Тема: Сущность психолого-педагогического сопровождения выбора профессии

Цель: Рассмотреть концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении, познакомить со схемой построения личной профессиональной перспективы (ЛПП).

 

Основные понятия: смысл труда, ЛПП - модель построения профессиональной перспективы, профориентация, профессиональный выбор, «профконсультация», личностное самоопределение.

Темы и задания для обсуждения:

  1. Профессиональное самоопределение как поиск смысла труда.
  2. Концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении.
  3. Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) как вариант модели профессионального самоопределения.
  4. Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов.
  5. Активность и активизация в профессиональном самоопределении.

 

 

Основная литература:

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект, 2005. - 336 с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2005. - 304 с.
  3. Пряжникова Е.Ю.Профориентация: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - М.: Академия, 2005. - 496 с.

 

Дополнительная литература:

  1. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник / Е. А. Климов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Московского университета, 2004; М.: Академия, 2004. - 336 с.
  2. Моргунов В. Многомерный анализ достижений ученика для профилирования и профориентации / В. Моргунов// Педагогическая диагностика. - 2006. - №2,с.124-134.
  3. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства.- М.: Изд-во «Академия», 2004 г.- 480 с.

 

Вопросы и задания:

  1. Профессиональное самоопределение — это процесс или результат? Почему?
  2. В чем состоит смысл профориентационной помощи?
  3. Что такое ЛПП?
  4. Какой смысл для профконсультационной помощи имеет выделение и осознание факторов профессионального выбора? Приведите примеры основных факторов выбора. Объясните, почему именно эти факторы основные. Могут ли у разных людей быть разные основные факторы  выбора?
  5. Должен ли профконсультант помогать человеку самоопределиться в условиях откровенной диктатуры?

Задания для самостоятельной работы:

Выполнить упражнения

Упражнение 1. «Я хотел бы иметь работу, которая давала бы мне возможность...»

 

Я хотел бы иметь работу, которая давала бы мне возможность... Профессии, которые это обеспечат
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7    
8    
9    
10    
     

Цель: выяснить, удовлетворение каких потребностей призвана обеспечить предполагаемая работа.

Упражнение 2. «Дела, которыми я люблю заниматься»

 

Дела, которыми я люблю заниматься Степень важности Как я могу делать это чаще?
1      
2      
3      
4      
5      
6      
7      
8      
9      
10      
11      
12      
13      
14      

Цель: познать свои желания, возможно, связанные с будущей профессией.

Порядок работы

1. Занесите в список 14 дел, которыми вы любите занимать­ся: читать, устраивать вечера, играть в футбол, работать в саду и т.д. Вы также можете записать дела, которыми никогда не занимались, но очень хотели бы попробовать.

2. Выделите степень важности занятий по трехбалльной шка­ле (А - очень важно, Б - важно, В - не так важно).

3. В тех местах, где вы написали «А», заполните третью колонку.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Берг В. Карьера — суперигра. - М., 1998.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М., 2004.
  3. Поляков В.А. Технология карьеры. - М., 1995.
  4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.; Воронеж, 1996.

 

Занятие № 3.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: