Интерпретация понятий

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ «ВЕКТОР»

 

ОТЧЕТ

ПО НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

 

«СОЦИОЛОГИЧЕCКИЙ АНАЛИЗ

СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ

УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА»

 

САНКТ – ПЕТЕРБУРГ

 

2011

 

 

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ:

 

 

1. Агаркова А.А., специалист по работе с молодёжью отдела информационно – методической работы.

2. Артамонова Л.А., специалист по работе с молодёжью отдела информационно – методической работы.

3. Дегелевич Е.Е., специалист по работе с молодёжью отдела информационно – методической работы.

4. Кудряшова Н.В., директор Центра (до 23.08.2011).

5. Михайлова Л.А., специалист по работе с молодёжью отдела

информационно – методической работы.

6. Никифорова Е.Е., специалист по работе с молодёжью отдела

информационно – методической работы.

7. Полякова И.А., начальник отдела психологической поддержки молодёжи.

8. Соколова Е.В., начальник отдела информационно – методической работы.

9. Шварц Н.Э., специалист по работе с молодёжью отдела

информационно – методической работы.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Стр.

 

Введение: ………………………………………………………………………………………...4

Общая характеристика объекта исследования ……………………………………………….12

  • Учащиеся учебных заведений начального профессионального образования……...12
  • Студенты учебных заведений среднего профессионального образования…………13
  • Студенты учебных заведений высшего профессионального образования…………13

 

1. Учащиеся учебных заведений

начального профессионального образования (ПУ) и лицеев ……………………………….14

1.1. Мотивы выбора профессии учащихся учебных заведений

начального профессионального образования Санкт – Петербурга ………………………...14

1.2. Сформированность профессиональных намерений учащихся учебных заведений начального профессионального образования Санкт – Петербурга..………………………..18

1.3. Отношение учащихся учебных заведений

начального профессионального образования Санкт – Петербурга к рынку труда …..……21

1.4. Отношение учащихся учебных заведений

начального профессионального образования Санкт – Петербурга 

к общественной жизни.………………………………………………………………………...28

Выводы.…………………………………………………………………………………………36

 

2. Студенты учебных заведений

среднего профессионального образования (колледжей и техникумов) …………………...45

2.1. Мотивы выбора профессии студентов учебных заведений

среднего профессионального образования Санкт – Петербурга.…………………………...45

2.2. Сформированность профессиональных намерений студентов учебных заведений среднего профессионального образования Санкт – Петербурга……………………………49

2.3. Отношение студентов учебных заведений

среднего профессионального образования Санкт – Петербурга к рынку труда …………..52

2.4. Отношение студентов учебных заведений

среднего профессионального образования Санкт – Петербурга

к общественной жизни ……………………………………………….......................................60

Выводы …………………………………………………………………………………………68

 

3. Студенты учебных заведений

высшего профессионального образования (академий, институтов и университетов) ….. 79

3.1. Мотивы выбора профессии студентов учебных заведений высшего профессионального образования Санкт – Петербурга ………………………………………79

3.2. Сформированность профессиональных намерений студентов учебных заведений высшего профессионального образования Санкт – Петербурга ……………………………83

3.3. Отношение студентов учебных заведений

высшего профессионального образования Санкт – Петербурга к рынку труда…...………86

3.4. Отношение студентов учебных заведений

высшего профессионального образования Санкт – Петербурга

к общественной жизни…………………………………………………………………………93

 

Выводы ………………………………………………………………………………………..101

 

Заключение ……………………………………………………………………………………113

 

Литература …………………………………………………………………………………….123

РЕФЕРАТ

 

Отчет 123 страницы, 42 таблицы, 3 приложения.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире насчитывается более сорока тысяч профессий. Найти среди них свою, соответствующую личным потребностям, способностям и физиологическим возможностям с одной стороны, и отвечающую требованиям рынка труда, с другой стороны, достаточно сложно.

Проблема выбора профессии остаётся актуальной в наше время. Многие молодые люди до сих пор делают свой профессиональный выбор неосознанно, под влиянием внешних факторов. Надо отметить, что молодежи непросто сориентироваться на рынке образовательных услуг и труда Санкт – Петербурга: появляются новые учебные заведения и образовательные программы, изменяются условия поступления и обучения в учебных заведениях. В то же время появляются новые профессии и специальности, о которых молодежь недостаточно информирована. Также молодёжь недостаточно информирована и о потребностях рынка труда.

Существующий спрос на рабочую силу высокой квалификации и несоответствие перечня профессий, образовательных стандартов и программ подготовки специалистов требованиям рынка существенно сокращает возможности трудоустройства молодежи.

Анализ работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии серьезных проблем в системе профессионального становления молодежи. Одна из них – несоответствие между потребностями рынка труда с одной стороны и мотивацией работников с другой стороны. Формирование у молодежи мотивации к труду, потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии должны стать приоритетными в системе общего и профессионального образования.

Центральной проблемой рынка труда Санкт-Петербурга остается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы в профессионально - квалификационном разрезе.

       В структуре спроса наибольший объем имеет сектор профессий квалифицированных рабочих для приоритетных отраслей экономики. При этом в промышленности наблюдается рост потребности в квалифицированных рабочих. По данным Комитета по труду и занятости населения Санкт – Петербурга в 2009-2010 гг. среди общего количества свободных рабочих мест преобладали вакансии по рабочим профессиям и специальностям – 65,6 %, а вакансии для инженерно-технических работников и служащих составляли 34,4 % от общего числа банка данных. По последним данным, предоставленным Комитетом по труду и занятости населения Санкт – Петербурга, В январе-апреле 2011 года в банк вакансий Службы занятости количество предложений по рабочим профессиям составило уже 70,9 % (13).

       Неблагоприятное влияние на формирование рабочей силы будут оказывать демографические факторы. Критическая ситуация на рынке труда прогнозируется и в долгосрочной перспективе. Начиная с 2015 года, ожидается существенное сокращение численности трудовых ресурсов до 2871,3 тыс. человек. Количество молодёжи 14-29 лет на рынке труда имеет тенденцию к уменьшению. Так, в 2009 году количество молодых людей 14-29 лет, обратившихся в Службу занятости населения, составляло 90607 человек, а в 2010 году сократилось до 77715 человек. (13)

Сокращение численности молодёжи, проживающей в Санкт-Петербурге, приведет к существенному уменьшению контингента учреждений профессионального образования из числа петербуржцев и притоку на рынок образования и труда иногородней молодежи.

       Многочисленные социологические исследования показывают, что в последние годы усилился прагматизм учащихся школ и профессиональных учебных заведений. Сегодня они оценивают выбранную профессию с определенных позиций: получат ли они такие знания, которые помогут им найти достойное место в жестких условиях рыночной конкуренции и обеспечить себя материально.

       В настоящее время необходимо усилить профориентационную деятельность школ и профессиональных учебных заведений, совершенствовать ее в соответствии с меняющимися условиями. Школа должна связать систему общего образования с экономической системой, потребности учащихся с нуждами общества, настоящее учащихся с их будущим. Поэтому профориентация в школе должна быть направлена на расширение знаний школьников о себе и стимулирование активного процесса самопознания. Необходимо формировать у старшеклассников адекватное представление о ситуации на рынке труда и перспективах профессиональной жизни в условиях рыночной экономики.

       Высокая эффективность профориентационной работы зависит от того, насколько скоординировано функционируют все звенья системы профориентации, а также от того, как профориентация включена в систему социальной и психологической поддержки личности.

Поэтому исследование сформированности профессиональных планов учащейся молодежи Санкт – Петербурга продолжает быть актуальным в условиях современной экономики для выстраивания тактики и стратегии дальнейшего экономического роста.

Исследования по данной тематике проводятся ГУ «Центр содействия занятости и профориентации молодёжи «ВЕКТОР» (ранее- Санкт–Петербургским городским Центром профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения) свыше 20 лет. Данные, полученные в результате опросов, используются в практической работе педагогов – психологов и специалистов по работе с молодёжью, курирующих профориентационную деятельность в районах Санкт – Петербурга; в публикациях, радиовыступлениях, а также могут быть полезными в работе других специалистов, работающих со школьниками и молодёжью.

В данном исследовании представлены основные группы учащейся молодежи Санкт – Петербурга (учащиеся учебных заведений начального профессионального образования, студенты учебных заведений среднего профессионального образования и студенты учебных заведений высшего профессионального образования), анализу каждой из которой будет посвящен отдельный раздел исследования. В конце каждого из разделов будут сделаны выводы. Сравнительный анализ информации по трём группам учащейся молодёжи будет сделан в заключении.

 

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ

 

  1. Адаптация социальная – 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. 2.  Должность – служебная обязанность в учреждении или предприятии. 3. Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса (1).
4. Мотив – 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности (1). Мотивы зависят от интересов и потребностей личности, ее целей. По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп (2): § общая мотивировка; § романтика профессий; § мотивы познавательного характера; § мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; § ссылка на пример; § немотивированный выбор.        По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы (1): § мотив, четко и аргументированно обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности; § мотивация нечеткая, недостаточно аргументированная; § мотивация неуверенная, неаргументированная; § никак не аргументированная мотивация. Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда, и насколько четкие и аргументированные мотивы выбора у него присутствуют.
5. Мотивы профессиональной деятельности – это внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности (на содержание, процесс, результат и др.) или на факторы, лежащие вне профессиональной деятельности (заработок, льготы и др.) (1) 6. Общество — 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений (15) 7. Общественная жизнь - жизнь общества. 8. Ошибки в выборе профессии – затруднения в выборе профессии, связанные с субъективными искажениями либо недостаточностью информации; затруднениями при оценке своих индивидуально-психологических особенностей; несформированностью ряда качеств, необходимых для осуществления процесса подготовки и принятия решения; с объективной сложностью и неопределенностью ситуации выбора и «вредными» влияниями, исходящими из окружающей среды. 9. Потребность– состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребности человека в контексте профессиональной деятельности, по сути, приравниваются к мотивам профессиональной деятельности.
10. Профессиональная адаптация – активный процесс приспособления молодых людей к новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Профессиональная адаптация характеризуется сохранением и дальнейшим развитием склонностей к конкретной профессиональной деятельности и осуществляется совместно с социальной адаптацией (1). 11. Профессиональная ориентация учащихся – научная система социально экономических, психолого – педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении с учетом потребностей рынка труда в кадрах, способностей и физиологических возможностей личности (1). 12. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи – с одной стороны, наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой стороны – критерий одного из этапов этого процесса (1). 13. Профессиональные намерения – осознанное отношение к определённому виду профессиональной деятельности, включающее знания о предназначении профессии, стремление избрать профессию и получить соответствующее образование.
 
14. Профессиональные предпочтения – преимущества того или иного профессионального варианта в сравнении с другими.
15. Профессиональные склонности личности – расположение личности к той или иной деятельности (1). 16. Профессиональные ценности - любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для человека в процессе профессиональной деятельности. В качестве профессиональных ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для человека конкретные материальные блага.
17. Профессиональный интерес – интерес личности к предпочитаемому виду деятельности (1).
18. Профессиональный план – высшая стадия профессионального интереса, оформленного в сознании учащегося как его профессиональный выбор. (14)
19. Профессия (в переводе с лат. официально указанное занятие, специальность; «объявляю своим делом») -  вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки и при этом служит источником дохода. (1). 20. Профконсультант – специалист, оказывающий профориентационные услуги.
21. Региональный рынок труда – рынок труда Санкт – Петербурга.
22. Рыноктруда - система отношений между работником и работодателем, которая регулируется соотношением спроса и предложения. Характеризуется количеством специалистов, количеством рабочих мест и заработной платой специалистов (10).
23. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей (1). 24. Самореализация - процесс раскрытия своих способностей, процесс удовлетворения человеком своей потребности быть тем, кем он может быть. 25. Смысл - индивидуальное значение для субъекта того или иного действия, поступка, события. 26. Социализация - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.   27. Специальность – это совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
28. Склонности – побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту (1).
29. Способности – такие психологические особенности личности, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами по наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся (2).
30. Сформированность профессиональных намерений учащейся молодежи - намерения устойчивы, основаны на достаточном знании содержания профессии, условий труда, а также своих интересов, склонностей, способностей (2). 31. Труд – целостная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей. 32. Учащаяся молодёжь Санкт – Петербурга – учащиеся учебных заведений начального профессионального образования, студенты учебных заведений среднего профессионального образования, студенты учебных заведений высшего профессионального образования. 33. Факторы, влияющие на адаптированное поведение на рынке труда – оценка шансов трудоустройства, желаемый уровень заработной платы,  знание способов поиска работы.
34. Ценности – любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для человека. В качестве ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для человека конкретные материальные блага.
35. Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

 

 

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

 

1. Учащиеся учебных заведений начального профессионального образования (профессиональных училищ и лицеев).

2. Студенты учебных заведений среднего профессионального образования (техникумов и колледжей).

3. Студенты учебных заведений высшего профессионального образования (институтов, академий, университетов).

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

 

Изучение сформированности профессиональных планов учащейся молодежи

Санкт – Петербурга в 2010/2011 учебном году.

 

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

 

Получить информацию о сформированности профессиональных планов учащейся молодежи, ее отношению к рынку труда, ее отношению к общественной жизни  в 2010/2011 учебном году.

 

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

 

1. Выявить мотивы выбора профессии учащейся молодежи Санкт - Петербурга.

2. Собрать факты, касающиеся сформированности профессиональных намерений учащейся молодежи Санкт – Петербурга.

3. Собрать факты, касающиеся отношения учащейся молодежи Санкт - Петербурга

к рынку труда.

4. Собрать факты, касающиеся отношения учащейся молодёжи Санкт – Петербурга к общественной жизни.

 

В процессе реализации поставленных задач были разработаны три вида анкет для проведения социологического опроса (Приложение 3).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: