Вы выбирали профессию» (можно отметить несколько вариантов)
Мотивы | Количество человек | В % |
возможность приобретения новых знаний и умений | 110 | 54,5 |
возможность получать хороший заработок | 84 | 41,6 |
возможность сделать карьеру | 79 | 39,1 |
востребованность профессии на рынке труда | 49 | 24,3 |
возможность работать творчески, реализовывать свои возможности | 44 | 21,8 |
гарантия поступление на обучение этой профессии | 42 | 20,8 |
желание приносить пользу обществу, людям | 40 | 19,8 |
возможность заниматься любимым делом | 38 | 18,8 |
возможность работать, не прилагая особых усилий | 34 | 16,8 |
престиж профессии в обществе | 21 | 10,4 |
желание унаследовать профессию отца, матери, родственника | 19 | 9,4 |
возможность иметь много свободного времени | 17 | 8,4 |
необходимость получить диплом | 3 | 1,5 |
за компанию с друзьями | 3 | 1,5 |
Из представленной выше Таблицы 1 видно, что большинство респондентов
(54,5 %) выбирали профессию, ориентируясь на возможность приобретения новых знаний и умений. Надо отметить, что этот мотив выбора профессии имеет достаточно нейтральную окраску, так как не характеризует респондентов как заинтересованных в получении именно той профессии, которую они выбрали.
|
|
Возможность получения хорошего заработка была поставлена опрошенными учащимися на второе место (41,6 %), что снова подтверждает мнение многих специалистов о прагматичности выпускников учебных заведений профессионального образования.
Третье место в распределении ответов занимает вариант ответа «возможность сделать карьеру» (39,1 %).
Такой немаловажный фактор выбора профессии, как востребованность на рынке труда учитывали лишь 24,3 % респондентов – он занимает четвёртое место.
Замыкает пятёрку самых популярных ответов на вопрос о мотивах профессии возможность работать творчески, реализовывать свои возможности (21,8 %).
Гарантия поступления в учебное заведение была отмечена 20,8 % опрошенных. Можно с большой долей вероятности предположить, что этим молодым людям не важно, какой профессии обучаться.
«Желание приносить пользу обществу, людям» отметили 19,8 % респондентов, что дает нам повод предположить, что некоторая часть молодежи не так уж прагматична и расчетлива. Такие молодые люди будут полезны для общества, работая по выбранной профессии.
Возможность заниматься любимым делом является ведущим мотивом выбора профессии всего для 18,8 % опрошенных. У данной группы молодых людей профессиональный интерес выражен в наивысшей форме. Данный факт даёт нам основания предположить, что трудовая деятельность этих респондентов будет успешной, так как общепризнанным является мнение о том, что человек, которому нравится содержание его профессии, работает эффективнее. В сумме с группой респондентов, которая в качестве ведущего мотива отметила возможность работать творчески (20,8 %), группой, отметившей «желание унаследовать профессию отца (матери)» -9,4%, которая указывает на преемственность поколений в профессии, мы получаем 50 % выпускников профессиональных училищ и лицеев, которые выбрали профессию в соответствии со своим призванием.
|
|
Возможность работать, не прилагая усилий, привлекает в будущей профессии 16,8 % респондентов. Данная группа молодых людей, вероятно, не добьётся успеха на трудовом поприще, так как совершенно не имеет желания выполнять трудовые обязанности.
Престиж профессии в обществе важен для 10,4 % опрошенных. Вероятно, в молодёжной среде значимость понятия «престижная профессии» практически утрачена.
Далее следует группа ответов, набравшая самое небольшое количество голосов:
§ желание унаследовать профессию отца (матери) отметили 9,4 % ответивших; к сожалению, для молодежи неважно, кем работают ее родители.
§ возможность иметь много свободного времени – 8,4 % ответивших;
§ необходимость получить диплом и за компанию с друзьями – 1,5 % и 1,5 % соответственно.
Далее обратимся к ответам на вопрос о том, кто оказал наибольшее влияние на профессиональный выбор учащихся учебных заведений начального профессионального образования.
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос 2: «Кто оказал наибольшее влияние на Ваш профессиональный выбор?» (можно отметить несколько вариантов)
| Количество человек | В % |
выбор профессии был сделан самостоятельно | 108 | 54,0 |
родители | 89 | 44,5 |
друзья | 72 | 36,0 |
учителя в школе | 9 | 4,5 |
психолог (профконсультант) | 6 | 3,0 |
педагоги дополнительного образования | 4 | 2,0 |
Из представленной выше Таблицы 2 видно, что большинство учащихся учебных заведений начального профессионального образования (54,0 %) сделали выбор профессии самостоятельно.
На втором месте находится вариант ответа «выбор был сделан по совету родителей (44,5 %), из чего можно сделать вывод, что влияние семьи на профессиональный выбор молодежи традиционно велико.
Третье место в распределении ответов на вопрос № 2 занимает вариант ответа «друзья» - 36,0 % респондентов. Можно сказать, что молодые люди, выбиравшие профессию по совету друзей, могут оказаться в двоякой ситуации. С одной стороны, друзья – это близкие люди, которые хорошо знают личные качества друг друга и могут дать полезный совет. С другой стороны, друзья, как правило, являются сверстниками и не обладают достаточной информацией о профессиях и рынке образования и труда, как взрослые люди с большим жизненным опытом.
Также среди молодёжи достаточно распространённым вариантом является поступление в учебное заведение за компанию с тем, чтобы больше времени проводить вместе. Поэтому польза влияния друзей на выбор профессии является довольно спорным вопросом.
§ 4,5 % ответивших последовали совету учителя в школе – этот вариант занимает четвёртое место в распределении ответов учащихся учебных заведений начального профессионального образования.
§ 3,0 % молодых людей последовали совету профконсультанта.
§ 2,0 % респондентов – совету педагогов дополнительного образования.
Стоит отметить, что влияние на выбор профессии специалистов, которые в действительности могут помочь сделать правильный выбор, недостаточно велико. Тогда как именно школьные учителя, педагоги дополнительного образования и профконсультанты могут оказать реальную помощь молодым людям в выборе профессии.
Итак, респонденты выбрали профессию под влиянием тех или иных факторов. Перейдём к следующему разделу, касающегося сформированности профессиональных намерений учащихся учебных заведений начального профессионального образования.
|
|