Распределение ответов на вопрос 4: «Будет ли связана Ваша дальнейшая профессиональная деятельность с той профессией, которой Вы обучаетесь?»

(можно отметить только 1 вариант)

 

 

Количество человек

В %

да, после окончания обучения планирую работать по профессии

61

30,2

да, и собираюсь продолжить обучение в вузе

42

20,8

нет, собираюсь поступить в вуз по другой профессии

27

13,4

нет, и собираюсь работать по другой профессии

24

11,9

выбор еще не сделан

19

9,4

да, и собираюсь поступить на курсы, дополняющие профессию

11

5,4

да, я уже работаю по профессии и собираюсь продолжить работать

10

4,9

нет, собираюсь поступить на курсы по другой профессии

8

4,0

Итого:

202

100,0

Как видно из Таблицы 4, большинство респондентов по окончании учебного заведения так или иначе представляют свою профессиональную деятельность, связанной именно с той профессией, которую они осваивают.

 Так, 30,2 % респондентов  планируют в будущем работать по профессии – их профессиональные намерения сформированы, присутствует осознанное отношение к выбранному виду профессиональной деятельности. 20,8 % опрошенных также связывают свою дальнейшую профессиональную деятельность с выбранной профессией, собираясь продолжить «обучение по профилю» в учебном заведении высшего профессионального образования. Надо отметить, что получение высшего образования через систему начального профессионального образования даёт отличные шансы для дальнейшего трудоустройства. Известным фактом является то, что в системе начального и среднего профессионального образования большая часть учебных планов отдана практическим занятиям. Таким образом, студенты, прошедшие через систему начального и среднего профессионального образования, будут иметь  практические навыки, которые позволят им быть конкурентоспособными на рынке труда; 5,4 % ответивших собираются поступить на краткосрочные курсы для углубления знаний по получаемой профессии, то есть хотят повысить свою квалификацию по выбранной профессии с тем, чтобы иметь больше гарантий трудоустройства в будущем, 4,9 % респондентов уже работают по профессии и собираются продолжать работать в дальнейшем. В сумме количество респондентов, которые связывают свое будущее с выбранной профессией, равно 61,3 %.

Абсолютно не связывают свою будущую профессиональную деятельность с выбранной профессией 29,3 % ответивших, из которых 13,4 % собираются поступить в ВУЗ для обучения другой профессии, 11,9 % еще не работают, но планируют работать по окончании учебного заведения по совершенно другой профессии, 4,0 % собираются на краткосрочные курсы для получения другой профессии.

9,4 % респондентов еще не знают, будет ли связана их профессиональная деятельность с той профессией, которой они обучаются (вариант ответа «выбор ещё не сделан).

Подытоживая результаты ответов на данный вопрос, можно сказать, что большинство респондентов (61,3 %) связывают свое будущее с выбранной профессией, что говорит о сформированности их профессиональных намерений. Но в то же время доля молодых людей, сделавшая неверный выбор профессии, сформированность профессиональных намерений у которых отсутствует, достаточно значительна (38,7 %).

Рассмотрим мнение учащихся учебных заведений начального профессионального образования о правильности сделанного профессионального выбора. Полученное распределение ответов также даст нам возможность подтвердить или опровергнуть сделанные выводы по результатам предыдущего вопроса.

 

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос 3: «В процессе обучения Вы ближе познакомились с профессией, которую выбрали. Как Вы считаете, правильно ли Вы выбрали профессию?» (можно отметить только 1 вариант)

 

 

Количество человек

В %

скорее правильно

93

47,0

затрудняюсь ответить

58

29,3

абсолютно правильно

27

13,6

скорее неправильно

12

6,1

абсолютно неправильно

8

4,0

Итого:

198

100,0

       Из Таблицы 5 видно, что на поставленный нами вопрос лидируют те ответы, которые говорят об осознанном выборе профессии учащимися учебных заведений начального профессионального образования. В сумме ответы респондентов «скорее правильно» - 47,0 % и «абсолютно правильно» - 13,6 % дают 60,6 %.

Затрудняются с ответом 29,3 % респондентов, что является показателем того, что эта часть учащихся учебных заведений начального профессионального образования не знает о своих приоритетах в трудовой сфере и, соответственно, выбирала профессию не вполне осознанно или разочаровалась в профессии в период обучения.

6,1 % ответивших, проходя обучение в выбранном учебном заведении, считают, что выбрали профессию скорее неправильно и 4,0 % - что выбрали профессию абсолютно неправильно. Можно предположить, что эти респонденты, число которых в сумме составляет 10,1 %, поступая в учебное заведение, имели недостаточно информации об особенностях и специфике избранной профессии, а также и о своих потенциальных возможностях в её освоении.

Полученные нами данные подтверждают результаты распределения ответов на предыдущий вопрос данного блока о перспективах работы по профессии. Хотя профессиональные намерения сформированы у большинства учащихся учебных заведений начального профессионального образования, присутствует достаточно значительная доля респондентов, у которой выбор профессии был сделан неверно и у которых, соответственно, такая важная часть сформированности профессионального плана, как профессиональные намерения, отсутствуют.

Перейдем к следующему блоку вопросов, который касается отношения учащихся учебных заведений начального профессионального образования Санкт - Петербурга к рынку труда.

 

III. Отношение учащихся учебных заведений

Начального профессионального образования Санкт - Петербурга

К рынку труда

       Отношение учащихся учебных заведений начального профессионального образования Санкт - Петербурга к рынку труда, мы будем оценивать, обращаясь к профессиональным ценностям и факторам, влияющим на адаптированное поведение на рынке труда (оценка шансов трудоустройства, желаемый уровень заработной платы и знание способов поиска работы).  Отношение учащейся молодёжи к рынку труда является важным индикатором профессиональной адаптации.

       Профессиональные ценности рассмотрим, используя ответы на вопрос «Отметьте, пожалуйста, условия труда, важные для Вас при выборе рабочего места».

       Факторы, влияющие на адаптированное поведение на рынке труда, будем оценивать, используя информацию, полученную в результате обработки ответов респондентов на вопросы: «Каковы, по Вашему мнению, Ваши шансы устроиться на работу по осваиваемой профессии?», «На какой уровень заработной платы Вы рассчитываете в первый год после окончания учебного заведения?» и «Назовите пять эффективных способов поиска работы».

       Начнем с анализа ценностных ориентаций респондентов в сфере трудовой деятельности.

 

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос 9: «Отметьте, пожалуйста, условия труда, важные для Вас при выборе рабочего места?»  (можно отметить несколько вариантов)

  Количество человек В %
возможность получать хороший заработок 152 75,2
удобный график работы 119 58,9
возможность работать рядом с домом 117 57,9
возможность профессионального роста 103 51,0
возможность повышения квалификации 93 46,0
нормированный рабочий день 88 43,6
наличие премий по результатам работы 87 43,1
возможность продвижения по службе 86 42,6
гарантированные социальные льготы 77 38,1
работа в офисе 71 35,1
рабочее место, оснащенное современным оборудованием 38 18,8
работа, связанная с разъездами 29 14,4
работа на производстве 29 14,4
работа, связанная с командировками 23 11,4
работа на открытом воздухе 20 9,9
повременная оплата труда 17 8,4
ненормированный рабочий день 14 6,9
сдельная оплата труда 6 3,0
другое (мало работы) 2 1,0

 

Как видно из Таблицы 6, первое место (75,2 %) у опрошенных занимает вариант ответа «возможность получать хороший заработок». На втором месте у респондентов находится вариант «удобный график работы» (58,9 %). Третье место молодые люди отдают возможности работать рядом с домом (57,9 %).

Эти три ответа являются приоритетными для учащихся учебных заведений начального профессионального образования. Для респондентов при выборе будущей работы, помимо выраженной материальной заинтересованности имеют значение комфортные условия работы.

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что при высоком стремлении к высокому заработку достаточно большому количеству опрошенных молодых людей хотелось бы не прилагать к этому особенных усилий – об этом свидетельствует большое число респондентов, профессиональными мотивами которых являются удобный график работы и возможность работать рядом с домом.

Возможность профессионального роста считают важным при выборе рабочего места 51,0 % опрошенных. А возможность повышения квалификации – 46,0 %. Данная группа респондентов при выборе будущего рабочего места руководствуется мотивами познавательного характера. Можно с уверенностью предположить, что такие молодые люди будут развиваться в профессии.

Нормированный рабочий день является приоритетной профессиональной ценностью  для 43,6 % учащихся учебных заведений начального профессионального образования. Наличие премий по результатам работы – для 43,1 % опрошенных.

Возможность продвижения по службе отметили 42,6 % респондентов, а гарантированные социальные льготы важны для  38,1 % молодых людей

Работу в офисе хотели бы выбрать для себя 35,1 % учащихся профессиональных училищ и лицеев, что объясняется присутствием в выборке представителей таких профессий, как секретарь – референт и коммерсант в торговле.

Рабочее место, оснащенное современным оборудованием, является привлекательным только для 18,8 % опрошенных.

Работа, связанная с разъездами, важна для 14,4 % респондентов.

Работу на производстве предпочли бы любой другой только 14,4 % опрошенных. Данный факт достаточно интересен, так как в выборке присутствует достаточное количество представителей профессий, которые могут быть заняты преимущественно на производстве. Так, в выборке присутствуют профессии «станочник широкого профиля», «мастер столярного и мебельного производства», «повар - кондитер», «сварщик». Можно предположить, что эти респонденты не планируют работать по профессии.

Работу, связанную с командировками, предпочли бы 11,4 % респондентов.

Далее следует группа профессиональных ценностей с низкой частотой упоминания у респондентов. Так, «работа на открытом воздухе» привлекает 9,9 % молодых людей,

6,9 % респондентов предпочли бы ненормированный рабочий день, сдельная оплата труда устроила бы только 3,0 % респондентов, и желание иметь минимум работы на будущем рабочем месте озвучил 1,0 % респондентов.

Основываясь на данных, приведённых в Таблице 6, нужно отметить, что ведущей профессиональной ценностью для учащихся профессиональных училищ и лицеев является отчётливо выраженное стремление к высокому заработку (75,2 %). Для достижения своей профессиональной цели респонденты, не желают поступиться комфортом, выбирая в качестве предпочтительных,  такие профессиональные ценности, как удобный график работы  и возможность работать рядом с домом. Эти факты говорят о социальной незрелости большой части учащихся учебных заведений начального профессионального образования. В тоже время существует значительная группа молодых людей, которая при выборе будущего рабочего места (возможность профессионального роста - 51,0 % и возможность повышения квалификации – 46,0 % респондентов). руководствуется мотивами познавательного характера. Выбирая данные профессиональные ценности, молодые люди будут развиваться в профессии. Можно с уверенностью предположить, что у них есть большие шансы в самореализации в профессии и профессиональном успехе.

Перейдём к факторам, влияющим на адаптированное поведение учащихся учебных заведений профессионального образования на рынке труда. Сначала рассмотрим вопрос о шансах на трудоустройство по профессии.

Таблица 7

Распределение ответов на вопрос 7: «Каковы, по Вашему мнению, Ваши шансы устроиться на работу по осваиваемой профессии?» (можно отметить только 1 вариант)

 

 

Количество человек

В %

достаточно высокие

80

39,6

средние

51

25,2

очень высокие

32

15,8

затрудняюсь ответить

20

9,9

низкие

10

5,0

я уже работаю по профессии

9

4,5

Итого:

202

100,0

 

Как видно из Таблицы 7, большинство опрошенных оценивает свои шансы на трудоустройство по профессии как достаточно высокие (39,6 %). 25,2 % респондентов считает, что имеют средние шансы при поиске работы по профессии, 15,8 % респондентов оценивают шансы на трудоустройство как очень высокие. 4,5 % респондентов уже работают по профессии, которой в данный момент обучаются.

Если объединить варианты ответов «очень высокие», «достаточно высокие» и «я уже работаю по профессии», то 59,9 % респондентов дают оптимистичный прогноз своему дальнейшему трудоустройству по выбранной профессии.

9,9 % учащихся учебных заведений начального профессионального образования затрудняются с ответом на данный вопрос и 5,0 % респондентов оценивают свои шансы как низкие. Эта группа респондентов (14,9 %) пессимистична в оценке возможностей своего дальнейшего трудоустройства и не уверена в своих силах и профессиональных возможностях. С большой долей вероятности можно предположить, что, во–первых, данная группа респондентов не обладает желанием применять полученные профессиональные навыки на практике, так как изначально выбрала профессию, не соответствующую своим способностям, склонностям и особенностям характера, а во–вторых, недостаточно информирована о рынке труда.

Перейдём к следующему вопросу, относящемуся к факторам, влияющим на адаптированное поведение на рынке труда. Он касается желаемого уровня заработной платы.

Таблица 8

Распределение ответов на вопрос 5: «На какой уровень заработной платы Вы рассчитываете в первый год после окончания учебного заведения?» (можно дать только 1 вариант ответа)

Уровень заработной платы Количество человек В %
16000-20000 рублей 39 24,6
26000-30000 рублей 28 17,6
21000-25000 рублей 21 13,2
11000-15000 рублей 18 11,3
45000 и выше 18 11,3
другое (хорошую) 18 11,3
6000-10000 рублей 14 8,8
31000-35000 рублей 3 1,9
36000-40000 рублей 0 0
3000-5000 рублей 0 0
Итого: 159 100,0

 

Анализируя распределение предпочтений по желаемой заработной плате по окончании учебного заведения, нельзя не отметить, что довольно значительное число респондентов (21,3 %) не дали ответ на этот вопрос.

Большинство выпускников профессиональных училищ и лицеев (24,6 %) рассчитывают получать в первый год после окончания учебного заведения заработную плату 16000-20000 рублей. 26000-30000 рублей хотели бы получать 17,6 % опрошенных. 21000-25000 рублей –13,2 % респондентов. Количество молодых людей, рассчитывающих на заработную плату в первый год трудовой деятельности в размере от 16000 до 25000 рублей, составляет 55,4 %. Стоит отметить довольно высокий уровень финансовых притязаний у опрошенных молодых людей.

Заработную плату, на которую может рассчитывать вчерашний выпускник учебного заведения начального профессионального образования, отметило небольшое количество молодых людей: 11000-15000 рублей отметили 11,3 % респондентов, а 6000-10000 – 8,8 %.

В распределении ответов на этот вопрос присутствует и группа учащихся учебных заведений начального профессионального образования с завышенным уровнем желаемой заработной платы. Так, 45000 рублей и выше хотели бы получать 11,3 % респондентов, 31000-35000 рублей – 1,9 % респондентов. Сюда же можно условно отнести и группу молодых людей, отметивших вариант «хорошую» (11,3 %).

Подводя итог ответов на вопрос о желаемом уровне заработной платы, отметим, что группа выпускников профессиональных училищ и лицеев, имеющая адекватные запросы о будущей заработной плате, составляет всего 20,1 % (6000 – 15000 рублей). Данной группе респондентов будет проще адаптироваться на рынке труда. Не обладая высокими запросами по желаемой заработной плате, они будут рассматривать большее количество вакансий при поиске работы и, как следствие, быстрее трудоустроятся и начнут профессиональную деятельность.

Группа с завышенными требованиями по заработной плате составляет 30,8 % (26000 рублей и выше). У данной группы молодёжи, очевидно, возникнут сложности при трудоустройстве по профессии, так как подавляющее большинство работодателей не готовы платить вчерашним выпускникам высокую заработную плату.

Наибольшую группу выпускников с зарплатными ожиданиями в 16000-25000 рублей (55,4 %) по окончании учебного заведения начального профессионального образования ожидает ситуация конкуренции на рынке труда. Вакансии с такими заработными платами на рынке труда присутствуют, но для получения рабочего места необходимо максимально соответствовать требованиям работодателя и иметь отличные профессиональные навыки.

 Перейдём к вопросу об информированности выпускников учебных заведений начального профессионального образования о наиболее эффективных способах поиска работы.

 

Таблица 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: