double arrow

Распределение ответов на вопрос 4: «Будет ли связана Ваша дальнейшая профессиональная деятельность с той профессией, которой Вы обучаетесь?» 


(можно отметить только 1 вариант)

 

 

Количество человек

В %

да, и собираюсь продолжить обучение в вузе

67

33,5

да, после окончания обучения планирую работать по профессии

42

21,0

нет, собираюсь поступить в вуз по другой профессии

21

10,5

выбор еще не сделан

23

11,5

нет, и собираюсь работать по другой профессии

10

5,0

да, я уже работаю по профессии и собираюсь продолжить работать

26

13,0

нет, собираюсь поступить на курсы по другой профессии

7

3,5

да, и собираюсь поступить на курсы, дополняющие профессию

4

2,0

Итого:

200

100,0

Как видно из Таблицы 18, большинство респондентов по окончании учебного заведения так или иначе представляют свою профессиональную деятельность, связанной именно с той профессией, которую они осваивают.

Так, 33,5 % собираются продолжить обучение по выбранному профилю в учебном заведении высшего профессионального образования. Надо отметить, что получение высшего образования через систему среднего профессионального образования даёт отличные шансы для дальнейшего трудоустройства. Известным фактом является то, что в системе начального и среднего профессионального образования большая часть учебных планов отдана практическим занятиям. Таким образом, студенты, прошедшие через систему начального и среднего профессионального образования, будут иметь практические навыки, которые позволят им быть конкурентоспособными на рынке труда в дальнейшем.




21,0 % респондентов планируют в будущем сразу приступить к работе про профессии. 13,0 % студентов колледжей и техникумов уже работают по осваиваемой в учебном заведении профессии и планируют продолжать работу после получения диплома. 2,0 % опрошенных также связывают свою дальнейшую профессиональную деятельность с выбранной профессией, собираясь поступить на краткосрочные курсы для углубления знаний. Эта группа студентов хотела бы повысить свою квалификацию по выбранной профессии с тем, чтобы иметь больше гарантий трудоустройства в будущем.

В сумме количество респондентов, которые связывают свое будущее с выбранной профессией, равно 69,5 %. Профессиональные намерения этих молодых людей сформированы, присутствует осознанное отношение к выбранному виду профессиональной деятельности.

Абсолютно не связывают свою будущую профессиональную деятельность с выбранной профессией 19,0 % ответивших, из которых 10,5 % собираются поступить в вуз для обучения другой профессии, 5,0 % еще не работают, но планируют работать по совершенно другой профессии по окончании учебного заведения, и 3,5 % собираются на краткосрочные курсы для получения другой профессии.

11,5 % респондентов еще не знают, будет ли связана их профессиональная деятельность с той профессией, которой они обучаются (вариант ответа «выбор ещё не сделан).



Подытоживая результаты ответов на данный вопрос, можно сказать, что большинство респондентов (69,5 %) связывают свое будущее с выбранной профессией, что говорит о сформированности их профессиональных намерений. Но в то же время доля молодых людей, сделавшая неверный выбор профессии, сформированность профессиональных намерений у которых отсутствует, достаточно значительна (19,0 %).

Рассмотрим мнение учащихся учебных заведений среднего профессионального образования о правильности сделанного профессионального выбора. Полученное распределение ответов также даст нам возможность подтвердить или опровергнуть сделанные выводы по результатам предыдущего вопроса.

 

Таблица 19

Распределение ответов на вопрос 3: «В процессе обучения Вы ближе познакомились с профессией, которую выбрали. Как Вы считаете, правильно ли Вы выбрали профессию?»(можно отметить только 1 вариант)

 

 

Количество человек

В %

скорее правильно

101

50,5

абсолютно правильно

50

25,0

затрудняюсь ответить



26

13,0

скорее неправильно

16

8,0

абсолютно неправильно

7

3,5

Итого:

200

100,0

       Из Таблицы 19 видно, что на поставленный нами вопрос лидируют те ответы, которые говорят об осознанном выборе профессии студентами учебных заведений среднего профессионального образования. В сумме ответы респондентов «скорее правильно» - 50,5 % и «абсолютно правильно» - 25,0 % дают 75,5 %.

Затрудняются с ответом 13,0 % респондентов, что является показателем того, что эта часть студентов учебных заведений среднего профессионального образования не знает о своих приоритетах в трудовой сфере и, соответственно, выбирала профессию не вполне осознанно.

8,0 % ответивших, проходя обучение в выбранном учебном заведении, считают, что выбрали профессию скорее неправильно и 3,5 % - что выбрали профессию абсолютно неправильно. Можно предположить, что эти респонденты, число которых в сумме составляет 11,5 %, поступая в учебное заведение, имели недостаточно информации об особенностях и специфике избранной профессии, а также и о своих потенциальных возможностях в её освоении.

Полученные нами данные подтверждают результаты распределения ответов на предыдущий вопрос данного блока о перспективах работы по профессии. Профессиональные намерения сформированы у большинства учащихся учебных заведений среднего профессионального образования. В дальнейшем они планируют работать по выбранной профессии. Вместе с тем, присутствует достаточно значительная доля респондентов (24,5%), у которой выбор профессии был сделан неверно. У данной категории молодежи отсутствует такая важная часть сформированности профессионального плана, как профессиональные намерения.

Перейдем к следующему блоку вопросов, который касается отношения студентов учебных заведений среднего профессионального образования Санкт - Петербурга к рынку труда.

 

III. Отношение студентов учебных заведений

Среднего профессионального образования Санкт - Петербурга

К рынку труда

       Отношение студентов учебных заведений среднего профессионального образования Санкт - Петербурга к рынку труда, мы будем оценивать, обращаясь к профессиональным ценностям и факторам, влияющих на адаптированное поведение на рынке труда (оценка шансов трудоустройства, желаемый уровень заработной платы и знание способов поиска работы). Отношение учащейся молодёжи к рынку труда является важным индикатором профессиональной адаптации.

       Профессиональные ценности рассмотрим, используя ответы на вопрос «Отметьте, пожалуйста, условия труда, важные для Вас при выборе рабочего места».

       Факторы, влияющие на адаптированное поведение на рынке труда, будем оценивать, используя информацию, полученную в результате обработки ответов респондентов на вопросы: «Каковы, по Вашему мнению, Ваши шансы устроиться на работу по осваиваемой профессии?», «На какой уровень заработной платы Вы рассчитываете в первый год после окончания учебного заведения?» и «Назовите пять эффективных способов поиска работы». Начнем с анализа ценностных ориентаций респондентов в сфере трудовой деятельности.

Таблица 20

Распределение ответов на вопрос 9: «Отметьте, пожалуйста, условия труда, важные для Вас при выборе рабочего места?» (можно отметить несколько вариантов)

  Количество человек В %
возможность получать хороший заработок 161 82,1
возможность профессионального роста 144 73,5
наличие премий по результатам работы 130 66,3
возможность повышения квалификации 122 62,2
удобный график работы 119 60,7
рабочее место, оснащенное современным оборудованием 108 55,1
возможность продвижения по службе 106 54,1
гарантированные социальные льготы 105 53,5
нормированный рабочий день 100 51,0
возможность работать рядом с домом 86 43,9
работа в офисе 65 33,2
повременная оплата труда 48 24,5
работа, связанная с командировками 32 16,3
сдельная оплата труда 23 11,7
работа, связанная с разъездами 23 11,7
работа на открытом воздухе 23 11,7
ненормированный рабочий день 23 11,7
другое (работа с людьми, частые заграничные поездки) 12 6,1
работа на производстве 5 2,6

 

Как видно из Таблицы 20, первое место (82,1 %) у опрошенных занимает вариант ответа «возможность получать хороший заработок». На втором месте у респондентов находится вариант «возможность профессионального роста» (73,5 %). Третье место молодые люди отдают возможности получать премии по результатам работы (66,3 %).

Эти три высказывания являются приоритетными для студентов учебных заведений среднего профессионального образования.

Возможность повышения квалификации в качестве желаемого условия труда была отмечена 62,2 % опрошенных и занимает четвёртое место.

Пятое место студенты учебных заведений среднего профессионального образования отдали удобному графику работы (60,7 %).

Для подавляющего числа респондентов при выборе будущей работы имеют значение мотивы, связанные с материальным благополучием. Но помимо выраженной материальной заинтересованности для молодых людей имеют значение и мотивы познавательного характера, к которым относятся возможность профессионального роста и возможность повышения квалификации. Можно с уверенностью предположить, что молодые люди, отметившие в качестве одного из приоритетных эти мотивы, будут стремиться к развитию в выбранной профессии.

Рабочее место, оснащенное современным оборудованием, является привлекательным для 55,1 % опрошенных.

Возможность продвижения по службе отметили 54,1 % респондентов, а гарантированные социальные льготы важны для 53,5 % молодых людей.

Нормированный рабочий день является приоритетной профессиональной ценностью для 51,0 % студентов учебных заведений среднего профессионального образования. А возможность работать рядом с домом - для 43,9 % опрошенных.

Работу в офисе хотели бы выбрать для себя 33,2 % студентов колледжей и техникумов, что объясняется присутствием в выборке студентов, обучающихся по таким специальностям, как «государственное и муниципальное управление», «финансы», «менеджмент» и «туризм».

Повременная оплата труда заинтересовала бы 24,5 % опрошенных; работа, связанная с командировками – 16,3 %.

Далее следует группа профессиональных ценностей, которую респонденты упоминали наименее часто. Так, сдельная оплата труда; работа, связанная с разъездами; работа на открытом воздухе и ненормированный рабочий день привлекает по 11,7 % молодых людей соответственно.

И совсем немногие студенты колледжей и техникумов отдали предпочтение варианту «другое», где в качестве ответов встречаются такие высказывания, как «работа с людьми» и «частые заграничные поездки».

Только 2,6 % респондентов считают важной для себя работу на производстве.

Данный факт примечателен, так как в выборке присутствует достаточное количество представителей профессий, которые могут быть заняты на производстве. Так, в выборке присутствуют такие специальности, как «информационная безопасность» и «медицинская оптика».

Основываясь на данных, приведённых в Таблице 6, нужно отметить, что ведущей профессиональной ценностью для студентов колледжей и техникумов является отчётливо выраженное стремление к высокому заработку (возможность получать хороший заработок отметили 82,1 %; наличие премий по результатам работы – 66,3 % опрошенных).

Но помимо ярко выраженной материальной заинтересованности для молодых людей имеют значение и мотивы познавательного характера, к которым относятся возможность профессионального роста (73,5 %) и возможность повышения квалификации (62,2 %). Можно с уверенностью предположить, что молодые люди, отметившие в качестве одного из приоритетных эти мотивы, достигнут успеха в выбранной области профессиональной деятельности.

Перейдём к факторам, влияющим на адаптированное поведение учащихся учебных заведений профессионального образования на рынке труда. Сначала рассмотрим вопрос о шансах на трудоустройство по профессии.

Таблица 21

Распределение ответов на вопрос 7: «Каковы, по Вашему мнению, Ваши шансы устроиться на работу по осваиваемой профессии?»(можно отметить только 1 вариант)

 

 

Количество человек

В %

достаточно высокие

84

42,0

средние

70

35,0

очень высокие

27

13,5

затрудняюсь ответить

9

4,5

низкие

5

2,5

я уже работаю по профессии

5

2,5

Итого:

200

100,0

 

Как видно из Таблицы 21, большинство опрошенных оценивает свои шансы на трудоустройство по профессии как достаточно высокие (42,0 %). 35,0 % респондентов считает, что имеют средние шансы при поиске работы по профессии. Только 13,5 % респондентов оценивают шансы на трудоустройство как очень высокие. 2,5 % респондентов уже работают по профессии, которой в данный момент обучаются.

Если объединить варианты ответов «очень высокие», «достаточно высокие» и «я уже работаю по профессии», то 58,0 % респондентов дают оптимистичный прогноз своему дальнейшему трудоустройству по выбранной профессии.

4,5 % студентов учебных заведений среднего профессионального образования затрудняются с ответом на данный вопрос и 2,5 % респондентов оценивают свои шансы как низкие. Эта группа респондентов (7,0 %) пессимистична в оценке возможностей своего дальнейшего трудоустройства и не уверена в своих силах и профессиональных возможностях. С большой долей вероятности можно предположить, что, во–первых, данная группа респондентов не обладает желанием применять полученные профессиональные навыки на практике, так как изначально выбрала профессию, не соответствующую своим способностям, склонностям и особенностям характера, а во–вторых, недостаточно информирована о рынке труда.

Перейдём к следующему вопросу, относящемуся к факторам, влияющим на адаптированное поведение на рынке труда. Он касается желаемого уровня заработной платы.

Таблица 22

Распределение ответов на вопрос 5: «На какой уровень заработной платы Вы рассчитываете в первый год после окончания учебного заведения?»(можно дать только 1 вариант ответа)

Уровень заработной платы Количество человек В %
11000-15000 рублей 41 22,3
16000-20000 рублей 37 20,1
45000 и выше 27 14,7
21000-25000 рублей 20 10,9
26000-30000 рублей 20 10,9
6000-10000 рублей 11 6,0
другое (хорошую) 10 5,4
36000-40000 рублей 8 4,3
31000-35000 рублей 7 3,8
3000-5000 рублей 3 1,6
Итого: 184 100,0

 

Анализируя распределение предпочтений по желаемой заработной плате по окончании учебного заведения, нельзя не отметить, что 8,0 % респондентов не дали ответ на этот вопрос – вероятно, эта часть молодых людей затрудняется с ответом.

Большинство выпускников колледжей и техникумов (22,3 %) рассчитывают получать в первый год после окончания учебного заведения заработную плату

11000-15000 рублей. 16000-20000 рублей хотели бы получать 20,1 % опрошенных.

В целом заработную плату, на которую вполне может рассчитывать вчерашний выпускник учебного заведения среднего профессионального образования, отметила меньшая часть опрошенных молодых людей:  11000-15000 рублей отметили 22,3 %, 6000-10000 рублей – 6,0 % и 3000-5000 рублей – 1,6 % респондентов. В сумме количество таких студентов составляет 29,9 %.

Основная масса студентов учебных заведений среднего профессионального образования отличается весьма завышенным уровнем желаемой заработной платы. Так, 45000 рублей и выше хотели бы получать 14,7 %, 26000-30000 рублей – 10,9 % опрошенных, 36000-40000 рублей – 4,3 %, 31000-35000 рублей – 3,8 % респондентов. Сюда же можно условно отнести и группу молодых людей, отметивших вариант «хорошую» (5,4 %). Эта группа насчитывает 39,1 % респондентов.

21000-25000 рублей – рассчитывают получить в первый год после окончания учебного заведения 10,9 % респондентов.

Подытоживая результаты ответов на вопрос о желаемом уровне заработной платы отметим, что группа выпускников колледжей и техникумов, имеющая адекватные запросы по будущей заработной плате, соответствующие реальности, составляет всего 29,9 % (3000 – 15000 рублей). Данной группе респондентов будет проще адаптироваться на рынке труда. Не обладая высокими запросами по желаемой заработной плате, они будут рассматривать большее количество вакансий при поиске работы и, как следствие, быстрее трудоустроятся и начнут профессиональную карьеру.

Группа с завышенными требованиями по заработной плате составляет 39,1 % (26000 рублей и выше). У данной группы молодёжи, очевидно, возникнут сложности при трудоустройстве по профессии, так как подавляющее большинство работодателей не готовы платить вчерашним выпускникам высокую заработную плату.

Группу выпускников с зарплатными ожиданиями в 16000-25000 рублей (31,0 %) по окончании учебного заведения среднего профессионального образования ожидает ситуация конкуренции на рынке труда. Вакансии с такими заработными платами присутствуют, но для получения рабочего места необходимо максимально соответствовать требованиям работодателя и иметь отличные профессиональные навыки.

Перейдём к вопросу об информированности выпускников учебных заведений среднего профессионального образования о наиболее эффективных способах поиска работы.

 

Таблица 23







Сейчас читают про: