении знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

       Исходя из сущности профессионального самоопределения можно выделить основные средства его формирования: профессиональная информация и просвещение; развитие интересов, склонностей и способностей, профессиональная консультация, профессиональный отбор, социально-профессиональная адаптация. Указанные средства составляют логико-содержательную основу системы профессиональной ориентации и нашли свое отражение в данных   учебно-методических рекомендациях. 

Предназначены для студентов 1 курса очной формы обучения по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Профиль:«Психология и социальная педагогика».

 

 

Общие положения.

 

Дисциплина «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» направлена на повышение уровня профессиональной зрелости будущих специалистов, способных оказать необходимую помощь школьникам в профессиональном выборе, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию; в стремлении к получению новой информации и планированию предполагаемого места работы, независимо от обстоятельств и других людей при выборе профессии и продвижении по ней. Без знаний о профессиональной ориентации и особенностях развития самостоятельности и осознанности выбора профессии у школьников будущий специалист не сможет осуществлять полноценную и эффективную профессиональную деятельность.

Методические рекомендации разработаны на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр), разработанного Министерством образования и науки РФ и утвержденного приказом № 788 от 22.12.2009 г., и Примерной основной образовательной программой по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», утвержденной приказом Министерством образования и науки РФ и утвержденного приказом от 22.12.2009 г. № 788 и зарегистрированной в Минюсте РФ 5 февраля 2010 г. N 16277.

    Цель дисциплины – формирование и развитие компетенций, позволяющих осуществлять социально-педагогическую и психологическую деятельность по профессиональной ориентации, личностному и профессиональному самоопределению субъектов образовательного процесса.

        

Задачи дисциплины:

- Сформировать знания о теоретических, нормативно-правовых основах профориентации в культурно-историческом контексте.

- Сформировать знания о сущности психолого-педагогического сопровождения выбора профессии, ценностно-смысловых основах профессионального самоопределения.

- Развить умения определять приоритеты профориентационной работы в условиях современного экономического пространства.

- Научить владеть спецификой профориентационной помощи различным образовательно-возрастным группам.

- Научить использовать в профессиональной деятельности активные методы профориентации, методы активизации профессионального самоопределения.

- Развить умения по организации и планированию профориентационной работы.

 

Место дисциплины в структуре ООП.

 Дисциплина относится к профессиональному циклу, базовой (общепрофессиональной) части. Модуль 2. Педагогика и психология развития детей.

Для изучения дисциплины необходимо знание законов исторического и общественного развития; социокультурных закономерностей и особенностей межкультурного взаимодействия; закономерностей образовательного процесса, основные механизмы социализации личности.

Для изучения дисциплины «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные при изучении дисциплин: “Психология”, “Анатомия и возрастная физиология”, “Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире”, “Основы математической обработки информации», «Поликультурное пространство», «Психология развития».

Указанные дисциплины помогут сформировать знания о ценностно-смысловых основах личностного и профессионального самоопределения.

Таблица 1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: