Распределение ответов респондентов на вопрос 1: «Люди выбирают профессию по разным причинам. Отметьте, пожалуйста, причины, руководствуясь которыми

Вы выбирали профессию» (можно отметить несколько вариантов)

 

Мотивы

Количество человек

В %

возможность приобретения новых знаний и умений

110

54,5

возможность получать хороший заработок

84

41,6

возможность сделать карьеру

79

39,1

востребованность профессии на рынке труда

49

24,3

возможность работать творчески, реализовывать свои возможности

44

21,8

гарантия поступление на обучение этой профессии

42

20,8

желание приносить пользу обществу, людям

40

19,8

возможность заниматься любимым делом

38

18,8

возможность работать, не прилагая особых усилий

34

16,8

престиж профессии в обществе

21

10,4

желание унаследовать профессию отца, матери, родственника

19

9,4

возможность иметь много свободного времени

17

8,4

необходимость получить диплом

3

1,5

за компанию с друзьями

3

1,5

Из представленной выше Таблицы 1 видно, что большинство респондентов

(54,5 %) выбирали профессию, ориентируясь на возможность приобретения новых знаний и умений. Надо отметить, что этот мотив выбора профессии имеет достаточно нейтральную окраску, так как не характеризует респондентов как заинтересованных в получении именно той профессии, которую они выбрали.

       Возможность получения хорошего заработка была поставлена опрошенными учащимися на второе место (41,6 %), что снова подтверждает мнение многих специалистов о прагматичности выпускников учебных заведений профессионального образования.

Третье место в распределении ответов занимает вариант ответа «возможность сделать карьеру» (39,1 %).

Такой немаловажный фактор выбора профессии, как востребованность на рынке труда учитывали лишь 24,3 % респондентов – он занимает четвёртое место.

Замыкает пятёрку самых популярных ответов на вопрос о мотивах профессии возможность работать творчески, реализовывать свои возможности (21,8 %).

Гарантия поступления в учебное заведение была отмечена 20,8 % опрошенных. Можно с большой долей вероятности предположить, что этим молодым людям не важно, какой профессии обучаться.

«Желание приносить пользу обществу, людям» отметили 19,8 % респондентов, что дает нам повод предположить, что некоторая часть молодежи не так уж прагматична и расчетлива. Такие молодые люди будут полезны для общества, работая по выбранной профессии.

Возможность заниматься любимым делом является ведущим мотивом выбора профессии всего для 18,8 % опрошенных. У данной группы молодых людей профессиональный интерес выражен в наивысшей форме. Данный факт даёт нам основания предположить, что трудовая деятельность этих респондентов будет успешной, так как общепризнанным является мнение о том, что человек, которому нравится содержание его профессии, работает эффективнее. В сумме с группой респондентов, которая в качестве ведущего мотива отметила возможность работать творчески (20,8 %),  группой, отметившей «желание унаследовать профессию отца (матери)» -9,4%, которая указывает на преемственность поколений в профессии, мы получаем 50 % выпускников профессиональных училищ и лицеев, которые выбрали профессию в соответствии со своим призванием.

Возможность работать, не прилагая усилий, привлекает в будущей профессии 16,8 % респондентов. Данная группа молодых людей, вероятно, не добьётся успеха на трудовом поприще, так как совершенно не имеет желания выполнять трудовые обязанности.

Престиж профессии в обществе важен для 10,4 % опрошенных. Вероятно, в молодёжной среде значимость понятия «престижная профессии» практически утрачена.

       Далее следует группа ответов, набравшая самое небольшое количество голосов:

§ желание унаследовать профессию отца (матери) отметили 9,4 % ответивших; к сожалению, для молодежи неважно, кем работают ее родители.

§ возможность иметь много свободного времени – 8,4 % ответивших;

§ необходимость получить диплом и за компанию с друзьями – 1,5 % и 1,5 % соответственно.

Далее обратимся к ответам на вопрос о том, кто оказал наибольшее влияние на профессиональный выбор учащихся учебных заведений начального профессионального образования.

 

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос 2: «Кто оказал наибольшее влияние на Ваш профессиональный выбор?» (можно отметить несколько вариантов)

 

 

Количество человек

В %

выбор профессии был сделан самостоятельно

108

54,0

родители

89

44,5

друзья

72

36,0

учителя в школе

9

4,5

психолог (профконсультант)

6

3,0

педагоги дополнительного образования

4

2,0

 

Из представленной выше Таблицы 2 видно, что большинство учащихся учебных заведений начального профессионального образования (54,0 %) сделали выбор профессии самостоятельно.

На втором месте находится вариант ответа «выбор был сделан по совету родителей (44,5 %), из чего можно сделать вывод, что влияние семьи на профессиональный выбор молодежи традиционно велико.

Третье место в распределении ответов на вопрос № 2 занимает вариант ответа «друзья» - 36,0 % респондентов. Можно сказать, что молодые люди, выбиравшие профессию по совету друзей, могут оказаться в двоякой ситуации. С одной стороны, друзья – это близкие люди, которые хорошо знают личные качества друг друга и могут дать полезный совет. С другой стороны, друзья, как правило, являются сверстниками и не обладают достаточной информацией о профессиях и рынке образования и труда, как взрослые люди с большим жизненным опытом.

 Также среди молодёжи достаточно распространённым вариантом является поступление в учебное заведение за компанию с тем, чтобы больше времени проводить вместе. Поэтому польза влияния друзей на выбор профессии является довольно спорным вопросом.

§ 4,5 % ответивших последовали совету учителя в школе – этот вариант занимает четвёртое место в распределении ответов учащихся учебных заведений начального профессионального образования.

§ 3,0 % молодых людей последовали совету профконсультанта.

§ 2,0 % респондентов – совету педагогов дополнительного образования.

Стоит отметить, что влияние на выбор профессии специалистов, которые в действительности могут помочь сделать правильный выбор, недостаточно велико. Тогда как именно школьные учителя, педагоги дополнительного образования и профконсультанты могут оказать реальную помощь молодым людям в выборе профессии.

Итак, респонденты выбрали профессию под влиянием тех или иных факторов. Перейдём к следующему разделу, касающегося сформированности профессиональных намерений учащихся учебных заведений начального профессионального образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: