Уголовно-исполнительное (исправительно-трудовое) право в советском государстве (1917 – 1991 гг.)

 

Советский этап в развитии пенитенциарного права начался с попытки реализации передовых идей сформировавшихся в до­революционным период. Многие известные ученые приняли со­ветскую власть и работали в советских государственных учреж­дениях, внося в их организацию прогрессивные демократиче­ские начала организации исполнения наказания.

28 октября 1917 г. постановлением Петроградского Военно-революционного комитета (ВРК) были назначены комиссары в тюрьмы Выборгского района.

Постановлением Народного комиссариата юстиции (НКЮ) от 15 декабря 1917 г. при тюрьмах были утверждены следствен­ные комиссии для проверки правильности ареста, доставляемых в местах заключения лиц и законности содержания арестантов.

12 января 1918 г. в составе НКЮ была образована медицин­ская коллегия для проверки заявлений заключенных о болезнях.

23 января 1918 г. Совет народных комиссаров (СНК) принял Постановление об улучшении продовольствия в Петроградских тюрьмах. 24 января 1918 г. принято постановление НКЮ «О тюремных рабочих командах».

Первым нормативным актом, регулирующим порядок отбывания наказания и устанавливающим виды мест лишения свободы являлась Временная инструкция «О лишении свободы как мере наказания». Характерной особенностью Временной инст­рукции является предоставление самостоятельности местным карательным отделам при разработке и установлении внутрен­него распорядка мест заключения; при этом они могли приме­нять правила «Общей тюремной инструкции 1916 г.».

Временная инструкция определяла следующие места заклю­чения:

— общие места заключения (тюрьмы);

— воспитательно-карательные реформатории и земледельче­ские колонии (в основном для молодежи);

— испытательные заведения для лиц, в отношении которых
есть основания для послабления режима или досрочного освобождения;

— карательно-лечебные заведения (для арестантов с заметно выраженными психическими деформациями);

— тюремные больницы.

Из перечисленных видов мест лишения свободы фактически существовали только общие места заключения (тюрьмы и тюремные больницы).

Временная инструкция предусматривала создание распределительных комиссий. Положение о распределительных комиссиях было принято карательным отделом НКЮ РСФСР 16 ноября 1918 г. Распределительные комиссии определяли вид места лишения свободы, куда должен был направляться осуж­денный после суда.

Одним из первых нормативных актов советской власти, посвященных проблемам преступности несовершеннолетних, был Декрет СНК от 14 января 1918г. «О комиссиях для несовершеннолетних». В нем объявлялись упраздненными суды и тюремное заключение для малолетних несовершеннолетних до 17-летнего возраста. В соответствии с этим Декретом, из мест лишения свободы несовершеннолетние были освобождены, и центр тяжести в борьбе с преступностью среди несовершенно­летних был перенесен на меры воспитательного и предупреди­тельного характера. Вместе с тем проявлялась забота о том, что­бы правонарушители из числа молодежи (17 лет и старше), осу­жденные к лишению свободы, отбывали наказание в особых ис­правительно-трудовых учреждениях.

25 ноября 1918 г. было принято Постановление НКЮ «О досрочном освобождении». Согласно Инструкции о досрочном освобождении лица, отбывающие наказания в местах лишения свободы, могли быть по постановлению народного судьи или революционного трибуна­ла по подсудности освобождены до истечения срока наказания. Ходатайство о досрочном освобождении возбуждалось самим осужденным, его близкими, или распределительной комиссией.

Особое место среди законодательных актов, регулирующих деятельность мест заключения в период гражданской войны, занимает «Устав трудовых земледельческих колоний», утвер­жденный 12 августа 1919 года Наркоматом Юстиции. Будучи итогом длительных поисков и разработок, он впервые в истории

ИТУ в концентрированном виде вводил в их деятельность прогрессивную систему отбывания наказания.

Все заключенные, содержащиеся в трудовых земледельческих колониях делились на четыре разряда: испытуемые, ис­правляющиеся, образцовые и штрафные. Перевод из одного раз­ряда в другой осуществлялся в зависимости от их отношения к труду и успехов в школьном обучении.

В рассматриваемый период возросла политическая и уголов­ная преступность. Советская власть с целью защиты революции приняла решение проявлять решительные меры в борьбе с контрреволюцией и уголовной преступностью. В связи с этим и с учетом развернувшейся гражданской воины и интервенции постановлением СНК ГСФСР от 5 сентября 1918г. «О крас­ном терроре» определялась необходимость защиты республики от классовых врагов путем изолирования их концентрационные лагеря. Данные лагеря были созданы в 1919г. и их существова­ние было закреплено Декретом ВЦИК от 15 апреля 1919г. и Постановлением ВЦИК от 17 мая 1919г. «О лагерях принудительных работ».

Правовые основы функционирования концлагерей отлича­лись от исправительно-трудовых учреждений. В лагеря по по­становлению ВЧК направляли на время гражданской войны лиц из числа иностранных граждан и представителей ранее господ­ствующих классов.

Следующим этапом в развитии исправительно-трудового законодательства стали «Правила внутреннего распорядка а местах заключения», введенные циркуляром НКЮ в июле 1920 г. Правила представляли собой сжатое изложение всех трех разделов и статен, которые составляли в последующем «Положение об общих местах заключения РСФСР 1920 г.».

Положение об общих местах заключения РСФСР 15 ноября 1920 г. стало важным этапом в развитии исправительно-трудовых учреждении. Издание данного нормативного акта бы­ло вызвано необходимостью установления определенных правил в порядке содержания заключенных, создании единообраз­ного режима в местах заключения. Установив четкое распреде­ление заключенных на категории и разряды, и определив для них различные условия содержания, которые изменялись в зависимости от степени исправления. Положение тем самым закре­пило прогрессивную систему отбывания наказания в местах заключения.

Согласно Положению все вновь поступившие в местах лишения свободы помещались в разряд испытуемых, Но поддаю­щиеся исправлению осужденные переводились в штрафном разряд, где устанавливался особо строгий режим содержания. Лица, проявляющие стремление к исправлению, переводились в раз­ряд исправляющихся, а оттуда за отличное поведение — в образцовый. Перевод из одного разряда в другой осуществлялся коллегией места заключения на основании характеристики с учетом поведения, отношения к труду и обучения.

Положение устанавливало 9 видов дисциплинарных наказа­ний:

1) выговор наедине или в присутствии других осужденных;

2) ограничение или лишение права пользоваться библиотекой;

3) ограничение или лишение права переписки;

4) ограничение или лишение права свиданий;

5) ограничение права выписки или передачи;                  

6) перевод на уменьшенный продовольственный паек (применялся за отказ от работы);

7) карцер на срок до 14 суток с выдачей горячей пищи и выводом на прогулку через два дня на третий;

8} перевод в низший разряд;

9) продление срока заключения.                  

Кроме того, в случае упорного неповиновения заключенных или особой тяжести нарушения ими установленного режима коллегия мест заключения могла войти в Распределительную комиссию с представлением о переводе заключенного в особую (изоляционную) тюрьму.

В соответствии с Положением вес заключенные подразделялись на 3 группы:

1) лица, совершившие преступление не имеющие корыстного характера;

2) лица, совершившие преступления в корыстных целях;

3) рецидивисты первой и второй группы.

Коллегия НКЮ РСФСР 5 апреля 1922 г. утвердила Положе­ние о переходных исправительных домах.

Переходные исправительные дома утверждались для заключенных, приговоренных на срок свыше трех лет и переведенных в общих местах заключения (исправдоме) в разряд образцовых, а также для тех приговоренных, которые прибыли в разряд и пробыли в нем (в разряде исправляющихся) не менее 1/4 общего срока и отличились безукоризненным поведением, трудолюбием и успехами в школьных занятиях.

Дальнейшее развитие получил институт досрочного освобо­ждения, который вес более оформляется как институт условно-досрочного освобождения. В этом отношении определяющую роль сыграл Декрет СНК РСФСР от 21 марта 1921 г. «О ли­шении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных», в котором институт условно-досрочного осво­бождения от дальнейшего отбывания наказания регулировался в аспекте общих принципов уголовной ответственности и, в частности, достижении целей наказания.

Обращает на себя внимание практика издания актов применения условно-досрочного освобождения конкретных категорий осужденных в связи с определенными событиями. Так, 5 марта 1923 г. был издан Декрет ВЦИК «Об условно-досрочным осво­бождении заключенных — женщин ко дню празднования интернационального дна работницы». Предписания Декрета распространялись лишь на тех осужденных женщин, которые к 8 марта 1923г. уже отбыли половину срока наказания.

С появлением значительного числа подзаконных актов в сфере исправительно-трудового права возникла необходимость их систематизации. Потребность в этом была подтверждена на­учными и практическими работниками на Всероссийском съезде работников исправительно-трудовых учреждений, проходившем в Москве с 18 по 24 октября 1923 г.

В результате систематизации в 1924 г. был принят первый советский Исправительно-трудовой кодекс.

ИТК 1924 г. подробно регламентировал вопросы организации режима прогрессивной системы и применения дисциплинарных мер воздействия.

В зависимости от особенностей личности, социального по­ложения, мотивов преступления, поведения, успехов в работе и обучении, а также в целях исключения вредного влияния отри­цательно-настроенной части преступников на других заключен­ных, осужденные распределялись но разрядам. Это позволяло исправляющихся заключенных переводить из низших в высшие разряды.

При переводе из одного разряда в другой различали три кате­гории заключенных:

1} подлежащие лишению свободы со строгой изоляцией;

2) профессиональные преступники, а также лица, не принадлежащие к классу трудящихся;

все остальные заключенные, не отнесенные к первым двум категориям.

При поступлении в исправительно-трудовые учреждения, за­ключенные первой и второй категорий помещались в нижний разряд, а осужденных к третьей категории — в любой из трех разрядов.

Исправительно-трудовой кодекс 1924 г. закрепил следующую систему мест заключения:

1) места заключения для применения мер социальной защиты исправительного характера;

2) места заключения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера;

3) места заключения для применения мер защиты медицинского характера.

Систему учреждений для применения мер социальной защиты исправительного характера но ИТК РСФСР 1924 г. составляли:

1) дома заключения для подследственных, приговоренных к лишению свободы до вступления приговора в законную силу, лишенных свободы на срок до 6 месяцев;

2) исправительно-трудовые дома для лишенных свободы на срок свыше 6 месяцев;

3) трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные) для лишенных свободы без строгой изоляции на срок не свыше 5 лет принадлежавших к классу трудящихся, совершивших преступления по несознательности в первый раз или в силу тяжелых материальных условий, случайно, и не склонны к побегу;

4) изоляторы специального назначения для лишенных свобо­ды со строгой изоляцией, не принадлежащих к классу прудя­щихся, а равно лиц хотя и принадлежащих к трудящимся, но особо опасных для Республики пли переведенных в порядке дисциплинарного взыскания;

5) переходные исправительно-трудовые дома для лиц, обна­руживших способность к трудовой жизни и отбывших часть срока лишения свободы в других местах заключения (полусво­бодный режим).

В систему учреждений медико-педагогического характера входили:

1) трудовые дома для осужденных к лишению свободы несо­вершеннолетних правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет;

2) трудовые дома для осужденных к лишению свободы пра­вонарушителей из числа рабоче-крестьянской молодежи в возрасте от 16 до 20 лет.

Учреждения медицинского характера состояли из колонии, институтов психиатрической экспертизы, больниц и т.п.

С начала 30-х годов в исправительно-трудовых учреждениях системы НКЮ политико-воспитательные аппараты сосредото­чили свое внимание на организации социалистического сорев­нования, ударничестве, культурно-массовой работе, общеобра­зовательном и профессионально-техническом образовании. В исправительно-трудовых учреждениях действуют товарищеские суды осужденных. К воспитательной работе с осужденными па общественных началах привлекались местные театры.

В соответствии с постановлением ЦИК и СНК от 15 декабря 1930 г. находящиеся в ведении НКВД места заключения пере­шли в подчинение НКЮ союзных и автономных республик. В составе НКЮ РСФСР было создано Главное управление исправительно-трудовых учреждений (ГУИТУ).

Временное положение о местах лишения свободы 1930 г. закрепило следующую систему мест лишения свободы:

1} изоляторы для подследственных,

2} пересыльные пункты;

3) ИТК;

4) больницы и учреждения для медицинской экспертизы;

5) учреждения для несовершеннолетних правонарушителей.

В конце 20-х годов в исправительно-трудовой политике происходит отход от принципа гуманизма и усиливается карательная функция органов, исполняющих наказания, особенно в отношении осужденных, не принадлежащих к рабочим и крестья­нам. Целый ряд мер был направлен на укрепление режима, в частности ограничивались зачеты рабочих дней, предоставление отпусков, досрочные переводы в высшие разряды «классово-чуждых элементов», социально-опасных преступников, рецидивистов.

Новый этап истории пенитенциарной системы советского государства открывает «Положение об исправительно-трудовых лагерях», утвержденное Постановлением СНК СССР от 7 апре­ля 1930г.

Положение об ИТЛ вместо прежнего деления на лишение свободы со строгой изоляцией и без таковой установило деление на лишение свободы в отдельных местностях СССР и ли­шение свободы в общих местах заключения. Лишение свободы на срок до 3 лет должно было отбываться в общих местах заключения, а на срок от 3 до 10 лет — в ИТЛ.

В 1931 г. было утверждено Временное положение о зачете рабочих дней, заключенным, содержащимся в ИТЛ. Зачет по первой категории труда устанавливал из расчета 4 дня срока за три дня работы, по второй — 5 дней срока за 4 дня работы. Работа исправительно-трудовых учреждений была включена в народно-хозяйственный план. В 1933 г. систему мест лишения свободы пополнили школы ФЗУ индустриального и сельскохо­зяйственного типа,

Осужденные систематически и злостно нарушающие режим содержания, направлялись в штрафные исправительно-трудовые колонии, данный порядок был определен Временным положе­нием о местах лишения свободы, утвержденным Главным управлением исправительно-трудовых учреждений НКЮ РСФСР.

1 августа 1933 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили и ввели в действие новый Исправительно-трудовой кодекс.

ИТК 1933 г. устанавливал 5 видов мест лишения свободы:

1} изоляторы для подследственных;

2) пересыльные пункты;

3)исправительно-трудовые колонии (фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные);

4) учреждения для применения к лишенным свободы мер медицинского характера (институты психиатрической экспертизы, колонии для туберкулезных и других больных);

5) учреждения для несовершеннолетних, лишенных свободы (школы ФЗО индустриального и сельскохозяйственного типа).

Система деления заключенных на разряды и категории отме­нялась.

Предусматривалось создание самодеятельных организаций осужденных, таких, как массово-производственные, культурно-массовые, санитарно-бытовые, товарищеские суды.

Существенным недостатком НТК 1933 г. явилось то, что он не регламентировал деятельность всех мест заключения, т.к. не распространялся на ИТЛ, не включал содержащихся в ИТК 1924г. норм, касающихся трудоустройства, оказания помощи освобождающимся.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 октября 1969 г. вводились в действие «Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных респуб­лики», а 19 декабря 1970 г. был утвержден и 1 июля 1971 г. вступил в действие новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.

Основы и кодекс расширили предмет исправительно-трудового законодательства, так как они стали регулировать 4 вида наказаний — лишение свободы, исправительные работы, ссылку и высылку.

Учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы традиционно занимали ведущие места в уголовно-исполнительной системе страны.

ИТК предусматривал случаи временного оставления осужденных в следственных изоляторах или тюрьме, если это было необходимо для производства следственных действии, а также для выполнения хозяйственных работ.

Тюрьмы предназначались для содержания особо опасных рецидивистов, которым лишение свободы назначалось в виде тю­ремного заключения, лиц, осужденных за тяжкие преступления, а также переведенные из ИТК за злостные нарушения режима.

ИТК предусматривал исполнение наказания в отношении не­совершеннолетних в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима.

В качестве основных средств исправления и перевоспитания осужденных ИТК называет: режим отбывания наказания, обще­ственно полезный труд, политико-воспитательную работу, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение осужденных.

ИТК закрепил основные формы политико-воспитательной работы с осужденными, отнеся к ним: трудовое соревнование; разъяснение законодательства; агитационную работу и пропа­гандистскую работу; культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу; индивидуальную работу.

Политико-воспитательная работа с осужденными должна была проводиться дифференцированно с учетом вида ИТК и установленного в нем режима. В тюрьмах и помещениях камерного типа такая работа проводилась покамерно.

12 июня 1970 г. был введен новый вид уголовного наказания — условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду.

Режим исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в 70-90 годы в своей основе был определен Основами и исправительно-трудовыми кодексами, а также широким комплексом подзаконных актов. Главное место в разряде последних занимали Правила внутреннего распорядка ИТУ 1972 и 1986 г.

Они устанавливали нормы приема осужденных в учреждения, правила их поведения во время работы и отдыха, перечень работ и должностей, но которых запрещается использование осужденных, перечень и количество предметов и вещей, кото­рые они могут иметь при себе, порядок изъятия запрещенных предметов, правила проведения проверок, свидании, приема и вручения осужденным посылок, передач и т.д.

В исправительно-трудовых учреждениях устанавливается отрядная система, которая юридически закрепляла Правилами внутреннего распорядка ИТУ 1972 г. Численность осужденных в отрядах определялась в зависимости от вида режима ИТУ и составляла от 50 до 120 человек.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г. был введен новый вид колоний-поселений, для лип, со­вершивших преступления по неосторожности, осужденных к лишению свободы на срок не свыше 5 лет. В дальнейшем в ИТК-поселениях стали направляться все лица, впервые осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности. В 1985 г. создается новый вид ИТК-поселений для впервые осужденных за умышленные преступления.

В 1977 г. Указом ПВС СССР Основы исправительно-трудового законодательства были дополнены нормой о «кратко­срочных выездах за пределы мест лишения свободы». В соот­ветствии с данной нормой краткосрочные выезды могли быть разрешены осужденным в связи с исключительными личными обстоятельствами.

В 1977 г. Основы уголовного законодательства закрепили порядок условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду.

15 марта 1983 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было принято Положение о порядке и условиях исполне­ния уголовных наказаний, не связанных с мерами исправитель­но-трудового воздействия на осужденных.

Положение определяло правовые основы в виде лишения права занимать определенные должности, или заниматься опре­деленной деятельностью, штрафа, общественного порицания, конфискации имущества, лишения воинского или специального звания.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: