САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ «ВЕКТОР»
ОТЧЕТ
ПО НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
«СОЦИОЛОГИЧЕCКИЙ АНАЛИЗ
СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ
УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА»
САНКТ – ПЕТЕРБУРГ
2011
СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ:
1. Агаркова А.А., специалист по работе с молодёжью отдела информационно – методической работы.
2. Артамонова Л.А., специалист по работе с молодёжью отдела информационно – методической работы.
3. Дегелевич Е.Е., специалист по работе с молодёжью отдела информационно – методической работы.
4. Кудряшова Н.В., директор Центра (до 23.08.2011).
5. Михайлова Л.А., специалист по работе с молодёжью отдела
информационно – методической работы.
6. Никифорова Е.Е., специалист по работе с молодёжью отдела
информационно – методической работы.
7. Полякова И.А., начальник отдела психологической поддержки молодёжи.
8. Соколова Е.В., начальник отдела информационно – методической работы.
9. Шварц Н.Э., специалист по работе с молодёжью отдела
информационно – методической работы.
СОДЕРЖАНИЕ:
Стр.
Введение: ………………………………………………………………………………………...4
Общая характеристика объекта исследования ……………………………………………….12
- Учащиеся учебных заведений начального профессионального образования……...12
- Студенты учебных заведений среднего профессионального образования…………13
- Студенты учебных заведений высшего профессионального образования…………13
1. Учащиеся учебных заведений
начального профессионального образования (ПУ) и лицеев ……………………………….14
1.1. Мотивы выбора профессии учащихся учебных заведений
начального профессионального образования Санкт – Петербурга ………………………...14
1.2. Сформированность профессиональных намерений учащихся учебных заведений начального профессионального образования Санкт – Петербурга..………………………..18
1.3. Отношение учащихся учебных заведений
начального профессионального образования Санкт – Петербурга к рынку труда …..……21
1.4. Отношение учащихся учебных заведений
начального профессионального образования Санкт – Петербурга
к общественной жизни.………………………………………………………………………...28
Выводы.…………………………………………………………………………………………36
2. Студенты учебных заведений
среднего профессионального образования (колледжей и техникумов) …………………...45
2.1. Мотивы выбора профессии студентов учебных заведений
среднего профессионального образования Санкт – Петербурга.…………………………...45
2.2. Сформированность профессиональных намерений студентов учебных заведений среднего профессионального образования Санкт – Петербурга……………………………49
2.3. Отношение студентов учебных заведений
среднего профессионального образования Санкт – Петербурга к рынку труда …………..52
2.4. Отношение студентов учебных заведений
среднего профессионального образования Санкт – Петербурга
к общественной жизни ……………………………………………….......................................60
Выводы …………………………………………………………………………………………68
3. Студенты учебных заведений
высшего профессионального образования (академий, институтов и университетов) ….. 79
3.1. Мотивы выбора профессии студентов учебных заведений высшего профессионального образования Санкт – Петербурга ………………………………………79
3.2. Сформированность профессиональных намерений студентов учебных заведений высшего профессионального образования Санкт – Петербурга ……………………………83
3.3. Отношение студентов учебных заведений
высшего профессионального образования Санкт – Петербурга к рынку труда…...………86
3.4. Отношение студентов учебных заведений
высшего профессионального образования Санкт – Петербурга
к общественной жизни…………………………………………………………………………93
Выводы ………………………………………………………………………………………..101
Заключение ……………………………………………………………………………………113
Литература …………………………………………………………………………………….123
РЕФЕРАТ
Отчет 123 страницы, 42 таблицы, 3 приложения.
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире насчитывается более сорока тысяч профессий. Найти среди них свою, соответствующую личным потребностям, способностям и физиологическим возможностям с одной стороны, и отвечающую требованиям рынка труда, с другой стороны, достаточно сложно.
Проблема выбора профессии остаётся актуальной в наше время. Многие молодые люди до сих пор делают свой профессиональный выбор неосознанно, под влиянием внешних факторов. Надо отметить, что молодежи непросто сориентироваться на рынке образовательных услуг и труда Санкт – Петербурга: появляются новые учебные заведения и образовательные программы, изменяются условия поступления и обучения в учебных заведениях. В то же время появляются новые профессии и специальности, о которых молодежь недостаточно информирована. Также молодёжь недостаточно информирована и о потребностях рынка труда.
Существующий спрос на рабочую силу высокой квалификации и несоответствие перечня профессий, образовательных стандартов и программ подготовки специалистов требованиям рынка существенно сокращает возможности трудоустройства молодежи.
Анализ работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии серьезных проблем в системе профессионального становления молодежи. Одна из них – несоответствие между потребностями рынка труда с одной стороны и мотивацией работников с другой стороны. Формирование у молодежи мотивации к труду, потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии должны стать приоритетными в системе общего и профессионального образования.
Центральной проблемой рынка труда Санкт-Петербурга остается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы в профессионально - квалификационном разрезе.
В структуре спроса наибольший объем имеет сектор профессий квалифицированных рабочих для приоритетных отраслей экономики. При этом в промышленности наблюдается рост потребности в квалифицированных рабочих. По данным Комитета по труду и занятости населения Санкт – Петербурга в 2009-2010 гг. среди общего количества свободных рабочих мест преобладали вакансии по рабочим профессиям и специальностям – 65,6 %, а вакансии для инженерно-технических работников и служащих составляли 34,4 % от общего числа банка данных. По последним данным, предоставленным Комитетом по труду и занятости населения Санкт – Петербурга, В январе-апреле 2011 года в банк вакансий Службы занятости количество предложений по рабочим профессиям составило уже 70,9 % (13).
Неблагоприятное влияние на формирование рабочей силы будут оказывать демографические факторы. Критическая ситуация на рынке труда прогнозируется и в долгосрочной перспективе. Начиная с 2015 года, ожидается существенное сокращение численности трудовых ресурсов до 2871,3 тыс. человек. Количество молодёжи 14-29 лет на рынке труда имеет тенденцию к уменьшению. Так, в 2009 году количество молодых людей 14-29 лет, обратившихся в Службу занятости населения, составляло 90607 человек, а в 2010 году сократилось до 77715 человек. (13)
Сокращение численности молодёжи, проживающей в Санкт-Петербурге, приведет к существенному уменьшению контингента учреждений профессионального образования из числа петербуржцев и притоку на рынок образования и труда иногородней молодежи.
Многочисленные социологические исследования показывают, что в последние годы усилился прагматизм учащихся школ и профессиональных учебных заведений. Сегодня они оценивают выбранную профессию с определенных позиций: получат ли они такие знания, которые помогут им найти достойное место в жестких условиях рыночной конкуренции и обеспечить себя материально.
В настоящее время необходимо усилить профориентационную деятельность школ и профессиональных учебных заведений, совершенствовать ее в соответствии с меняющимися условиями. Школа должна связать систему общего образования с экономической системой, потребности учащихся с нуждами общества, настоящее учащихся с их будущим. Поэтому профориентация в школе должна быть направлена на расширение знаний школьников о себе и стимулирование активного процесса самопознания. Необходимо формировать у старшеклассников адекватное представление о ситуации на рынке труда и перспективах профессиональной жизни в условиях рыночной экономики.
Высокая эффективность профориентационной работы зависит от того, насколько скоординировано функционируют все звенья системы профориентации, а также от того, как профориентация включена в систему социальной и психологической поддержки личности.
Поэтому исследование сформированности профессиональных планов учащейся молодежи Санкт – Петербурга продолжает быть актуальным в условиях современной экономики для выстраивания тактики и стратегии дальнейшего экономического роста.
Исследования по данной тематике проводятся ГУ «Центр содействия занятости и профориентации молодёжи «ВЕКТОР» (ранее- Санкт–Петербургским городским Центром профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения) свыше 20 лет. Данные, полученные в результате опросов, используются в практической работе педагогов – психологов и специалистов по работе с молодёжью, курирующих профориентационную деятельность в районах Санкт – Петербурга; в публикациях, радиовыступлениях, а также могут быть полезными в работе других специалистов, работающих со школьниками и молодёжью.
В данном исследовании представлены основные группы учащейся молодежи Санкт – Петербурга (учащиеся учебных заведений начального профессионального образования, студенты учебных заведений среднего профессионального образования и студенты учебных заведений высшего профессионального образования), анализу каждой из которой будет посвящен отдельный раздел исследования. В конце каждого из разделов будут сделаны выводы. Сравнительный анализ информации по трём группам учащейся молодёжи будет сделан в заключении.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ
1. Адаптация социальная – 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. 2. Должность – служебная обязанность в учреждении или предприятии. 3. Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса (1). |
4. Мотив – 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности (1). Мотивы зависят от интересов и потребностей личности, ее целей. По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп (2): § общая мотивировка; § романтика профессий; § мотивы познавательного характера; § мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; § ссылка на пример; § немотивированный выбор. По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы (1): § мотив, четко и аргументированно обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности; § мотивация нечеткая, недостаточно аргументированная; § мотивация неуверенная, неаргументированная; § никак не аргументированная мотивация. Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда, и насколько четкие и аргументированные мотивы выбора у него присутствуют. |
5. Мотивы профессиональной деятельности – это внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности (на содержание, процесс, результат и др.) или на факторы, лежащие вне профессиональной деятельности (заработок, льготы и др.) (1) 6. Общество — 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений (15) 7. Общественная жизнь - жизнь общества. 8. Ошибки в выборе профессии – затруднения в выборе профессии, связанные с субъективными искажениями либо недостаточностью информации; затруднениями при оценке своих индивидуально-психологических особенностей; несформированностью ряда качеств, необходимых для осуществления процесса подготовки и принятия решения; с объективной сложностью и неопределенностью ситуации выбора и «вредными» влияниями, исходящими из окружающей среды. 9. Потребность– состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребности человека в контексте профессиональной деятельности, по сути, приравниваются к мотивам профессиональной деятельности. |
10. Профессиональная адаптация – активный процесс приспособления молодых людей к новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Профессиональная адаптация характеризуется сохранением и дальнейшим развитием склонностей к конкретной профессиональной деятельности и осуществляется совместно с социальной адаптацией (1). 11. Профессиональная ориентация учащихся – научная система социально экономических, психолого – педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении с учетом потребностей рынка труда в кадрах, способностей и физиологических возможностей личности (1). 12. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи – с одной стороны, наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой стороны – критерий одного из этапов этого процесса (1). 13. Профессиональные намерения – осознанное отношение к определённому виду профессиональной деятельности, включающее знания о предназначении профессии, стремление избрать профессию и получить соответствующее образование. |
14. Профессиональные предпочтения – преимущества того или иного профессионального варианта в сравнении с другими. |
15. Профессиональные склонности личности – расположение личности к той или иной деятельности (1). 16. Профессиональные ценности - любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для человека в процессе профессиональной деятельности. В качестве профессиональных ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для человека конкретные материальные блага. |
17. Профессиональный интерес – интерес личности к предпочитаемому виду деятельности (1). |
18. Профессиональный план – высшая стадия профессионального интереса, оформленного в сознании учащегося как его профессиональный выбор. (14) |
19. Профессия (в переводе с лат. официально указанное занятие, специальность; «объявляю своим делом») - вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки и при этом служит источником дохода. (1). 20. Профконсультант – специалист, оказывающий профориентационные услуги. |
21. Региональный рынок труда – рынок труда Санкт – Петербурга. |
22. Рыноктруда - система отношений между работником и работодателем, которая регулируется соотношением спроса и предложения. Характеризуется количеством специалистов, количеством рабочих мест и заработной платой специалистов (10). |
23. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей (1). 24. Самореализация - процесс раскрытия своих способностей, процесс удовлетворения человеком своей потребности быть тем, кем он может быть. 25. Смысл - индивидуальное значение для субъекта того или иного действия, поступка, события. 26. Социализация - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. 27. Специальность – это совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач. |
28. Склонности – побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту (1). |
29. Способности – такие психологические особенности личности, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами по наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся (2). |
30. Сформированность профессиональных намерений учащейся молодежи - намерения устойчивы, основаны на достаточном знании содержания профессии, условий труда, а также своих интересов, склонностей, способностей (2). 31. Труд – целостная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей. 32. Учащаяся молодёжь Санкт – Петербурга – учащиеся учебных заведений начального профессионального образования, студенты учебных заведений среднего профессионального образования, студенты учебных заведений высшего профессионального образования. 33. Факторы, влияющие на адаптированное поведение на рынке труда – оценка шансов трудоустройства, желаемый уровень заработной платы, знание способов поиска работы. |
34. Ценности – любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для человека. В качестве ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для человека конкретные материальные блага. |
35. Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. |
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Учащиеся учебных заведений начального профессионального образования (профессиональных училищ и лицеев).
2. Студенты учебных заведений среднего профессионального образования (техникумов и колледжей).
3. Студенты учебных заведений высшего профессионального образования (институтов, академий, университетов).
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучение сформированности профессиональных планов учащейся молодежи
Санкт – Петербурга в 2010/2011 учебном году.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Получить информацию о сформированности профессиональных планов учащейся молодежи, ее отношению к рынку труда, ее отношению к общественной жизни в 2010/2011 учебном году.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Выявить мотивы выбора профессии учащейся молодежи Санкт - Петербурга.
2. Собрать факты, касающиеся сформированности профессиональных намерений учащейся молодежи Санкт – Петербурга.
3. Собрать факты, касающиеся отношения учащейся молодежи Санкт - Петербурга
к рынку труда.
4. Собрать факты, касающиеся отношения учащейся молодёжи Санкт – Петербурга к общественной жизни.
В процессе реализации поставленных задач были разработаны три вида анкет для проведения социологического опроса (Приложение 3).