Тема: Профориентация в культурно-историческом контексте. Возникновение и развитие

Цель: рассмотреть основные понятия.

Основные понятия: профориентация, профконсультация, психологическое сопровождение, самоопределение, карьера, профессиональный выбор.

Образовательная технология при проведении занятия: индивидуализированное обучение с групповым участием.

Студенту необходимо знать критерии возникновения и развития профориентации;

уметь анализировать основные факторы профессионального самоопределения;

владеть способами анализа психологических задач.

Процесс изучения темы направлен на формирование компетенции: способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-8).

Темы для обсуждения:

- Главный психологический критерий возникновения и развития профориентации.

- Основные направления профориентации.

- Общее представление о «карьере», сущность профессионального самоопределения.

- Основные задачи профессионального самоопределения и уровни их решения.

- Идеальная цель профессионального самоопределения.

Основная литература:

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект, 2005. - 336 с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2005. - 304 с.
  3. Пряжникова Е.Ю.Профориентация: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - М.: Академия, 2005. - 496 с.

 

Дополнительная литература:

  1. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник / Е. А. Климов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Московского университета, 2004; М.: Академия, 2004. - 336 с.
  2. Моргунов В. Многомерный анализ достижений ученика для профилирования и профориентации / В. Моргунов// Педагогическая диагностика. - 2006. - №2,с.124-134.
  3. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства.- М.: Изд-во «Академия», 2004 г.- 480 с.

 

Вопросы и задания:

  1. Каков психологический критерий возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения?
  2. Приведите пример зависимости уровня развития профориентации от общей культурно-исторической ситуации в обществе?
  3. В чем состоит принципиальное отличие традиционных и современных взглядов на сущность профориентационной помощи?
  4. Какую роль играют в профессиональном выборе ценности и идеалы самоопределяющегося человека?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Объясните, как вы понимаете высказывание К.Д.Ушинского: Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет.
  2. Приведите известные вам факты из жизни разных людей, которых объединяют эмоциональные состояния, возникшие у них при первой встрече с некоторыми объектами или видами деятельности и которые явились определяющими факторами при выборе ими в будущем предпочитаемого вида деятельности.

Пример

Известная летчица Полина Осипенко в 22 года впервые увидела са­молет. С этого момента у нее появилось огромное желание летать.

Имеющий всемирную славу конструктор М. Т. Калашников, от при­роды имея изобретательский дар, всю свою жизнь занимается разработ­кой и усовершенствованием стрелкового оружия. Л началось все с того, что в детстве ему на глаза попался ржавый браунинг.

Элвис Пресли как-то раз попросил у мамы подарить ему велоси­пед. Денег на него не было, и мама предложила взамен гитару. Именно с этого момента и началась музыкальная карьера Элвиса.

Светлана Журова, олимпийская чемпионка по конькобежному спорту, в детстве мечтала стать фигуристкой, но, увидев, но телевизору женщину-конькобежку, мгновенно скорректировала планы на будущее. «Буду та­кой же!» - решила маленькая Света. Этот момент стал судьбоносным.

В одном из телевизионных сюжетов было интервью с женщиной-байкером из группы ночных мотоциклистов. Она рассказала, что когда она выбирала, чем заняться, ей предлагали прыгать с парашютом, за­няться подводным плаванием, альпинизмом. На все это она отвечала: «Нет, не то». Когда же в разговоре с кем-то промелькнуло слово «мо­тоцикл», она сразу поняла: «Это мое».       

Как видим, эти особые переживания, влияющие на выбор предпочитаемо­го вида деятельности, возникают у людей при соприкосновении с самыми разными областями человеческой жизни: технико-конструкторской, му­зыкальной, спортивной.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1988.
  2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1990.
  3.  Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М., 2004.
  4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.; Воронеж, 1996.
  5. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. - М., 1999.

 

 

Занятие № 2.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: